itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Зелёные крылья Баффало: Джо Мак-Брайен и его самолёты-ветераны

Ёжась на пронизывающем ледяном ветру, пассажиры поднимаются по приставной лесенке в салон повидавшей виды «Дакоты» и рассаживаются по местам. Стюард последний раз проверяет ремни безопасности и даёт отмашку командиру. Сквозь начинающуюся арктическую пургу поршневой DC-3 выруливает на взлётную полосу. Короткий разбег — и борт в воздухе. Обычные будни необычной авиакомпании… XXI века.

/
3.2K
48
27
171

Ёжась на пронизывающем ледяном ветру, пассажиры поднимаются по приставной лесенке в салон повидавшей виды «Дакоты» и рассаживаются по местам. Стюард последний раз проверяет ремни безопасности и даёт отмашку командиру. Сквозь начинающуюся арктическую пургу поршневой DC-3 выруливает на взлётную полосу. Короткий разбег — и борт в воздухе. Обычные будни необычной авиакомпании… XXI века.

В 1970 году Джо «Баффало» Мак-Брайен основал в городе Хей-Ривер, расположенном на Северо-Западных территориях Канады, частную авиакомпанию. Назвал её, не мудрствуя лукаво, Buffalo Airways и отправился зарабатывать денег.

Мы летим, ковыляя во мгле…

Арктическая часть североамериканского континента не особо предрасположена не то что к полётам поршневых самолётов, но и вообще к проживанию людей. Однако спрос на малую авиацию здесь был, а значит, в соответствии с законами рынка, он должен был быть удовлетворён. Приобретя свой первый DC-3, Джо занялся перевозками в интересах горнодобывающих компаний.

Постепенно парк самолётов пополнялся «новыми» заслуженными ветеранами авиаперевозок, пул контрактов исправно увеличивался и казалось, что жизнь прекрасна.

Но тут случился очередной финансовый кризис и амер… канадская мечта лопнула.

Джо был вынужден распродать почти весь свой флот самолётов, оставшись с одним-единственным DC-3.

DC-3
DC-3

Казалось, конец близок — но сначала ожила алмазодобывающая отрасль, на рудники которой круглогодично требовалось завозить расходные материалы, а затем на помощь «Баффало Эйруэйз» пришли лесные пожары.

Да-да. Эта страшная напасть не является бедой только отдельно взятых Российской Федерации, Австралии или (вставьте страну, о которой нынче вовсю распространяются пугающие картинки в интернете). Горят все леса и каждый год. Другое дело — размеры этого бедствия. Что-то проще локализовать наземными силами, но основную работу выполняет пожарная авиация.

Таким образом, когда правительство Северо-Западных территорий обратилось к частной авиакомпании с контрактом на контроль и тушение периодически возникающих лесных пожаров, это никого не удивило. Какие только самолёты не использовались «Баффало Эйруэйз» для этих целей за всё время: помнившие Вторую мировую DC-4, L-188 «Электра» и даже старушка PBY-5 «Каталина», которая всё-таки была списана по старости в начале 2010-х годов.

Каталина
«Каталина»

В марте 2014-го удалось выкупить на аукционе подержанный противолодочный самолёт P-3 «Орион», переоборудованный для тушения лесных пожаров. Впрочем, тут накатил очередной мировой финансовый кризис, и с той поры борт стоит в США из-за отсутствия дополнительных средств на его содержание. Пока «Баффало Эйруэйз» справляется своими силами.

Курьеры из «Баффало клаб» — небыстро, но надёжно

Основной заработок семейство Мак-Брайенов получает, тем не менее, не благодаря значкам «Лучший пожарный», а совершая регулярные и чартерные рейсы по всем Северо-Западным территориям.

Джо Мак-Брайен в 2013 году
Джо Мак-Брайен в 2013 году

Надо ежедневно доставлять топливо для генераторов, еду и почту в разбросанные по долине Маккензи мелкие посёлки? Нет проблем. Требуется восемнадцать рейсов в день в течение полугода на озеро Лак де Гра в условиях полярной зимы, отчаянно минусовых температурах и гравийной ВПП длиной в полкилометра? Обратитесь к нашему менеджеру. Лесной пожар внезапно изменил направление и вскоре на его пути окажется поселение? Миссия по эвакуации начата!

И это всё в отсутствие GPS (эту систему принудительно ввели только в середине 90-х годов), инфраструктуры по техобслуживанию бортов на месте прилёта (пилоты сами готовили машины к обратному вылету) и на старых поршневых самолётах, собранных, казалось, по всему свету.

Высаживаю я как-то десант в Нормандии…

Воздушный флот компании, конечно, впечатлял и впечатляет своей раритетностью, которой бы порадовался любой авиалюбитель.

Вот «Дакота» MkIII с регистрационным номером C-GWZS, построенная в США аж в далёком 1942 году. В 1944-м её перегнали в Великобританию, а пятого июня того же года в составе 512-й эскадрильи Королевских ВВС этот самолёт пересёк Ла-Манш, неся на борту первую волну парашютистов для высадки в Нормандии.

Тот самый C-47 Королевских ВВС 512 эскадрильи с номером KG330 привёз в Брюссель угнанных ранее в Германию бельгийцев
Тот самый C-47 Королевских ВВС 512 эскадрильи с номером KG330 привёз в Брюссель угнанных ранее в Германию бельгийцев

C-47 с регистрационным номером C-GWIR, который за время жизни успел послужить в американских, чешских и французских ВВС. Поучаствовал во Второй мировой и войне в Алжире, помотался по миру, после чего в 1975 году вернулся в Канаду.

Зелёные крылья Баффало: Джо Мак-Брайен и его самолёты-ветераны

Или, например, бывший спецборт 115-го воздушного транспортного отряда Организации Объединённых Наций, шесть лет выполнявший дипломатические поручения в начале 60‑х.

О чуть более «свежих» C-46 «Комммандо» и C-54 «Скаймастер» мы просто умолчим из вежливости.

Впрочем, было бы неправильно утверждать, что в «Баффало Эйруэйз» летают на откровенном воздушном хламе. Совсем нет. Во-первых, возраст машин, аварийные условия, отсутствие запчастей и финансовые неурядицы берут своё. Что-то потихоньку «каннибализируется» в пользу однотипных бортов, что-то продаётся для затыкания финансовых дыр, что-то терпит катастрофу и списывается подчистую. Так что за авиапарком следят, и аварийных самолётов там нет от слова «совсем».

Электра и Бичкрафт в ожидании следующего задания
«Электра» и «Бичкрафт» в ожидании следующего задания

Во-вторых, некоторые машины постепенно покупаются и переоборудуются под конкретные нужды авиакомпании. Так, согласно канадским правилам тушения лесных пожаров, совершать эту героическую работу с недавних пор можно только на самолётах с турбовинтовым двигателем: будьте любезны переоборудовать часть вашего авиапарка. Или не будем же мы гонять для наблюдения за обстановкой средние транспортные самолёты? С этим вполне справятся лёгкие «бичкрафты» и «воздушные тракторы».

Да-да, тот самый «Дасти Полейполе» из мультфильма «Самолёты».

Зелёные крылья Баффало: Джо Мак-Брайен и его самолёты-ветераны

Мама, я в телевизоре!

Естественно, весьма немолодой воздушный флот заставляет Джо и его трёх детей крутиться, как только возможно, не только закупая на всех известных складах запчасти от старых самолётов, но и ремонтируя существующие борта своими силами. Накопленный опыт, кстати, вскоре позволил заняться оценкой и восстановлением раритетных машин и для других заказчиков.

Джо и Майк Мак-Брайены
Джо и Майк Мак-Брайены

Надёжная работа, суровые экзотические условия, хороший пиар — и вот она, известность! Вскоре Buffalo Airways и её сотрудники попали на телевидение. Они снялись в шести сезонах реалити-шоу Ice Pilots NWT, предоставили «натуру» для трёх сезонов художественного сериала Arctic Air и засветились в огромном множестве сюжетов, так или иначе связанных с историей авиации.

Отдельно Майк Мак-Брайен ведёт на своём канале цикл видео, посвящённых работе авиакомпании и восстановлению самолётов, под названием Plane Savers.


В мае 2020 года «Баффало Эйруэйз» исполнится пятьдесят лет. Наша редакция надеется, что компания и дальше будет совершать полёты над Канадой, ежедневно принося жизнь в далёкие уголки страны, а регулярные ежедневные рейсы через Большое Невольничье озеро между городами Хей-Ривер и Йеллоунайф ещё долгое время будет совершать сам основатель компании Джо Мак‑Брайен.

Это будет по-настоящему «живой историей».

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Hoвости СМИ2
Джон Гловер — контрабандист 80 lvl
Как незаметно украсть целую армию

Если вы думаете, что Бард Лучник из «Хоббита» — единственный в мире рыбак, который переломил ход войны, то вы явно незнакомы с биографией Джона Гловера. Этот пролетарий во время Американской революции дослужился до генерала, а первая битва Войны за независимость не стала последней лишь благодаря его вмешательству. Но обо всем по порядку.

14K
19
6
65
Ян Кёнджон
Невероятные приключения корейца на Второй мировой

В начале 90-х в информационном пространстве всплыл любопытный персонаж, Ян Кёнджон. Может, мир никогда и не узнал бы о нём, если бы не одно «но». Этот человек за годы Второй мировой войны умудрился примерить на себя военную форму трёх стран. Прославившись, ветеран противоборствовавших армий вскоре умер. Это не помешало корейским изданиям бурно развить тему непростой и причудливой судьбы их соотечественника (правда, давно уже гражданина США).

27K
28
7
126
Доктрина Дуэ — начало

К середине XIX века некогда сильная австрийская армия представляла собой довольно унылое зрелище. Не то чтобы у тамошних Швейков от этого сильно подгорало, но быть военным отстоем Европы тоже как-то не хотелось. По итогам коллективного обращения в небесную канцелярию в списке европейских армий появилась итальянская — исключительно для того, чтобы австрийцам было кого бить.

17K
28
9
146
Звезда Михаила Скобелева
«Та сила, что богатырей нам сказочных напоминала»

Национальный герой русского и болгарского народов, один из наиболее прославленных полководцев Российской империи: как Михаил Скобелев стал настоящей звездой второй половины XIX столетия.

12K
18
0
218
Наш человек в Фивах
Строим гегемонию из фаланг и илотов

Античный полководец Эпаминонд прославился двумя вещами: тем, что жёстко покарал спартанцев, и годными военными инновациями. Собственно, именно благодаря жёсткости, чёткости и инновациям Эпаминонда, второсортный греческий полис Фивы в какой-то момент стал эллинским геополитическим гегемоном.

19K
16
1
226
Смерть белого генерала

22 июня 1882 года командир 4-го армейского корпуса Михаил Скобелев после завершения манёвров получил отпуск и выехал в Москву. Он планировал пробыть в городе несколько дней и затем отправиться в своё имение Спасское. Однако этот путь завершился его смертью, которая стала одной из загадок русской истории.

21K
10
14
368
Стоит ли бояться девушки с винтовкой?
Да, если ты ― нацист, а она ― советский снайпер

«То, что сверхметкий стрелок одним выстрелом снимет в наступающей цепи офицера и атака захлебнётся, так красиво не покажешь», ― сокрушалась когда-то лучшая женщина-снайпер Людмила Павличенко.

32K
56
10
445
Как войти в топ-10 рыцарей планеты
Этот человек мог завершить Столетнюю войну на 70 лет раньше

Если бы кто-нибудь сказал Бертрану дю Геклену в середине его жизни, что он станет коннетаблем, подружится с монархом и будет похоронен в усыпальнице французских королей в храме Сен-Дени, он бы заржал. А если бы сообщили, что после смерти французы добавят его имя к девятке величайших героев всех времен и народов, — потерял бы дар речи.

14K
37
7
47
Касем Сулеймани, Тигр Ирана
Из крестьянских сыновей — в великие полководцы

10 лет назад Иран стоял на краю пропасти. Страна ждала ударов по своим объектам, прежде всего АЭС в Бушере. Внутренняя нестабильность могла привести к большой смуте. Спустя ещё десяток лет мир с удивлением увидел, что на карте настойчиво проступают очертания древней, как мир, персидской империи.

20K
38
8
61
Час презрения: террористическая катастрофа в Будённовске

Теракт лета 1995 года в Будённовске стал одной из самых страшных катастроф в истории современной России. Его последствия ушли далеко за рамки простого злодеяния с массовыми жертвами. Произошёл перелом всей войны в Чечне, а эпоха массового террора только открывалась…

29K
182
166
1.9K
Белый спецназ: почему в рядах американских коммандос так мало нацменьшинств?

Спасибо голливудским боевикам, про американский спецназ сегодня знают даже дети. На земле, в небесах и на море крутые парни наводят ужас на врагов, защищая свободу и демократию. И конечно, в духе политкорректности, как минимум треть этих бойцов — из нацменьшинств. Что совершенно противоречит реальности. Почему в рядах коммандос так мало чёрных?

27K
140
111
1.6K
Советские БМП: не первые и не лучшие?

Советские БМП — один из поводов для гордости за наше танкостроение. Они и первые в своём классе, и всегда превосходили западные аналоги, как часто можно услышать. Вот только при более внимательном изучении вопроса всё выглядит уже не так однозначно…

26K
63
164
486
Спецназ мира: чьи нормативы жёстче?

Хотите попасть в ряды мирового спецназа? Легче лёгкого! Если, конечно, вы готовы к самым жёстким физическим испытаниям. Каким именно — рассказываем в этой статье.

25K
55
32
380
Мастерами кунг-фу не рождаются: китайских пограничников научат боевым искусствам

Мастерами кунг-фу становятся! После кровопролитной драки с индийцами китайское командование озаботилось рукопашной подготовкой бойцов. Для подготовки пограничников Тибета сформирован специальный отряд из инструкторов боевых искусств.

24K
28
22
56
Швейцарский армейский — морская свинка в мире ножей

Помните анекдот про морскую свинку? О том, что она к морю имеет примерно столько же отношения, сколько и к свиньям. Вот примерно те же чувства вызывает швейцарский армейский нож, когда первый раз держишь его в руках. А это точно нож? И почему он такой маленький? Как с ним швейцарские военные обращаются и откуда он вообще взялся?

19K
72
72
502
Супернадёжность, дешевизна и старость: 5 мифов об автомате Калашникова

70 лет в строю, десятки миллионов выпущенных автоматов по всему миру — воистину легендарное оружие! А от легенд, как известно, и до мифов недалеко. Мы собрали пять самых популярных из них.

18K
125
103
864
За счёт чего рулили «Катюши»?

Неуправляемые реактивные снаряды славятся низкой кучностью. Так почему БМ-13 «Катюша» стала легендарным оружием Победы — или же это просто ещё один миф? Мы разобрались.

17K
108
161
809
Идиоты, слоны и вундервафли: 5 самых неравных битв античности

В древности вести войны были проще. Набрал пару тысяч солдат — и уже можно набегать на ближайший полис: у кого людей больше, тот и победил. Но иногда глупость полководцев, вундервафли и тайные операции творили чудеса на поле брани.

16K
91
40
440
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

78K
122
61
979
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

70K
66
72
591
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

66K
71
51
1.1K
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», — гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

63K
73
76
862
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

62K
83
37
719
Если бы Союз проиграл: 5 альтернативно-исторических мифов о будущем Третьего рейха

Что было бы, если бы СССР проиграл Великую Отечественную? Как заявляют фанатичные любители немецкого орднунга, в этом случае Германия стала бы непобедима, завоевала бы весь мир, вышла бы первой в космос… Вот только такая оценка не выдерживает критики. WARHEAD.SU подробно разобрал пять излюбленных тезисов рейхофилов.

54K
73
407
703
10 «школьных» заблуждений о предвоенных репрессиях в Красной армии

Красную армию обезглавили перед войной. 1941 года не было бы, если бы не 1937-й. А может быть, наоборот, репрессии — это очищение? Так как же всё было на самом деле?

50K
107
378
786
«Месть за муки»: как сражались освобождённые из плена красноармейцы

Те, кто прошёл ужасы немецкого плена, рвались в бой, едва лишь выйдя на свободу. Ими двигала жажда мести, желание расплатиться с мучителями. Вновь оказавшись в строю, они показывали себя отличными, дисциплинированными солдатами. Пример тому — участие бывших пленных в форсировании Одера в составе 47-й гвардейской танковой бригады.

47K
68
83
1.7K
Норвежцы в Карелии: разгром эсэсовских добровольцев

Норвегию оккупировали в самом начале Второй мировой. Дальнейшее участие страны в войне ограничилось подпольной войной или боевыми действиями добровольцев. Многие попали в армии союзников, но некоторые служили в СС. Именно им и не повезло оказаться в Карелии в июне 1944 года.

45K
43
71
933
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

271K
124
83
897
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

145K
37
13
81
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

137K
75
55
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

133K
97
24
869
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

103K
56
33
457
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

102K
101
29
742
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

98K
10
4
276
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

87K
45
8
274
Кто такие гренадеры: могучие великаны военной истории

Многие почему-то зовут их гренадёрами. Это ошибка, но возможно, в таком наименовании подсознательно отразилась сама суть этого рода войск. Ведь гренадеры всегда были не прочь надрать пятую точку любому противнику.

81K
46
8
358