Авианесущие гиганты: «один корабль, чтобы всех заменить»

В погоне за бомбой

Первые идеи о постройке не просто большого, а гигантского авианосца пришли к американцам ещё в 1945 году. Тогда флот пытался отбить у будущих ВВС почётное звание «главного по атомной бомбе». Бомбы были большие и требовали большого самолёта; на существующие и строящиеся авианосцы они не влезали, и пришлось спроектировать корабль побольше — CVA-58 United States. Это был проект авианосца почти в полтора раза большего, чем только что спущенный на воду Midway. Для CVA-58 даже добавили новую букву в номер — А-Attack (ударный), поскольку в обычную классификацию он уже не влезал.

CVA-58 United States, ранний вариант с поворотными трубами. На палубе видны модели реактивных стратегических бомбардировщиков

United States должен был иметь в авиагруппе не только обычные палубные самолёты, но и специально разработанный стратегический палубный бомбардировщик, носитель ядерного оружия. Но на этом мысль военных не остановилась. В планах в 1949 году было начать проектирование авианосца с длиной палубы в 500 метров (против 330 у United States), с которого взлетали бы не просто стратегические бомбардировщики, а машины с межконтинентальной дальностью, не сильно уступающие В‑36.

Художественное представление запуска стратегических бомбардировщиков с CVA-58

События 1949 года, когда руководство США сделало выбор в пользу ВВС, оборвали историю как United States, так и следующего проекта, работу над которым даже не успели начать.

Через некоторое время идеи CVA-58 всё же нашли своё выражение в первом серийном суперавианосце Forrestal. Но вот мысли о постройке совсем гигантских кораблей дальнейшего развития не получили. Новые типы авианосцев, которые к тому же вскоре стали атомными, вполне устраивали моряков. Всё что надо, вполне летало и так, да и атомные бомбы теперь влезали на любой самолёт.

Некоторые самолёты для CVA-58 проектировались сразу с прицелом на будущий более крупный корабль. Один из таких примеров — реактивный бомбардировщик Fairchild M-121, успевший побыть конкурентом и для В-52

Брони много не бывает

Но шло время, и идеи о морском гиганте начали возвращаться. Вновь они возникли в достаточно сложный для авианосцев период. В конце 70-х концепция флота ядерных суперавианосцев подверглась серьёзной критике со стороны американских политиков и военных аналитиков. Высказывалось мнение, что такие корабли слишком уязвимы к современным противокорабельным средствам (особенно при использовании ядерного оружия), стоят много, а цена их потери очень высока.

На смену предлагался флот небольших (по сути эскортных) авианосцев с авиагруппами из СВВП и вертолётов. И, хоть по отдельности они были куда уязвимее своих старших коллег, из-за их количества можно было полагаться на принцип «всех не перебьют». Такая идея не могла не вызвать резкое отторжение у части американских моряков, выступавших за развитие авианосных сил (более известных под прозвищем «авианосная мафия»).

VSTOL Support Ship — небольшой авианосец для СВВП и вертолётов, пришедший на замену идее совсем маленького Sea Control Ship

В ходе противодействия плану о лёгких авианосцах родилась идея построить что-то куда бо́льшее, чем обычный суперавианосец. Наибольший интерес представляет проект так называемого ультраавианосца (ultracarrier) от группы аналитиков во главе с Дональдом Фортом.

Они предлагали, используя технологии строительства супертанкеров, создать аналог стандартного авианосца, но с упором на защиту от любой возможной атаки — в том числе и с применением ядерного вооружения. Из планируемых 500 тысяч тонн водоизмещения почти 185 тысяч должно было уйти на пассивную защиту (броня, усиление живучести, системы борьбы за живучесть и другое), а ещё десять тысяч — на защиту активную (средства обнаружения, зенитные и противоракетные комплексы). В размерах ультраавианосец больше рос в ширину (122 метра против 78 у авианосцев класса Nimitz) и высоту, чем в длину (381 метр против 317 у Nimitz).

Внешний вид ультраавианосца. Шесть катапульт дают серьёзное преимущество в скорости запуска перед обычными авианосцами. Кроме того, интересно размещение всех самолётоподъёмников в бронированной надстройке

Даже с учётом того, что значительная часть водоизмещения ушла на живучесть, у ультраавианосца оставалось ещё полно свободного места. Предполагалось использовать его для хранения значительных запасов различных грузов, нужных как самому авианосцу, так и его «группе поддержки». Благо, расширенная полётная палуба позволяла принимать грузовые самолёты и осуществлять их разгрузку без особого вреда для боеспособности авианосца. По сути, ультраавианосец мог выполнять роль грузового хаба для остальных кораблей в группе — или даже для наземных войск.

Но всё же это не была его основная задача.

Авианосец для больших птичек

Проект так и не был принят командованием флота, но всё же не прошёл незамеченным. В 1980-е годы, когда «авианосная мафия» наконец «заборола» сторонников лёгкого авианесущего флота, к идее построить что-то большое вернулись. Моряков не устраивало, что их авианосцы не могли принимать грузовую авиацию.

Конечно, посадить на палубу С-130 или идущего ему на замену YC-15 (предок С-17) можно, но разгрузить его было бы сущим мучением!

Да и все операции по подъёму и приёму палубной авиации это прервало бы. А что, если в этот момент ещё и противник атакует?

В качестве решения проблемы появилась программа CLO (Carrier of Large Objects).

McDonnell Douglas YC-15 должен был заменить старичка С-130. Одним из главных преимуществ новой машины было сокращения разбега более чем в два раза. Это вызывало серьёзный интерес у флота

Изначально идея была достаточно простой. Взять за основу конструкции что-то вроде супертанкера — длиной около метров 300 и водоизмещением примерно в 100 тысяч тонн. Оборудовать на таком корабле посадочную палубу, способную принять грузовой самолёт класса С-130, совсем не сложно. Остальной полезный объём можно отдать под хранилища — держать там топливо, боекомплекты для кораблей, снаряжение, а также еду для морпехов.

Груз после принятия или хранили бы на CLO, или передали бы дальше — с помощью тяжёлых грузовых вертолётов, конвертопланов или грузовых катеров, для которых в корме оборудовали бы полноценный док. Его же можно было использовать для обеспечения десантных операций. Один CLO, даже «скромных» размеров, смог бы перевозить десанта больше, чем УДК типа Wasp.

Различные варианты Carrier of Large Objects. Длина наибольшего — 295 метров

Как и в случае с ультраавианосцем, быстро обнаружилось, что свободного места и тоннажа на CLO на все изначальные задачи хватает с избытком. А значит, можно было слегка «поизвращаться». Например, на такой корабль без всяких проблем влез бы комплекс ПВО AEGIS в полном составе. Более того, пусковые ячейки ракет Mk41 можно было ставить на CLO чуть ли не десятками, при этом он бы не сильно потерял в эффективности выполнения основной задачи. Таким образом, кроме функций мобильного склада и грузового хаба, CLO мог стать основой ПВО всего ордера.

Проект представили в 1988 году, и он вызвал интерес у руководства флота, особенно в связке с другой перспективной идеей — кораблями-арсеналами. CLO мог выступать в качестве мобильной базы для арсеналов, перевозя для них огромное количество ракет. За счёт перезарядки прямо в море боевой потенциал такой связки выглядел очень серьёзно.

Два корабля арсенала с поддержкой одного CLO смогли три дня вести боевые действия, каждые сутки запуская по 4500 крылатых ракет.

Такого «ракетного» дождя хватило бы для вбивания почти любой страны на Земле в каменный век.

Мечтать по-крупному

В 1989 году проект CLO получил дальнейшее развитие в виде идеи суперносителя. Развитие мысли шло просто — если взять за основу самый большой супертанкер (а лучше — построить что-то куда бо́льшее), то один такой корабль сможет заменить целый флот.

Авторы проекта предлагали построить для флота США три суперносителя водоизмещением в 700 тысяч тонн, длиной в 850 метров и шириной в 160 метров. Всего один суперноситель мог нести авиагруппу в 240 боевых самолётов и 100 вертолётов или конвертопланов различных типов. Кроме того, его подъёмники и ангары были способны работать с самолётами даже размера грузового YC-15. Корабль имел четыре дока — два по бортам для грузовых и десантных кораблей, один в корме (для базирования лёгких сил флота вроде катеров и даже небольших корветов) и один под килем — для снабжения подводных лодок типа Los Angeles.

Как выглядел проект суперносителя — неизвестно. По описанию он похож на увеличенный супертанкер с огромной полётной палубой и небольшой надстройкой, утыканной антеннами и радарами

Оборону корабля обеспечивали различные системы ПВО, по своему боевому потенциалу превосходящие обычную американскую АУГ того периода в 1,2 раза. В качестве наступательного вооружения выступали 4096 универсальные ячейки — в них можно было устанавливать зенитные ракеты, крылатые ракеты различного назначения или вертикальные орудия.

Кроме того, суперноситель имел на борту 32 шахты для баллистических ракет, которые можно было использовать для выполнения задач противокосмической обороны и развёртывания орбитальной группировки. Ну и наконец, на корабле предстояло постоянно базироваться одному полному полку морской пехоты.

Конечно, даже один такой корабль стоил бы не просто много, а неприлично много. Впрочем, по расчётам авторов суперноситель всё равно вышел бы дешевле, чем вся АУГ, которую он мог заменить в одиночку. Конечно, в «старом» мире серьёзном вопросом оказалась бы живучесть такого корабля, ведь на него не грех потратить и самое крутое оружие — с максимальным использованием различных ядерных «подарков». Но в 1989–1990 годах мир менялся буквально на глазах. СССР стремительно катился к краху, и у многих в США возникала мысль, что больше серьёзных противников у Америки просто не будет.

Универсальный док-авианосец Carrier Dock Multimission

На смену CLO пришла идея куда более скромного универсального дока-авианосца Carrier Dock Multimission, но его создать не удалось. Всерьёз этот вариант — в отличии от CLO — никто даже и не рассматривал.

Работы над CLO прекратились в 1991 году, и одной из причин этого стало рождение новой концепции — мобильной офшорной базы, гигантского плавучего аэродрома, способного принимать не только средние и лёгкие грузовые самолёты, но и тяжёлые С-5.

Один из проектов офшорной базы

На сегодняшний день идея гигантского авианосца по-прежнему не востребована. Долгое время вообще господствовала мысль сделать ставку на небольшие корабли и литоральные операции, и лишь недавно этот тренд начал меняться. Да и бюджет США с трудом позволяет закупать новые авианосцы типа Gerald R. Ford (речи о чём-то более серьёзном вообще не идёт).

Но кто знает, может, в будущем все эти безумные идеи вернутся, и мы всё же увидим авианосец размером больше супертанкера.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий