itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Вертолётная «санта-барбара»: как европейцы единый ударный вертолёт делали

Военное сотрудничество между странами лишь на первый взгляд кажется отличной идеей. Можно объединить усилия, разделить расходы, куда проще наладить снабжение… Но в реальности попытки сделать что-то единое заканчиваются ничем или серьёзно затягивают процесс. Так было с разработкой единого европейского ударного вертолёта, которая затянулась более чем на 30 лет.

/
8.3K
38
13
123

Военное сотрудничество между странами лишь на первый взгляд кажется отличной идеей. Можно объединить усилия, разделить расходы, куда проще наладить снабжение… Но в реальности попытки сделать что-то единое заканчиваются ничем или серьёзно затягивают процесс. Так было с разработкой единого европейского ударного вертолёта, которая затянулась более чем на 30 лет.

Первые попытки

Эта история началась в 1967 году. Уже второй год как американцы влезли во Вьетнам и активно применяли там свои вертолёты. Особенно хорошо себя показал многоцелевой UH-1. Достаточно простая, живучая машина, способная эффективно решать целый ворох задач — от перевозки груза и десанта до прикрытия войск с воздуха.

Неудивительно, что многие страны мира, особенно передовые, задумались о создании чего-то похожего. В числе заинтересовавшихся были Англия с Францией, которые в 1967 году решили объединить усилия в вертолётостроении. Одним из совместных проектов стал вертолёт WG.13 — будущий Lynx, во многом напоминающий американский UH-1.

Ранние версии WG.13 очень походили на UH-1
Ранние версии WG.13 очень походили на UH-1

Кроме моды на многоцелевые машины Вьетнам сделал популярной идею специализированного ударного вертолёта сопровождения. Думали о нём, конечно, и до этой войны, но именно она показала, что даже вооружённые UH-1 всё же не так хороши в ударной роли, как того хотелось бы. Поскольку нужен был такой винтокрыл уже вчера, американские военные, уже финансировавшие долгие работы над проектом ударного AAFSS (будущий АН-56 Сheyenne), сфокусировались на временном решении. Им и стал ударный вертолёт AH-1 HueyCobra, сделанный на базе UH-1. Машине даже не потрудились придумать нормальное название в честь какого-то индейского племени, как уже было принято.

Ударный вертолёт на базе WG.13 для английской и французской армии
Ударный вертолёт на базе WG.13 для английской и французской армии

Примеру американцев последовали и в других странах. Идея убить двух зайцев одним выстрелом — создать и многоцелевой вертолёт, и унифицированный с ним ударный — была крайне привлекательна.

Не прошла эта мода и мимо англо-французского тандема — на основе WG.13 самое то было создать боевой вертолёт. Проект разработали, но он не устроил военных по обе стороны пролива. Англичане считали, что им вполне хватит и вооружённой версии будущего WG.13. Французы же не очень хотели упустить возможную прибыль от ударной версии машины (а WG.13 на 70% был британским проектом), да и в целом мечтали о более серьёзной вертушке. Выпустив синицу из рук, военные договорились, что в будущем будут снова обсуждать облик ударного вертолёта.

Проект французского ударного винтокрыла собственной разработки
Проект французского ударного винтокрыла собственной разработки

Немцы вступают в игру

Французы и англичане по отдельности потихоньку продолжали общие работы над своим проектом, без особых перспектив. У военных обеих стран хватало денег на закупку только универсальных вертолётов, а не специализированных машин. Но тут на поле вышел ещё один игрок.

ФРГ также не могла пройти мимо разработки ударного вертолёта. Немцы собирались создать целых два типа машин. Первая — РАН (от Panzerabwehrhubschrauber — противотанковый вертолёт) — была максимально лёгкой машиной, вооружённой исключительно ПТУР, дешёвый и массовый летающий охотник на танки. Вторая — ВВН (Bewaffneter Begleithubschrauber — вертолёт сопровождения) — уже полноценная боевая машина, схожая с американским AH-56, с той же задачей по сопровождению и прикрытию во время высадки десантных вертолётов.

Один из вариантов ВВН
Один из вариантов ВВН

В качестве РАН было решено строить модифицированный вертолёт Bo-105, уже стоящий на вооружении немецкой армии, а вот ВВН стали разрабатывать с нуля.

Говорят, что похожие задачи рождают схожие решения. Может, это и так (а может, немцы просто решили особо не умничать), потому как проект ВВН от Messerschmitt-Bölkow-Blohm (сокращённо МВВ), представленный в 1969 году, очень уж напоминал американский Сheyenne. И сгубил его также денежный вопрос. ФРГ, стоящая на передовой против бесконечных танковых орд с востока, была заинтересована в массовом вертолёте. ВВН же был достаточно дорог. Тогда, особо не рефлексируя, программу закрыли, а на основе РАН решили сделать полноценный ударник.

Во-105Р РАН и Во-115
Во-105Р РАН и Во-115

Последующие несколько лет немецкие военные исследовали опыт применения АН-1 во Вьетнаме и даже рассматривали вопрос о покупке пробной партии. Проводились учения с вертолётами, где изучались различные тактики их применения. Наконец к 1973 году набор требований по доработке РАН выдали инженерам МВВ. От них требовали установить броню, пушечное вооружение во вращающейся турели и уменьшить лобовую проекцию вертолёта. Новый проект Во-115 следовал традициям АН-1 и был переделкой Во-105 в полноценный ударный вертолёт. Такой же суженный фюзеляж с продольным размещением экипажа, отказ от десантного отсека. Разве что турели установили не в носу, а под центром тяжести вертолёта. Немецкие военные непременно хотели пушку, а не пулемёт — а изначальный Во-105 был машиной лёгкой и отдачу терпел плохо.

Многие решения Во-115 явно сделаны с оглядкой на АН-1
Многие решения Во-115 явно сделаны с оглядкой на АН-1

В целом у немцев получился вполне современный и неплохой вертолётик. Более того, проект вызвал серьёзный интерес у ещё одной европейской страны — Италии. Их военные уже задумывались о своих ударных машинах, да и экспортный потенциал был просто отличный. Неудивительно, что фирма Agusta была готова поучаствовать в производстве Во‑115.

И казалось бы, всё хорошо, но тут немцы решили, что как-то всё недемократично выходит.

Ведь получается, что контракт просто взяли и отдали МВВ, без честной конкуренции. Работы над Во-115 свернули и объявили о старте программы РАН-2 — ударного/противотанкового вертолёта нового поколения. Из требований убрали необходимость установки пушки — немцы считали её бесполезной на вертолётах, — возросли требования к скорости, при этом хотели и снижения цены проекта.

Дальнейшее развитие проекта Во-115 уже совместно с фирмой Agusta
Дальнейшее развитие проекта Во-115 уже совместно с фирмой Agusta

МВВ и Agusta продолжили совместные работы. При этом каждая из фирм работала над своей версией вертолёта, а в будущем предполагалось устроить внутренний конкурс между ними. Немцы трудились над совершенствованием своего Во-115, по сути заменяя детали с Во-105 на оригинальные и более совершенные. Итальянцы делали чуть более тяжёлую машину оригинальной конструкции. При этом многие решения перетекали из одного проекта в другой. Так, немцы заимствовали для своего проекта итальянскую конструкцию кабины. Неудивительно, что оба проекта были очень похожи друг на друга.

Итальянский проект ударного вертолёта, разрабатываемого совместно с МВВ
Итальянский проект ударного вертолёта, разрабатываемого совместно с МВВ

Появились, конечно же, и конкуренты. Немецко-голландская фирма VFW Fokker решила объединить усилия с англичанами из Westland (которые с момента разрыва с французами продолжали неспешные работы над своим ударным вертолётом). Новый проект под названием Р277 разрабатывался на основе вертолёта Lynx, но под немецкие требования. Считалось, что впоследствии такая машина может вызвать интерес у военных Англии и Франции, имеющих на вооружении исходный Lynx. В 1977 году проект был представлен немцам.

Полноразмерный макет ударного вертолёта Р277
Полноразмерный макет ударного вертолёта Р277

От варианта МВВ и Agusta ударник Р277 отличали больший вес, больший выбор вооружения — и, как следствие, бо́льшая цена. Это и сгубило проект. Немцы по-прежнему хотели дешёвый и массовый вертолёт и не были готовы платить много. Кроме того, если проект от МВВ и Agusta гарантированно должен был закупаться ещё и итальянскими военными, то проект VFW Fokker и Westland ни на своей родине в Англии, ни у французов интереса не вызвал.

В тот период английские военные считали, что лучший ударный вертолёт — это просто Lynx с новой электроникой и прицелами, заточенными под использование ПТУР
В тот период английские военные считали, что лучший ударный вертолёт — это просто Lynx с новой электроникой и прицелами, заточенными под использование ПТУР

Интриги, предательства и два вертолёта

И казалось бы, снова всё хорошо, вот-вот должна начаться постройка первого прототипа европейского вертолёта — но в 1978 году пути МВВ и Agusta разошлись. Причин было несколько. Не сошлись немцы и итальянцы и в проценте в производстве будущих машин, и в некоторых технических вопросах. Но главным основанием стало обращение французов к ФРГ с предложением совместной работы над ударником. С обязательным участием фирмы Aérospatiale. Французы были куда более привлекательным союзником, чем какие-то итальяшки, — и от последних без особых сожалений отказались.

Финальный вариант итало-немецкого ударного вертолёта
Финальный вариант итало-немецкого ударного вертолёта

Вновь стартовавшие работы осложнялись тем, что немецкие и французские военные хотели достаточно разные машины. Немцам был нужен лёгкий противотанковый вертолёт, без брони, пушки, блоков НАР. ПТУР и СУО — и ничего более. Французам же нужна была универсальная вертушка, более похожая на обычный ударный вертолёт.

В итоге МВВ и Aérospatiale пытались усидеть сразу на двух стульях — по сути, разрабатывали целых три варианта вертолёта. Противотанковый для немцев, противотанковый и ударный — для французов. Объединяла тандем лишь идея, что главная защита ударного вертолёта не броня, а малые размеры и скорость.

Сверху вниз: французский эскортный ударный вертолёт, немецкий противотанковый вертолёт, французский противотанковый вертолёт
Сверху вниз: французский эскортный ударный вертолёт, немецкий противотанковый вертолёт, французский противотанковый вертолёт

Оставленная за бортом Agusta сдаваться не собиралась. Вот только денег на единоличную разработку ударного вертолёта у итальянского правительства не имелось — нужны были союзники.

А где их искать, как не среди других неудачников программы РАН‑2?

В 1980 году удалось достичь соглашение с Westland и VFW Fokker о сотрудничестве в разработке нового ударника. Более того, в Британии наконец поняли, что обойтись только вооружёнными версиями Lynx не выйдет и нужен специализированный ударный вертолёт. Не отставали и Нидерланды, которые также собирались закупить себе подобные машины.

Формально общие работы были согласованы только в 1986 году, когда было подписано соглашение о создании европейского вертолёта Tonal. Но на деле работы велись с 1980 года, и требования на вертолёт писали прямо под уже существующий проект Agusta, Westland и VFW Fokker.

Ударный вертолёт Tonal. Прослеживаются корни как от ранних проектов Agusta, так и от Р277 Westland
Ударный вертолёт Tonal. Прослеживаются корни как от ранних проектов Agusta, так и от Р277 Westland

Пока у итальянцев и компании, казалось бы, дела шли в гору, франко-немецкое сотрудничество забуксовало. Необходимость удовлетворять противоречивые требования военных не могла не сказаться на цене вертолёта — она неумолимо росла. А над всеми европейскими фирмами нависал очень страшный и опасный враг — США.

Американцы, конечно же, считали, что лучший европейский единый вертолёт — это вертолёт, спроектированный в США и стоящий на вооружении Армии США.

Американские фирмы постоянно выдвигали свои «завлекательные» предложения: «Не мучайтесь, купите у нас модернизированный под вас АН-1». В 1985 году уже предложили купить новейший АН-64 Apache. И вдруг оказалось, что он стоит примерно как единый вертолёт (уже получивший обозначение Tiger). Да, американец совсем не подходит под требования военных, но его могут начать поставлять уже завтра, а вот когда доведут до ума родной проект, неизвестно.

Проект адаптации АН-1 под требования программы РАН-2
Проект адаптации АН-1 под требования программы РАН-2

В 1987 году правительство ФРГ приняло решение выйти из программы Tiger и начать изучение вопроса адаптации АН-64 под требования немецких военных. И вроде бы на этом должен был прийти конец истории франко-немецкого вертолёта. Но ситуацию спасли гордые французы, у которых не было ни малейшего желания покупать что-то американское. Они не только объявили о продолжении работ, но и дипломатически надавили на немцев. Те, тоже понимая, что погорячились, решили дать программе второй шанс. Так, до 1989 года шли переговоры с целью унификации требований к вертолёту и неспешно продолжалась постройка первого прототипа.

В итоге осталось два варианта вертолётов Tiger — немецкий противотанковый его легко опознать по отсутствию турели и французский универсальный
В итоге осталось два варианта вертолётов Tiger — немецкий противотанковый (его легко опознать по отсутствию турели) и французский универсальный

Программа Tonal таких же проблем, как Tiger, не имела. Все три страны хотели примерно одинаковую машину, да и требования была написаны уже под проектируемый вертолёт, что упрощало процесс. С 1983 года летали первые прототипы под обозначением А129, сделанные ещё только под итальянские требования. Постройка первого образца самого Tonal была уже не за горами. Но с 1988 года англичане объявили, что для них программа будет запасной, а главной задачей они видят создание ударного «стелс»-вертолёта собственной разработки. Денег на постройку прототипа Tonal так и не появилось, и в 1990 году программу окончательно закрыли.

Проект английского ударного стелс-вертолёта WG.47
Проект английского ударного стелс-вертолёта WG.47

Развал СССР серьёзно ударил по обоим «единым европейским вертолётам». Программа Tiger снова оказалась на грани закрытия. Спасло её то, что разрабатывающие машину компании постепенно слились в одну. С 1992 года вместо союза МВВ и Aérospatiale винтокрыл делала единая фирма Eurocopter. Это и позволило довести проект до серии, хотя из-за минимального финансирования первые серийные Tiger (прототип которого полетел ещё в 1991 году) встали на вооружение только в 2003 году.

Agusta довела до ума упрощённую версию своего ударного вертолёта А129 в 1990 году, его удалось продать своей же армии в количестве всего лишь 60 штук. В 1995 году фирма вновь попытала счастья на английских берегах, приняв участие в новом конкурсе на создание английского ударника (создать свой   «стелс» британцам, конечно же, не удалось). Выдержать конкуренцию с новейшей версией американского Apache АН-64D не получилось.

Предлагали А129 и в США, в качестве разведывательного вертолёта. Интереса это предложение, конечно же, не вызвало
Предлагали А129 и в США, в качестве разведывательного вертолёта. Интереса это предложение, конечно же, не вызвало

Так и закончилась долгая история создания единого европейского ударного вертолёта. Из-за постоянных согласований, разрывов союзов и новых согласований разработка затянулась на долгие три десятилетия. К моменту, когда А129 и Tiger довели до ума, особая необходимость в них пропала, а экспортные рынки в общей массе были освоены американцами. Сейчас постепенно приходит время для нового поколения машин, и возможно, мы ещё увидим повторение истории о едином европейском вертолёте.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Hoвости СМИ2
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

25K
29
8
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

55K
54
23
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

27K
31
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

35K
36
6
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

33K
19
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

15K
25
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

13K
11
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

13K
27
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

12K
14
0
0
Час презрения: террористическая катастрофа в Будённовске

Теракт лета 1995 года в Будённовске стал одной из самых страшных катастроф в истории современной России. Его последствия ушли далеко за рамки простого злодеяния с массовыми жертвами. Произошёл перелом всей войны в Чечне, а эпоха массового террора только открывалась…

28K
182
166
1.9K
Белый спецназ: почему в рядах американских коммандос так мало нацменьшинств?

Спасибо голливудским боевикам, про американский спецназ сегодня знают даже дети. На земле, в небесах и на море крутые парни наводят ужас на врагов, защищая свободу и демократию. И конечно, в духе политкорректности, как минимум треть этих бойцов — из нацменьшинств. Что совершенно противоречит реальности. Почему в рядах коммандос так мало чёрных?

27K
139
111
1.6K
Советские БМП: не первые и не лучшие?

Советские БМП — один из поводов для гордости за наше танкостроение. Они и первые в своём классе, и всегда превосходили западные аналоги, как часто можно услышать. Вот только при более внимательном изучении вопроса всё выглядит уже не так однозначно…

25K
63
159
488
Спецназ мира: чьи нормативы жёстче?

Хотите попасть в ряды мирового спецназа? Легче лёгкого! Если, конечно, вы готовы к самым жёстким физическим испытаниям. Каким именно — рассказываем в этой статье.

24K
53
32
379
Мастерами кунг-фу не рождаются: китайских пограничников научат боевым искусствам

Мастерами кунг-фу становятся! После кровопролитной драки с индийцами китайское командование озаботилось рукопашной подготовкой бойцов. Для подготовки пограничников Тибета сформирован специальный отряд из инструкторов боевых искусств.

24K
28
22
56
Силовое задержание: взгляд российского полицейского на задержание Флойда и беспорядки в США

Смерть Джорджа Флойда и последовавшие за ней события в США по-прежнему в центре внимания СМИ. Ситуацию с задержанием афроамериканца и массовыми беспорядками в интервью Андрею Уланову прокомментировал действующий офицер российской полиции.

21K
114
390
1.5K
Супернадёжность, дешевизна и старость: 5 мифов об автомате Калашникова

70 лет в строю, десятки миллионов выпущенных автоматов по всему миру — воистину легендарное оружие! А от легенд, как известно, и до мифов недалеко. Мы собрали пять самых популярных из них.

18K
124
103
864
За счёт чего рулили «Катюши»?

Неуправляемые реактивные снаряды славятся низкой кучностью. Так почему БМ-13 «Катюша» стала легендарным оружием Победы — или же это просто ещё один миф? Мы разобрались.

17K
108
161
809
Швейцарский армейский — морская свинка в мире ножей

Помните анекдот про морскую свинку? О том, что она к морю имеет примерно столько же отношения, сколько и к свиньям. Вот примерно те же чувства вызывает швейцарский армейский нож, когда первый раз держишь его в руках. А это точно нож? И почему он такой маленький? Как с ним швейцарские военные обращаются и откуда он вообще взялся?

16K
72
70
391
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

78K
122
61
979
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

70K
66
72
591
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

66K
71
51
1.1K
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», — гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

63K
73
76
862
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

62K
83
37
719
Если бы Союз проиграл: 5 альтернативно-исторических мифов о будущем Третьего рейха

Что было бы, если бы СССР проиграл Великую Отечественную? Как заявляют фанатичные любители немецкого орднунга, в этом случае Германия стала бы непобедима, завоевала бы весь мир, вышла бы первой в космос… Вот только такая оценка не выдерживает критики. WARHEAD.SU подробно разобрал пять излюбленных тезисов рейхофилов.

54K
73
406
703
10 «школьных» заблуждений о предвоенных репрессиях в Красной армии

Красную армию обезглавили перед войной. 1941 года не было бы, если бы не 1937-й. А может быть, наоборот, репрессии — это очищение? Так как же всё было на самом деле?

50K
106
378
786
«Месть за муки»: как сражались освобождённые из плена красноармейцы

Те, кто прошёл ужасы немецкого плена, рвались в бой, едва лишь выйдя на свободу. Ими двигала жажда мести, желание расплатиться с мучителями. Вновь оказавшись в строю, они показывали себя отличными, дисциплинированными солдатами. Пример тому — участие бывших пленных в форсировании Одера в составе 47-й гвардейской танковой бригады.

47K
68
83
1.7K
Норвежцы в Карелии: разгром эсэсовских добровольцев

Норвегию оккупировали в самом начале Второй мировой. Дальнейшее участие страны в войне ограничилось подпольной войной или боевыми действиями добровольцев. Многие попали в армии союзников, но некоторые служили в СС. Именно им и не повезло оказаться в Карелии в июне 1944 года.

45K
43
71
933
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

270K
123
83
897
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

144K
37
13
81
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

136K
75
55
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

132K
96
24
869
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

102K
56
33
457
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

102K
100
29
742
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

98K
10
4
276
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

85K
44
8
274
Кто такие гренадеры: могучие великаны военной истории

Многие почему-то зовут их гренадёрами. Это ошибка, но возможно, в таком наименовании подсознательно отразилась сама суть этого рода войск. Ведь гренадеры всегда были не прочь надрать пятую точку любому противнику.

80K
46
8
358