Лётчики-камикадзе и девочки-волшебницы: 7 лучших аниме о войне и военных

«Военные» аниме бывают очень разными. Во многих из них военная тема — лишь фансервисное приложение к обычным японским школьникам и школьницам. Или, как вариант, менеджерам среднего звена. Спору нет, и среди них встречаются прекрасные вещи вроде Girls und Panzer — но это всё же продукт на любителя.

К счастью, этим японская анимация на военные темы далеко не исчерпывается. Есть, есть в мире аниме и околовоенные вещи совсем иного рода, где в каждом кадре — пиршество шизомилитаризма или серьёзный разговор о войне и людях на войне.

В них часто бывает некое фантастическое допущение, однако в остальном это добротные произведения без многих черт, раздражающих в аниме часть аудитории. Часто они порой превосходят многие работы в этом же жанре, снятые традиционным кинематографом.

Zipang

Новейший эсминец морских Сил самообороны Японии «Мираи» проваливается в лето 1942 года: в окрестности катастрофической для японцев битвы у атолла Мидуэй. В бинокли экипаж с горечью наблюдает за тем, как один за другим превращаются в огненный ад авианосцы адмирала Нагумо.

«Мираи» не бросается помогать «своим» топить американцев — командиры и экипаж хорошо помнят, что «свои» были жестокими агрессорами, которым ужасались даже нацисты. Вот только вернуться обратно оказывается невозможно. Ни во что не вмешиваться — тоже.

И японское, и американское командования замечают странный корабль. Попытки атаковать показывают, что он оснащён оружием, превосходящим все мыслимые возможности. Начинается большая военно-политическая игра, в которой у всех сторон — свои интересы и мысли о желаемом будущем.

Сериал — просто пир души для шизомилитариста.

Никаких «обычных японских школьников» и тем более девочек‑волшебниц.

Суровые люди в суровых обстоятельствах, сталь и свинец Второй мировой против полимерных сплавов и современной электроники. Мидуэй, Гуадалканал, Трук, Сингапур, адмирал Ямамото и линкор «Ямато», политические интриги и превозмогание.

Про «Дзипанг» на нашем сайте есть отдельная, более подробная статья.

Sky Crawlers

Мир, очень похожий на наш, — только войны в нём передали на «аутсорсинг» нескольким корпорациям. Ведут их на дореактивных самолётах 50-х годов «килдрены»: искусственно выращенные люди.

После гибели каждого из них в расположение части прибывает новый, точно такой же — но без воспоминаний. Только с умением управлять самолётом и вести воздушный бой. Умирающие и бесконечно возрождающиеся «килдрены» ведут в небесах вечную войну, за которой обычные люди наблюдают как за спортивными соревнованиями.

В остальном это — сильная, невесёлая и затягивающая драма про военных лётчиков, с великолепно снятыми и захватывающими воздушными боями.

И, хотя фантастические допущения изрядно двигают сюжет, — как и любое талантливое произведение, оно не столько про вымышленный мир, сколько про наш. Просто под необычными углами некоторые вещи выглядят более ярко и глубоко.

Сцена воздушного боя

GATE: Jieitai Kano Chi nite, Kaku Tatakaeri

Предупрежу сразу: здесь есть прекрасные эльфийки. И девочки-волшебницы тоже есть. Одна даже богиня. Правда, это склонная к психопатии богиня войны, в основном занимающаяся расчленёнкой врагов посредством огромной алебарды.

Однако главным «героем» повествования являются самые натуральные Силы самообороны Японии. Которые в ответ на набег с массовыми убийствами гражданских отправляются через открывшийся портал в фэнтезийный мир с эльфийками, рыцарями и волшебницами.

Там они начинают наносить демократию и причинять свободу посредством массированных залпов артиллерии и РСЗО по шеренгам панцирной пехоты. Рыцарскую конницу косят из пулемётов и автоматических пушек, баллисты и катапульты зачищают вертолёты, драконов снимают с неба «фантомы», политические переговоры и дискуссии о правах человека ведутся с помощью спецназа и сломанных конечностей.

И в Японии, и за её пределами авторов критиковали — и критикуют — за безудержный милитаризм. Те в общем-то и не отрицают.

Зато зрелище получилось свирепое, залихватское и, естественно, очень шизомилитаристичное.

Простые солдаты и офицеры с помощью любовно прорисованного современного оружия и военной техники с шутками и прибаутками демонстрируют оркам, демонам, драконам и баронам-разбойникам, что превосходящая огневая мощь и технологии XXI века существенно круче магии.

Силы самообороны Японии против драконов

Получается красиво и увлекательно. Хотя между строк большими буквами читается: «Дайте наконец Японии нормальную армию, чтобы послать её в разные failed states насаждать орднунг и дисциплину превосходящей огневой мощью под знаменем Восходящего Солнца».

Future War 198X

Полузабытое аниме 1982 года, которое сняли в те годы, когда описанные события представлялись многим вполне вероятным развитием событий.

Конечно, ретро-рисовка может удручать, как и несколько странное изображение некоторых видов советской техники. Разборки «голубей мира» в Кремле с яростными милитаристами, явно срисованными с фанатиков «духа Ямато» императорской армии в 1945 году, откровенно упороты.

Финал в жанре «внезапно прилетел голубь мира и всех клюнул» понятен как благое пожелание для мира, опять зависшего на грани ядерного армагеддона. Но любители суровых технотриллеров могут от него расшибить лоб фейспалмом.

Однако наблюдаемый на экране поток ядрёного шизомилитаризма прекрасен. В конце концов, где мы ещё сможем увидеть размашистое анимационное полотно «Советская армия героически прорывает оборону НАТО в Западной Германии»? Штурмовую высадку советских ВДВ на вражеской авиабазе, напоминающую лучшие кадры «В зоне особого внимания»? Запуск межконтинентальных баллистических ракет с гибнущей подлодки? Удары советских самолётов-ракетоносцев по портам и нефтехранилищам? Орбитальный бой в космосе, как он виделся во времена Стратегической оборонной инициативы, и полномасштабный обмен ядерными ударами со сгорающими в ядерном пламени мировыми столицами?

На мой взгляд, недостатки этого старенького фильма не делают менее прекрасным его термоядерный шизомилитаризм в стиле модного ныне ретровейва 80-х. Ведь такого действительно больше не делают.

The Cockpit

Три притчи одного из мэтров японской анимации Лэйдзи Мацумото, повествующие о Второй мировой войне.

Первая задаёт вопрос: что окажется важнее для аса люфтваффе с рыцарским крестом, к концу войны всё больше видящего мерзость и абсурд нацизма? Выполнить приказ фюрера — и спасти любимую женщину вместе с ядерным оружием для рейха, или же позволить ей погибнуть, но не дать нацистам заполучить сверхбомбу и изменить ход войны?

Вторая часть — невесёлая военная драма о том, как японские лётчики и камикадзе в конце войны пытаются самоубийственными атаками нанести хоть какой-то ущерб американским кораблям на почти разваливающихся самолётах. Они давно не верят в успех и справедливость войны и перед вылетами грустно размышляют, кем бы хотели и могли стать, если бы не вот это вот всё.

Однако приказ есть приказ, и машины поднимаются в небо, чтобы не вернуться.

Третья серия тоже размышляет о том, чем было фанатичное упорство японских солдат при обороне тихоокеанских островов — подвигом или глупостью? Или чем-то ещё — притом что фанатиками или глупцами многие из них не были.

«Могила светлячков»

Война — это не только про военных, подвиги и жизнерадостный шизомилитаризм. Война — это ещё и бесконечные страдания гражданских, которые обычно «выпадают из кадра» с реющими знамёнами и грозными наступлениями.

«Могила светлячков» — история двух детей, которые пытаются выжить в сожжённом напалмом Кобэ в последние месяцы Второй мировой войны. Их мать погибла под бомбами, а отец сгинул с кораблями императорского флота.

Тяжёлый, честный и очень печальный фильм. Скажу сразу: хеппи-энда не будет. И это даже не спойлер. По мнению некоторых критиков, эта анимационная лента входит в число лучших когда-либо снятых фильмов о войне. На тему того, что пережили японские гражданские на закате «построения Великой Восточноазиатской Сферы Сопроцветания», можно вспомнить и   «Босоногого Гэна».

Только стоит помнить и другую сторону: если бы воинственные милитаристы Империи восходящего солнца не отправились «бросать восемь углов света к подножию Хризантемового трона» посредством порабощения и безудержной резни других народов — этих страданий японских детей тоже никогда бы не случилось.

Yomigaeru Sora: Rescue Wings

Не столько военная, сколько производственная драма о вертолётчиках-спасателях современных Сил самообороны Японии. Однако и в мирное время с неспокойной природой Японских островов порой приходится воевать и нести потери.

Кадзухиро, главный герой, вступает в ВВС Сил самообороны, мечтая летать на истребителях F-15, но оказывается в военно-спасательном авиакрыле базы Комацу. По мере работы раздражение сменяется увлечением и пониманием того, насколько интересна и важна эта работа.

Сериал нарисован не слишком дорого, но «вкусно» — с любовью к авиационной технике, а также со знанием службы спасателей. Это всего лишь суровая работа в очень непростых условиях, ошибки, которые стоят жизней, и «романтика повседневности», которую так любят и умеют снимать японцы.

Честная военно-производственная драма с элементами фильма-катастрофы, которую можно порекомендовать даже людям, далёким от аниме.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.В следующей статье серии читайте о том, чему учит боевое аниме >>

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий