Рок капитана Субботина: несчастливые пароходы «Тбилиси»

Герой полярных конвоев

Этот пароход «родился» на стапеле немецкой верфи перед Первой мировой. Двадцать лет он ходил под флагом Германии, пока не был куплен СССР. Там его нарекли «Тифлисом», а затем — «Тбилиси». Теперь ему стали родными порты Чёрного моря.

Всё изменилось 22 июня 1941 года.

Капитан Дмитрий Сорока увёл судно на Дальний Восток, а затем отправился в США. Родине требовались военные грузы ленд-лиза. «Тбилиси» стал одним из тех судов-трудяг, что доставляли в СССР помощь союзников.

«Тифлис»

В 1942-м транспорт четыре раза пересекал Атлантику в обоих направлениях и входил в состав двух полярных конвоев: PQ-9 и PQ-18. Особенно трудно пришлось ему во время перехода в Мурманск в ордере последнего.

PQ-18 подвергался яростным атакам немецких самолётов и подводных лодок. Четверть судов были потоплены, включая два советских — «Сталинград» и «Сухона». Но капитан Сорока родился под счастливой звездой. «Тбилиси» уцелел, хотя несколько раз становился целью для пилотов люфтваффе.

И всё же без беды не обошлось — Сорока получил ранение. После прихода «Тбилиси» в порт на него назначили другого капитана — черноморца Владимира Субботина. К сожалению, эта замена не пошла на пользу.

Оказалось, что Субботину катастрофически не везло на суда с таким названием.

«Страна чудес» №2

Сначала всё было хорошо. Опытный капитан и «сплаванный» экипаж сработались.

В ноябре 1942-го «Тбилиси» ушёл в Англию за новой порцией военных грузов и в марте 1943-го вернулся в Архангельск в составе союзного конвоя JW-53.

После разгрузки и ремонта пароход совершил несколько рейсов между Мурманском и Архангельском. А потом пришла пора снова собираться дальнее плавание.

Первого августа Субботин вышел в море вместе с советским конвоем БА-13, держа курс на Диксон, в устье Енисея. Доставка грузов в этот порт прошла без происшествий — караван прибыл вовремя.

Но никто не знал, что плавание в этих водах уже скоро станет небезопасным.

С открытием навигации в Карском море немецкое командование отправило туда свои подводные лодки, назвав их действия операцией «Вундерланд — 2». Ранее «серые волки» уже побывали там вместе с броненосцем «Адмирал Шеер», прославившимся набегом на Диксон.

Пароход «Тбилиси» под погрузкой в порту

В этот раз субмарины должны были не только атаковать советские суда, но и минировать полярные порты СССР. Последним делом занялась U 636. Она проникла в устье Енисея и положила на дно магнитные мины, которые вскоре нашли свою жертву.

Ей стал «Тбилиси».

Вечером шестого сентября, возвращаясь на Диксон, старый пароход подорвался на мине и затонул в Енисейском заливе. Утешением стало спасение его экипажа другими судами.

Новое судно — старый капитан

Кроме «Тбилиси» в 1943 году жертвами немецких лодок в Карском море оказались ещё три советских парохода. Полгода спустя СССР принял от союзников четыре судна, которые получили названия погибших.

Новым «Тбилиси» стал американский «либерти» «Джон Лэнгдон», пришедший в Мурманск с одним из союзных конвоев в феврале 1944-го. По иронии судьбы его капитаном назначили Владимира Субботина.

Изначально транспорт использовался для рейсов Кольский залив — Белое море. Но в августе 1944 года Субботин снова повёл его к Диксону. Всю осень «Тбилиси» трудился в Енисейском заливе, совершая рейсы между местными портами.

Вероятно, его капитану не раз тогда приходилось видеть останки своего бывшего судна. Увы, он не знал, что судьба готовит ему ещё одно испытание.

В октябре «Тбилиси» вернулся в Архангельск, где его привлекли к снабжению 14-й армии, державшей оборону на советско-норвежской границе. Тридцатого декабря охраняемый шестью военными кораблями пароход вышел из Кольского залива с грузом и пассажирами в порт Лиинахамари.

Но по назначению не пришёл.

«Тбилиси»

Новогодняя трагедия

Море беспокоилось. Штормило. Видимость была плохая.

Однако всё это не помешало немецкой подлодке U 956 выйти в атаку на советский конвой. В 19:25 её смертоносные «сигары» нашли свою цель — «Тбилиси» был торпедирован.

От взрыва транспорт переломился на две части. Нос быстро затонул, унеся в пучину двух моряков, но кормовая часть осталась на плаву. Большинство членов экипажа и пассажиров находилось именно там, и, несмотря на шторм, у них были шансы выжить. Переборки судна держали воду.

Но «костлявая» всё-таки собрала свою жатву.

На палубе «Тбилиси» вспыхнул пожар — загорелся груз (сено, бочки с бензином и мазутом). Возникла паника, с которой капитан Субботин справиться не смог.

Вместо организованного спасения на судне царил хаос. Люди прыгали за борт, переполненные шлюпки переворачивались. Корабли охранения начали спасательную операцию — но тщетно. Многие утонули в море.

Рок капитана Субботина

Раненый «Тбилиси» дрейфовал всю ночь. Капитану всё же удалось навести порядок. К утру 31 декабря пожар потушили — силами оставшихся на борту моряков и пассажиров. Но что делать дальше?

Командир конвоя решил снять с транспорта людей, а после — буксировать его в Мурманск.

Новогодним утром к судну подошёл тральщик Т-115, чтобы принять на борт выживших. Вниз упала верёвочная лестница, по которой моряки и пассажиры спускались на палубу тральщика.

Один за другим люди покидали судно. Как и положено, последним шёл капитан. Но «Тбилиси» не захотел его отпускать. Субботин сорвался со штормтрапа в воду и был раздавлен бортами кораблей.

Так новый, 1945-й год начался для Северного флота с трагедии. И, хотя «Тбилиси» удалось спасти, немецкая торпеда, пожар и шторм унесли жизни 47 человек, включая капитана.

К сожалению, кроме профессионализма моряку нужна ещё и удача.

Субботин был хорошим, но несчастливым капитаном. Ему крайне не везло на суда, названные в честь грузинского города. Корабль «Тбилиси», увы, стал для него роковым.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий