itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Авианесущие гиганты: «один корабль, чтобы всех заменить»

Американские атомные авианосцы — одни из крупнейших боевых кораблей, которые когда-либо были построены. Но флоту США их было мало. В конце XX столетия проектировались корабли длиной почти в километр и водоизмещением в сотни тысяч тонн. Как американцы дошли до такой идеи и зачем она вообще была нужна?

/
7.1K
44
51
95

Американские атомные авианосцы — одни из крупнейших боевых кораблей, которые когда-либо были построены. Но флоту США их было мало. В конце XX столетия проектировались корабли длиной почти в километр и водоизмещением в сотни тысяч тонн. Как американцы дошли до такой идеи и зачем она вообще была нужна?

В погоне за бомбой

Первые идеи о постройке не просто большого, а гигантского авианосца пришли к американцам ещё в 1945 году. Тогда флот пытался отбить у будущих ВВС почётное звание «главного по атомной бомбе». Бомбы были большие и требовали большого самолёта; на существующие и строящиеся авианосцы они не влезали, и пришлось спроектировать корабль побольше — CVA-58 United States. Это был проект авианосца почти в полтора раза большего, чем только что спущенный на воду Midway. Для CVA-58 даже добавили новую букву в номер — А-Attack (ударный), поскольку в обычную классификацию он уже не влезал.

CVA-58 United States, ранний вариант с поворотными трубами. На палубе видны модели реактивных стратегических бомбардировщиков
CVA-58 United States, ранний вариант с поворотными трубами. На палубе видны модели реактивных стратегических бомбардировщиков

United States должен был иметь в авиагруппе не только обычные палубные самолёты, но и специально разработанный стратегический палубный бомбардировщик, носитель ядерного оружия. Но на этом мысль военных не остановилась. В планах в 1949 году было начать проектирование авианосца с длиной палубы в 500 метров (против 330 у United States), с которого взлетали бы не просто стратегические бомбардировщики, а машины с межконтинентальной дальностью, не сильно уступающие В‑36.

Художественное представление запуска стратегических бомбардировщиков с CVA-58
Художественное представление запуска стратегических бомбардировщиков с CVA-58

События 1949 года, когда руководство США сделало выбор в пользу ВВС, оборвали историю как United States, так и следующего проекта, работу над которым даже не успели начать.

Через некоторое время идеи CVA-58 всё же нашли своё выражение в первом серийном суперавианосце Forrestal. Но вот мысли о постройке совсем гигантских кораблей дальнейшего развития не получили. Новые типы авианосцев, которые к тому же вскоре стали атомными, вполне устраивали моряков. Всё что надо, вполне летало и так, да и атомные бомбы теперь влезали на любой самолёт.

Некоторые самолёты для CVA-58 проектировались сразу с прицелом на будущий более крупный корабль. Один из таких примеров — реактивный бомбардировщик Fairchild M-121, успевший побыть конкурентом и для В-52
Некоторые самолёты для CVA-58 проектировались сразу с прицелом на будущий более крупный корабль. Один из таких примеров — реактивный бомбардировщик Fairchild M-121, успевший побыть конкурентом и для В-52

Брони много не бывает

Но шло время, и идеи о морском гиганте начали возвращаться. Вновь они возникли в достаточно сложный для авианосцев период. В конце 70-х концепция флота ядерных суперавианосцев подверглась серьёзной критике со стороны американских политиков и военных аналитиков. Высказывалось мнение, что такие корабли слишком уязвимы к современным противокорабельным средствам (особенно при использовании ядерного оружия), стоят много, а цена их потери очень высока.

На смену предлагался флот небольших (по сути эскортных) авианосцев с авиагруппами из СВВП и вертолётов. И, хоть по отдельности они были куда уязвимее своих старших коллег, из-за их количества можно было полагаться на принцип «всех не перебьют». Такая идея не могла не вызвать резкое отторжение у части американских моряков, выступавших за развитие авианосных сил (более известных под прозвищем «авианосная мафия»).

VSTOL Support Ship — небольшой авианосец для СВВП и вертолётов, пришедший на замену идее совсем маленького Sea Control Ship
VSTOL Support Ship — небольшой авианосец для СВВП и вертолётов, пришедший на замену идее совсем маленького Sea Control Ship

В ходе противодействия плану о лёгких авианосцах родилась идея построить что-то куда бо́льшее, чем обычный суперавианосец. Наибольший интерес представляет проект так называемого ультраавианосца (ultracarrier) от группы аналитиков во главе с Дональдом Фортом.

Они предлагали, используя технологии строительства супертанкеров, создать аналог стандартного авианосца, но с упором на защиту от любой возможной атаки — в том числе и с применением ядерного вооружения. Из планируемых 500 тысяч тонн водоизмещения почти 185 тысяч должно было уйти на пассивную защиту (броня, усиление живучести, системы борьбы за живучесть и другое), а ещё десять тысяч — на защиту активную (средства обнаружения, зенитные и противоракетные комплексы). В размерах ультраавианосец больше рос в ширину (122 метра против 78 у авианосцев класса Nimitz) и высоту, чем в длину (381 метр против 317 у Nimitz).

Внешний вид ультраавианосца. Шесть катапульт дают серьёзное преимущество в скорости запуска перед обычными авианосцами. Кроме того, интересно размещение всех самолётоподъёмников в бронированной надстройке
Внешний вид ультраавианосца. Шесть катапульт дают серьёзное преимущество в скорости запуска перед обычными авианосцами. Кроме того, интересно размещение всех самолётоподъёмников в бронированной надстройке

Даже с учётом того, что значительная часть водоизмещения ушла на живучесть, у ультраавианосца оставалось ещё полно свободного места. Предполагалось использовать его для хранения значительных запасов различных грузов, нужных как самому авианосцу, так и его «группе поддержки». Благо, расширенная полётная палуба позволяла принимать грузовые самолёты и осуществлять их разгрузку без особого вреда для боеспособности авианосца. По сути, ультраавианосец мог выполнять роль грузового хаба для остальных кораблей в группе — или даже для наземных войск.

Но всё же это не была его основная задача.

Авианосец для больших птичек

Проект так и не был принят командованием флота, но всё же не прошёл незамеченным. В 1980-е годы, когда «авианосная мафия» наконец «заборола» сторонников лёгкого авианесущего флота, к идее построить что-то большое вернулись. Моряков не устраивало, что их авианосцы не могли принимать грузовую авиацию.

Конечно, посадить на палубу С-130 или идущего ему на замену YC-15 (предок С-17) можно, но разгрузить его было бы сущим мучением!

Да и все операции по подъёму и приёму палубной авиации это прервало бы. А что, если в этот момент ещё и противник атакует?

В качестве решения проблемы появилась программа CLO (Carrier of Large Objects).

McDonnell Douglas YC-15 должен был заменить старичка С-130. Одним из главных преимуществ новой машины было сокращения разбега более чем в два раза. Это вызывало серьёзный интерес у флота
McDonnell Douglas YC-15 должен был заменить старичка С-130. Одним из главных преимуществ новой машины было сокращения разбега более чем в два раза. Это вызывало серьёзный интерес у флота

Изначально идея была достаточно простой. Взять за основу конструкции что-то вроде супертанкера — длиной около метров 300 и водоизмещением примерно в 100 тысяч тонн. Оборудовать на таком корабле посадочную палубу, способную принять грузовой самолёт класса С-130, совсем не сложно. Остальной полезный объём можно отдать под хранилища — держать там топливо, боекомплекты для кораблей, снаряжение, а также еду для морпехов.

Груз после принятия или хранили бы на CLO, или передали бы дальше — с помощью тяжёлых грузовых вертолётов, конвертопланов или грузовых катеров, для которых в корме оборудовали бы полноценный док. Его же можно было использовать для обеспечения десантных операций. Один CLO, даже «скромных» размеров, смог бы перевозить десанта больше, чем УДК типа Wasp.

Различные варианты Carrier of Large Objects. Длина наибольшего — 295 метров
Различные варианты Carrier of Large Objects. Длина наибольшего — 295 метров

Как и в случае с ультраавианосцем, быстро обнаружилось, что свободного места и тоннажа на CLO на все изначальные задачи хватает с избытком. А значит, можно было слегка «поизвращаться». Например, на такой корабль без всяких проблем влез бы комплекс ПВО AEGIS в полном составе. Более того, пусковые ячейки ракет Mk41 можно было ставить на CLO чуть ли не десятками, при этом он бы не сильно потерял в эффективности выполнения основной задачи. Таким образом, кроме функций мобильного склада и грузового хаба, CLO мог стать основой ПВО всего ордера.

Проект представили в 1988 году, и он вызвал интерес у руководства флота, особенно в связке с другой перспективной идеей — кораблями-арсеналами. CLO мог выступать в качестве мобильной базы для арсеналов, перевозя для них огромное количество ракет. За счёт перезарядки прямо в море боевой потенциал такой связки выглядел очень серьёзно.

Два корабля арсенала с поддержкой одного CLO смогли три дня вести боевые действия, каждые сутки запуская по 4500 крылатых ракет.

