itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Авианесущие гиганты: «один корабль, чтобы всех заменить»

Американские атомные авианосцы — одни из крупнейших боевых кораблей, которые когда-либо были построены. Но флоту США их было мало. В конце XX столетия проектировались корабли длиной почти в километр и водоизмещением в сотни тысяч тонн. Как американцы дошли до такой идеи и зачем она вообще была нужна?

/
6.9K
44
51
95

Американские атомные авианосцы — одни из крупнейших боевых кораблей, которые когда-либо были построены. Но флоту США их было мало. В конце XX столетия проектировались корабли длиной почти в километр и водоизмещением в сотни тысяч тонн. Как американцы дошли до такой идеи и зачем она вообще была нужна?

В погоне за бомбой

Первые идеи о постройке не просто большого, а гигантского авианосца пришли к американцам ещё в 1945 году. Тогда флот пытался отбить у будущих ВВС почётное звание «главного по атомной бомбе». Бомбы были большие и требовали большого самолёта; на существующие и строящиеся авианосцы они не влезали, и пришлось спроектировать корабль побольше — CVA-58 United States. Это был проект авианосца почти в полтора раза большего, чем только что спущенный на воду Midway. Для CVA-58 даже добавили новую букву в номер — А-Attack (ударный), поскольку в обычную классификацию он уже не влезал.

CVA-58 United States, ранний вариант с поворотными трубами. На палубе видны модели реактивных стратегических бомбардировщиков
CVA-58 United States, ранний вариант с поворотными трубами. На палубе видны модели реактивных стратегических бомбардировщиков

United States должен был иметь в авиагруппе не только обычные палубные самолёты, но и специально разработанный стратегический палубный бомбардировщик, носитель ядерного оружия. Но на этом мысль военных не остановилась. В планах в 1949 году было начать проектирование авианосца с длиной палубы в 500 метров (против 330 у United States), с которого взлетали бы не просто стратегические бомбардировщики, а машины с межконтинентальной дальностью, не сильно уступающие В‑36.

Художественное представление запуска стратегических бомбардировщиков с CVA-58
Художественное представление запуска стратегических бомбардировщиков с CVA-58

События 1949 года, когда руководство США сделало выбор в пользу ВВС, оборвали историю как United States, так и следующего проекта, работу над которым даже не успели начать.

Через некоторое время идеи CVA-58 всё же нашли своё выражение в первом серийном суперавианосце Forrestal. Но вот мысли о постройке совсем гигантских кораблей дальнейшего развития не получили. Новые типы авианосцев, которые к тому же вскоре стали атомными, вполне устраивали моряков. Всё что надо, вполне летало и так, да и атомные бомбы теперь влезали на любой самолёт.

Некоторые самолёты для CVA-58 проектировались сразу с прицелом на будущий более крупный корабль. Один из таких примеров — реактивный бомбардировщик Fairchild M-121, успевший побыть конкурентом и для В-52
Некоторые самолёты для CVA-58 проектировались сразу с прицелом на будущий более крупный корабль. Один из таких примеров — реактивный бомбардировщик Fairchild M-121, успевший побыть конкурентом и для В-52

Брони много не бывает

Но шло время, и идеи о морском гиганте начали возвращаться. Вновь они возникли в достаточно сложный для авианосцев период. В конце 70-х концепция флота ядерных суперавианосцев подверглась серьёзной критике со стороны американских политиков и военных аналитиков. Высказывалось мнение, что такие корабли слишком уязвимы к современным противокорабельным средствам (особенно при использовании ядерного оружия), стоят много, а цена их потери очень высока.

На смену предлагался флот небольших (по сути эскортных) авианосцев с авиагруппами из СВВП и вертолётов. И, хоть по отдельности они были куда уязвимее своих старших коллег, из-за их количества можно было полагаться на принцип «всех не перебьют». Такая идея не могла не вызвать резкое отторжение у части американских моряков, выступавших за развитие авианосных сил (более известных под прозвищем «авианосная мафия»).

VSTOL Support Ship — небольшой авианосец для СВВП и вертолётов, пришедший на замену идее совсем маленького Sea Control Ship
VSTOL Support Ship — небольшой авианосец для СВВП и вертолётов, пришедший на замену идее совсем маленького Sea Control Ship

В ходе противодействия плану о лёгких авианосцах родилась идея построить что-то куда бо́льшее, чем обычный суперавианосец. Наибольший интерес представляет проект так называемого ультраавианосца (ultracarrier) от группы аналитиков во главе с Дональдом Фортом.

Они предлагали, используя технологии строительства супертанкеров, создать аналог стандартного авианосца, но с упором на защиту от любой возможной атаки — в том числе и с применением ядерного вооружения. Из планируемых 500 тысяч тонн водоизмещения почти 185 тысяч должно было уйти на пассивную защиту (броня, усиление живучести, системы борьбы за живучесть и другое), а ещё десять тысяч — на защиту активную (средства обнаружения, зенитные и противоракетные комплексы). В размерах ультраавианосец больше рос в ширину (122 метра против 78 у авианосцев класса Nimitz) и высоту, чем в длину (381 метр против 317 у Nimitz).

Внешний вид ультраавианосца. Шесть катапульт дают серьёзное преимущество в скорости запуска перед обычными авианосцами. Кроме того, интересно размещение всех самолётоподъёмников в бронированной надстройке
Внешний вид ультраавианосца. Шесть катапульт дают серьёзное преимущество в скорости запуска перед обычными авианосцами. Кроме того, интересно размещение всех самолётоподъёмников в бронированной надстройке

Даже с учётом того, что значительная часть водоизмещения ушла на живучесть, у ультраавианосца оставалось ещё полно свободного места. Предполагалось использовать его для хранения значительных запасов различных грузов, нужных как самому авианосцу, так и его «группе поддержки». Благо, расширенная полётная палуба позволяла принимать грузовые самолёты и осуществлять их разгрузку без особого вреда для боеспособности авианосца. По сути, ультраавианосец мог выполнять роль грузового хаба для остальных кораблей в группе — или даже для наземных войск.

Но всё же это не была его основная задача.

Авианосец для больших птичек

Проект так и не был принят командованием флота, но всё же не прошёл незамеченным. В 1980-е годы, когда «авианосная мафия» наконец «заборола» сторонников лёгкого авианесущего флота, к идее построить что-то большое вернулись. Моряков не устраивало, что их авианосцы не могли принимать грузовую авиацию.

Конечно, посадить на палубу С-130 или идущего ему на замену YC-15 (предок С-17) можно, но разгрузить его было бы сущим мучением!

Да и все операции по подъёму и приёму палубной авиации это прервало бы. А что, если в этот момент ещё и противник атакует?

В качестве решения проблемы появилась программа CLO (Carrier of Large Objects).

McDonnell Douglas YC-15 должен был заменить старичка С-130. Одним из главных преимуществ новой машины было сокращения разбега более чем в два раза. Это вызывало серьёзный интерес у флота
McDonnell Douglas YC-15 должен был заменить старичка С-130. Одним из главных преимуществ новой машины было сокращения разбега более чем в два раза. Это вызывало серьёзный интерес у флота

Изначально идея была достаточно простой. Взять за основу конструкции что-то вроде супертанкера — длиной около метров 300 и водоизмещением примерно в 100 тысяч тонн. Оборудовать на таком корабле посадочную палубу, способную принять грузовой самолёт класса С-130, совсем не сложно. Остальной полезный объём можно отдать под хранилища — держать там топливо, боекомплекты для кораблей, снаряжение, а также еду для морпехов.

Груз после принятия или хранили бы на CLO, или передали бы дальше — с помощью тяжёлых грузовых вертолётов, конвертопланов или грузовых катеров, для которых в корме оборудовали бы полноценный док. Его же можно было использовать для обеспечения десантных операций. Один CLO, даже «скромных» размеров, смог бы перевозить десанта больше, чем УДК типа Wasp.

Различные варианты Carrier of Large Objects. Длина наибольшего — 295 метров
Различные варианты Carrier of Large Objects. Длина наибольшего — 295 метров

Как и в случае с ультраавианосцем, быстро обнаружилось, что свободного места и тоннажа на CLO на все изначальные задачи хватает с избытком. А значит, можно было слегка «поизвращаться». Например, на такой корабль без всяких проблем влез бы комплекс ПВО AEGIS в полном составе. Более того, пусковые ячейки ракет Mk41 можно было ставить на CLO чуть ли не десятками, при этом он бы не сильно потерял в эффективности выполнения основной задачи. Таким образом, кроме функций мобильного склада и грузового хаба, CLO мог стать основой ПВО всего ордера.

Проект представили в 1988 году, и он вызвал интерес у руководства флота, особенно в связке с другой перспективной идеей — кораблями-арсеналами. CLO мог выступать в качестве мобильной базы для арсеналов, перевозя для них огромное количество ракет. За счёт перезарядки прямо в море боевой потенциал такой связки выглядел очень серьёзно.

Два корабля арсенала с поддержкой одного CLO смогли три дня вести боевые действия, каждые сутки запуская по 4500 крылатых ракет.

Такого «ракетного» дождя хватило бы для вбивания почти любой страны на Земле в каменный век.

Мечтать по-крупному

В 1989 году проект CLO получил дальнейшее развитие в виде идеи суперносителя. Развитие мысли шло просто — если взять за основу самый большой супертанкер (а лучше — построить что-то куда бо́льшее), то один такой корабль сможет заменить целый флот.

Авторы проекта предлагали построить для флота США три суперносителя водоизмещением в 700 тысяч тонн, длиной в 850 метров и шириной в 160 метров. Всего один суперноситель мог нести авиагруппу в 240 боевых самолётов и 100 вертолётов или конвертопланов различных типов. Кроме того, его подъёмники и ангары были способны работать с самолётами даже размера грузового YC-15. Корабль имел четыре дока — два по бортам для грузовых и десантных кораблей, один в корме (для базирования лёгких сил флота вроде катеров и даже небольших корветов) и один под килем — для снабжения подводных лодок типа Los Angeles.

Как выглядел проект суперносителя — неизвестно. По описанию он похож на увеличенный супертанкер с огромной полётной палубой и небольшой надстройкой, утыканной антеннами и радарами
Как выглядел проект суперносителя — неизвестно. По описанию он похож на увеличенный супертанкер с огромной полётной палубой и небольшой надстройкой, утыканной антеннами и радарами

Оборону корабля обеспечивали различные системы ПВО, по своему боевому потенциалу превосходящие обычную американскую АУГ того периода в 1,2 раза. В качестве наступательного вооружения выступали 4096 универсальные ячейки — в них можно было устанавливать зенитные ракеты, крылатые ракеты различного назначения или вертикальные орудия.

Кроме того, суперноситель имел на борту 32 шахты для баллистических ракет, которые можно было использовать для выполнения задач противокосмической обороны и развёртывания орбитальной группировки. Ну и наконец, на корабле предстояло постоянно базироваться одному полному полку морской пехоты.

Конечно, даже один такой корабль стоил бы не просто много, а неприлично много. Впрочем, по расчётам авторов суперноситель всё равно вышел бы дешевле, чем вся АУГ, которую он мог заменить в одиночку. Конечно, в «старом» мире серьёзном вопросом оказалась бы живучесть такого корабля, ведь на него не грех потратить и самое крутое оружие — с максимальным использованием различных ядерных «подарков». Но в 1989–1990 годах мир менялся буквально на глазах. СССР стремительно катился к краху, и у многих в США возникала мысль, что больше серьёзных противников у Америки просто не будет.

Универсальный док-авианосец Carrier Dock Multimission
Универсальный док-авианосец Carrier Dock Multimission

На смену CLO пришла идея куда более скромного универсального дока-авианосца Carrier Dock Multimission, но его создать не удалось. Всерьёз этот вариант — в отличии от CLO — никто даже и не рассматривал.

Работы над CLO прекратились в 1991 году, и одной из причин этого стало рождение новой концепции — мобильной офшорной базы, гигантского плавучего аэродрома, способного принимать не только средние и лёгкие грузовые самолёты, но и тяжёлые С-5.

Один из проектов офшорной базы
Один из проектов офшорной базы

На сегодняшний день идея гигантского авианосца по-прежнему не востребована. Долгое время вообще господствовала мысль сделать ставку на небольшие корабли и литоральные операции, и лишь недавно этот тренд начал меняться. Да и бюджет США с трудом позволяет закупать новые авианосцы типа Gerald R. Ford (речи о чём-то более серьёзном вообще не идёт).

Но кто знает, может, в будущем все эти безумные идеи вернутся, и мы всё же увидим авианосец размером больше супертанкера.

Hoвости СМИ2
«‡„ÛÁ͇...
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

22K
29
8
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

51K
49
22
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

25K
29
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

34K
34
6
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

32K
19
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

14K
22
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

12K
10
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

12K
26
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

11K
14
0
0
Как взять немецкие доты: метод советской пехоты

Сотня солдат против болот, минных полей и германских дотов. Самоубийство? Вовсе нет. В сорок пятом Красная армия умела воевать даже скромными силами. Как советские бойцы устроили врагу сюрприз первого апреля 1945-го — в нашей статье.

19K
100
34
891
«За родину, ня!»: лучший милитари-косплей русских из Японии

Японцы очень любят всё русское: балет, фигурное катание, классическую литературу и Чебурашку. Однако ещё одно, не самое распространённое, но от этого не менее значимое явление среди субкультур Страны восходящего солнца — косплей армии СССР и Российской Федерации. Редакция WARHEAD.SU с интересом ознакомилась с самыми удачными образчиками этого творчества.

18K
80
64
1.6K
Ад над Германией: самый огромный провал «летающих крепостей»

17 августа 1943 года американские лётчики готовились к масштабному рейду вглубь Германии — это должно было стать жёстким и впечатляющим ударом по вражеской промышленности. Но на деле американцев ждала самая кровавая воздушная битва в небе над Третьим рейхом.

16K
61
30
616
Красный снег: странная победа 1812 года

Битва под Красным в ноябре 1812 года до сих пор остаётся каким-то потерянным ребёнком Наполеоники. Сражение, в котором французы потеряли десятки тысяч людей, одно из крупнейших во всей кампании, регулярно провозглашается то ли трагикомедией ошибок и упущенных возможностей, то ли вообще провалом русских войск и персонально Кутузова. Но что там вообще произошло?

14K
130
91
882
Лётчики-камикадзе и девочки-волшебницы: 7 лучших аниме о войне и военных

Мир аниме огромен и способен удивлять даже ценителей. К примеру, вот вам прорыв советской армии через оборону НАТО в Западной Германии в 80-е. Или бой эсминца с СУО «Иджис» против американского авианосца Второй мировой. И даже современные японские военные, громящие драконов с помощью систем РСЗО и звена «фантомов»! Обо всём этом — наша статья.

13K
47
30
565
Почему Россия массово скупает патроны: мини-расследование WARHEAD.SU

Мы расспросили экспертов и выяснили: скупают не только патроны, но и оружие; спрос местами вырос не на 130%, а на 500%; и ещё — средний чек некоторых оружейных магазинов достиг 1,5 млн рублей.

13K
35
1
448
Балатонские храбрецы: как советские артиллеристы остановили немцев

В марте 1945 года немцы начали последнее крупное наступление. В районе венгерского озера Балатон в атаку двинулась 6-я танковая армия СС. Своих танков у фронта Толбухина было мало, резервы требовались для движения на Вену. Останавливать немецкие танки выпало артиллеристам.

13K
66
31
793
На грани жизни и смерти: прошло ли время штурмовиков?

Одни классы самолётов появляются, другие исчезают, но вокруг некоторых из них не утихают споры. И самый главный объект для обсуждений — штурмовики. Казалось, они окончательно погибли в 50-х, с наступлением сверхзвуковой эры. Затем их класс возродился, но сейчас вновь стоит на пороге исчезновения. Почему так сложилось и какая судьба ждёт штурмовики?

11K
66
88
384
Как заразить Сан-Франциско: незаметно и безнаказанно

Американская военщина распыляет микробы по американскому же городу… 70 лет назад это было не фантастикой и не бредом, а просто скучной реальностью. Осенью 1950 года американский тральщик бороздил воды бухты Сан-Франциско. Но бороздил не просто так, а с абсолютно секретной миссией. Он распылял в воздухе бактерии. Зачем?

11K
50
57
336
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

124K
62
47
467
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

95K
89
27
742
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

66K
98
58
979
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

61K
54
57
591
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

59K
59
44
1.1K
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

57K
69
68
862
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

56K
77
35
719
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

56K
52
11
432
Бомбардировщик «Сотка»: бесполезный шедевр

Великий самолёт, превосходящий все аналоги, но погубленный интригами похлеще, чем в «Игре престолов». Речь идёт, разумеется, о бомбардировщике Сухого Т-4 «Сотка». Многие считают провал этой программы чуть ли не трагедией государственного масштаба. Так ли это и кого можно обвинить? Мы разобрались.

49K
38
9
466
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

228K
99
58
897
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

125K
83
21
869
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

124K
62
47
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

112K
29
13
81
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

95K
89
27
742
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

94K
43
29
457
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

90K
7
4
276
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе

Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.

77K
35
14
172
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

77K
28
17
346