Диванная аналитика: чего ждать от саморемонтирующихся роботов

Девятого января 2020 года сайт C4IsrNet рассказал об исследованиях Токийского университета в области саморемонтирующихся роботов.

Подорожник для железной коленки

Шагающие роботы весьма удобны своей проходимостью и универсальностью. Да, колёса и гусеницы надёжнее, но пригодны лишь для более-менее ровной местности. По камням, буеракам, развалинам и прочей пересечёнке машину могут перемещать только ноги. И если трудности с управлением таким относительно сложным движителем современная электроника позволяет уже вполне успешно преодолевать, то вот вопрос надёжности продолжает стоять ребром.

Что же предложили японцы? Сустав робота они выполнили из особого сплава, который плавится при 122 градусах Цельсия. Когда он ломается из-за нештатной нагрузки, специальные нагреватели «сваривают» его обратно. Да, на это требуется время — полный перелом «заживает» около получаса. Да, сколько-то прочности сустав по итогам «лечения» теряет. Но это всё равно гораздо лучше, чем оставаться лежать и ждать ремонтников.

Ролик, демонстрирующий «самозаживающий» сустав для робота

Предполагается, что четвероногий робот, оснащённый подобной системой, сможет в некоторых ситуациях намеренно жертвовать одной из ног. Например, если нужно прыгнуть с большой высоты, он сможет принять основной удар на одну ногу и, пока она зарастает, ковылять на трёх оставшихся. Это выгоднее, чем повредить все четыре конечности и полчаса лежать на месте.

Ресурс, ещё больше ресурса!

Если вдуматься, возможности открываются довольно широкие. Да, переплавленный материал не так прочен, как целый, но если говорить о разумном расходовании ресурса, то он позволит механизму продолжить выполнять боевую задачу в течение какого-то времени и дотянуть до базы, где «заживлённые» детали заменят нормальными.

И это ведь может пригодиться не только в роботах. Вся военная техника ограничена дамокловым мечом ресурса. Любое планирование сколько-нибудь долговременной операции вынуждено учитывать, через сколько часов у танков, грузовиков, самолётов и прочего «посыплется» мотор, подвеска и прочие критичные компоненты, как организовать подвоз запасных, где и кому производить их замену и т. д. Понятно, что поршни двигателя внутреннего сгорания, например, из японского чудо-сплава не сделаешь — там рабочая температура куда выше 122 градусов. Но что-то наверняка можно сделать и из него. В сочетании с компьютерными системами диагностики, «на лету» считывающими возникновение трещин в деталях, можно будет получить машину, которая понемногу «подлечивает» себя прямо во время работы.

Конечно, пока это всё очень дорого и сложно. Но военная техника вообще — штука недешёвая. К тому же сколько-то можно будет сэкономить на логистике и обслуживании.

Далее везде

Если дать фантазии развернуться, можно подумать и о «самозарастающей» броне, включая средства индивидуальной защиты. Понятно, что на самом бойце бронежилет и каска чиниться не будут — слишком горячо. Но если в комплект стрелкового отделения включить небольшую печку с программным управлением, можно будет на привале заниматься восстановлением защиты. Сложил побитые броневые пластины в отсек, нажал кнопку — через полчаса вытащил целые.

Ладно, про броню, наверное, думать слишком рано — вряд ли японский сплав имеет достаточные характеристики прочности и вязкости для этого. Но если подумать, сколько есть в армии всего, что постоянно требует мелкого текущего ремонта… Вместо того чтобы паять, штопать и латать разнообразное снаряжение, можно будет просто подождать — и оно восстановится само.

Останется только изобрести самозашнуровывающиеся «берцы» и самоподшивающиеся подворотнички — и тогда всё, что солдату будущего останется делать, это совершенствовать свои боевые навыки. Вкалывают роботы — счастлив человек!

А что вы об этом думаете, уважаемые читатели?

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий