itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Карлсоны против сталинских соколов: шведский авиаполк Зимней войны

Формально Швеция не воевала с 1814 года. Империя Густава II Адольфа и Карла XII ещё в XIX веке предпочла сосредоточиться на самосовершенствовании. Но, когда Сталин решил исправить границу с Финляндией, а заодно принести финнам счастье коммунизма, девять тысяч шведов пошли помогать соседям. Треть всей шведской авиации отправилась оборонять небо Лапландии.

/
15K
45
160
243

Формально Швеция не воевала с 1814 года. Империя Густава II Адольфа и Карла XII ещё в XIX веке предпочла сосредоточиться на самосовершенствовании. Но, когда Сталин решил исправить границу с Финляндией, а заодно принести финнам счастье коммунизма, девять тысяч шведов пошли помогать соседям. Треть всей шведской авиации отправилась оборонять небо Лапландии.

Во время Зимней войны никто не помог финнам больше шведов: 135 тысяч винтовок, 336 орудий, 300 морских мин, 50 миллионов патронов и 300 тысяч снарядов. Продовольствие, лекарства, запчасти, одежда… Объём помощи на современные деньги составил около 1,6 миллиарда долларов США. Взаимные обиды двух народов были оставлены в прошлом.

Швеция не собиралась нарушать свой более чем вековой нейтралитет и рисковать войной с СССР. И всё же Стокгольм решился отправить добровольцев. Это стало секретом Полишинеля — но формальности были соблюдены. Тысяч шведских подданных, составивших две трети всех добровольцев, «там не было».

«Не было» в Финляндии и 19-й авиафлотилии королевских ВВС Швеции. Строго говоря, такой авиафлотилии — авиаполка в шведской номенклатуре — никогда не существовало. Вот только следующая авиачасть по странному стечению обстоятельств получила номер 20. 

Карлсоны идут на войну

Вооружённые силы нейтральной Швеции были невелики. Спасать финнов тайком отправили треть всех военных самолётов королевства, десятки пилотов и сотни человек наземного персонала.

«Несуществующая» авиафлотилия состояла из менее чем 20 машин. Это были двенадцать британских бипланов Gloster Gladiator версий Mk. Is и Mk. IIs; четыре лёгких бомбардировщика-биплана Hawker Hart, собиравшихся в Швеции по британской лицензии; тренировочный Raab-Kazenstein 26 и транспортный Junkers F.13. Потом к ним добавились ещё несколько — в общем счёте в Финляндии побывало 24 шведских самолёта.

Личный состав в основном набрали в 4-й и 8-й авиафлотилиях.

Энтузиазма у лётчиков было много, с навыками дело обстояло хуже.

Шведский генштаб собирался и помочь соседям, и дать хоть кому-то из пилотов реальный боевой опыт.

Шведские пешие добровольцы из-за долгих проволочек попали на фронт только на последние две недели боёв. Их коллеги-лётчики оказались в Финляндии уже в начале января — сразу после сражений при Суомуссалми и на Раатской дороге. Им предстояли два месяца войны против превосходящих во всех смыслах советских ВВС.

Финны назначили шведских авиаторов ответственными за оборону неба Лапландии. Зелёную краску шведских ВВС частично закрасили алюминиевым аэролаком — это был в мировой истории первый случай применения зимнего камуфляжа в авиации. Синие круги с золотыми коронами превратились в финские голубые свастики, а шведские тактические номера — в жёлтые буквы латинского алфавита.

Формально шведы при пересечении границы и после прибытия на аэродром финского Кеми превратились в лётчиков 5-го авиаполка ВВС Финляндии. Поскольку воевать предстояло в глуши, где шведского не знали, с собой авиаторы носили записки по-фински: «я — шведский лётчик-доброволец». Палево — а что делать? Говорящего на чужом языке парашютиста местные могли принять за советского пилота — со всеми вытекающими.

Озёрные обитатели и полковник Филин

ТВД Лапландии — дремучая тайга с узкими дорогами, редкими поселениями и бесчисленными озёрами, которые зимой были единственными фрагментами ровной поверхности без деревьев, пригодными для создания аэродрома. Первой точкой базирования самолётов стало замёрзшее озеро в 15 км к северо-востоку от Рованиеми — база «Оскар». Шасси всех машин заменили на лыжи.

Перекрашенный шведский Гладиатор
Перекрашенный шведский «Гладиатор»

Советские авиаторы тоже базировались на озёрах. Противником шведов стала авиагруппа северного направления при 9-й армии РККА. Она же — «авиагруппа Филина» по фамилии командира, полковника Василия Михайловича Филина.

Её ядром был 145-й истребительный авиаполк, только что собранный из эскадрилий 20-го и 38-го ИАП. В его распоряжении находились несколько десятков истребителей И-15бис. Часть лётчиков уже имела боевой опыт: озеро Хасан, Халхин-Гол, Испания. Ещё в группу Филина входили эскадрилья бомбардировщиков ДБ-3 и эскадрилья разведчиков Р-5. Советские пилоты уже открыли счёт: 24 декабря капитан Сокол сбил разведывательный Junkers W.34.

Вслед за единственной успешно наступавшей дивизией 9-й армии, 122-й стрелковой, советские авиаторы принялись разворачивать передовые базы на озёрах всё ближе к Рованиеми.

Одну из таких баз шведские авиаторы и отправились бомбить 12 января.

Первый бой комом

В полёт должны были отправиться все четыре «харта» и девять «гладиаторов». Однако из-за сильного мороза завести удалось моторы только четырёх истребителей.

Шведы атаковали попавшуюся советскую колонну, а в 14:40 появились над передовым аэродромом на озере Мяркъярви. Только военлётов Филина там не было. Незадолго до обеда они успели перебазироваться на аэродром Кайрала.

Скандинавы сбросили бомбы. На не ожидавшем налёта объекте началась беспорядочная стрельба. Трое красноармейцев погибли, трое были ранены. На льду оставались два У-2 и нелётный И-15бис. По ним не попали. Однако в отчёте шведы сообщили о двух сбитых и трёх разбомбленных истребителях.

Пилот «Глостера» с бортовым F Якоби по сей день считается первым шведским лётчиком, сбившим вражеский самолёт. Видимо, чтобы дальнейшее не выглядело совсем уж безысходным.

На выходе из атаки шведам пришлось на малой высоте проскакивать между холмами. Сказалось отсутствие опыта. Строй рассыпался, все пытались вырулить сами по себе. Два «харта» с бортовыми X и Y столкнулись: один упал на другого. Пилоты выпрыгнули с парашютами и попали в плен — в том числе командир эскадрильи бомбардировщиков. Они вернутся в Швецию в мае 1940 года.

Стрелки покинуть машины до падения не смогли. Один из них рухнул на землю в машине и погиб — по найденной при нём записке командование РККА узнало, что в воздухе появились шведы. Ко второму, Сундстену, судьба оказалась благосклоннее. Его «Харт» принял горизонтальное положении и приземлился мягко. Он достал из самолёта лыжи и совершил 90-километровый переход при 40-градусном морозе, уворачиваясь от советских патрулей.

Хокер Харт — ещё официально шведский
«Хокер Харт» — ещё официально шведский

Оставшиеся самолёты потеряли друг друга. На обратном пути «Харт» с бортовым Z догнало поднявшееся на перехват советское звено. Военлёты Крючков, Громов и Бондаренко записали на свой счёт победу: они изрешетили и принудили противника к посадке на замёрзшее болото. Экипаж переждал в зарослях, пока истребители израсходовали боезапас по упавшей машине, а затем достал лыжи и добрался до финских частей.

В первом бою шведская авиагруппа лишилась трёх из четырёх бомбардировщиков. Чудом уцелела машина, где на месте стрелка был командир полка майор Бекхаммар.

