В предыдущей статье серии читайте о Музее военной истории ЮАР.
Всем известно, что души танков после смерти перерождаются в вертолёты. Однако некоторым везёт больше — они попадают в танковый музей. В жаркой-жаркой ЮАР такой музей расположен в городе Блумфонтейне на территории 1-го южноафриканского танкового полка и Учебной танковой школы. Как же выглядит африканская Кубинка? Мы расскажем.
История бронетанковых войск ЮАР начинается с 1915 года, когда во время борьбы с немецкими частями в Юго-Западной Африке (ныне Намибия) было создано первое подразделение, оснащённое бронеавтомобилями. Постепенно на территории доминиона создавались собственные учебные и боевые части, проектировались и производились новые модели техники и вооружений. Впрочем, южноафриканцы — народ запасливый, и, чтобы не пропадать уже снятому с вооружения добру, на площадке военной базы «Темпе» — где сейчас расположен 1-й бронетанковый полк ВС ЮАР — организовали музей танковых войск.
Для того, чтобы туда добраться из центра бывшей столицы Оранжевого Государства — Блумфонтейна, — сначала придётся покрутиться на машине, ибо «Гугл» по незнанию заводит вас в дачные посёлки и на заброшенные пустыри. На самом деле надо въехать в центральные ворота военной базы «Темпе», а затем следовать по указателям в виде… бронеавтомобилей «Эланд 90», чьи стволы пушек указывают путешественникам нужный поворот.

Оригинально, но работает!
Rush po centru!
Центральная аллея встречает нас выставкой достижений мирового танкостроения. В едином строю на постаментах стоят «кометы», «крузейдеры», «стюарты»… а также ПТ-76, Т-34-85, Т-55 и Т-62. Последний, кстати, поддерживается в нормальном состоянии южноафриканским сообществом World of Tanks, состоящим из семи кланов, о чём гласит памятная табличка.

Там и сям разбросаны отдельные танки и бронеавтомобили. Вот в рядок стоят три «шермана»: М4А1, М4/105 и «Файерфлай», а подпирает их САУ «Секстон». Ряд из нескольких «центурионов» возглавляет ОБТ ЮАР — «Олифант», основой для разработки которого послужил британский собрат.

Самая большая проблема уличной экспозиции — понять, где заканчивается выставка танков и начинается территория уже действующей военной части, ибо границ между ними вы не увидите никаких.
Да-да, вокруг вас, пока вы ходите по музею, кипит обычная жизнь подразделения.
Подвозится горючее, проводится плановое ТО, на плацу сержант занимается строевой подготовкой с новобранцами. Буквально «за стенкой» находится самая ударная часть ЮАР — 44-я десантная бригада. Это не считая снабженцев, медиков и прочих.

Вокруг полкового плаца расставлены прототипы бронемашин, которые хоть сейчас можно смело подгонять Илону Маску с фразой «Подержи-ка наше пиво, сынок» — настолько они брутальны!

Без окон без дверей
После знакомства с уличной экспозицией смело двигаем к бывшему зданию британского госпиталя. И… упираемся в закрытые двери. То есть вообще. На ключ.
Нет, ну а что вы хотели — чтобы их всё время открытыми держали?
Если повезёт — а нам повезло, — то придёт специально обученный капрал, который откроет двери страждущим обогатиться историей и проведёт экскурсию. Причём бесплатно!

Внутри помещения не ждите чего-то сверхъестественного. Там представлены снаряжение и экипировка танкистов ЮАР, а вам расскажут небольшую вводную часть о появлении бронетанковых войск вообще.

Чистенько, но бедненько.
Из любопытного — подбор приборов наблюдения от стереотруб до ПНВ, различных средств связи и типов камуфляжа, использовавшихся одновременно в армии. Желающие могут присесть на стул из офицерского собрания южноафриканского танкового корпуса образца 1942 года.

Самое же интересное начинается в дальнем углу базы, где расположен ангар музея. Там на заднем дворе — склад бронетехники, которая не влезла в экспозицию. Пока что.

Внутри ангара — подборка грузового транспорта, использовавшегося во время Пограничной войны.
В том числе и наши любимые «буханки» и «Шишига», которые вполне себе органично смотрятся в любой точке света.
У соседней стены скромно притулились Т-55, Т-72 и БМП-1 — с новым боевым модулем, который ей прикрутили умельцы из ARMSCOR (научно-техническая корпорация). Если что, старую башню можно поставить на место, благо она рядом пристроена.

Для контраста здесь же возвышаются БРЭМ на базе БТР «Ратель» и «Булперд». По традиции — мино- и пулезащищённые.

Снаружи в углу — танк «Олифант» и БРДМ «Руйкэт» («Каракал»). Во время разработки «Руйкэта» планировалось создать нечто для замены «эландов» в качестве разведывательных машин повышенной проходимости, но способных если что уничтожить вражеский танк из засады. В итоге получилось шасси со всеми восьмью ведущими колёсами, несущее 105-мм пушку GT7, и очень больших габаритов. Разведчик из неё получился не очень, а вот истребитель танков — вполне себе.

На заднем дворе можно найти британский бронеавтомобиль «Сарацин», «Центурион» с парой тралов для разминирования, инженерный танк ARVE на базе «Черчилля», южноафриканский MRAP «Баффел», БТР «Ратель», советский плавающий танк ПТ-76, БРДМ-2 и даже «ЗиЛы» с собственными именами Molotov и Russian Bear.

Говорят, увидев их, авторский коллектив WARHEAD.SU автоматически встал по стойке смирно и исполнил марш из Red Alert. На всякий случай.
Как известно, южноафриканцы были теми ещё шизомилитаристами. Ну кто в здравом уме придумает, спроектирует и начнёт производить MRAP, как будто вышедшие из фильмов о Безумном Максе, или будет испытывать машину на подрыв с помощью бабуина?

Так что если вас занесёт судьба в бывшую столицу Оранжевого Свободного Государства — славный город Блумфонтейн, — то рекомендуем вам, наш дорогой читатель, сходить в этот танковый музей. Будет интересно и познавательно.

Warhead проверил на себе — и рекомендует.