Радио WARHEAD: как понимать календарь с детьми к юбилею Победы?

Социальные сети лихорадит от обсуждения календаря, посвящённого 75-летию Победы. Точнее — не от самого факта существования этого календаря, а от того, что сквозным сюжетом фотографий являются одетые в красноармейскую форму дети. Интернет раскололся на два непримиримых лагеря — одни говорят, что что ничего страшного в этих фотографиях нет и любой мальчишка мечтал бы поучаствовать в таком проекте, другие же заявляют, что использование детей для воссоздания образов войны недопустимо.

Конечно же мы не могли остаться в стороне и решили узнать, что же думают об этом наши авторы. Сегодня в нашей студии: Александр Гребнев, Михаил Котов, Евгений Норин, Евгений Белаш, Михаил Диунов и Александр Поволоцкий.

Михаил Котов

Добрый день, наши уважаемые радиослушатели. С вами радио WARHEAD, и сегодня у нас специальный выпуск.

Александр ГребневРедактор быстрого реагирования

Такой дискуссионный, можно сказать, выпуск. У нас сегодня очень много авторов, и все они высказались по одному достаточно взволновавшему эти наши интернеты вопросу, а именно — календарю с детьми в военной форме, который был выпущен к юбилею Победы, по-моему, одним из предприятий…

Михаил Котов

Одним из провайдеров.

Александр ГребневРедактор быстрого реагирования

А, понятно. Наверное, все это видели. Если кто не видел — это набор из фотографий, соответственно, по одной на каждый месяц плюс обложки, где достаточно юного возраста мальчики, лет десяти-одиннадцати…

Михаил Котов

Мне кажется, даже меньше.

Александр ГребневРедактор быстрого реагирования

А может быть, да, даже лет шести-семи да, как бы. Ну, в общем, младшего школьного возраста пацаны сняты в боевой обстановке, реконструированной достаточно достоверно. Они в военной форме, с настоящим оружием, в грязи, в окопах, с какими-то нанесёнными имитациями ран, крови, и так далее. Да, в дыму. То есть, выглядит это всё, с одной стороны, конечно, очень пафосно, с другой стороны — многих, по понятным причинам, шокировало. У меня вот, например, личную френдленду моих соцсетей порвало просто чётко пополам. Одни абсолютно против, обзывая разными весьма эмоциональными словами. Другие столь же как-то резко «за». Я, в целом, как обычно, стараюсь держать в стороне от подобного рода споров. Но если спросить моего мнения напрямую, я скажу, что я, скорее, не вижу в этом ничего такого криминального. То есть если бы мне было лет семь-восемь и мне бы предложили принять участие в такой фотосессии, для меня это было бы счастливейшее впечатление — может, не на всю оставшуюся жизнь, на последующие лет десять точно. Потому что, ну не знаю, это мечта любого мальчишки — войнушка, подвиги, за наших, против фашистов, всё такое. Но да, вот есть люди, которым подобное по вкусу не пришлось.

Михаил Котов

С другой стороны, я не знаю пока людей, кто хотел бы себе этот календарь… Ну вот, возможно, мы опросим наших авторов, и они расскажут. Но пока я не видел людей, кто бы хотел себе такой календарь повесить.

Александр ГребневРедактор быстрого реагирования

Вот, кстати, да, интересная тема. Я вот сейчас тоже подумал, что если я смотрю на это дело с точки зрения, скажем так, участника процесса, то есть того, кто снимается в соответствующем юном возрасте, вроде всё окей. С другой стороны, если бы мне предложили такой календарь, я бы, наверное, скорее, тоже отказался. Всё-таки достаточно некомфортно подобное наблюдать, согласен.

Михаил Котов

И, да, с одной стороны, в этом году юбилей великой Победы, и мы, несомненно, все будем его праздновать. С другой стороны, календарь, который постоянно напоминает тебе о всех негативных эмоциях, о всех сложностях, которые прошла наша страна к этой Победе, на мой взгляд, это очень спорный момент. Именно поэтому мы решили позвать всех наших авторов, кто решил высказаться, и дать им возможность по гамбургскому счету рассказать, что они думают по поводу этого календаря. На самом деле, началось даже с того, что авторы попросили нас дать им платформу для того, чтобы высказаться об этом. И сегодня у нас сразу несколько авторов. Я их всех опрошу, и узнаю, что они думают об этом календаре. Это не окончательное какое-то решение, это тоже нужно понимать — это частное мнение частных людей.

Александр ГребневРедактор быстрого реагирования

Ну и, опять же, да, если у вас, уважаемые слушатели, есть по этому поводу мнение, а мы уверены, что у вас оно есть, не стесняйтесь высказывать его в комментариях. Главное — культурно относиться друг к другу, если кто-то с вашим мнением несогласен. Мы с удовольствием почитаем комментарии по этому поводу.

Михаил Котов

А сейчас мы приступаем к нашим интервью. И у нас в студии Михаил Диунов, один из авторов WARHEAD.SU, спешит поделиться своим мнение по поводу календаря. Михаил, здравствуйте.

Михаил Диунов

Добрый день.

Михаил Котов

Расскажите — что вы думаете по поводу этого календаря. Нравится ли вам его посыл, моральная идея?

Михаил Диунов

Посыл его я считаю вполне хорошим, интересным, и он мне нравится. Потому что ничего плохого в изображении детей в униформе, даже с оружием, я не вижу. Естественно, к этой проблеме может быть разный подход. Если мы будем смотреть с одной стороны, то участие детей в любой войне — это, разумеется, очень плохо. Это было всегда, это было характерно для нашей страны и в XX веке, и в XIX, и в более ранние периоды. И в то же время есть совершенно другая сторона, которая касается уже скорее такого вопроса, как эстетизация всяческой милитарии. И если мы будем смотреть с этой стороны, то, например, в XVIII–XIX веке такое явление, как дети в униформе, это очень распространённая штука. Мы увидим это на портретах, мы увидим это на фотографиях. Принцы самых знаменитых королевских домов в Европе были с самого детства шефами своих полков, носили их форму, носили оружие, и никто не воспринимал это как какой-то момент, который неприятен для общества. Наоборот, это было красиво.

Михаил Котов

Я слышал вот такую претензию именно к этому календарю, к его эстетической части, что, действительно, дети, которые изображены на нём, не в красивой форме, и не стоят на параде, а именно в условиях войны — окопы, грязь, кровь… Как вы с этой стороны смотрите?

Михаил Диунов

С этим я совершенно согласен. То есть я считаю, что, если подобным образом показывать войну, показывать различные милитарии, её надо показывать, естественно, с парадной стороны. Ну не дело показывать детей среди грязи, крови и прочих неприятных вещей.

Михаил Котов

А с эстетической точки зрения как именно календарь выполнен? Уровень фотографий, уровень того, как сделана форма, насколько достоверно всё это, нравится ли вам это?

Михаил Диунов

Эстетически всё сделано очень неплохо. Видно, что хорошая работа оператора. Выглядит всё очень красиво. Ну, тут претензий нет.

Михаил Котов

И ещё один вопрос. А повесили бы такой у себя дома?

Михаил Диунов

Пожалуй, нет. Но это касается только моих представлений. Я не слишком люблю тот исторический период, когда война перестаёт быть эстетической. Поэтому мой интерес к войнам закончился в 1914-м году.

Михаил Котов

Понятно. Если бы не секрет, какой бы повесили, из какого периода?

Михаил Диунов

Из XVIII–XIX века. Я даже мечтал, чтобы такой календарь выпустили. Скорей всего, не выпустят, но повесил бы с большим удовольствием.

Михаил Котов

Ещё вопрос. Календарь посвящён «детям полка», «сынам полка». Подскажите, вот в XVIII веке существовало такое явление или нет?

Михаил Диунов

Да, существовало. Достаточно часто прибивались какие-то бездомные, потерявшие родителей дети. Было такое явление, как военные кантонисты, которые тоже воспитывались в армии, с самых ранних лет. Но могу сказать, что это всё крайне не поощрялось военным руководством. Потому что, как я уже говорил, считалось, что война — это дело профессионалов. Это вот такой типичный подход для периода XVII–XIX веков. И поэтому детям там делать абсолютно нечего. Это могло быть на войне. После войны эту проблему старались как-то максимально быстро решать.

Михаил Котов

А с какого возраста в то время попадали в армию? То есть юнги, или кто-то ещё, какого возраста могли быть?

Михаил Диунов

Да, бывало очень рано. То есть мы знаем, что встречались случаи, когда и в 12—13 лет это могло быть, даже чуть раньше. Скажем, никто не удивлялся тому, что фактически дети в 14—15 лет уже служили, причём, служили полноценно в строю. Они считались самыми обычными солдатами.

Михаил Котов

Ясно. Спасибо огромное, Михаил. Было очень интересно. И я ещё раз для наших слушателей повторяю, что с нами был Михаил Диунов, историк, автор сайта WARHEAD.SU, и специалист как раз вот по истории XVII–XVIII веков. Спасибо большое, Михаил.

Михаил Диунов

Спасибо, и до свидания.

Михаил Котов

И у нас в студии Александр Поволоцкий. Историк, автор сайта WARHEAD.SU, специалист по военной и полевой медицине. Александр, добрый вечер. Расскажите ваше отношение к посылу этого календаря, к идее, заложенной в него.

Александр Поволоцкий

Если внимательно посмотреть, что именно хотели сказать авторы — они посвящали этот календарь памяти детей, воевавших в ту войну, памяти «сыновей полков». И, действительно, их память как-то обошла. То есть авторы в данном случае сделали просто полезное дело, напомнив об этом.

Михаил Котов

Понятно. К этому календарю задают вопросы, что, мол, дети там не в красивой форме, а в грязи, в крови, и в приближённых к реальному бою условиях. Что об этом думаете?

Александр Поволоцкий

Если бы они были в красивой форме, в чистенькой, в блестященькой, то люди задавали бы абсолютно такие же вопросы: почему всё такое блестящее, почему так нереалистично. Если говорить о детях, сражавшихся в ту войну, то, действительно, нужно делать такой календарь реалистичным.

Михаил Котов

А может быть, имело смысл взять истории реальных «сыновей полка»? То есть, тех, кто действительно там был? И, вместо фотосессий рассказать вот эти истории, на реальных фотографиях?

Александр Поволоцкий

Это другой жанр. Это просто другой жанр. Рассказ о событиях и календарь в память об этих событиях — это просто разные вещи.

Михаил Котов

Понимаю вашу точку зрения. А эстетически как он сделан? Нравится ли вам это?

Александр Поволоцкий

Эстетически он сделан, на мой взгляд, настолько хорошо, что именно эта хорошесть вызывает некоторую оторопь. Опять же, я не докапывался до деталей формы, но я читал у людей, достойных внимания, что там все мелочи соблюдены. Там петлицы где нужно, там знаки противобронебойщиков там, где нужно. То есть это очень бережное отношение к истории, на самом деле бережное. И это превосходно выполненный фотопроект. Как человек, державший в руках камеру, я считаю, что фотограф сделал свою работу на 120% из ста.

Михаил Котов

Ясно, прекрасно. И последний вопрос. А повесили бы у себя дома такой календарь?

Александр Поволоцкий

Наверное, нет. Мне некуда. У меня все пространство занято книгами. Поэтому календарей у меня просто не висит.

Михаил Котов

Ясно. Спасибо большое. И с нами был Александр Поволоцкий, специалист по военной медицине, автор сайта WARHEAD.SU. Спасибо, Александр.

Александр Поволоцкий

До свидания.

Михаил Котов

А у нас на связи Евгений Белаш, автор WARHEAD.SU, специализирующийся на очень-очень многих темах, включая и историю Гражданской войны, и другие. Евгений, расскажи, а тебе этот календарь понравился, понравилась идея, которая в него заложена?

Евгений Белаш

Я не против этого календаря. Если сами дети согласны, если согласны их родители, то почему бы и нет. Для меня эта идея немного неожиданна, но, если вспомнить советскую эпоху, то там как раз и пионеры-герои, и японская школьница Садако Сасаки, — пожалуй, там даже с темой детей на войне немного пережимали. Ну что же, если сейчас сами дети не против, если не против создатели календаря, то пусть будет.

Михаил Котов

Ну, это хорошая позиция, мне нравится. А вот есть очень много критики как раз к тому, что дети изображены чересчур натуралистично, то есть — кровь, грязь, окопная правда, оружие. Это не лакированная действительность, а вот такая. И что этим календарь и плох. Как ты к этому относишься?

