Кто кого: огромный боевой робот против танка

В поисках реализма

Видов боевых роботов в аниме множество, и разобраться в них непросто. Но всё же есть уже некоторое отработанное деление — на «реалистичную» ме́ху и суперме́ху. О последней говорить в рамках этой статьи просто нет смысла. Боевые роботы в суперме́хе — это нечто уникальное, мистическое (а иногда и честно магическое), абсолютно неуязвимое для любого оружия, кроме другого ОБЧР (как мы и будем далее для краткости именовать огромных боевых человекоподобных роботов) или гигантских монстров, и заодно плюющее на все законы физики разом. Наверно самый известный пример — «Евангелион»: местные роботы — то ли лоботомированные клоны богов, то ли неведомые инопланетные зверюшки, то ли всё это вместе. Понятно, что ни о каком противостоянии с ними реальным оружием и речи не идёт: обычные танки и самолёты в суперме́хе существуют только для того, чтобы своим полным бессилием подчёркивать незаменимость ОБЧРа.

Дизайны в жанре «суперме́ха» максимально странные и подчёркнуто нереалистичные

С жанром реалистичной ме́хи всё куда интереснее. Её авторы не только рассказывают истории о больших роботах и их пилотах, но и пытаются понять, как они встроятся в реальный мир, как изменят тактику и стратегию. И, хотя и у них с физикой и логикой не всегда всё хорошо, о таких ОБЧР уже имеет смысл говорить.

И для того, чтобы упростить себе задачу, рассматривать всё это мы будем на примере одного аниме-сеттинга — Mobile Suit Gundam.

Это целая франшиза, включающая в себя множество разных «таймлайнов» (различных вселенных с разной историей и иногда даже разной физикой), которые объединяет наличие в них огромных боевых роботов. Некоторые истории ближе к нашим дням и более-менее реалистичны, другие скатываются в откровенное фэнтези.

Главный герой первого сериала франшизы — мобильный костюм RX-78-2 Gundam

Наиболее интересна, с нашей точки зрения, самая первая вселенная (Универсальный, или вселенский век — сокращённо UC), представленная в рамках франшизы. История в ней происходит в 2179 году, к этому моменту человечество уже неплохо освоило Солнечную систему и построило множество искусственных колоний в точках Лагранжа (где силы притяжения Земли и Луны уравнивают друг друга). Конечно, колонисты быстро начинают ощущать гнёт со стороны Матушки-Земли и стремятся сначала к независимости, а потом и к ответному порабощению угнетателей. Именно войне между единым земным правительством (Земной Федерацией) и союзом части колоний (Республикой, а затем Герцогством Зион) и посвящён самый первый сериал франшизы.

Герцогство Зион по своей стилистике — что-то среднее между Вторым и Третьим рейхом, а также Японией времён Второй мировой

Мех и логика

Сериал был впервые показан в 1979 году, и об этом стоит помнить. Техника — особенно вычислительная — с той поры ушла невообразимо далеко вперёд, что предсказать заранее было почти невозможно. Отсюда происходит, например, явная недооценка автором управляемого вооружения даже в специфичных условиях сеттинга. Мехи, показанные в сериале, относительно реалистичны и следуют внутренней логике повествования. Более того, у них есть не только сильные, но и слабые стороны. Попробуем разобрать их.

Ме́хи во вселенной UC появились изначально как космические строители — способные к работе и маневрированию как в вакууме без гравитации, так и в земных условиях. В дальнейшем «мобильные доспехи» (местное название для человекоподобных роботов) сначала приспособили для космических боёв, а потом и для наземных. В чём же плюсы этих монстриков высотой в 18 метров? Это, конечно же, тактическая подвижность. Человекоподобная схема куда манёвреннее, чем обычный танк — тот может ехать вперёд, ехать назад и поворачиваться (иногда даже на месте). А теперь сравните это с тем многообразием, что может вытворять человек. Второй плюс — скорость. Человекоподобная схема при прочих равных и правда может бежать куда быстрее, чем танк, оснащённый схожим мотором. А главное — эту скорость можно развить на пересечённой местности, просто переступая через препятствия, серьёзно замедляющие гусеничную технику. Главное — решить вопрос с устойчивостью бегущей махины в 60-70 тонн…

Основные мехи герцогства Зион MS-06 Zaku II в родной среде обитания — космосе. По сути изначально это вот такой универсальный космический истребитель

Недостатки также очевидны. Главный из них, конечно же, размеры. Нога банально больше, чем гусеница. Как ни старайся, но при равном весе ОБЧР будет значительно больше танка. А из этого вытекают и другие минусы. Больше размер — больше площади надо бронировать, а значит, тоньше броня по итогу. Частично это компенсируется бо́льшим объёмом — меху ещё надо попасть в уязвимую часть тела. Некоторые минусы авторы «Гандама» понимали и пытались показать их решение. Например, не стали рисовать робота на узком каблуке (этим страдают многие художники), а выдали ему нескромных размеров широченную лапищу, в итоге обеспечив вполне нормальное давление на грунт.