Собачьи свалки над Лапландией: не Нарва, но и не Полтава

К одиночному «Харту» через некоторое время присоединился ещё один. Они совершали редкие набеги на советские цели до конца войны без особого успеха. Двадцать второго января «Харт» атаковал базу 145-го полка в Кайрале, но даже финские источники не упоминают о нанесённом ущербе. Восемнадцатого февраля один из бомбардировщиков в ночном налёте заявил о повреждении на поле советского И-15… что советские данные не подтверждают.

Шведские истребители сосредоточились над прикрытием неба над Рованиеми, Кеми, Оулу и Кемиярви. Двенадцать машин, разделённые на четвёрки и пары, должны были защитить огромное пространство при многократном советском превосходстве. Получалось не очень.

Проблем добавляли морозы и технические моменты. Шестнадцатого января пара «гладиаторов» трижды поднималась на перехват советских бомбардировщиков в районе Оулу с неработающими пулемётами: шведы собирались идти на таран. Тарана не понадобилось: советские самолёты в тот день Оулу так и не нашли.

Первое столкновение в воздухе произошло на следующий день, 17 января. Четвёрка «гладиаторов» встретила четвёрку «И-15бис». Дальнейшее не совсем понятно. Боя как такового не случилось. Шведы дали пару очередей издалека. Советские лётчики ретировались. Скандинавы, несмотря на превосходство в скорости, преследовать не стали.

И-15бис на лыжном шасси
И-15бис на лыжном шасси

На следующий день из радиоперехвата стало известно: 145-й полк потерял два истребителя. Лейтенант Бондаренко совершил вынужденную посадку в лесу после перегрева двигателя, самолёт восстановлению не подлежал. Второй скапотировал при посадке, лейтенант Венедиктов был ранен.

Шведы записали две победы фенрихам Мартину и Сальвену — не пропадать же добру.

Настоящий бой произошёл 23 января. Четвёрка шведов под командованием фенриха Якоби отправилась на перехват советских истребителей, расстреливавших финскую пехоту под Мяркъярви. Шведы сообщили, что встретили четвёрку «И-15бис». Советские источники говорят о звене лейтенанта Конкина, как было принято в ВВС РККА, из трёх машин.

Вооружение самолётов было почти одинаковым. Однако советских пилотов защищали бронеспинки, а на британских машинах их не было. Впрочем, стреляли шведы не слишком метко: на трёх советских машинах после боя нашли по 25, 14 и две пробоины, хотя скандинавы израсходовали бо́льшую часть боезапаса.

Лейтенант Конкин стрелял лучше. Истребитель фенриха Шёквиста взорвался в воздухе. Затем на горизонте показалось звено скоростных И-16. Скандинавы сочли за благо выйти из боя, пока это было возможно.

Двадцать шестого января шведы чуть не потеряли ещё две машины. Два пилота заблудились в тумане и приземлились вместо своей базы на одной из советских. Под огнём они едва сумели подняться в воздух и унести ноги.

Карлсоны против бомбардировщиков

С последних чисел января группа Филина и бомбардировщики из авиагруппы 14-й армии начали масштабное воздушное наступление на северные финские города. Двадцать девятого января крупный налёт на Рованиеми сорвался из-за облачности. Спустя два дня 36 СБ-2 и ДБ-3 обрушили на город 27 тонн бомб. Помешать им шведы не смогли, хотя пытались.

Дальний бомбардировщик ДБ-3
Дальний бомбардировщик ДБ-3

Первого февраля на Рованиеми вышли сорок советских бомбардировщиков. Они атаковали пятью группами с разных сторон. Первую шведы прозевали, зато во второй фенрих Сальвен сумел сбить СБ-2 пятого смешанного авиаполка, сделав более двухсот попаданий. Весь экипаж лейтенанта Бабкина погиб. Это стало первой объективно подтверждённой победой шведских истребителей. Бортстрелки советских бомбардировщиков заявили об уничтожении трёх вражеских истребителей, но шведы потерь не имели.

К середине февраля десяток шведских истребителей должен был прикрывать от всё более многочисленных советских бомбардировщиков участок фронта в 200 километров.

Шведы считают, что сорвали 35 бомбёжек, советские источники относятся к этому тезису с большим скепсисом.

Большей части советских бомбардировщиков, повреждённых истребителями, удавалось дотянуть до баз. До сих пор неизвестна судьба СБ-2 лейтенанта Даниленко, о сбитии которого 21 февраля заявляли шведы.

В большинстве случаев скандинавы и советские военлёты банально не встречали друг друга в небе. Тому способствовали и погода, и не слишком большой профессионализм переутомлённых шведских пилотов… и «выдающиеся» умения довоенных советских экипажей бомбардировщиков, которые привели к большому скандалу и «разборам полётов» в Кремле.

Двадцать первого февраля семь советских СБ-2 умудрились заблудиться и вместо Рованиеми скинуть бомбы на шведский посёлок Паяла более чем в ста километрах от цели. Правда, из 150 бомб в пределы посёлка попали лишь несколько и налёт обошёлся шведам в двух раненых гражданских.

Эйнар — гроза СБ и Карлсон — победитель гиганта

Лишь в последние дни войны шведы достигли серьёзных успехов.

Седьмого марта только что прибывший по ротации из Швеции фенрих Эйнар Телер перехватил под Оулу звено из трёх СБ-2. Несколькими очередями он поджёг сначала один, потом второй бомбардировщик. Экипажи только что прибывшего на фронт 34-го дальнеразведывательного авиаполка погибли.

Один из сбитых Телером СБ-2
Один из сбитых Телером СБ-2

Спустя три дня другой лётчик на том же «Гладиаторе» с бортовым I превзошёл успех Эйнара, одержав последнюю и крупнейшую воздушную победу в истории шведских ВВС. Гидеон Карлсон встретил близ Рованиеми шестёрку огромных четырёхмоторных ТБ-3. Это были машины 1-го тяжелобомбардировочного авиаполка из Ростова-на-Дону. Одной из них командовал лейтенант Николай Гастелло.

В 1941-м ТБ-3 будут трагически лёгкой добычей для автопушек Bf-109.

Но для «Гладиатора» с четырьмя 7,7-м пулемётами советский гигант был опасным противником и сложной целью. Хотя бы в теории.

Карлсон расстрелял по двигателям ТБ-3 весь боезапас, поджигая один мотор за другим. Теория не сработала. Советские бортстрелки не сумели защитить свою машину — в шведском самолёте нашли лишь одно попадание.

Горящий самолёт пошёл на вынужденную посадку на озеро Муртоселкё близ Кемиярви. Экипаж лейтенанта Карепова принял бой с финской пехотой. Они продолжали сражаться, пока не кончились патроны. В перестрелке погибли трое авиаторов. Командир Карепов и штурман Коган застрелились, чтобы не попасть в плен. Трое бортстрелков сдались.

Фотографии единственного потерянного в Зимнюю войну ТБ-3 облетели весь мир.

Сбитый шведами ТБ-3
Сбитый шведами ТБ-3

В тот же день и шведы понесли последнюю потерю. Один из «гладиаторов» из-за ошибки в обслуживании развалился в воздухе во время испытательного полёта. Инженер Хилдингер погиб.

Тринадцатого марта война закончилась и шведские добровольцы вернулись домой. За два военных месяца они потеряли троих погибшими и двоих пленными, утратив три бомбардировщика и три истребителя. За это время они сбили четыре советских самолёта: три СБ-2 и один ТБ-3. Остальные победы советскими источниками не подтверждаются. Помешать бомбёжкам красноармейцев они смогли не больше, чем советские пилоты 50-х — американцам в Корее.

Впрочем, для лётчиков нейтральной страны без боевого опыта и с сомнительными навыками мирного времени всё могло сложиться ещё хуже. Впечатлённые осознанием слабости своих ВВС и разрушительности современной воздушной войны, шведы к концу войны нарастили численность военной авиации до 800 единиц, попутно заложив собственную школу военного авиастроения. В процессе освоения лётной техники они понесли гораздо бо́льшие потери, чем на советско-финском фронте. В 2018 году вышла скандальная публикация: по данным рассекреченных архивов оказалось, что невоюющая страна к 1945 году потеряла в лётных происшествиях около 250 человек.

Hoвости СМИ2
«‡„ÛÁ͇...
Битва при Сволли
Двое против тридцати

5 сентября 1612 года маленькая английская эскадра из четырех кораблей — Red Dragon, Hosiander, James и Solomon, — бросила якорь на рейде индийского порта Сурат в устье реки Тапти. Командовал ей капитан Томас Бест. Его экспедиция была последней отчаянной попыткой Ост-Индской компании наладить в здешних краях торговый пост. В 1609 году король Иаков, разозлённый отсутствием результатов, дал ей три года сроку. Если бы Бесту не удалось добиться успеха, Компании оставалось бы несколько месяцев.

23K
22
7
0
15 головоломных фактов о войне в Корее

Что мы знаем о чучхе? Ничего. И то не все. Корейская война 50-53 годов — из разряда тех исторических событий, где все участвующие стороны «предательски напали из засады», виноватых не найти, да и кому перед кем извиняться — непонятно.

60K
58
75
30
Дарфурская резня
Кровавое наступление сахарских песков

О резне в суданской провинции Дарфур все уже успели подзабыть за более яркими конфликтами. Но её стоит вспомнить в качестве примера, как изменения климата могут влиять на судьбы стран и народов.

35K
23
3
73
Война за ухо Дженкинса
«Псс, не хотите немного Casus Belli?»

«Сasus belli» — формальный повод к войне. Этот термин ввели в оборот юридически грамотные римляне, задолго до нас знавшие свои права. Классический пример повода к войне — пресловутый «сараевский выстрел». Но история знает и куда более сюрреалистические casus belli. Не правда ли, занятно, когда в названии войны присутствует часть человеческого тела? Осталось ответить на вопрос: кто, кому и что отрезал, а главное, зачем? И почему только ухо? Чего так скромно? Отправимся за ответами в не столь далёкий XVIII век.

16K
22
2
63
4 примера идиотских поражений
Когда «логику придумали трусы!»

Иногда провальность выбранной стратегии и тактики лежат на поверхности. Но тщеславие и жажда лёгкой победы настолько застилают глаза полководцам, что ведут их прямиком к позорному поражению.

37K
44
0
76
Сэндвич «Цезарь»
Самая необычная осада древности

«Пришёл, увидел, победил», — сказал про себя великий Цезарь в 47 году до н.э. Однако в 52 до н.э. крылатое выражение могло бы звучать как «пришёл, увидел, осадил». Или, если ещё точнее: «пришёл, организовал инженерно-сапёрные работы, построил осадные укрепления, чуть было не лишился головы, когда подошло галльское подкрепление, но в последний момент, благодаря контратаке и личному обаянию, всё-таки победил».

18K
23
4
93
Атака лёгкой кавалерии здорового человека
Как польская конница совершила невозможное и открыла Наполеону дорогу на Мадрид

Любители истории прекрасно знают, что такое «Атака лёгкой кавалерии» (ей посвящены и картина, и поэма, и фильм с одноимённым названием). В битве под Балаклавой элитная бригада британской конницы из-за ошибки командования угодила под перекрёстные залпы русских пушек и ружей. И хотя отчаянные британцы под ураганным огнём прорвались-таки к назначенной им целью батарее и попутно опрокинули казачий полк, контратака русских улан заставила их отступить. Бригада понесла катастрофические потери, а бой стал для бриттов образцом «слабоумия и отваги» — первое в отношении командования, второе — всадников.

27K
26
25
249
Самые глупые поводы для войны (1/2)
За что умирали люди: футбол, гуано и религиозные видения

Война — дело серьёзное. И повод для неё нужен серьёзный. Например, уникальные месторождения невредных ископаемых, фокусы с оружием массового поражения, геноцид… Но попадаются и ещё более уважительные причины.

