Зелёные крылья Баффало: Джо Мак-Брайен и его самолёты-ветераны

В 1970 году Джо «Баффало» Мак-Брайен основал в городе Хей-Ривер, расположенном на Северо-Западных территориях Канады, частную авиакомпанию. Назвал её, не мудрствуя лукаво, Buffalo Airways и отправился зарабатывать денег.

Мы летим, ковыляя во мгле…

Арктическая часть североамериканского континента не особо предрасположена не то что к полётам поршневых самолётов, но и вообще к проживанию людей. Однако спрос на малую авиацию здесь был, а значит, в соответствии с законами рынка, он должен был быть удовлетворён. Приобретя свой первый DC-3, Джо занялся перевозками в интересах горнодобывающих компаний.

Постепенно парк самолётов пополнялся «новыми» заслуженными ветеранами авиаперевозок, пул контрактов исправно увеличивался и казалось, что жизнь прекрасна.

Но тут случился очередной финансовый кризис и амер… канадская мечта лопнула.

Джо был вынужден распродать почти весь свой флот самолётов, оставшись с одним-единственным DC-3.

DC-3

Казалось, конец близок — но сначала ожила алмазодобывающая отрасль, на рудники которой круглогодично требовалось завозить расходные материалы, а затем на помощь «Баффало Эйруэйз» пришли лесные пожары.

Да-да. Эта страшная напасть не является бедой только отдельно взятых Российской Федерации, Австралии или (вставьте страну, о которой нынче вовсю распространяются пугающие картинки в интернете). Горят все леса и каждый год. Другое дело — размеры этого бедствия. Что-то проще локализовать наземными силами, но основную работу выполняет пожарная авиация.

Таким образом, когда правительство Северо-Западных территорий обратилось к частной авиакомпании с контрактом на контроль и тушение периодически возникающих лесных пожаров, это никого не удивило. Какие только самолёты не использовались «Баффало Эйруэйз» для этих целей за всё время: помнившие Вторую мировую DC-4, L-188 «Электра» и даже старушка PBY-5 «Каталина», которая всё-таки была списана по старости в начале 2010-х годов.

«Каталина»

В марте 2014-го удалось выкупить на аукционе подержанный противолодочный самолёт P-3 «Орион», переоборудованный для тушения лесных пожаров. Впрочем, тут накатил очередной мировой финансовый кризис, и с той поры борт стоит в США из-за отсутствия дополнительных средств на его содержание. Пока «Баффало Эйруэйз» справляется своими силами.

Курьеры из «Баффало клаб» — небыстро, но надёжно

Основной заработок семейство Мак-Брайенов получает, тем не менее, не благодаря значкам «Лучший пожарный», а совершая регулярные и чартерные рейсы по всем Северо-Западным территориям.

Джо Мак-Брайен в 2013 году

Надо ежедневно доставлять топливо для генераторов, еду и почту в разбросанные по долине Маккензи мелкие посёлки? Нет проблем. Требуется восемнадцать рейсов в день в течение полугода на озеро Лак де Гра в условиях полярной зимы, отчаянно минусовых температурах и гравийной ВПП длиной в полкилометра? Обратитесь к нашему менеджеру. Лесной пожар внезапно изменил направление и вскоре на его пути окажется поселение? Миссия по эвакуации начата!

И это всё в отсутствие GPS (эту систему принудительно ввели только в середине 90-х годов), инфраструктуры по техобслуживанию бортов на месте прилёта (пилоты сами готовили машины к обратному вылету) и на старых поршневых самолётах, собранных, казалось, по всему свету.

Высаживаю я как-то десант в Нормандии…

Воздушный флот компании, конечно, впечатлял и впечатляет своей раритетностью, которой бы порадовался любой авиалюбитель.

Вот «Дакота» MkIII с регистрационным номером C-GWZS, построенная в США аж в далёком 1942 году. В 1944-м её перегнали в Великобританию, а пятого июня того же года в составе 512-й эскадрильи Королевских ВВС этот самолёт пересёк Ла-Манш, неся на борту первую волну парашютистов для высадки в Нормандии.

Тот самый C-47 Королевских ВВС 512 эскадрильи с номером KG330 привёз в Брюссель угнанных ранее в Германию бельгийцев

C-47 с регистрационным номером C-GWIR, который за время жизни успел послужить в американских, чешских и французских ВВС. Поучаствовал во Второй мировой и войне в Алжире, помотался по миру, после чего в 1975 году вернулся в Канаду.

Или, например, бывший спецборт 115-го воздушного транспортного отряда Организации Объединённых Наций, шесть лет выполнявший дипломатические поручения в начале 60‑х.

О чуть более «свежих» C-46 «Комммандо» и C-54 «Скаймастер» мы просто умолчим из вежливости.

Впрочем, было бы неправильно утверждать, что в «Баффало Эйруэйз» летают на откровенном воздушном хламе. Совсем нет. Во-первых, возраст машин, аварийные условия, отсутствие запчастей и финансовые неурядицы берут своё. Что-то потихоньку «каннибализируется» в пользу однотипных бортов, что-то продаётся для затыкания финансовых дыр, что-то терпит катастрофу и списывается подчистую. Так что за авиапарком следят, и аварийных самолётов там нет от слова «совсем».

«Электра» и «Бичкрафт» в ожидании следующего задания

Во-вторых, некоторые машины постепенно покупаются и переоборудуются под конкретные нужды авиакомпании. Так, согласно канадским правилам тушения лесных пожаров, совершать эту героическую работу с недавних пор можно только на самолётах с турбовинтовым двигателем: будьте любезны переоборудовать часть вашего авиапарка. Или не будем же мы гонять для наблюдения за обстановкой средние транспортные самолёты? С этим вполне справятся лёгкие «бичкрафты» и «воздушные тракторы».

Да-да, тот самый «Дасти Полейполе» из мультфильма «Самолёты».

Мама, я в телевизоре!

Естественно, весьма немолодой воздушный флот заставляет Джо и его трёх детей крутиться, как только возможно, не только закупая на всех известных складах запчасти от старых самолётов, но и ремонтируя существующие борта своими силами. Накопленный опыт, кстати, вскоре позволил заняться оценкой и восстановлением раритетных машин и для других заказчиков.

Джо и Майк Мак-Брайены

Надёжная работа, суровые экзотические условия, хороший пиар — и вот она, известность! Вскоре Buffalo Airways и её сотрудники попали на телевидение. Они снялись в шести сезонах реалити-шоу Ice Pilots NWT, предоставили «натуру» для трёх сезонов художественного сериала Arctic Air и засветились в огромном множестве сюжетов, так или иначе связанных с историей авиации.

Отдельно Майк Мак-Брайен ведёт на своём канале цикл видео, посвящённых работе авиакомпании и восстановлению самолётов, под названием Plane Savers.

В мае 2020 года «Баффало Эйруэйз» исполнится пятьдесят лет. Наша редакция надеется, что компания и дальше будет совершать полёты над Канадой, ежедневно принося жизнь в далёкие уголки страны, а регулярные ежедневные рейсы через Большое Невольничье озеро между городами Хей-Ривер и Йеллоунайф ещё долгое время будет совершать сам основатель компании Джо Мак‑Брайен.

Это будет по-настоящему «живой историей».

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий