Герой полярных конвоев
Этот пароход «родился» на стапеле немецкой верфи перед Первой мировой. Двадцать лет он ходил под флагом Германии, пока не был куплен СССР. Там его нарекли «Тифлисом», а затем — «Тбилиси». Теперь ему стали родными порты Чёрного моря.
Всё изменилось 22 июня 1941 года.
Капитан Дмитрий Сорока увёл судно на Дальний Восток, а затем отправился в США. Родине требовались военные грузы ленд-лиза. «Тбилиси» стал одним из тех судов-трудяг, что доставляли в СССР помощь союзников.
«Тифлис»
В 1942-м транспорт четыре раза пересекал Атлантику в обоих направлениях и входил в состав двух полярных конвоев: PQ-9 и PQ-18. Особенно трудно пришлось ему во время перехода в Мурманск в ордере последнего.
PQ-18 подвергался яростным атакам немецких самолётов и подводных лодок. Четверть судов были потоплены, включая два советских — «Сталинград» и «Сухона». Но капитан Сорока родился под счастливой звездой. «Тбилиси» уцелел, хотя несколько раз становился целью для пилотов люфтваффе.
И всё же без беды не обошлось — Сорока получил ранение. После прихода «Тбилиси» в порт на него назначили другого капитана — черноморца Владимира Субботина. К сожалению, эта замена не пошла на пользу.
Оказалось, что Субботину катастрофически не везло на суда с таким названием.
«Страна чудес» №2
Сначала всё было хорошо. Опытный капитан и «сплаванный» экипаж сработались.
В ноябре 1942-го «Тбилиси» ушёл в Англию за новой порцией военных грузов и в марте 1943-го вернулся в Архангельск в составе союзного конвоя JW-53.
После разгрузки и ремонта пароход совершил несколько рейсов между Мурманском и Архангельском. А потом пришла пора снова собираться дальнее плавание.
Первого августа Субботин вышел в море вместе с советским конвоем БА-13, держа курс на Диксон, в устье Енисея. Доставка грузов в этот порт прошла без происшествий — караван прибыл вовремя.
Но никто не знал, что плавание в этих водах уже скоро станет небезопасным.
С открытием навигации в Карском море немецкое командование отправило туда свои подводные лодки, назвав их действия операцией «Вундерланд — 2». Ранее «серые волки» уже побывали там вместе с броненосцем «Адмирал Шеер», прославившимся набегом на Диксон.
Пароход «Тбилиси» под погрузкой в порту
В этот раз субмарины должны были не только атаковать советские суда, но и минировать полярные порты СССР. Последним делом занялась U 636. Она проникла в устье Енисея и положила на дно магнитные мины, которые вскоре нашли свою жертву.
Ей стал «Тбилиси».
Вечером шестого сентября, возвращаясь на Диксон, старый пароход подорвался на мине и затонул в Енисейском заливе. Утешением стало спасение его экипажа другими судами.
Новое судно — старый капитан
Кроме «Тбилиси» в 1943 году жертвами немецких лодок в Карском море оказались ещё три советских парохода. Полгода спустя СССР принял от союзников четыре судна, которые получили названия погибших.
Новым «Тбилиси» стал американский «либерти» «Джон Лэнгдон», пришедший в Мурманск с одним из союзных конвоев в феврале 1944-го. По иронии судьбы его капитаном назначили Владимира Субботина.
Изначально транспорт использовался для рейсов Кольский залив — Белое море. Но в августе 1944 года Субботин снова повёл его к Диксону. Всю осень «Тбилиси» трудился в Енисейском заливе, совершая рейсы между местными портами.
Вероятно, его капитану не раз тогда приходилось видеть останки своего бывшего судна. Увы, он не знал, что судьба готовит ему ещё одно испытание.
В октябре «Тбилиси» вернулся в Архангельск, где его привлекли к снабжению 14-й армии, державшей оборону на советско-норвежской границе. Тридцатого декабря охраняемый шестью военными кораблями пароход вышел из Кольского залива с грузом и пассажирами в порт Лиинахамари.
Но по назначению не пришёл.
«Тбилиси»
Новогодняя трагедия
Море беспокоилось. Штормило. Видимость была плохая.
Однако всё это не помешало немецкой подлодке U 956 выйти в атаку на советский конвой. В 19:25 её смертоносные «сигары» нашли свою цель — «Тбилиси» был торпедирован.
От взрыва транспорт переломился на две части. Нос быстро затонул, унеся в пучину двух моряков, но кормовая часть осталась на плаву. Большинство членов экипажа и пассажиров находилось именно там, и, несмотря на шторм, у них были шансы выжить. Переборки судна держали воду.
Но «костлявая» всё-таки собрала свою жатву.
На палубе «Тбилиси» вспыхнул пожар — загорелся груз (сено, бочки с бензином и мазутом). Возникла паника, с которой капитан Субботин справиться не смог.
Вместо организованного спасения на судне царил хаос. Люди прыгали за борт, переполненные шлюпки переворачивались. Корабли охранения начали спасательную операцию — но тщетно. Многие утонули в море.
Рок капитана Субботина
Раненый «Тбилиси» дрейфовал всю ночь. Капитану всё же удалось навести порядок. К утру 31 декабря пожар потушили — силами оставшихся на борту моряков и пассажиров. Но что делать дальше?
Командир конвоя решил снять с транспорта людей, а после — буксировать его в Мурманск.
Новогодним утром к судну подошёл тральщик Т-115, чтобы принять на борт выживших. Вниз упала верёвочная лестница, по которой моряки и пассажиры спускались на палубу тральщика.
Один за другим люди покидали судно. Как и положено, последним шёл капитан. Но «Тбилиси» не захотел его отпускать. Субботин сорвался со штормтрапа в воду и был раздавлен бортами кораблей.
Так новый, 1945-й год начался для Северного флота с трагедии. И, хотя «Тбилиси» удалось спасти, немецкая торпеда, пожар и шторм унесли жизни 47 человек, включая капитана.
К сожалению, кроме профессионализма моряку нужна ещё и удача.
Субботин был хорошим, но несчастливым капитаном. Ему крайне не везло на суда, названные в честь грузинского города. Корабль «Тбилиси», увы, стал для него роковым.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.