21K
20
4
100
Самые глупые поводы для войны (2/2)

В первой части нашей подборки перечислены далеко не все идиотские причины кровопролитных войн. К сожалению, таких примеров в истории было довольно много. Вот ещё несколько.

20K
15
10
111
10 «школьных» заблуждений о предвоенных репрессиях в Красной армии

Красную армию обезглавили перед войной. 1941 года не было бы, если бы не 1937-й. А может быть, наоборот, репрессии — это очищение? Так как же всё было на самом деле?

30K
76
321
767
Самый тёмный час: штурм Грозного

Штурм Грозного зимой 1994-95 годов стал крупнейшей катастрофой современной российской армии. Операция, которую планировали провести быстро и красиво, обернулась оглушительной трагедией. Как же так вышло?

29K
115
106
1.4K
Играй, гармонь: советские разведчики против гармонистов вермахта

Каждый офицер вермахта на Восточном фронте должен был знать — никаких концертов на передовой. А иначе на звуки музыки придут русские разведчики и «поаплодируют» музыкантам гранатами и автоматными очередями. Именно так нашёл свою смерть гауптман Краум — большой любитель балалаек и гармошек.

20K
51
16
279
Кто кого? Сталин против Сталина

Когда Сталин умер, люди тут же стали рассказывать небылицы про «управление войной по глобусу». Сейчас Иосифа Виссарионовича часто представляют непогрешимым и несгибаемым. Истина же в том, что в военном отношении Сталин был неплохой стратег, но никудышный тактик.

18K
67
645
522
Тест: знаете ли вы биографию маршала Победы Георгия Жукова?

Георгий Константинович Жуков — полководец, сыгравший ключевую роль в победе над нацизмом. Давайте посмотрим, знаете ли вы биографию великого маршала.

16K
8
16
283
Операция «Козлёнок»: как спецназ ЮЗА встречал Рождество

Что делать, если Рождество встретить хочется за накрытым столом, а всех припасов — сухой паёк? Правильно — проявить недюжинную смекалку. Как южноафриканские полицейские в разгар войны в Анголе отметили новогодние праздники — в нашем материале.

16K
56
15
97
Китай — забытый фронт Второй мировой

В начале 1944-го японская армия начала масштабное наступление в Китае. «Ити-го» стала последней успешной операцией стран «Оси» во Второй мировой. Могли ли японцы предпринять её раньше и завоевать Китай? Как изменился бы в этом случае ход войны?

15K
60
33
516
Воздушный дредноут: как СССР чуть не построил стометровый самолёт

В начале 30-х в СССР пестовали идею создания самолётов-гигантов. Военные, впечатлённые идеями генерала Дуэ, рисовали в воображении ряды огромных бомбовозов, стройными рядами плывущих к неприятельским индустриальным центрам. ТБ-6 со своим 95-метровым размахом крыла должен был стать крупнейшим, но так и не увидел свет. О судьбе воздушного колосса — в нашей статье.

13K
38
57
111
Ближневосточная «прохоровка»: иранские «чифтены» против иракских Т-62

Сотни танков сошлись в смертельной схватке, сдаваться не собирался никто… Июль 1943-го, Прохоровка? Нет, январь 1981-го, Хузестан. Именно там развернулось крупное танковое сражение ирано-иракской войны. Об иранской операции «Победа», противостоянии западной и советской бронетехники и противоречивых итогах битвы — в материале WARHEAD.SU.

13K
58
8
426
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

98K
56
41
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

96K
29
13
81
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

89K
80
27
742
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

62K
94
57
979
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

59K
52
57
591
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

56K
69
68
862
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

55K
76
35
719
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

55K
53
42
1.1K
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

55K
51
11
432
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

218K
95
58
897
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

116K
74
19
869
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

98K
56
41
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

96K
29
13
81
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

91K
42
29
457
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

89K
80
27
742
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

86K
7
3
276
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе

Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.

76K
34
14
172
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

76K
28
17
346