Десант NiWi, или Кабан против орла

Я прицелюсь глазами ястреба, полетит стрела как птица удод

С точки зрения жителя России бельгийские и люксембургские Арденны могут показаться слегка холмистой местностью, изобилующей дорогами, однако у генералов третьего рейха на этот счёт имелось особое мнение.

Нет, замысел ударить через считающуюся танконепроходимой местность, конечно, казался смелым, и англо-французы этого наверняка не ждали. Но только район был и в самом деле того… не очень по части коммуникаций. И, если у каких-то бельгийцев нашлось бы героизма больше, чем на пять минут хорошего боя, или французы вспомнили бы Наполеона, — могло получиться совсем нехорошо. А чтобы получилось хорошо — стоило подстраховаться. Например, высадить тактический десант прямо за линией обороны бельгийских пограничных частей, чтобы перехватить основные коммуникации — будущие «панцер-штрассе» для двух танковых дивизий. Заодно и бельгийские военные, узнав, что немцы уже в их тылу, стали бы куда сговорчивей насчёт белых флагов.

Подходящая для дел часть нашлась без проблем. Моторизованный полк   «Великая Германия» ещё во время польской кампании хотели использовать как десантную часть. Некоторые подразделения полка даже успели отправиться в Нижнюю Силезию для прохождения курса парашютной подготовки. Но пока «великогерманцы» осваивали парашюты, планы поменялись — до районов предполагаемого десантирования немецкие танки добрались по земле.

Немецкие Panzer II в Западной Бельгии, май 1940-го

Теперь, весной 1940 года, солдатам «Великой Германии» выпал шанс доказать, что их учили не зря. Согласно замыслу командования, два тактических десанта в районе деревень Ниви (Nives) и Витри (Witry) должны были захватить эти узловые точки, не допустив подхода бельгийских и французских частей и обеспечив успешное наступление 1-й и 2-й танковых дивизий вермахта.

До Вьетнама и лихих высадок с вертолётов оставалось ещё два десятка лет, но немцев это не остановило.

Для операции собрали сотню лёгких самолётов Fieseler Fi 156 Storch («Аист»), способных взлетать с пробега всего 60 метров, а садиться при встречном ветре на ещё меньшем отрезке. Правда, имелась и ложка дёгтя — кроме пилота «аист» мог поднять лишь двух десантников. Проблему решили тупо в лоб. Для переброски 400 человек из III Schutzen-Bataillon IRGD оберлейтенанта Гарски и Sturmpionier-Bataillon 43 оберлейтенанта Махлера в специально созданную Aufklärungsgruppe 156 стянули сотню «аистов», которые должны были сделать два рейса.

Важность операции была настолько велика, что её детали обсуждались на самом «верху» и даже удостоились записи в дневнике начальника Генерального штаба Сухопутных войск Ф. Гальдера.

«26 февраля 1940 года. От 350 до 400 человек (парашютистов) в двух группах сосредоточены в Крайльсхейме. За день до наступления должны быть переброшены в Битбург. Задача — открыть дорогу 19-му корпусу западнее Бастони. Самолёты „шторх“».

Командир карту достал, сейчас дорогу спрашивать будет

Итак, согласно плану, десантников разделили на две боевые группы, каждая из которых имела «свою» деревню в качестве цели. Первую, под командованием оберлейтенанта Гарски, с его штабом и ротой станковых пулемётов предстояло высадить около деревни Витри с помощью 56 «аистов». Вторую, под командованием гауптмана Крюгера, 42 «аиста» должны были доставить к деревне Ниви. Для снабжения десантников оставался резерв из двух «аистов» и трёх «тётушек Ю» (Ju-52), а в случае серьёзных проблем на помощь прилетели бы ещё и пикировщики Ju-87 VIII. Fliegerkorps генерала-майора фон Рихтгофена.

Десятого мая 1940 года в 5:20 утра две стаи «аистов» начали взлёт с аэродромов Докендорф и Битбург. Через пятнадцать минут они пересекли границу Германии с Люксембургом. Fi 156 был далеко не самым скоростным самолётом в люфтваффе, но и Люксембург не отличался протяжённостью территории — уже в 5:50 немцы влетели в воздушное пространство Бельгии.

Насчёт случившегося дальше описания разнятся. Кто-то пишет про выстрел случайно проснувшегося бельгийского зенитчика, кто-то про низкую облачность, кто-то пеняет на то и другое сразу. Зато в описании дальнейших событий разногласий нет — ведущий самолёт группы Крюгера отклонился в сторону от намеченного маршрута и пересёк курс группы Гарски. Поскольку в небе места всё же чуть больше, чем на земных дорогах, обошлось без столкновений, но самолёты перемешались, а бо́льшая часть «аистов» группы Гарски увязалась за Крюгером.

В итоге приземлившийся неподалёку от Витри Гарски обнаружил, что в его распоряжении есть только девять солдат и два MG 34. Более того, даже сообщить о случившимся не получалось, поскольку радиостанция группы тоже улетела в неизвестном направлении. Благоразумно решив, что для занятия намеченной цели этого как-то маловато, оберлейтенант решил выполнить хотя бы одну из поставленных задач — перекрыть дорогу Нойфшато–Мартелинген.

Fieseler Fi 156 Storch

Гауптман Крюгер в это время отчаянно пытался понять, что вообще происходит и где он оказался. Выяснилось, что ведущий его группы потерял ориентировку и сел на луг около деревушки Леглиз, в 14 километрах от Ниви. Остальные увязавшиеся за ним самолёты приземлись в радиусе трёх километров вокруг него, причём часть «аистов» увязла в прямом смысле слова — луг оказался болотистым.

С нами бог и два пулемёта!

Кое-как Крюгеру всё же удалось собрать высадившихся вокруг него десантников на конфискованных у бельгийцев из соседних деревень транспортных средствах.

Тем временем вернувшиеся из первого вылета лётчики поняли, что «что-то пошло не так». Со второй попытки, в 08:05 им удалось высадить неподалёку от Ниви два взвода лейтенантов фон Бланкенбурга и Обермайера. Не обнаружив поблизости старших командиров и других десантников, они на всякий случай уточнили в местной школе, действительно ли попали в Ниви, и тоже решили выполнить хоть какую-то часть задачи, перекрыв ещё одну дорогу — Нойфшато–Бастонь.

Бельгийцы и французы проснулись и начали подозревать, что происходит нечто, не совсем похожее на предыдущие месяцы «Странной войны».

И если с бельгийцами десантники ещё могли справиться своими силами, то французская 5-я дивизия Légèrede Cavalerie (DLC) стала бы куда более серьёзной проблемой: несмотря на «кавалерийское» название, фактически это была танковая дивизия с танками Hotchkiss H35 и H39, да и бронеавтомобили Panhard 178/AMD 35 со своей 25-мм пушкой также могли доставить немало неприятностей.

Французский H35

К счастью для немцев, французы действовали достаточно нерешительно, да и бельгийцы скорее покусывали пятки, чем пытались загрызть всерьёз. Первая атака на Леглиз последовала около восьми часов. К этому времени Крюгер уже насобирал по окрестностям достаточно колёсного барахла, чтобы отправить основные силы к Ниви и Витри. В Леглиз остался только небольшой отряд прикрытия, который бельгийцы со второй попытки выбили из деревни.

Примерно в десять собравшимся около Витри десантникам доставили миномёты. Обстреляв деревню, стрелки и пионеры из «Великой Германии» отважно ринулись на штурм.

К этому времени арденнские егеря уже несколько часов вели бой по всей границе, и выделить хоть какие-то дополнительные силы для прикрытия своего тыла им было сложно. Занимавший оборону в Боданже командир 5-й роты майор Брикарт получил приказ отправить для борьбы с десантом лёгкий танк Т-13 — единственную имевшуюся у него машину с 47-мм пушкой, которая представляла угрозу для немецких танков. Затем связь прервалась.

T-13

Положение могли бы изменить французы… но их танки появились около Ниви только во второй половине дня. Атака трёх «гочкиссов» при поддержке трёх броневиков заставила немцев убраться из Ниви. Однако с наступлением сумерек французы решили, что без поддержки пехоты им как-то неуютно… и ушли обратно за Маас.

Ничего не знаю, ничего не слышу

Прямой «убыток» от операции составил 22 «аиста» — в большинстве своём завязших на болотистом лугу при посадке или при попытке взлёта и затем сожжённых самими немцами. Потери среди лётчиков были меньше — двое убитых и один раненый. Также в число потерь люфтваффе вошли две «тетушки Ю» — одну сбили, вторую сожгли на земле при разгрузке.

Но самым обидным было даже не это. Немцы не знали, что бельгийские передовые части на границе с Люксембургом в случае угрозы должны были взорвать мосты и заранее подготовленные заграждения, а затем отходить за Маас. Но оборонявшаяся в Боданже 5-я рота Арденнского полка егерей приказ об отходе получить так и не успела… потому что телефонные линии перерезали по приказу Гарски, а двоих связных мотоциклистов перехватили немецкие десантники.

Оставшись без связи, арденнские егеря повели себя как настоящие дикие кабаны, изображениями которых были отмечены их зелёные береты.

Больше шести часов 5-я рота вела бой против наступавших немецких частей, начав сдаваться только после гибели командира — майора Брикарта. Фактически получилось так, что действия десанта не ускорили продвижение танкистов, а серьёзно затормозили их. Увы, использовать эту задержку союзники толком не смогли.

В связке с многочисленными, гм, проколами в начале операции не приходится удивляться, что изначальная расшифровка аббревиатуры названий двух деревень — NiWi — у немцев заменилась на Nicht-Wissen: «Не знаю».

А вот сражавшихся на границе арденнских егерей запомнили куда лучше. Именно одному из отрядов егерей посвящена песня шведской группы Sabaton.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий