itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Избыточное атомное сердце: почему не взлетели атомолёты?

За атомной авиацией будущее! Подобные прогнозы часто звучали во второй половине двадцатого века. Но на выходе почти все идеи обернулись «пшиком» и остались в книжках, комиксах, изредка в играх. Почему так вышло и значит ли это, что «прогресс умер весь»? Или это — заговор «зелёных»? Попробуем разобраться.

/
8.2K
42
49
218

За атомной авиацией будущее! Подобные прогнозы часто звучали во второй половине двадцатого века. Но на выходе почти все идеи обернулись «пшиком» и остались в книжках, комиксах, изредка в играх. Почему так вышло и значит ли это, что «прогресс умер весь»? Или это — заговор «зелёных»? Попробуем разобраться.

Светлое атомное будущее

Конец сороковых и начало пятидесятых годов XX века не зря называют временем атомпанка. Казалось — вот-вот и атомная энергетика вытеснит все старые технологии и поведёт человечество к светлому будущему. Особенно перспективными выглядели атомные самолёты. На первый взгляд, в идее поставить на летательный аппарат такой двигатель одни плюсы. Больше не надо возить с собой топливо, более того — дальность полёта теперь почти не ограничена. Разве что запас еды и воды для экипажа и пассажиров имеет значение. Это особенно интересно для военных — бомбардировщик с неограниченной дальностью может атаковать любого противника с любого направления, где бы он ни спрятался. Истребитель с атомным двигателем может патрулировать не часами, а сутками — его никогда не застанет врасплох вражеский налёт.

Так, по мнению художников журнала Popular Science из 1951 года, должен был выглядеть атомный самолёт. Примерно в то же время начались первые реальные работы над этой идеей
Так, по мнению художников журнала Popular Science из 1951 года, должен был выглядеть атомный самолёт. Примерно в то же время начались первые реальные работы над этой идеей

Самым главным плюсом ядерной силовой установки является серьёзное упрощение строительства больших, очень больших и даже безумно огромных самолётов. Ведь чем больше самолёт, тем больше мощности ему надо для взлёта. А значит, и двигателей надо больше и посильнее. Они неизменно кушают много топлива, и полезное место уходит не на грузы, вооружение или пассажиров, а на баки. Ядерный двигатель эту проблему решает «на раз». Просто ставится реактор чуть помощнее и остаётся гора свободного места. Хочешь — танковые бригады вози за раз, хочешь — воздушный авианосец делай.

На первых этапах разработки атомолётов исследовали различные и достаточно необычные дизайны
На первых этапах разработки атомолётов исследовали различные и достаточно необычные дизайны

Выбор из двух зол

Вроде всё хорошо, и в теории всё просто и понятно. Реактор нагревает воздух, он и создаёт тягу. Но на практике стали возникать вопросы. Есть две схемы использования ядерного двигателя — силовая установка открытого и закрытого типа. В первой воздух подаётся напрямую в реактор — это наиболее эффективно с точки зрения мощности. Такой двигатель и достаточно компактен, и оставляет далеко позади все свои «конвенционные» аналоги по КПД. Кроме того, это позволяет создать прямоточные ядерные силовые установки, эффективные на высоких скоростях. Но есть одна «небольшая» проблемка. Выхлоп двигателя открытой схемы не просто «фонит» — он оставляет такое радиоактивное загрязнение, что впору считать сам такой двигатель радиологическим оружием.

Проект атомного бомбардировщика с силовой установкой открытого типа Мясищев 60. По расчётам — отличный сверхзвуковой самолёт, ну и что, что пилотов пришлось засунуть в свинцово-бетонную капсулу посреди воздухозаборника
Проект атомного бомбардировщика с силовой установкой открытого типа «Мясищев 60». По расчётам — отличный сверхзвуковой самолёт, ну и что, что пилотов пришлось засунуть в свинцово-бетонную капсулу посреди воздухозаборника

Это абсолютно неприемлемо даже в военное время. Никому не надо превращать собственные авиабазы и территорию в зоны заражения. А если ставить дополнительные «обычные» двигатели для взлёта, посадки и полёта над дружественной территорией, это съест весь выигрыш от использования ядерной силовой установки. Конечно, были и идеи создания на необитаемых островах специальных баз, спроектированных специально под существование в условиях постоянного радиоактивного загрязнения. Там и подземные бункеры для сотрудников, и работы на поверхности с помощью специальных автоматов, и, конечно, постоянная смена персонала. Наверно, это даже можно было реализовать, вот только стоило бы совсем неприличных денег.

Атомный бомбардировщик с силовой установкой смешанного типа
Атомный бомбардировщик с силовой установкой смешанного типа
Самый логичный проект применения ядерной силовой установки в беспилотном бомбардировщике/крылатой ракете SLAM всё равно абсолютно безумен
Самый «логичный» проект применения ядерной силовой установки в беспилотном бомбардировщике/крылатой ракете SLAM всё равно абсолютно безумен

Остаётся силовая установка закрытого типа — там воздух нагревается не напрямую, а с помощью теплообменника. На выходе выхлоп хоть и фонит, но не сильно, однако эффективность такой схемы куда хуже, чем у открытого типа. Кроме того, система передачи тепла от реактора воздуху сама по себе немало весит. Да ещё вступает в дело вопрос защиты экипажа от излучения. В открытой схеме (согласно расчётам, до испытаний не дошло) выигрыш в эффективности такой, что потратить пару десятков тонн веса на экранирование реактора можно без особого сожаления. Для закрытой же схемы это съедает все резервы, и самолёт с ядерным двигателем начинает уступать своему обычному аналогу по полезной нагрузке.

Все летавшие и у нас, и у американцев самолёты с ядерным реактором отрабатывали именно силовую установку закрытого типа
Все летавшие и у нас, и у американцев самолёты с ядерным реактором отрабатывали именно силовую установку закрытого типа

Дорогу гигантам!

Остаётся ещё одно преимущество, которое может спасти атомолёты, — ставка на огромные размеры. Для обычного самолёта расти в размерах после определённого момента становится достаточно сложно и, главное, невыгодно. Больше габариты и вес, значит надо больше двигателей, которые съедают больше топлива. К сожалению авиастроителей, зависимость тут не прямая — требуемый запас топлива растёт быстрее, чем растёт сам самолёт. В итоге вроде мы увеличили машину в два раза, а полезный груз вырос только процентов на пятьдесят. А стоить такой самолёт может и в три раза больше, чем меньший коллега. Значит, если нет необходимости тащить одиночный тяжёлый груз, два меньших транспорта банально выгоднее.

Делать грузовой самолёт больше Руслана/Galaxy имеет хоть какой-то смысл, если надо возить неразборный большой одиночный груз. Во всех иных случаях проще отправить два обычных самолёта
Делать грузовой самолёт больше «Руслана»/Galaxy имеет хоть какой-то смысл, если надо возить неразборный большой одиночный груз. Во всех иных случаях проще отправить два обычных самолёта (источник фото)

Атомный двигатель ломает эту схему. Да, реактор надо ставить мощнее, а значит больше, но рост размеров и веса ядерной силовой установки не сравнить с ростом запасов топлива для обычных двигателей. С ядерным двигателем расти становится выгодно, даже если используется схема закрытого типа. Самолёт вырастает в два раза, а груз растёт в три и больше. В один момент это окупит и траты на защиту, и траты на вес теплообменников. Вот только это случится на реально больших машинах. Даже на самолёте размером с   «Руслана», «Мрию» или Galaxy ядерное сердце не раскроет свой потенциал полностью. Нужно что-то раза в полтора большее, а лучше и в два. И чем дальше рост, тем лучше.

Различные варианты тяжёлого атомолёта от Lockheed
Различные варианты тяжёлого атомолёта от Lockheed

Казалось бы, вот он — выход: начать строить подобных гигантов. По расчётам, налаженная эксплуатация таких транспортных самолётов позволит сократить цену перевозки груза до уровня трансферов по морю. А это огромнейший рынок с огромнейшим деньгами, составить на нём конкуренцию — настоящая «розовая мечта» авиастроителей. Другое интересное применение — использование самолётов с реактором в качестве тягача для обычных коллег. Лайнер или грузовой самолёт стыкуется через кабель (а в некоторых проектах и напрямую к тягачу) и просто буксируется, не тратя своё топливо. При прямой стыковке можно использовать атомолёт даже как хаб для пересадки пассажиров на другие рейсы. Маршрутов у авиации не так и много, и, запустив над США, например, всего десяток таких ядерных тягачей, можно перекрыть 70% авиационного трафика.

Ядерный тягач
Ядерный тягач

И снова есть одно «но». Существующая ныне инфраструктура абсолютно не готова к эксплуатации ни гигантских самолётов, ни атомолётов. Может быть, что-то одно и смогли бы осилить, с серьёзной помощью от государства, но не всё сразу. Более того, произойти это должно не в одной стране, а во всех сколь-либо промышленно развитых. Иначе зажатые в рамках одной-двух (даже самых экономически развитых) стран атомолёты снова не будут приносить прибыль. Оплатить создание во всём мире такой инфраструктуры не под силу даже США — и даже если на эту программу бросят все доступные средства. А в том невозможном случае, если всё получится, сверхприбыли от выхода на рынок грузов, которые раньше возили по морю, всё равно не окупят предыдущие затраты ещё долгие десятилетия.

Самый крупный представитель гигантских атомолётов Locheed CL-1201 c размахом крыла в 341 метр
Самый крупный представитель гигантских атомолётов Locheed CL-1201 c размахом крыла в 341 метр

Возможно, старт могли бы дать военные, как вышло с реактивной авиацией, но им гигантские атомолёты просто не нужны. Огромный транспортный самолёт, способный перебросить десяток танков за раз? Неплохо, но принять его сможет небольшое количество аэродромов, и проще перебросить войска морем, а потом отправить их вглубь континента по старой доброй железной дороге. Летающий авианосец в качестве матки для самолётов с относительно небольшой дальностью? С одной стороны, идея интересная, но уже есть обычные авианосцы с той же ролью. И моряки костьми лягут, чтобы помешать созданию конкурента своим плавучим аэродромам. Плюс такой летающий авианосец слишком притягательная и при этом уязвимая цель. Сделать из атомолёта гигантский летающий штаб? А зачем, если всё влезает и в обычный Boeing 747? В итоге никакой роли для подобных машин на военной службе нет.

Именно экономический аспект, а не опасения общественности или некий всемирный заговор против прогресса погубил атомолёты. Двигатель открытого типа эффективен сам по себе, но потери от загрязнения слишком большие. Двигатель закрытого типа просто недостаточно эффективен в сравнении со своими обычными конкурентами — небольшой выигрыш от него не окупит затрат на разработку. Гигантский атомолёт снова очень выгоден в «вакууме», но траты на создание инфраструктуры под него будут даже не «космическими», а абсолютно нереальными. Атомолёт в условиях нашего земного шарика и в текущей исторической ситуации просто не нужен.

Что будет дальше, сказать сложно. Может, появятся технологии, которые вновь откроют путь атомной авиации. Может, произойдёт ещё что-то. А может, атомолёт так и останется дикой и бессмысленной идеей — их полно в инженерной истории человечества.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

29K
31
6
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

58K
58
25
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

30K
32
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

37K
40
6
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

33K
20
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

16K
25
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

13K
11
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

13K
26
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

12K
13
0
0
Спецслужбы и яды ХХ века: как КГБ и ЦРУ травили врагов

Политические отравления в обыденном сознании связаны с древностью. Борджиа и их современники по Ренессансу вовсю травили окружающих — но со временем это вышло из моды и приличий. Однако ХХ век с его научными открытиями, тайными играми разведок и жёсткими политическими противостояниями стал временем возрождения искусства отравления.

129K
75
58
530
Азербайджанский эксперт — о войне и мире в Нагорном Карабахе

Сегодня президент Азербайджана Ильхам Алиев написал в Твиттере о взятии под контроль города Джебраил (Мехакаван) и нескольких сел, прилегающих к Нагорному Карабаху. Армянская сторона не подтверждает это заявление и сообщает о гибели мирных жителей под обстрелами в городах Шуша и Степанакерт.

79K
48
124
132
Правда ли? Эсэсовцы массово воевали во французском Иностранном легионе

Французский Иностранный легион имел германский акцент с первых дней: король Луи-Филипп создал его в 1831 году из наёмных немецких и швейцарских полков. Непростое, но массовое присутствие немцев в Легионе продлилось полтора века — его не прекратили ни мировые войны, ни взаимная ненависть французов и немцев.

87K
99
20
336
Зенитная самоходка «Деривация»: отличная новинка — или полный провал?

В последние годы российский ВПК показал большое количество новых образцов военной техники. Многие из них вызывают критику — и часто справедливую. Но порой ругают проекты, которые этого не заслуживают. Один из подобных примеров — новая ЗСУ «Деривация». Давайте разберёмся подробно.

51K
68
90
114
Чёрные и белые мифы о ленд-лизе: в трёх соснах

Вторая мировая война — и ленд-лиз. А можно ли было вообще без него? Здесь не будет срывания покровов и погружения в нюансы, но большинство спорщиков о ленд-лизе обычно блуждают именно в этих трёх соснах.

48K
144
445
884
В лучах чужой славы: липовые ветераны

Эти люди появляются практически на каждом крупном мероприятии, посвящённом Великой Отечественной войне. Они получают свою толику славы, почёта и уважения, зачастую проникая туда, куда «простым смертным» путь оказывается заказан. Они попадают на страницы печатных изданий, в статьи, телепередачи, открытки, картины. Это — липовые ветераны.

48K
131
134
6.1K
Вагенбург против рыцарской конницы: рождение и гибель тактики

Все знают, что такое вагенбург. Все знают, что эта тактика сложилась в ходе Гуситских войн. Однако мало кто скажет, какие у этого явления были предпосылки, как развивалась тактика, кто её перенял и как же побеждали противника, засевшего в импровизированной крепости. Об этом мы и расскажем.

46K
80
69
513
«Блажен, кто воздаст тебе»: штурм Грозного 1999–2000 года

Кошмарный штурм Грозного в 1994–1995 годах не стал последним бедствием этого города. Тяжёлые бои за Грозный шли в марте 1996 года, летом 1996 российская армия снова понесла огромные потери в уличных боях — и это сражение стало финалом первой войны в Чечне. Однако злополучному городу предстояло превратиться в поле большой битвы ещё раз.

47K
161
90
896
Тяжёлый и тупой: 5 «школьных» заблуждений о европейских средневековых мечах

Мало какое оружие овеяно таким количеством мифов, как меч. Оружие рыцаря, оружие кары, оружие короля… превратилось в оружие дезинформаторов и лжецов в наше время. Обнажим же наши мечи в борьбе с заблуждениями!

42K
112
264
664
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

337K
150
100
897
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

170K
72
12
274
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

170K
45
14
81
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

145K
80
59
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

137K
105
27
869
Спецслужбы и яды ХХ века: как КГБ и ЦРУ травили врагов

Политические отравления в обыденном сознании связаны с древностью. Борджиа и их современники по Ренессансу вовсю травили окружающих — но со временем это вышло из моды и приличий. Однако ХХ век с его научными открытиями, тайными играми разведок и жёсткими политическими противостояниями стал временем возрождения искусства отравления.

129K
75
58
530
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

113K
64
34
457
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

105K
13
5
276
Азербайджанский эксперт — о войне и мире в Нагорном Карабахе

Сегодня президент Азербайджана Ильхам Алиев написал в Твиттере о взятии под контроль города Джебраил (Мехакаван) и нескольких сел, прилегающих к Нагорному Карабаху. Армянская сторона не подтверждает это заявление и сообщает о гибели мирных жителей под обстрелами в городах Шуша и Степанакерт.

79K
48
124
132
WARBLOGS