itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Экранопланы по-американски: в погоне за СССР

Экранопланы в основном ассоциируются с Советским Союзом. Именно в СССР их активно развивали и пытались строить. Но интересовались экранопланами и за океаном. Какие работы шли в США и почему там ничего не вышло — попробуем разобраться.

/
7.2K
39
26
169

Экранопланы в основном ассоциируются с Советским Союзом. Именно в СССР их активно развивали и пытались строить. Но интересовались экранопланами и за океаном. Какие работы шли в США и почему там ничего не вышло — попробуем разобраться.

Две школы

В истории экранопланов — две значимые фигуры. Первая нам всем хорошо известна. Это Ростислав Алексеев — знаменитый советский конструктор, заинтересовавшийся использованием экранного эффекта (воздушная подушка под крылом экраноплана, создаваемая набегающим потоком воздуха и обеспечивающая повышенное давление под нижней плоскостью крыла) ещё в 40-х годах. Но вот о втором человеке — немецком инженере Александре Липпише — у нас не упоминают или упоминают вскользь.

Первый экраноплан Александр Липпиша — Collins Х-112, построенный им ещё в США
Первый экраноплан Александр Липпиша — Collins Х-112, построенный им ещё в США

Работая на Третий рейх, Липпиш занимался исследованием схемы «бесхвостка» и дельтавидного крыла. После войны его вывезли в США, но американскому правительству немецкий инженер оказался не очень нужен. В Германию он до поры до времени решил не возвращаться, и в фирме Collins занялся разработкой бескрылых летательных аппаратов — аэродайнов.

В середине 50-х Липпиш заинтересовался вопросом создания экранопланов. Уже в 1963 году его аппарат Х-112 совершил первый полёт и доказал жизнеспособность идей инженера. В то же время Липпиш решил наконец вернуться в Германию — и продолжил работы там.

Таким представлялось развитие экранопланов Александра Липпиша в большем масштабе
Таким представлялось развитие экранопланов Александра Липпиша в большем масштабе

Интересно, что Алексеев и Липпиш предлагали достаточно разный подход к экранопланам. Советский конструктор выступал за прямое крыло небольшого удлинения. Эта схема достаточно сложна в управлении и маневрировании, но легко масштабируется и позволяет развивать приличную скорость. Липпиш же предлагал использовать треугольное крыло обратной стреловидности, загнутое вниз. Этот вариант был устойчивее, и экраноплан легче маневрировал, но для больших проектов он подходил плохо. В итоге обе схемы получили развитие. Алексеевская использовалась для проектирования больших экранопланов, схема Липпиша стала почти традиционной для небольших аппаратов.

RFB X-114 — наиболее совершенный экраноплан, созданный Липпишем. Во многом его идеи стали классикой для небольших экранопланов
RFB X-114 — наиболее совершенный экраноплан, созданный Липпишем. Во многом его идеи стали классикой для небольших экранопланов
Понимая недостатки своей изначальной идеи, в конце жизни Липпиш пытался модифицировать её для использования на больших экранопланах
Понимая недостатки своей изначальной идеи, в конце жизни Липпиш пытался модифицировать её для использования на больших экранопланах

В тени монстра

Перспективные работы немецкого инженера и информация об успехах в СССР вызвали интерес у американских военных. Несколько крупных фирм получили предложение поразмышлять над проектами экранопланов и их применением в вооружённых силах.

Существует миф, что это произошло якобы после обнаружения спутниками советского гигантского экраноплана КМ (сразу же прозванного «Каспийским морским монстром»). На самом деле это не так. Американцы узнали о КМ в 1967 году, а активные работы по заказу военных начались за два года до того, в 1965. В тот момент будущего «Каспийского монстра» только достраивали.

Кроме военных интерес к экранопланам проявили и в NASA, рассматривая их как дополнение к флоту грузовых самолётов.

Проект десантного экраноплана, разработанного в Lockheed Georgia в 1959–1960 году. Изображение из патента US3216673A
Проект десантного экраноплана, разработанного в Lockheed Georgia в 1959–1960 году. Изображение из патента US3216673A
Проект противолодочного экранолёта LOBOY, разработанного в Boeing в 1963–1964 годах. Большую часть времени он должен был летать как обычный самолёт, а экранный эффект использовать в момент погони за лодкой, сокращая тем самым расход топлива
Проект противолодочного экранолёта LOBOY, разработанного в Boeing в 1963–1964 годах. Большую часть времени он должен был летать как обычный самолёт, а экранный эффект использовать в момент погони за лодкой, сокращая тем самым расход топлива

Тем не менее серьёзного финансирования эти исследования не получили и потому шли очень медленно. Причина проста: в отличие от СССР у США не было проблем с надводным флотом, и искать альтернативные пути и необычные решения им не требовалось. Многие морские чины относились с большим скепсисом к самой идее экраноплана. Не упрощали работу и многочисленные инженерные проблемы. Тут и необходимость использовать лёгкие, но стойкие к морской воде материалы, и проблема маневрирования при волнении на море. Даже в СССР к более-менее серийным машинам пришли лишь в начале 80-х годов. В США к середине 70-х только сформировали примерную концепцию использования экранопланов.

Проект экранолёта от McDonnell Douglas, вооружённого противокорабельными ракетами
Проект экранолёта от McDonnell Douglas, вооружённого противокорабельными ракетами

Основными задачами экранопланов были названы грузовые перевозки на большие расстояния и патрульные операции. И если для первого случая вполне хватало обычной схемы, то в качестве патрульной машины военные хотели получить не экраноплан, а экранолёт. Машину, способную летать и в обычном режиме, и с помощью экранного эффекта. Такие патрульные самолёты должны были нести на себе набор противокорабельных ракет, пару артиллерийских установок и даже ангар для противолодочного вертолёта. Предполагалось, что патрульные экранопланы благодаря скорости реакции и вооружению не меньше, чем у корвета, станут надёжным первым рубежом обороны американского континента.

Проект патрульного экранолёта Lockheed Georgia SeaSitter в некоторых публикациях известного как SeaStar
Проект патрульного экранолёта Lockheed Georgia SeaSitter (в некоторых публикациях известного как SeaStar)
Разрез патрульного экранолёта Lockheed Georgia SeaSitter. Хорошо видно размещение пусковых ракет, артиллерийские орудия и ангар для вертолёта
Разрез патрульного экранолёта Lockheed Georgia SeaSitter. Хорошо видно размещение пусковых ракет, артиллерийские орудия и ангар для вертолёта
Проект транспортного экраноплана от Lockheed Georgia. Часть груза размещается в крыле
Проект транспортного экраноплана от Lockheed Georgia. Часть груза размещается в крыле

В лидеры в проектах и транспортного экраноплана, и патрульного экранолёта вырвалась фирма Lockheed, подразделение которой Lockheed Georgia работало над подобными проектами с начала 60-х. Правда, и конкуренты не отставали.

Ближе всего были инженеры из McDonnell Douglas. Их перу принадлежит и проект использования экраноплана как носителя баллистических ракет. В экраноплан без особых проблем влазили четыре шахты для БРПЛ Trident. Основным плюсом в «Макдоннелл Дуглас» указывали высокий уровень защиты от советских подлодок-охотников, которых развелось слишком много. Плюс за счёт высокой дальности ракеты прорываться к побережью СССР не требовалось, а значит, и встреча с авиацией русских была почти исключена.

Проект транспортного экраноплана от McDonnell Douglas
Проект транспортного экраноплана от McDonnell Douglas
Проект установки БРПЛ Trident-I на экраноплан от McDonnell Douglas
Проект установки БРПЛ Trident-I на экраноплан от McDonnell Douglas

Последний пеликан

Все 80-е годы работа над различными проектами экранопланов в США шла, но результатов не было. Моряки не собирались тратить средства на странную идею, ВВС экранопланы и вовсе не интересовали. Лишь в NASA продолжали выделять небольшое финансирование на изучение грузовых экранопланов.

Некоторый ренессанс этой идеи на Западе произошёл только в начале XXI века. США, после развала СССР занявшие роль мирового гегемона, должны были защищать свои интересы по всему земному шару. И иногда для этого требовалось проводить небольшие военные операции. А, как показала   «Буря в пустыне», быстро перебросить сколь-либо серьёзные войска на другой край света не так-то просто. Корабли — слишком медленные, для грузовой авиации нужны контролируемые современные аэропорты.

Проект среднего транспортного экраноплана от Lockheed Martin с полезной нагрузкой в 113 тонн
Проект среднего транспортного экраноплана от Lockheed Martin с полезной нагрузкой в 113 тонн

И тут, казалось, мог бы помочь экраноплан. Военных грузов любого вида он способен перевезти как небольшой корабль, при этом в скорости не уступая самолёту. Фирма Boeing представила проект экранолёта Pelican ULTRA (Ultra Large TRansport Aircraft), способного перевозить 1200 тонн груза на дальность в 18 тысяч километров. Их аппарат был создан с использованием наработок McDonnell Douglas и частично финансировался агентством DARPA.

Большой интерес к Pelican проявили в Армии США (правда, финансировать они не могли, ибо такие летательные аппараты для них запрещены), но проект подвергли резкой критике на флоте. Не устроили флотских чрезмерные размеры, многие указывали на то, что такой самолёт сможет летать, не используя экранный эффект. Часто проект сравнивали с печально знаменитым Н-4 Говарда Хьюза. В конце концов в 2003 году все работы прекратили.

Проект транспортного экраноплана Boeing Pelican ULTRA
Проект транспортного экраноплана Boeing Pelican ULTRA

В итоге ни одного серьёзного экраноплана в США так и не построили. Кто-то назовёт это большим упущением. Кто-то скажет, что американцы поступили правильно, не тратя силы и средства на попытку совместить минусы самолёта с минусами корабля. Кто прав — сказать сложно, но пока во всём мире экранопланы остаются безделушками или нереализованными проектами. И маловероятно, что эта ситуация вскоре изменится.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

36K
32
6
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

61K
59
25
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

30K
32
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

37K
40
6
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

33K
20
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

17K
26
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

13K
11
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

13K
26
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

14K
14
0
0
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

375K
152
100
897
Правда ли? Эсэсовцы массово воевали во французском Иностранном легионе

Французский Иностранный легион имел германский акцент с первых дней: король Луи-Филипп создал его в 1831 году из наёмных немецких и швейцарских полков. Непростое, но массовое присутствие немцев в Легионе продлилось полтора века — его не прекратили ни мировые войны, ни взаимная ненависть французов и немцев.

276K
101
20
336
Зенитная самоходка «Деривация»: отличная новинка — или полный провал?

В последние годы российский ВПК показал большое количество новых образцов военной техники. Многие из них вызывают критику — и часто справедливую. Но порой ругают проекты, которые этого не заслуживают. Один из подобных примеров — новая ЗСУ «Деривация». Давайте разберёмся подробно.

202K
69
90
114
Азербайджанский эксперт — о войне и мире в Нагорном Карабахе

Сегодня президент Азербайджана Ильхам Алиев написал в Твиттере о взятии под контроль города Джебраил (Мехакаван) и нескольких сел, прилегающих к Нагорному Карабаху. Армянская сторона не подтверждает это заявление и сообщает о гибели мирных жителей под обстрелами в городах Шуша и Степанакерт.

133K
49
124
132
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

272K
73
12
274
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

170K
45
14
81
Чёрные и белые мифы о ленд-лизе: в трёх соснах

Вторая мировая война — и ленд-лиз. А можно ли было вообще без него? Здесь не будет срывания покровов и погружения в нюансы, но большинство спорщиков о ленд-лизе обычно блуждают именно в этих трёх соснах.

116K
146
445
884
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

145K
80
59
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

137K
105
27
869
WARBLOGS