itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Штурмовик Ил-2: самый массовый ударный самолёт

Он был идеальным воплощением большой индустриальной войны. Не блиставший особым изяществом. Не бивший рекорды и не хваставшийся отдельно взятыми характеристиками. Подчас «ломучий». Но — простой в производстве и обслуживании и весьма живучий на поле боя. Про Ил-2, самый массовый самолёт Великой Отечественной, — в нашем материале.

/
15K
84
150
707

Он был идеальным воплощением большой индустриальной войны. Не блиставший особым изяществом. Не бивший рекорды и не хваставшийся отдельно взятыми характеристиками. Подчас «ломучий». Но — простой в производстве и обслуживании и весьма живучий на поле боя. Про Ил-2, самый массовый самолёт Великой Отечественной, — в нашем материале.

Рождение штурмовика

В первой половине 30-х годов РККА не чувствовала немедленной нужды в специальных самолётах для штурмовки на малых высотах — считалось, что с этим справятся и обычные машины вроде того же Р-5. Но испанский опыт показал, что этого явно недостаточно. Требовалось создать самолёт, несущий разнообразный арсенал поражающих средств — каждое на свою задачу. И чтобы огонь с земли переносил устойчиво — ведь пальнуть по низколетящему штурмовику будет считать своим долгом каждый первый.

Концепция штурмовика, построенного вокруг бронекорпуса, прикрывающего важнейшие части машины, восходит ещё к временам Первой мировой. Поэтому взявшийся за дело конструктор Ильюшин велосипеда не изобретал. Однако всё это надо было воспроизвести на новом технологическом уровне, грамотно балансируя плюсы и минусы, да и про особенности отечественной промышленности не забывать.

Штурмовик Ил-2: самый массовый ударный самолёт

Ильюшин был достаточно мудр, чтобы понимать: даже бронированные, работающие на малых высотах штурмовики — это фактор риска. «Получать» от зенитной артиллерии они будут регулярно и, следовательно, ремонтироваться тоже. А те, что на аэродромы не вернутся, пополнят списки потерь — и их надо будет заменять. Поэтому самолёт должен быть удобным как для производства, так и для полевых ремонтных мастерских.

Львиная доля усилий ушла именно на обеспечение этой простоты.

Расчёт был верным — именно это и понадобилось на полях сражений Великой Отечественной. Но за всё надо было платить: например, слабыми (для первых модификаций) лётными качествами. Требовалось или уменьшить бомбовую нагрузку, или убрать прикрывающего заднюю полусферу стрелка.

Конструкторы остановились на втором варианте — как показало время, ошибочно.

Тяжёлые времена

Производство Ил-2 началось незадолго до Великой Отечественной — в феврале 1941 года. Как раз вовремя, чтобы новые штурмовики успели на войну.

Штурмовики Ил-2 ранних серий на аэродромной стоянке
Штурмовики Ил-2 ранних серий на аэродромной стоянке (источник фото)

Время было тяжелейшее — противник успешно наступал, регулярно сгоняя нашу авиацию с одного аэродрома за другим. Это не могло не создавать хаос как в снабжении, так и в образе действий — «затыкать дыры» приходилось часто. При этом противник господствовал в воздухе, что приводило к серьёзным потерям.

Ситуация усугубилась эвакуацией промышленности — качество производимых Ил-2, и так не бивших рекорды, резко упало. Самолёты зачастую собирали неквалифицированные руки в ужасных условиях — кровля завода ещё строилась, а на улице зима и минус тридцать.

Естественно, надёжность таких Ил-2 оставляла желать лучшего. К счастью, в конструкции имелись достаточные заделы, чтобы собранные таким образом самолёты вообще можно было эксплуатировать.

Ил-2 в сборочном цехе авиазавода № 18 им. Ворошилова
Ил-2 в сборочном цехе авиазавода № 18 им. Ворошилова (источник фото)

Имелись и проблемы в обучении экипажей. Было сложно, например, делать обоснованные выводы насчёт эффективности штурмовок и дорабатывать тактику в ту или иную сторону. Ведь в начале войны наступали в основном немцы и выслать на поле боя комиссию для сбора точных сведений было нельзя.

Как всыпать «Мессершмиту»

Зато Ил-2 вполне мог постоять за себя. Истребителем он, конечно, не был, но при случае вполне мог сбивать самолёты — попадать в прицел вооружённого 23-мм пушками «Ила» было плохой идеей.

Встретившись с «мессерами», Ил-2 (не менее шести самолётов) могли встать в оборонительный круг — так, что каждый штурмовик прикрывался следующим самолётом. И когда немцы не проявляли достаточной осторожности, то выходили из схваток с истребителями с плюс-минус одинаковыми счетами. К тому же у «Ила» всегда был козырь в рукаве — при нужде он мог так резко сбросить скорость, что Bf-109 почти неминуемо проскакивал вперёд, подставляясь под пушки и пулемёты.

Под Одессой я первого своего немца сбил. Дурачок какой-то попался. Атаковал сзади, промазал, скорость не рассчитал, с перепугу выскочил вперёд и прямо перед носом оказался. Я на гашетку нажал, он и рухнул сразу. — рассказывал штурмовик Григорий Черкашин.

Некоторые лётчики Ил-2 набирали без пяти минут «асовые» счета. Так, например, пилот Данилов за пять августовских дней 1942 года успел сбить три самолёта — по 109-му и 110-му «Мессеру» плюс Ju-88.

Командование о таких возможностях «Ила» знало и временами, когда не хватало истребителей (например, под Сталинградом), не стеснялось посылать их на перехват бомбардировщиков противника. При этом лётчики как минимум пытались работать по ним залпами реактивных снарядов — ну а что, не пропадать же добру.

Ил-2 в полёте
Ил-2 в полёте (источник фото)

Но всё-таки Ил-2 был слишком неуклюжим, чтобы воевать с истребителями на равных. Чем дальше шло дело, тем толще становилась корреспонденция с фронтов. Пилоты «илов» требовали стрелка. Желание в итоге было исполнено — хотя и не бесплатно. Заплатить пришлось снижением нагрузки и некоторым ухудшением лётных качеств. Но оно того стоило — «общаться» с неприятельскими истребителями стало сильно легче.

Чудо-оружие

Ил-2 довольно часто приходилось работать по танкам. Дело это было непростое — поразить бронированные, защищённые цели было весьма непросто. И конструкторы всё время пытались что-то с этим сделать.

Сначала хотели заменить 23-мм пушки на 37-мм НС-37. Но возникала масса неудобств — и темп стрельбы был низкий, и обслуживать сложнее, и летать небезопасно. Отдача была очень сильной, и в случае отказа одной такой пушки самолёт разворачивало вбок — что могло завести его в штопор.

Но к началу Курской битвы нашлось решение получше — ПТАБ, или противотанковые авиабомбы. Это были небольшие кумулятивные бомбы массой в полтора килограмма. Брались они в контейнерах по полсотни штук — за один раз удалось бы накрыть площадь 15×200 метров. Верхняя броня у танков была тонкой, и пробивать её небольшой бомбе труда не составляло.

В итоге при хороших условиях за один раз можно было накрыть сразу несколько танков или самоходок — особенно если те шли в колонне. Немцы, правда, довольно быстро оправились от шока и стали рассредоточивать танки, расплачиваясь, конечно, удобством управления подразделениями.

Эффективность ПТАБов при этом просела — но все равно затыкала за пояс любое другое оружие.

Несёшь их по 128 штук в люках, и вот представь: обнаружена, к примеру, колонна в десять танков, и шестёрка штурмовиков на эту колонну вдоль дороги заходит. Первый идёт — последовательно свои четыре люка разгружает, второй, третий, четвёртый… пройдёт шестёрка — смотришь — два-три танка горят, вот тебе и успешный боевой вылет. — пояснял один из пилотов.

Решили ПТАБы и проблему атаки окопанного противника. Раньше для этого на Ил-2 даже пытались ставить огнемёты — но теперь в столь благородном безумии нужды не осталось. Кроме того, фугасным бомбам обычно требовалось прямое попадание — с кассетными ПТАБами всё было иначе: сброшенный контейнер удобно накрывал траншею. Осколков было меньше — но в стеснённом пространстве окопов их количество не имело решающего значения.

Золотой век

В 1944 году боевые возможности РККА резко выросли. И Ил-2 не были исключением.

Во-первых, улучшилась выучка пилотов.

Во-вторых, после ряда мероприятий удалось подтянуть качество выпускаемых «илов».

В-третьих, немцы утратили господство в воздухе — львиная часть истребителей отправилась на Западный фронт и в ПВО рейха.

Советские штурмовики Ил-2 наносят удар по противнику в Померании
Советские штурмовики Ил-2 наносят удар по противнику в Померании (источник фото)

В-четвёртых, в РККА наладили связь и взаимодействие между авиацией и наземными силами — это ускорило реакцию штурмовиков и сократило удары по своим.

В-пятых, сама война приобрела устойчиво наступательный характер. У Ил-2 появились уязвимые и лакомые цели — отступающие колонны часто деморализованного и дезорганизованного противника.

До этого Ил-2 был «рабочей лошадкой» войны — массовым самолётом, успешно продолжавшим поддерживать войска, несмотря на тяжелейшие условия и потери. Теперь же из неприхотливого бойца он превратился в крылатого хищника, выслеживающего своих уязвимых жертв.

Лётчик Николай Пургин рассказывал:

В Корсунь-Шевченковской операции нас посылали добивать окружённую группировку у деревни Шендеровки. Ещё снежок лежал. Бомб у нас не было, поскольку с подвозом были проблемы, так вот мы ходили, стреляли из пушек и пулемётов. Помню, большое поле перед деревней — всё мышиного цвета от солдатских шинелей, и никто в нас не стреляет. Сейчас мне их даже жалко, а тогда пальцы на гашетки и пошёл туда, в кучу. Отстреляешь и потом выскакиваешь над своей территорией. Мы так били дня три, наверное. По врагу стрелять приятнее, чем по мишеням. Никакой жалости я не испытывал. Задача стояла убивать, и убивать как можно больше.

С 1944 года Ил-2 сохранял эту роль до самого конца войны.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

29K
31
6
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

61K
59
25
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

30K
32
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

37K
40
6
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

33K
20
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

17K
26
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

13K
11
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

13K
26
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

14K
14
0
0
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

375K
152
100
897
Правда ли? Эсэсовцы массово воевали во французском Иностранном легионе

Французский Иностранный легион имел германский акцент с первых дней: король Луи-Филипп создал его в 1831 году из наёмных немецких и швейцарских полков. Непростое, но массовое присутствие немцев в Легионе продлилось полтора века — его не прекратили ни мировые войны, ни взаимная ненависть французов и немцев.

276K
101
20
336
Азербайджанский эксперт — о войне и мире в Нагорном Карабахе

Сегодня президент Азербайджана Ильхам Алиев написал в Твиттере о взятии под контроль города Джебраил (Мехакаван) и нескольких сел, прилегающих к Нагорному Карабаху. Армянская сторона не подтверждает это заявление и сообщает о гибели мирных жителей под обстрелами в городах Шуша и Степанакерт.

133K
49
124
132
Зенитная самоходка «Деривация»: отличная новинка — или полный провал?

В последние годы российский ВПК показал большое количество новых образцов военной техники. Многие из них вызывают критику — и часто справедливую. Но порой ругают проекты, которые этого не заслуживают. Один из подобных примеров — новая ЗСУ «Деривация». Давайте разберёмся подробно.

202K
69
90
114
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

222K
73
12
274
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

170K
45
14
81
Чёрные и белые мифы о ленд-лизе: в трёх соснах

Вторая мировая война — и ленд-лиз. А можно ли было вообще без него? Здесь не будет срывания покровов и погружения в нюансы, но большинство спорщиков о ленд-лизе обычно блуждают именно в этих трёх соснах.

116K
146
445
884
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

145K
80
59
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

137K
105
27
869
Авиакатастрофы 1946 года: СССР и Китай

Твоя безопасность в XXI веке, при полёте на чартере "ФигЗнаетКакМыПолучилиЛицензиюАвиа" из Москвы в Ларнаку, вполне себе обеспечена статистикой. Шансы разбиться всего один к десяти миллионам. Думаешь так было всегда?

16K
14
0
0
Первый закон Рима

Римские законы XII таблиц это настоящий памятник юриспруденции. Это основа основ общемирового права вообще! Короче говоря, это классика, это знать надо. Но как они дошли до жизни такой, зачем римляне заморочились и записали свои обычаи?

13K
18
3
0
Эффект кумулятивного действия: Баньцао

Что-то давненько я не писал про аварии на дамбах, так что сегодня решил исправить это упущение. Итак, одна из крупнейших аварий на гидросооружениях — прорыв дамбы Баньцяо, август семьдесят пятого. Эффективный менеджмент made in China.

1.5K
13
1
0
Прогрессоры «Тёмных Веков»

«Тёмные Века» в представлении обывателей это мрак, ужас и смерть разума. Но на самом деле это важнейший период европейской цивилизации, когда античность была перекована в новую форму мышления, без которой последующий взлёт Европы был бы невозможен.

3.9K
11
3
0
Индийские СМИ клеймят «китайского шпиона» подонком и мошенником

Арестованного по подозрению в шпионаже на Китай индийского журналиста Раджива Шарму его коллеги характеризуют как «мошенника» и «подонка». В частности, он продавал одну и ту же информацию российским и китайским медиа, меняя ее так, чтобы она соответствовала интересам страны-заказчика.

2.4K
7
0
0
Когда переборщил с маркетингом: Первый Крестовый Поход

В 1096 году Папа Римский Урбан Второй призвал всю Европу пойти в крестовый поход и призвал так убедительно, что сам остался не особо доволен. Кроме бронированных терминаторов в Палестину отправились вообще все, в том числе крестьяне, женщины, дети, инвалиды и прочие очень нужные в военном походе личности.

4K
8
2
0
Спутник для подлодки

Боевой прицеп с ракетам, диверсантами и другими полезными вещами для подводной лодки.

2.4K
11
0
0
Эффект кумулятивного действия: Пожар на «Гюнешли»

В комментах к «Альфе» меня попросили рассказать о пожаре на нефтяной платформе № 10 месторождения «Гюнешли». Рассказываю. Географически это Каспий. Хронологически — 2015 год, 4 декабря. Юридически — стихийное бедствие, никто не виноват. Фактически — классика жанра «техногенка».

1.4K
4
0
0
«Здравствуйте, я от Гитлера» История Вилли Гѐрольда

Ефрейтор Вилли Герольд в апреле 1945 года выдавал себя за капитана Люфтваффе, и куролесил по немецким тылам — да так, что в конечном итоге потерял голову на британской гильотине.

4.1K
10
4
0