Такого «ракетного» дождя хватило бы для вбивания почти любой страны на Земле в каменный век.

Мечтать по-крупному

В 1989 году проект CLO получил дальнейшее развитие в виде идеи суперносителя. Развитие мысли шло просто — если взять за основу самый большой супертанкер (а лучше — построить что-то куда бо́льшее), то один такой корабль сможет заменить целый флот.

Авторы проекта предлагали построить для флота США три суперносителя водоизмещением в 700 тысяч тонн, длиной в 850 метров и шириной в 160 метров. Всего один суперноситель мог нести авиагруппу в 240 боевых самолётов и 100 вертолётов или конвертопланов различных типов. Кроме того, его подъёмники и ангары были способны работать с самолётами даже размера грузового YC-15. Корабль имел четыре дока — два по бортам для грузовых и десантных кораблей, один в корме (для базирования лёгких сил флота вроде катеров и даже небольших корветов) и один под килем — для снабжения подводных лодок типа Los Angeles.

Как выглядел проект суперносителя — неизвестно. По описанию он похож на увеличенный супертанкер с огромной полётной палубой и небольшой надстройкой, утыканной антеннами и радарами
Как выглядел проект суперносителя — неизвестно. По описанию он похож на увеличенный супертанкер с огромной полётной палубой и небольшой надстройкой, утыканной антеннами и радарами

Оборону корабля обеспечивали различные системы ПВО, по своему боевому потенциалу превосходящие обычную американскую АУГ того периода в 1,2 раза. В качестве наступательного вооружения выступали 4096 универсальные ячейки — в них можно было устанавливать зенитные ракеты, крылатые ракеты различного назначения или вертикальные орудия.

Кроме того, суперноситель имел на борту 32 шахты для баллистических ракет, которые можно было использовать для выполнения задач противокосмической обороны и развёртывания орбитальной группировки. Ну и наконец, на корабле предстояло постоянно базироваться одному полному полку морской пехоты.

Конечно, даже один такой корабль стоил бы не просто много, а неприлично много. Впрочем, по расчётам авторов суперноситель всё равно вышел бы дешевле, чем вся АУГ, которую он мог заменить в одиночку. Конечно, в «старом» мире серьёзном вопросом оказалась бы живучесть такого корабля, ведь на него не грех потратить и самое крутое оружие — с максимальным использованием различных ядерных «подарков». Но в 1989–1990 годах мир менялся буквально на глазах. СССР стремительно катился к краху, и у многих в США возникала мысль, что больше серьёзных противников у Америки просто не будет.

Универсальный док-авианосец Carrier Dock Multimission
Универсальный док-авианосец Carrier Dock Multimission

На смену CLO пришла идея куда более скромного универсального дока-авианосца Carrier Dock Multimission, но его создать не удалось. Всерьёз этот вариант — в отличии от CLO — никто даже и не рассматривал.

Работы над CLO прекратились в 1991 году, и одной из причин этого стало рождение новой концепции — мобильной офшорной базы, гигантского плавучего аэродрома, способного принимать не только средние и лёгкие грузовые самолёты, но и тяжёлые С-5.

Один из проектов офшорной базы
Один из проектов офшорной базы

На сегодняшний день идея гигантского авианосца по-прежнему не востребована. Долгое время вообще господствовала мысль сделать ставку на небольшие корабли и литоральные операции, и лишь недавно этот тренд начал меняться. Да и бюджет США с трудом позволяет закупать новые авианосцы типа Gerald R. Ford (речи о чём-то более серьёзном вообще не идёт).

Но кто знает, может, в будущем все эти безумные идеи вернутся, и мы всё же увидим авианосец размером больше супертанкера.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Hoвости СМИ2
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

25K
29
8
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

55K
54
23
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

27K
31
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

35K
36
6
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

33K
19
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

15K
25
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

13K
11
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

13K
27
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

12K
14
0
0
Час презрения: террористическая катастрофа в Будённовске

Теракт лета 1995 года в Будённовске стал одной из самых страшных катастроф в истории современной России. Его последствия ушли далеко за рамки простого злодеяния с массовыми жертвами. Произошёл перелом всей войны в Чечне, а эпоха массового террора только открывалась…

28K
182
166
1.9K
Белый спецназ: почему в рядах американских коммандос так мало нацменьшинств?

Спасибо голливудским боевикам, про американский спецназ сегодня знают даже дети. На земле, в небесах и на море крутые парни наводят ужас на врагов, защищая свободу и демократию. И конечно, в духе политкорректности, как минимум треть этих бойцов — из нацменьшинств. Что совершенно противоречит реальности. Почему в рядах коммандос так мало чёрных?

26K
136
111
1.6K
Спецназ мира: чьи нормативы жёстче?

Хотите попасть в ряды мирового спецназа? Легче лёгкого! Если, конечно, вы готовы к самым жёстким физическим испытаниям. Каким именно — рассказываем в этой статье.

24K
52
32
375
Советские БМП: не первые и не лучшие?

Советские БМП — один из поводов для гордости за наше танкостроение. Они и первые в своём классе, и всегда превосходили западные аналоги, как часто можно услышать. Вот только при более внимательном изучении вопроса всё выглядит уже не так однозначно…

24K
62
136
434
Мастерами кунг-фу не рождаются: китайских пограничников научат боевым искусствам

Мастерами кунг-фу становятся! После кровопролитной драки с индийцами китайское командование озаботилось рукопашной подготовкой бойцов. Для подготовки пограничников Тибета сформирован специальный отряд из инструкторов боевых искусств.

21K
28
22
56
Силовое задержание: взгляд российского полицейского на задержание Флойда и беспорядки в США

Смерть Джорджа Флойда и последовавшие за ней события в США по-прежнему в центре внимания СМИ. Ситуацию с задержанием афроамериканца и массовыми беспорядками в интервью Андрею Уланову прокомментировал действующий офицер российской полиции.

21K
114
390
1.5K
Супернадёжность, дешевизна и старость: 5 мифов об автомате Калашникова

70 лет в строю, десятки миллионов выпущенных автоматов по всему миру — воистину легендарное оружие! А от легенд, как известно, и до мифов недалеко. Мы собрали пять самых популярных из них.

17K
124
103
860
Закон Мёрфи и немецкое вундерваффе: как финны пытались остановить советские танки

Летом 1944 года Красная армия прорвала финскую оборону на Карельском перешейке. Советские танки стремительно продвигались к Выборгу по узким дорогам среди дремучих лесов, где их ожидали горячие финские парни, вооружённые немецкими фаустпатронами. Это был первый для финнов опыт применения «панцерфаустов» — и всё, что могло пойти не так, пошло не так…

17K
91
88
679
Тест: какой вы бомбардировщик Второй мировой?

Вторая мировая отметилась массовым применением бомбардировщиков — как стратегических, так и «самолётов поля боя». Каким из них могли бы оказаться вы?

17K
37
23
410
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

78K
122
61
979
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

70K
66
72
591
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

66K
71
51
1.1K
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», — гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

63K
73
76
862
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

62K
82
37
719
Если бы Союз проиграл: 5 альтернативно-исторических мифов о будущем Третьего рейха

Что было бы, если бы СССР проиграл Великую Отечественную? Как заявляют фанатичные любители немецкого орднунга, в этом случае Германия стала бы непобедима, завоевала бы весь мир, вышла бы первой в космос… Вот только такая оценка не выдерживает критики. WARHEAD.SU подробно разобрал пять излюбленных тезисов рейхофилов.

54K
73
406
703
10 «школьных» заблуждений о предвоенных репрессиях в Красной армии

Красную армию обезглавили перед войной. 1941 года не было бы, если бы не 1937-й. А может быть, наоборот, репрессии — это очищение? Так как же всё было на самом деле?

50K
106
378
786
«Месть за муки»: как сражались освобождённые из плена красноармейцы

Те, кто прошёл ужасы немецкого плена, рвались в бой, едва лишь выйдя на свободу. Ими двигала жажда мести, желание расплатиться с мучителями. Вновь оказавшись в строю, они показывали себя отличными, дисциплинированными солдатами. Пример тому — участие бывших пленных в форсировании Одера в составе 47-й гвардейской танковой бригады.

47K
68
83
1.7K
Норвежцы в Карелии: разгром эсэсовских добровольцев

Норвегию оккупировали в самом начале Второй мировой. Дальнейшее участие страны в войне ограничилось подпольной войной или боевыми действиями добровольцев. Многие попали в армии союзников, но некоторые служили в СС. Именно им и не повезло оказаться в Карелии в июне 1944 года.

45K
43
71
933
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

270K
123
83
897
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

144K
37
13
81
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

136K
75
55
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

132K
96
24
869
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

102K
56
33
457
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

102K
100
29
742
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

98K
10
4
276
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

85K
44
8
274
Кто такие гренадеры: могучие великаны военной истории

Многие почему-то зовут их гренадёрами. Это ошибка, но возможно, в таком наименовании подсознательно отразилась сама суть этого рода войск. Ведь гренадеры всегда были не прочь надрать пятую точку любому противнику.

80K
46
8
358