Про танки в UC не забывают и активно их используют

Но всё равно, как-то не выходит ОБЧР сильным противником. Да, он будет опасен для танка на малой дистанции за счёт своей отличной манёвренности, но до этого ближнего боя надо сначала дойти. Шагающего в полный рост восемнадцатиметрового робота просто уничтожат издалека — ведь он не танк, который легко укрыть складками местности (и то — в наше время уже и для танков это проблема).

И тут в дело вступает, наверно, самая главная особенность всей франшизы Mobile Suit Gundam — физика Миновского.

Это пример «одного большого допущения», отвечающего за все местные фантастические штуки — от компактных термоядерных реакторов и до энергетических сабель. Следует отметить, что в ранних произведениях авторы пытаются поддерживать хотя бы внутреннюю логику и строго определяют, что с помощью физики Миновского сделать можно, а что — нет.

Физика Миновского отвечает и за существование местных наземных линкоров на антигравах

Термоядерные реакторы Миновского не только приводят в движение местных ОБЧР и даже позволяют им прыгать с помощью реактивных двигателей. Побочным эффектом их работы становится поле частиц Миновского, которое просто блокирует любые радиолокационные и инфракрасные лучи низкой интенсивности. Как итог — нет радиосвязи, не работают радары, серьёзно усложнено тепловое обнаружение и наведение.

Более того, в поле Миновского быстро деградирует любая сколь-либо сложная неэкранированная электроника, а необходимая защита довольно массивна.

В итоге во вселенной UC ушло в прошлое любое дальнобойное и высокоточное вооружение.

Проблемы со связью мешают проведению сложных скоординированных операций — сражение теперь обычно сводится к стычкам сравнительно небольших отрядов, выполняющих заранее полученный приказ.

Конечно, если мы посмотрим на это из нынешнего времени, то понятно, что создать оптические системы наведения, запихнуть в средних размеров беспилотник самостоятельный ИИ — не так уж и сложно (ведь электроника тех же мобильных костюмов вполне хорошо экранирована). Но в 1979 году термоядерный реактор казался меньшей фантастикой, чем современные процессоры. Простим это автору и не будем придираться. В итоге применение ОБЧР в UC достаточно логично. В ближнем бою (а другой почти невозможен) подвижная машина даже с не самой выдающейся бронёй и вооружением покажет себя на «отлично». Но и танки при должном применении остаются серьёзной силой, что и не стесняются показывать в рамках продолжений сериала.

Смертельный бой

Смоделировать исход столкновения нашей техники с техникой UC, с одной стороны, просто, а с другой — почти невозможно. Проблема в том, в рамках каких правил мироздания происходит бой. Предположим, что отряд наших танкистов на Т-90 попадёт в UC и вступит в противоборство с отрядом мобильных костюмов MS-06 Zaku II — самого распространённого боевого робота в рядах армии Герцогства Зион.

Ещё до самой стычки наши танкисты столкнутся с невозможностью связи между танками и быстрой деградацией любой электроники за бронёй — даже частично экранированные бронёй электронные устройства будут выдавать частые сбои. Использование ПТУР окажется невозможно, даже лазерный дальномер практически недоступен. Если в таких условиях противник и будет визуально обнаружен издалека — попасть в него будет непросто.

На ближней же дистанции решающей станет подвижность. И пускай Zaku II очень слабо бронированы, и пускай они вооружены 120-мм пушками с достаточно слабыми снарядами (каморными с небольшой дульной скоростью), которые не берут Т-90 в лоб. Наши полуслепые и малоподвижные танки просто будут расстреляны в борта и корму.

Попасть же в прыгающего и бегающего на скорости до 80 км/ч робота, да попасть так, чтобы отстрелить ему что-то важное, — задача очень нетривиальная.

И ровно обратной будет ситуация, произойди попадание уже Zaku II к нам. В таком случае большие и заметные ме́хи могут быть расстреляны ещё на большой дистанции — практически как в тире. Сами ответить они не смогут, не имея почти никакого по-настоящему дальнобойного оружия.

Несмотря на все допущения и все «но», сеттинг UC остаётся по-прежнему одним из самых логичных и проработанных в вопросе ОБЧР. Во многом именно им вдохновлялись уже создатели западной вселенной про больших роботов — BattleTech. И, хотя многие считают её более серьёзной и реалистичной, на самом деле у неё гораздо больше проблем с внутренней логикой, чем у японского прародителя.

К сожалению, чем дальше развивалась франшиза, тем больше она скатывалась в цветастую суперме́ху

Поэтому даже если вас мало интересуют огромные роботы и похождения их пилотов, посмотреть некоторые произведения из франшизы всё-таки стоит. Можно попробовать и сам оригинальный сериал, но сейчас он всё же подустарел, особенно по графике. Неплохо пойдут в таком случае Mobile Suit Gundam: 08-th MS Team или серия достаточно недавних короткометражек Mobile Suit IGLOO — особенно вторая часть про превозмогание неприятельских ОБЧРов силами вполне обычной пехоты и танков.

Автор благодарит за помощь в написании статьи Алексея Широ.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.В следующей статье серии читайте о том, как аниме взяло всё лучшее из военного кино >>

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий