itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Вертолётная «санта-барбара»: как европейцы единый ударный вертолёт делали

Военное сотрудничество между странами лишь на первый взгляд кажется отличной идеей. Можно объединить усилия, разделить расходы, куда проще наладить снабжение… Но в реальности попытки сделать что-то единое заканчиваются ничем или серьёзно затягивают процесс. Так было с разработкой единого европейского ударного вертолёта, которая затянулась более чем на 30 лет.

/
8.5K
38
13
123

Военное сотрудничество между странами лишь на первый взгляд кажется отличной идеей. Можно объединить усилия, разделить расходы, куда проще наладить снабжение… Но в реальности попытки сделать что-то единое заканчиваются ничем или серьёзно затягивают процесс. Так было с разработкой единого европейского ударного вертолёта, которая затянулась более чем на 30 лет.

Первые попытки

Эта история началась в 1967 году. Уже второй год как американцы влезли во Вьетнам и активно применяли там свои вертолёты. Особенно хорошо себя показал многоцелевой UH-1. Достаточно простая, живучая машина, способная эффективно решать целый ворох задач — от перевозки груза и десанта до прикрытия войск с воздуха.

Неудивительно, что многие страны мира, особенно передовые, задумались о создании чего-то похожего. В числе заинтересовавшихся были Англия с Францией, которые в 1967 году решили объединить усилия в вертолётостроении. Одним из совместных проектов стал вертолёт WG.13 — будущий Lynx, во многом напоминающий американский UH-1.

Ранние версии WG.13 очень походили на UH-1
Ранние версии WG.13 очень походили на UH-1

Кроме моды на многоцелевые машины Вьетнам сделал популярной идею специализированного ударного вертолёта сопровождения. Думали о нём, конечно, и до этой войны, но именно она показала, что даже вооружённые UH-1 всё же не так хороши в ударной роли, как того хотелось бы. Поскольку нужен был такой винтокрыл уже вчера, американские военные, уже финансировавшие долгие работы над проектом ударного AAFSS (будущий АН-56 Сheyenne), сфокусировались на временном решении. Им и стал ударный вертолёт AH-1 HueyCobra, сделанный на базе UH-1. Машине даже не потрудились придумать нормальное название в честь какого-то индейского племени, как уже было принято.

Ударный вертолёт на базе WG.13 для английской и французской армии
Ударный вертолёт на базе WG.13 для английской и французской армии

Примеру американцев последовали и в других странах. Идея убить двух зайцев одним выстрелом — создать и многоцелевой вертолёт, и унифицированный с ним ударный — была крайне привлекательна.

Не прошла эта мода и мимо англо-французского тандема — на основе WG.13 самое то было создать боевой вертолёт. Проект разработали, но он не устроил военных по обе стороны пролива. Англичане считали, что им вполне хватит и вооружённой версии будущего WG.13. Французы же не очень хотели упустить возможную прибыль от ударной версии машины (а WG.13 на 70% был британским проектом), да и в целом мечтали о более серьёзной вертушке. Выпустив синицу из рук, военные договорились, что в будущем будут снова обсуждать облик ударного вертолёта.

Проект французского ударного винтокрыла собственной разработки
Проект французского ударного винтокрыла собственной разработки

Немцы вступают в игру

Французы и англичане по отдельности потихоньку продолжали общие работы над своим проектом, без особых перспектив. У военных обеих стран хватало денег на закупку только универсальных вертолётов, а не специализированных машин. Но тут на поле вышел ещё один игрок.

ФРГ также не могла пройти мимо разработки ударного вертолёта. Немцы собирались создать целых два типа машин. Первая — РАН (от Panzerabwehrhubschrauber — противотанковый вертолёт) — была максимально лёгкой машиной, вооружённой исключительно ПТУР, дешёвый и массовый летающий охотник на танки. Вторая — ВВН (Bewaffneter Begleithubschrauber — вертолёт сопровождения) — уже полноценная боевая машина, схожая с американским AH-56, с той же задачей по сопровождению и прикрытию во время высадки десантных вертолётов.

Один из вариантов ВВН
Один из вариантов ВВН

В качестве РАН было решено строить модифицированный вертолёт Bo-105, уже стоящий на вооружении немецкой армии, а вот ВВН стали разрабатывать с нуля.

Говорят, что похожие задачи рождают схожие решения. Может, это и так (а может, немцы просто решили особо не умничать), потому как проект ВВН от Messerschmitt-Bölkow-Blohm (сокращённо МВВ), представленный в 1969 году, очень уж напоминал американский Сheyenne. И сгубил его также денежный вопрос. ФРГ, стоящая на передовой против бесконечных танковых орд с востока, была заинтересована в массовом вертолёте. ВВН же был достаточно дорог. Тогда, особо не рефлексируя, программу закрыли, а на основе РАН решили сделать полноценный ударник.

Во-105Р РАН и Во-115
Во-105Р РАН и Во-115

Последующие несколько лет немецкие военные исследовали опыт применения АН-1 во Вьетнаме и даже рассматривали вопрос о покупке пробной партии. Проводились учения с вертолётами, где изучались различные тактики их применения. Наконец к 1973 году набор требований по доработке РАН выдали инженерам МВВ. От них требовали установить броню, пушечное вооружение во вращающейся турели и уменьшить лобовую проекцию вертолёта. Новый проект Во-115 следовал традициям АН-1 и был переделкой Во-105 в полноценный ударный вертолёт. Такой же суженный фюзеляж с продольным размещением экипажа, отказ от десантного отсека. Разве что турели установили не в носу, а под центром тяжести вертолёта. Немецкие военные непременно хотели пушку, а не пулемёт — а изначальный Во-105 был машиной лёгкой и отдачу терпел плохо.

Многие решения Во-115 явно сделаны с оглядкой на АН-1
Многие решения Во-115 явно сделаны с оглядкой на АН-1

В целом у немцев получился вполне современный и неплохой вертолётик. Более того, проект вызвал серьёзный интерес у ещё одной европейской страны — Италии. Их военные уже задумывались о своих ударных машинах, да и экспортный потенциал был просто отличный. Неудивительно, что фирма Agusta была готова поучаствовать в производстве Во‑115.

И казалось бы, всё хорошо, но тут немцы решили, что как-то всё недемократично выходит.

Ведь получается, что контракт просто взяли и отдали МВВ, без честной конкуренции. Работы над Во-115 свернули и объявили о старте программы РАН-2 — ударного/противотанкового вертолёта нового поколения. Из требований убрали необходимость установки пушки — немцы считали её бесполезной на вертолётах, — возросли требования к скорости, при этом хотели и снижения цены проекта.

Дальнейшее развитие проекта Во-115 уже совместно с фирмой Agusta
Дальнейшее развитие проекта Во-115 уже совместно с фирмой Agusta

МВВ и Agusta продолжили совместные работы. При этом каждая из фирм работала над своей версией вертолёта, а в будущем предполагалось устроить внутренний конкурс между ними. Немцы трудились над совершенствованием своего Во-115, по сути заменяя детали с Во-105 на оригинальные и более совершенные. Итальянцы делали чуть более тяжёлую машину оригинальной конструкции. При этом многие решения перетекали из одного проекта в другой. Так, немцы заимствовали для своего проекта итальянскую конструкцию кабины. Неудивительно, что оба проекта были очень похожи друг на друга.

Итальянский проект ударного вертолёта, разрабатываемого совместно с МВВ
Итальянский проект ударного вертолёта, разрабатываемого совместно с МВВ

Появились, конечно же, и конкуренты. Немецко-голландская фирма VFW Fokker решила объединить усилия с англичанами из Westland (которые с момента разрыва с французами продолжали неспешные работы над своим ударным вертолётом). Новый проект под названием Р277 разрабатывался на основе вертолёта Lynx, но под немецкие требования. Считалось, что впоследствии такая машина может вызвать интерес у военных Англии и Франции, имеющих на вооружении исходный Lynx. В 1977 году проект был представлен немцам.

Полноразмерный макет ударного вертолёта Р277
Полноразмерный макет ударного вертолёта Р277

От варианта МВВ и Agusta ударник Р277 отличали больший вес, больший выбор вооружения — и, как следствие, бо́льшая цена. Это и сгубило проект. Немцы по-прежнему хотели дешёвый и массовый вертолёт и не были готовы платить много. Кроме того, если проект от МВВ и Agusta гарантированно должен был закупаться ещё и итальянскими военными, то проект VFW Fokker и Westland ни на своей родине в Англии, ни у французов интереса не вызвал.

В тот период английские военные считали, что лучший ударный вертолёт — это просто Lynx с новой электроникой и прицелами, заточенными под использование ПТУР
В тот период английские военные считали, что лучший ударный вертолёт — это просто Lynx с новой электроникой и прицелами, заточенными под использование ПТУР

Интриги, предательства и два вертолёта

И казалось бы, снова всё хорошо, вот-вот должна начаться постройка первого прототипа европейского вертолёта — но в 1978 году пути МВВ и Agusta разошлись. Причин было несколько. Не сошлись немцы и итальянцы и в проценте в производстве будущих машин, и в некоторых технических вопросах. Но главным основанием стало обращение французов к ФРГ с предложением совместной работы над ударником. С обязательным участием фирмы Aérospatiale. Французы были куда более привлекательным союзником, чем какие-то итальяшки, — и от последних без особых сожалений отказались.

Финальный вариант итало-немецкого ударного вертолёта
Финальный вариант итало-немецкого ударного вертолёта

Вновь стартовавшие работы осложнялись тем, что немецкие и французские военные хотели достаточно разные машины. Немцам был нужен лёгкий противотанковый вертолёт, без брони, пушки, блоков НАР. ПТУР и СУО — и ничего более. Французам же нужна была универсальная вертушка, более похожая на обычный ударный вертолёт.

В итоге МВВ и Aérospatiale пытались усидеть сразу на двух стульях — по сути, разрабатывали целых три варианта вертолёта. Противотанковый для немцев, противотанковый и ударный — для французов. Объединяла тандем лишь идея, что главная защита ударного вертолёта не броня, а малые размеры и скорость.

Сверху вниз: французский эскортный ударный вертолёт, немецкий противотанковый вертолёт, французский противотанковый вертолёт
Сверху вниз: французский эскортный ударный вертолёт, немецкий противотанковый вертолёт, французский противотанковый вертолёт

Оставленная за бортом Agusta сдаваться не собиралась. Вот только денег на единоличную разработку ударного вертолёта у итальянского правительства не имелось — нужны были союзники.

А где их искать, как не среди других неудачников программы РАН‑2?

В 1980 году удалось достичь соглашение с Westland и VFW Fokker о сотрудничестве в разработке нового ударника. Более того, в Британии наконец поняли, что обойтись только вооружёнными версиями Lynx не выйдет и нужен специализированный ударный вертолёт. Не отставали и Нидерланды, которые также собирались закупить себе подобные машины.

Формально общие работы были согласованы только в 1986 году, когда было подписано соглашение о создании европейского вертолёта Tonal. Но на деле работы велись с 1980 года, и требования на вертолёт писали прямо под уже существующий проект Agusta, Westland и VFW Fokker.

Ударный вертолёт Tonal. Прослеживаются корни как от ранних проектов Agusta, так и от Р277 Westland
Ударный вертолёт Tonal. Прослеживаются корни как от ранних проектов Agusta, так и от Р277 Westland

Пока у итальянцев и компании, казалось бы, дела шли в гору, франко-немецкое сотрудничество забуксовало. Необходимость удовлетворять противоречивые требования военных не могла не сказаться на цене вертолёта — она неумолимо росла. А над всеми европейскими фирмами нависал очень страшный и опасный враг — США.

Американцы, конечно же, считали, что лучший европейский единый вертолёт — это вертолёт, спроектированный в США и стоящий на вооружении Армии США.

Американские фирмы постоянно выдвигали свои «завлекательные» предложения: «Не мучайтесь, купите у нас модернизированный под вас АН-1». В 1985 году уже предложили купить новейший АН-64 Apache. И вдруг оказалось, что он стоит примерно как единый вертолёт (уже получивший обозначение Tiger). Да, американец совсем не подходит под требования военных, но его могут начать поставлять уже завтра, а вот когда доведут до ума родной проект, неизвестно.

Проект адаптации АН-1 под требования программы РАН-2
Проект адаптации АН-1 под требования программы РАН-2

В 1987 году правительство ФРГ приняло решение выйти из программы Tiger и начать изучение вопроса адаптации АН-64 под требования немецких военных. И вроде бы на этом должен был прийти конец истории франко-немецкого вертолёта. Но ситуацию спасли гордые французы, у которых не было ни малейшего желания покупать что-то американское. Они не только объявили о продолжении работ, но и дипломатически надавили на немцев. Те, тоже понимая, что погорячились, решили дать программе второй шанс. Так, до 1989 года шли переговоры с целью унификации требований к вертолёту и неспешно продолжалась постройка первого прототипа.

В итоге осталось два варианта вертолётов Tiger — немецкий противотанковый его легко опознать по отсутствию турели и французский универсальный
В итоге осталось два варианта вертолётов Tiger — немецкий противотанковый (его легко опознать по отсутствию турели) и французский универсальный

Программа Tonal таких же проблем, как Tiger, не имела. Все три страны хотели примерно одинаковую машину, да и требования была написаны уже под проектируемый вертолёт, что упрощало процесс. С 1983 года летали первые прототипы под обозначением А129, сделанные ещё только под итальянские требования. Постройка первого образца самого Tonal была уже не за горами. Но с 1988 года англичане объявили, что для них программа будет запасной, а главной задачей они видят создание ударного «стелс»-вертолёта собственной разработки. Денег на постройку прототипа Tonal так и не появилось, и в 1990 году программу окончательно закрыли.

Проект английского ударного стелс-вертолёта WG.47
Проект английского ударного стелс-вертолёта WG.47

Развал СССР серьёзно ударил по обоим «единым европейским вертолётам». Программа Tiger снова оказалась на грани закрытия. Спасло её то, что разрабатывающие машину компании постепенно слились в одну. С 1992 года вместо союза МВВ и Aérospatiale винтокрыл делала единая фирма Eurocopter. Это и позволило довести проект до серии, хотя из-за минимального финансирования первые серийные Tiger (прототип которого полетел ещё в 1991 году) встали на вооружение только в 2003 году.

Agusta довела до ума упрощённую версию своего ударного вертолёта А129 в 1990 году, его удалось продать своей же армии в количестве всего лишь 60 штук. В 1995 году фирма вновь попытала счастья на английских берегах, приняв участие в новом конкурсе на создание английского ударника (создать свой   «стелс» британцам, конечно же, не удалось). Выдержать конкуренцию с новейшей версией американского Apache АН-64D не получилось.

Предлагали А129 и в США, в качестве разведывательного вертолёта. Интереса это предложение, конечно же, не вызвало
Предлагали А129 и в США, в качестве разведывательного вертолёта. Интереса это предложение, конечно же, не вызвало

Так и закончилась долгая история создания единого европейского ударного вертолёта. Из-за постоянных согласований, разрывов союзов и новых согласований разработка затянулась на долгие три десятилетия. К моменту, когда А129 и Tiger довели до ума, особая необходимость в них пропала, а экспортные рынки в общей массе были освоены американцами. Сейчас постепенно приходит время для нового поколения машин, и возможно, мы ещё увидим повторение истории о едином европейском вертолёте.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Hoвости СМИ2
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

29K
31
6
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

58K
57
25
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

30K
32
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

37K
38
6
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

33K
19
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

16K
25
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

13K
11
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

13K
27
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

12K
14
0
0
Спецслужбы и яды ХХ века: как КГБ и ЦРУ травили врагов

Политические отравления в обыденном сознании связаны с древностью. Борджиа и их современники по Ренессансу вовсю травили окружающих — но со временем это вышло из моды и приличий. Однако ХХ век с его научными открытиями, тайными играми разведок и жёсткими политическими противостояниями стал временем возрождения искусства отравления.

124K
69
58
530
Вагенбург против рыцарской конницы: рождение и гибель тактики

Все знают, что такое вагенбург. Все знают, что эта тактика сложилась в ходе Гуситских войн. Однако мало кто скажет, какие у этого явления были предпосылки, как развивалась тактика, кто её перенял и как же побеждали противника, засевшего в импровизированной крепости. Об этом мы и расскажем.

45K
77
69
513
Тяжёлый и тупой: 5 «школьных» заблуждений о европейских средневековых мечах

Мало какое оружие овеяно таким количеством мифов, как меч. Оружие рыцаря, оружие кары, оружие короля… превратилось в оружие дезинформаторов и лжецов в наше время. Обнажим же наши мечи в борьбе с заблуждениями!

38K
109
234
664
Как очки-авиаторы спасли лётчиков от небесного сияния и покорили весь мир
История самых культовых военных очков от пионеров авиации

Американские лётчики Второй мировой оказали сильное влияние не только на ход самой войны, но и на мировую моду. Им мы обязаны куртками-пилотами и кожаными косухами, а также очками-авиаторами. О том, как аксессуар для лётчиков покорил военных и модников по всему миру, — в нашей статье.

37K
78
24
295
Пират Жан Лафит: панк на корабле

Жан Лафит — последний крупный представитель эпохи пиратства в Карибском море. И, как ни странно, один из самых удачливых — причём в то время, когда пиратство было фактически побеждено, а корсары массово шли либо на виселицу, либо на государственную службу. Как и почему так получилось?

35K
65
13
287
Дым над водой, огонь в небесах: как Красная армия брала Кюстрин

В январе 1945 года наступающие советские части переправились через Одер и захватили плацдарм в районе города Кюстрин. Немцы отлично понимали значимость «первых ворот Берлина» — город был объявлен «фестунгом» и серьёзно укреплён. Чтобы плацдарм на Одере стал для фронта Жукова настоящими «воротами на Берлин», с них требовалось сбить замок.

34K
87
18
273
Что, если? Советские войска в 1945-м высадились на острове Хоккайдо

Вторая мировая война закончилась без вторжения в Японию. Атомные бомбардировки и советское наступление в Маньчжурии сломили волю самураев к сопротивлению. Но что, если бы верх всё же взяли фанатичные сторонники продолжения войны «до последнего японского солдата»?

34K
70
161
249
«Мы получим то, что требуем»: интервью с турецким адмиралом

Швейцарская Neue Zürcher Zeitung 2 сентября 2020 года опубликовала интервью с адмиралом-геополитиком, создавшим стратегию морской экспансии Турции. О том, что рассказал контр-адмирал в отставке Джем Гюрдениз о роли доктрины «Голубой Родины» в конфликте с Афинами, — читайте в переводе Алексея Костенкова.

33K
33
53
99
Реактивные снаряды родом из СССР: не идеально, но перспективно

Как появились реактивные снаряды — РС-82? Мы проследили историю создания и испытаний.

32K
57
94
128
Спецслужбы и яды ХХ века: как КГБ и ЦРУ травили врагов

Политические отравления в обыденном сознании связаны с древностью. Борджиа и их современники по Ренессансу вовсю травили окружающих — но со временем это вышло из моды и приличий. Однако ХХ век с его научными открытиями, тайными играми разведок и жёсткими политическими противостояниями стал временем возрождения искусства отравления.

124K
69
58
530
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

90K
136
68
979
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», — гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

68K
83
78
862
10 «школьных» заблуждений о предвоенных репрессиях в Красной армии

Красную армию обезглавили перед войной. 1941 года не было бы, если бы не 1937-й. А может быть, наоборот, репрессии — это очищение? Так как же всё было на самом деле?

57K
116
380
786
В лучах чужой славы: липовые ветераны

Эти люди появляются практически на каждом крупном мероприятии, посвящённом Великой Отечественной войне. Они получают свою толику славы, почёта и уважения, зачастую проникая туда, куда «простым смертным» путь оказывается заказан. Они попадают на страницы печатных изданий, в статьи, телепередачи, открытки, картины. Это — липовые ветераны.

48K
131
134
6.1K
Самый тёмный час: штурм Грозного

Штурм Грозного зимой 1994-95 годов стал крупнейшей катастрофой современной российской армии. Операция, которую планировали провести быстро и красиво, обернулась оглушительной трагедией. Как же так вышло?

45K
139
110
1.4K
Вагенбург против рыцарской конницы: рождение и гибель тактики

Все знают, что такое вагенбург. Все знают, что эта тактика сложилась в ходе Гуситских войн. Однако мало кто скажет, какие у этого явления были предпосылки, как развивалась тактика, кто её перенял и как же побеждали противника, засевшего в импровизированной крепости. Об этом мы и расскажем.

45K
77
69
513
Маниакальный ужас: топ-7 серийных убийц древности и Средневековья

Жиль де Ре, граф Дракула, кровавая графиня Батори — их вы и так прекрасно знаете. Но были и другие — те, кому не довелось попасть в учебники, хотя деяния их были едва ли не более омерзительными. Семёрка забытых убийц далёкого прошлого — в нашем сегодняшнем материале.

43K
46
14
238
Невозможная эвакуация Ханко: как пулемёты-призраки прикрывали отход советского гарнизона

У советских войск, оборонявшихся на полуострове Ханко, не было сложной электроники. Однако они сумели превратить пулемёты в дотах и дзотах в автоматические, чтобы обмануть финнов и получить шанс на эвакуацию. Она была почти невозможной, но стала первым успехом советского флота в годы войны.

43K
154
46
1.2K
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

308K
143
99
897
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

168K
44
14
81
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

149K
62
11
274
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

144K
79
59
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

136K
104
26
869
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

110K
61
34
457
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

105K
105
29
742
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

105K
13
5
276
Кто такие гренадеры: могучие великаны военной истории

Многие почему-то зовут их гренадёрами. Это ошибка, но возможно, в таком наименовании подсознательно отразилась сама суть этого рода войск. Ведь гренадеры всегда были не прочь надрать пятую точку любому противнику.

91K
48
9
358
WARBLOGS
О чем песня. Ария — 1100

Статья о смысле и содержании песни «1100» группы Ария. О том, что эта цифра не просто фигура речи, а непосредственно связана с техническими характеристиками Пе-2. И написан текст на основе реального применения Пе-2.

8K
19
9
0
Нешкольные заблуждения о Бородинском сражении. Часть первая

За последние тридцать лет отечественной исторической наукой в области изучения Отечественной войны 1812 года и участия России в наполеоновских войнах сделано немало открытий. Часть из них существенно меняет сложившиеся представления о Бородинском сражении. В данной статье рассмотрены типичные заблуждения, связанные с этим событием.__

4.3K
13
3
0
Лытдыбр флотофоба

Fleet in being. Тухачевский и Морозов. Прослушал выступление Мирослава Морозова про становление советского флота. И, почти, как Шариков, не согласен.

3.6K
5
14
0
Про флотскую смекалку

Море ошибок не прощает. Поэтому в моряках особенно ценятся такие качества как быстрота реакции, находчивость и сноровка.

3K
17
2
0
История и мифы песни «Serbia Strong»

Разбираемся что такое REMOVE KEBAB и Dat Face Soldier

2.6K
12
1
0
Пиксельный музей. Объект 775

Пиксельные истории известных проектов и вундервафель от Юрия Кужелева

2.4K
5
0
0
Убийца советских дроздов

Проект перспективного гиперзвукового американского перехватчика начала семидесятых годов.

2.4K
5
0
0
Эффект кумулятивного действия: Саяно-Шушенская ГЭС

Сегодня рассмотрим вопрос: как угробить ГЭС? Умные люди скажут, что надо повредить плотину. Это, конечно, самый очевидный вариант, но мы ведь не ищем лёгких путей? Итак, пошаговая инструкция «Авария на ГЭС для чайников» без смс и регистрации.

2.3K
24
2
0
Эффект кумулятивного действия: Бхопал

У нас есть адово вредное производство, куча дешевого низкоквалифицированного персонала, жадное руководство, устаревшее оборудование и город-миллионник под боком. Что может пойти не так?

2.3K
23
9
0