Евгений Белаш

Вспоминая своё детство, когда я как раз читал истории про пионеров-героев, как правило, они не просто были в грязи, они погибали. Причём погибали максимально жестоко, и на это делался максимальный упор — вот смотрите, как они геройски и мучительно погибли. То же самое было во многих мультиках и рассказах для детей. Сейчас, глядя на календарь, я не вижу какого-то оскорбления. Хотя голова предмет тёмный и исследованию, как известно, не подлежит. Многие могут оскорбиться, я — нет.

Михаил Котов

Хорошо. А эстетически тебе этот календарь нравится? Как он выполнен, уровень проработки фотографий, уровень того, как сделана форма?

Евгений Белаш

Я не дизайнер, то технически, на мой взгляд, сделано профессионально.

Михаил Котов

А расскажи, Евгений, а вот ты бы себе такой календарь повесил или нет?

Евгений Белаш

Вряд ли.

Михаил Котов

А почему, если не секрет?

Евгений Белаш

Не потому, что он меня оскорбляет. Просто я предпочитаю положительные примеры. То есть раскопать в документах какой-то реальный подвиг, рассказать о реальном ветеране. Ну, что же, возможно, я просто не попадаю в целевую аудиторию данного календаря.

Михаил Котов

Ну, вполне может быть, почему нет.

Евгений Белаш

С другой стороны, не могу не сказать, что меня последние годы всё больше задевает именно раскапывание не того, что люди видят сами, а того, что где-то, в каком-то удалённом месте, обязательно неправильно празднуют, и поэтому надо немедленно раструбить по всему интернету. Это очень похоже во многих случаях на травлю. Есть неприемлемое поведение. Есть общественный консенсус по этому поводу. Но в таких случаях, как правило, просто игнорируют тех, кто ведёт себя как-то неправильно. А вот так вот, именно травить — нет, так делать, пожалуй, не стоит.

Кроме того, я по личному опыту могу сказать: у нас рядом с домом есть парк. Там есть статуя, посвящённая солдатам нашей армии. И на этой статуе углядели, что в классической такой абстрактной манере выполненный солдат, и на нем якобы немецкая каска. Был большой шум и в интернете. И, что интересно, когда эту каску всё-таки поправили, ни один из тех, кого я читал и смотрел, об этом не рассказал. О том, что каска неправильная, рассказали все. Хотя я сомневаюсь, что эти люди были у нас в парке и видели этот памятник своими глазами. Я его видел и до, и после. И могу сказать, что, при том уровне абстракции там можно углядеть всё, что угодно. Сейчас памятник поправили, и мне это нравится.

Михаил Котов

Хорошо, Евгений, спасибо большое за ваше мнение, за вашу позицию. С нами был Евгений Белаш, автор WARHEAD.SU, специалист по военной истории. Спасибо, Евгений.

Евгений Белаш

И вам спасибо.

Михаил Котов

И с нами научный редактор портала WARHEAD.SU Евгений Норин. Он же — автор на нашем портале. И мы с ним не так давно говорили в рамках «Радио WARHEAD». А сейчас мы узнаем его мнение по поводу нашумевшего календаря. Приветствую, Евгений.

Евгений НоринНаучный редактор

Добрый день.

Михаил Котов

Расскажи, как ты отнёсся к идее создания такого календаря, понравилось тебе это или нет? Как ты относишься к самой идее, к самому посылу, заложенному в календарь?

Евгений НоринНаучный редактор

Во-первых, я в принципе за любую движуху, кроме голодовки. Но дело даже не в этом. Дело в том, что сама по себе идея этого календаря, на мой взгляд, говорит нам об одной очень простой вещи, которая случилась в обществе. Дело в том, что память о Великой Отечественной — она уже перестаёт быть актуальной, текущей, я имею в виду. Ветераны умирают. Для каждого из нас остаётся семейная история, причём чем дальше, тем более далёкая. У меня вот воевали уже только прадеды. Я уже не застал вообще никого из родных мне ветеранов, и очень мало кого из тех, с кем я общаюсь за пределами каких-то специальных мероприятий. Но память сама по себе никуда не делась. Естественно, что она трансформируется. И образ солдата Великой Отечественной переходит куда-то в разряд общекультурных архетипов.

Вот, есть, допустим стандарт рыцаря. Это человек, который защищает слабых, который стоит на страже мира и порядка. И образ солдата Великой Отечественной дрейфует куда-то в том же направлении. И, когда детей фотографируют в униформе солдат Великой Отечественной — это не значит, что их хотят прямо завтра бросить на пулемёт. Это то же самое, что фотографирование в гусарском мундире, в бутафорском, в бутафорских же рыцарских доспехах, или для девочек — в образе принцессы. Причём этот архетип несёт примерно те же черты, что тот же рыцарь. То есть защитник слабых — только, в нашем случае, с некоторым акцентом на превозмогание. Поэтому я нормально отношусь к самой по себе идее фотографировать детей в форме солдат Великой Отечественной. Мне кажутся ханжескими и, в принципе, не очень удачными крики о том, что как же, неужели там готовят «пушечное мясо», неужели завтра снова война. …всегда война. Но конкретно вот этот календарь, на мой взгляд, он выполнен немножко без особого художественного вкуса. Но, опять же, это говорит просто о том, что праздник — он живой. Что его празднуют не только люди с хорошим вкусом. Это не официоз. Это не юбилей для каких-то особо утончённых людей. Это праздник для всех. В том числе, для обладателей вкуса, может быть, не очень хорошего. Ну и что? В конце концов, мы, современные люди, естественно, всё равно как-то примеряем на себя роль героических предков.

Отсюда же, кстати, мне кажется, тот самый бум литературы про попаданцев. Потому что человеку интересно: а как бы я вёл себя на месте этих легендарных героев? И в этом нет ничего плохого. Это, по крайней мере, не хуже, чем, допустим, если бы была мода на древнегреческих героев, например. Или, опять же, классические там какие-то пираты, ковбои. Просто здесь — это нечто, что ближе к нам во всех смыслах, и по времени, и по содержанию сюжета. Поэтому, хотя конкретно этот календарь мне не очень понравился с точки зрения эстетики, мне кажется, такие истории — это как раз признак того, что праздник живёт. То, что 9 Мая — это часть, скажем так, жизни нашего общества, это действительно народный праздник. А что касается художественного исполнения — опять же, вкусы у всех разные. Кому-то достаточно послушать Кобзона про День Победы, кому-то интересны какие-то более утончённые способы почтить память предков. Так что мне кажется, что здесь «буря в стакане воды». И никакого повода, скажем так, действительно возмущаться не существует.

Михаил Котов

Спасибо, Евгений. А ты бы сам себе именно этот календарь домой повесил бы или нет?

Евгений НоринНаучный редактор

Нет, именно этот календарь я бы у себя в квартире не повесил. По той же причине, по которой я не повешу некоторые картины маститых художников, посвящённые отечественной военной истории. Или по той же причине, по которой мне не очень нравятся современные отечественные фильмы про Великую Отечественную войну. Но это не вопрос отношения к идее, это исключительно вопрос к художественному исполнению.

Михаил Котов

Хорошо. Спасибо огромное, Евгений. Я ещё раз напоминаю, с нами был Евгений Норин, научный редактор нашего сайта и автор статей, специалист по… да много по чему специалист, в том числе, и по современным войнам. Спасибо большое, Евгений.

Евгений НоринНаучный редактор

Спасибо вам.

Михаил Котов

Вот, собственно, что по этому поводу и думают наши авторы. Стоит отметить, что это отдельные мнения частных авторов. И даже в такой редакции, как WARHEAD.SU, мы не всегда совпадаем по сложным и дискуссионным вопросам. И это нормально. Самое главное — даже в пылу дискуссий не переходить границу и относиться к оппонентам уважительно. И помнить, что в мире есть гораздо более важные вещи, нежели мнение по поводу календаря, пускай даже такого противоречивого. А с вами было «Радио WARHEAD», Михаил Котов и Александр Гребнев. Спасибо и до свидания.

Все наши подкасты можно слушать на Youtube, Яндекс.Музыке, Soundcloud, Google Podcasts и Apple Podcasts.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.В следующей статье серии читайте о кабачковом шпионаже, саранче-сапёрах, фильме «Мидуэй» и кое-чём ещё — новый выпуск «Радио WARHEAD» >>

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий