itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

На грани жизни и смерти: прошло ли время штурмовиков?

Одни классы самолётов появляются, другие исчезают, но вокруг некоторых из них не утихают споры. И самый главный объект для обсуждений — штурмовики. Казалось, они окончательно погибли в 50-х, с наступлением сверхзвуковой эры. Затем их класс возродился, но сейчас вновь стоит на пороге исчезновения. Почему так сложилось и какая судьба ждёт штурмовики?

/
15K
70
93
384
Фото: WoW

Одни классы самолётов появляются, другие исчезают, но вокруг некоторых из них не утихают споры. И самый главный объект для обсуждений — штурмовики. Казалось, они окончательно погибли в 50-х, с наступлением сверхзвуковой эры. Затем их класс возродился, но сейчас вновь стоит на пороге исчезновения. Почему так сложилось и какая судьба ждёт штурмовики?

В определении штурмовика в русском языке есть некая двойственность. Формально это летательный аппарат, предназначенный для непосредственной поддержки союзных войск и точечного поражения целей на и вблизи линии фронта. Часто к этому добавляют, что такой самолёт должен уметь в штурмовку — атаку целей пушечно-ракетным вооружением с горизонтального полёта или пологого пикирования. Это позволяет выделить тактические бомбардировщики (в том числе и пикирующие) в отдельный класс.

Куда проще с этим у американцев. Термином attack у них обозначается любой самолёт непосредственной поддержки войск, а уж как он реализует эту поддержку — не важно. Именно такого варианта мы и будем придерживаться в статье.

В тени атомной эры

В ходе Второй мировой штурмовики переживали настоящий золотой век. Ил-2 и немецкий пикирующий Ju 87 (который всю карьеру занимался непосредственной поддержкой войск) даже стали одними из символов этой войны. Казалось, державы-победительницы продолжат развитие этого класса, ведь отрицать пользу самолётов, способных поддержать войска, найти и уничтожить не самую крупную или подвижную цель на поле боя, не было никакого смысла.

Но уже тогда появились первые намёки, что штурмовики обречены.

К концу войны почти у всех воюющих стран были проекты продвинутых ударных самолётов. В США мог войти пойти в серию А-42/В-42 с толкающим винтом, что серьёзно упрощало установку разнообразного пушечного вооружения
К концу войны почти у всех воюющих стран были проекты продвинутых ударных самолётов. В США мог войти пойти в серию А-42/В-42 с толкающим винтом, что серьёзно упрощало установку разнообразного пушечного вооружения

В начале войны казалось, что концепция универсального истребителя-бомбардировщика не оправдала себя. Подготовить пилота и для воздушных боёв, и для нанесения ударов по наземным/надводным целям оказалось чрезмерно сложной задачей. В условиях тотальной войны времени на длительное обучение просто не было. Но уже ближе к концу войны истребители-бомбардировщики вернулись — просто с менее универсальными пилотами.

Проектировали перспективные штурмовики и в Третьем рейхе. Но сокращающиеся ресурсы заставили использовать в роли ударной машины изначально чистый истребитель Fw190. Реконструкция проекта ударного самолёта Blohm&Voss P.193.01.01 от Густо Миранда
Проектировали перспективные штурмовики и в Третьем рейхе. Но сокращающиеся ресурсы заставили использовать в роли ударной машины изначально «чистый» истребитель Fw190. Реконструкция проекта ударного самолёта Blohm&Voss P.193.01.01 от Густо Миранда

Выпуск единой машины и для истребителей, и для штурмовых частей упрощал снабжение и был выгоден экономически. Так, главными ударными машинами американцев в войне стали не специализированные штурмовики, а истребители P-47 и Р-51 (последний в этой роли прошёл и Корею), F4U у флота (прошедший Корею, а за французов — Алжир и Вьетнам).

В других странах была схожая тенденция, но не столь явно выявленная.

P-47 на заключительном этапе войны проявил себя больше как штурмовик, нежели истребитель
P-47 на заключительном этапе войны проявил себя больше как штурмовик, нежели истребитель

Тем не менее, понимание что специализированные штурмовики тоже нужны, сохранялось. Всё же на обычный истребитель не засунешь ни брони побольше, ни батарею пушек (минимум стволов в восемь). Но с приходом реактивной эры проблемы лишь обострились. Новые самолёты учились летать всё быстрее, выше и дальше. Вот только на небольших скоростях, с которых удобно бить по наземным целям, новые реактивы показывали себя совсем не так хорошо.

Казалось бы, никакой проблемы нет — просто надо строить дозвуковые специализированные штурмовики! Но и тут имелись вопросы.

Создать реактивный штурмовик оказалось не так просто, как представлялось поначалу. Проект штурмовика Ил-40 пришлось достаточно долго доводить до ума, прежде чем получилась неплохая машина
Создать реактивный штурмовик оказалось не так просто, как представлялось поначалу. Проект штурмовика Ил-40 пришлось достаточно долго доводить до ума, прежде чем получилась неплохая машина

Медленный низколетящий самолёт казался максимально простой и лакомой целью даже для дозвуковых реактивных истребителей первого поколения — что уж говорить об уже выходящих на испытания сверхзвуковых машинах. Возможность нести броню обесценивалась — основные державы обзавелись точными и скорострельными зенитками достаточно приличных калибров, спасти от них могла только броня, как у настоящего танка.

А где-то на фоне маячили зенитные ракеты — ещё более опасные.

Да и в новых реалиях ударные функции, казалось, уходили в прошлое: любую проблему можно было бы решить тактическим ядерным боеприпасом, а не точным бомбометанием или штурмовкой.

Проект американского реактивного ударного самолёта ХА-44. Считалось, что крыло обратной стреловидности поможет сохранить хорошую манёвренность на малых скоростях
Проект американского реактивного ударного самолёта ХА-44. Считалось, что крыло обратной стреловидности поможет сохранить хорошую манёвренность на малых скоростях

Многие (и у нас, и в США) вообще считали, что в новой войне не будет дела до того, что происходит на земле. Всё решат только стратегические налёты, и делать штурмовики и лёгкие бомбардировщики — только подрывать реальную боеспособность страны ненужными тратами.

Разговоры доходили до того, что можно вообще отказать от наземных сил.

Именно в таких условиях, с абсолютной уверенностью в своей правоте, и в США, и в СССР поставили крест на создании ударных самолётов. Более того — без «послезнания» нельзя сказать, что это была ошибочная позиция. Ударную роль поручили сверхзвуковым истребителям, часто не самым лучшим. И, хотя они для этого подходили максимально плохо, казалось, что большего и не надо.

В ударные самолёты записали даже летающий карандаш F-104. Найти для него более неподходящую роль почти невозможно. Штурмовал он паршиво и активно из-за этого бился об землю. Схожая история была в СССР с Су-7
В ударные самолёты записали даже «летающий карандаш» F-104. Найти для него более неподходящую роль почти невозможно. Штурмовал он паршиво и активно из-за этого бился об землю. Схожая история была в СССР с Су-7
Адекватная ударная авиация сохранилась на флоте США. Одна из причин — наличие корпуса морской пехоты со своей авиацией. Они прекрасно понимали всю пользу непосредственной авиационной поддержки, а общее руководство флота им не мешало
Адекватная ударная авиация сохранилась на флоте США. Одна из причин — наличие корпуса морской пехоты со своей авиацией. Они прекрасно понимали всю пользу непосредственной авиационной поддержки, а общее руководство флота им не мешало

Снова в небо

Прошло время. Американцы вляпались во Вьетнам, и там совершенно неожиданно выяснилось, что без нормальных самолётов непосредственной поддержки — никак. Главный по этой роли, сверхзвуковой истребитель F-105 Thunderchief, ещё кое-как подходил для ударов по крупным неподвижным объектам, а вот для непосредственной поддержки войск был совсем плох.

Пришедший ему на смену F-4 Phantom II был лучше, но тоже не до конца устраивал военных — особенно армейцев. При этом очень неплохо показывали себя лёгкие дозвуковые самолёты — вроде A-37 Dragonfly (или даже винтовые, как OV-10 Bronco или старичок A-1 Skyraider).

Единственное, чего им не хватало, — бóльшей скорости и живучести.

A-37 Dragonfly — казалось бы, несуразный смешной самолётик, переделанный из учебного. Но результаты у него были весьма неплохие!
A-37 Dragonfly — казалось бы, несуразный смешной самолётик, переделанный из учебного. Но результаты у него были весьма неплохие!

В это же время всё больший вес набирала идея неядерной — или хотя бы ограниченно ядерной европейской войны. Предполагалось, что обе стороны смогут некоторое время удерживаться от стратегических ударов, пытаясь разобраться на поле боя обычным оружием (максимум используя тактические атомные боеприпасы).

В этих новых условиях непосредственная поддержка войск и уничтожение бронетехники противника на фронте вновь стали важной задачей. Потому по обе стороны железного занавеса опять приступили к созданию полноценных штурмовиков. Американцы, несмотря на недовольство армейцев, сделали бо́льшую ставку на противотанковые возможности и получили A-10 Thunderbolt II. Созданный же в СССР Су-25 был больше заточен именно на поддержку своих войск против различных целей.

Идея дозвукового штурмовика не сразу прижилась. В СССР хотели создать сверхзвуковой бронированный штурмовик. Некоторое время лидировало КБ МиГ с проектом МиГ-21 ЛШ. Ставка КБ Сухого на дозвуковую машину была риском — но риском оправдавшимся
Идея дозвукового штурмовика не сразу прижилась. В СССР хотели создать сверхзвуковой бронированный штурмовик. Некоторое время лидировало КБ МиГ с проектом МиГ-21 ЛШ. Ставка КБ Сухого на дозвуковую машину была риском — но риском оправдавшимся

Однако ренессанс интереса продлился недолго. С одной стороны, массовое распространение на поле боя зенитных ракет и появление ПЗРК сводили на нет многие преимущества в защищённости специализированных штурмовиков. С другой — прогресс в аэродинамике и появление вспомогательных компьютеров резко повысили манёвренность истребителей. И новые боевые машины четвёртого поколения не сильно уступали в этом вопросе специализированным штурмовикам.

Кроме того, развитие управляемых боеприпасов — как ракет, так и бомб — значительно упрощало поражение наземных целей.

Проект двухместного всепогодного штурмовика YA-10B N/AW идеально подходил для применения различного высокоточного вооружения. Дойди он до серии — в нынешних реалиях это была бы действительно великолепная машина
Проект двухместного всепогодного штурмовика YA-10B N/AW идеально подходил для применения различного высокоточного вооружения. Дойди он до серии — в нынешних реалиях это была бы действительно великолепная машина

В итоге уже в конце 70-х только-только появившийся А-10 впал в немилость в ВВС. А в 1979 году проект двухместного всепогодного штурмовика YA-10B N/AW свернули под предлогом, что нужды в такой машине больше нет. Предполагалось что уже к середине 80-х все А-10 спишут и заменят ударной версией F-16. Лишь противодействие армии, прекрасно понимавшей, что низколетящий медленный штурмовик всё равно лучше в выявлении и поражении небольших целей, спасало Thunderbolt II.

Первые А-16 не должны были внешне отличаться от обычного истребителя, и лишь потом в серию пошла специальная версия с оживальным крылом. Позже этот проект перекочевал в программу Dual-RoleFighter — следующую попытку заменить А-10
Первые А-16 не должны были внешне отличаться от обычного истребителя, и лишь потом в серию пошла специальная версия с оживальным крылом. Позже этот проект перекочевал в программу Dual-RoleFighter — следующую попытку заменить А-10

Су-25 в СССР, казалось, поживал неплохо. Потихоньку на его базе разрабатывали специализированный охотник на танки, по многим решениям напоминавший YA-10B. Шли работы над его глубокой модернизацией, изучался вопрос создания штурмовика следующего поколения. Объяснялось это не самым явным противостоянием ВВС и сухопутной армии, а также тем, что в производстве Су-25 были заинтересованы несколько заводов.

Заводчанам перечить было не принято.

Но всё погубил развал СССР. Денег на доведение до ума противотанкового Су-25Т и глубокой модернизации Су-39 не было. КБ Сухого оказалось больше заинтересовано в продвижении своего бомбардировщика Су-34, чем в продолжении рода «грачей».

Су-39, глубокое развитие Су-25
Су-39, глубокое развитие Су-25

И снова тупик

В таком зависшем положении ситуация с штурмовиками находится и по сей день.

Американцы собираются менять А-10 на F-35. Аргументы просты и давно известны: новая электроника, умные ракеты и даже управляемые снаряды для пушки делают Thunderbolt II никому не нужным. А уж если армейцам потребуется, то специально для них закупят штурмовики попроще — или на базе винтовых, или на базе учебных самолётов, — возвращаясь, по сути, к концепции Dragonfly и Bronco.

У нас Су-25, конечно, модернизируют, но его постепенно вытесняет Су-34, а на роль непосредственной поддержки пророчат учебный Як-130. Не помогает штурмовикам специальной разработки и минимальный экспортный потенциал. Слишком это узкоспециализированная машина — и при этом не такая простая и дешёвая.

Как утверждают в ВВС, лёгкий винтовой штурмовик A-29 SuperTucano на испытаниях в Афганистане показал себя отлично. Но в армии многие с этим не согласны и не хотят ухода А-10
Как утверждают в ВВС, лёгкий винтовой штурмовик A-29 SuperTucano на испытаниях в Афганистане показал себя отлично. Но в армии многие с этим не согласны и не хотят ухода А-10

Наступают на пятки штурмовикам и вертолёты. Во времена Вьетнама первые ударные вертушки не могли соревноваться со штурмовиками из-за малой дальности и ограниченной номенклатуры вооружения. Сейчас они всё быстрее и летают всё дальше; получают всё более мощные системы наведения и дальнобойное вооружение — иногда превосходящее штурмовики.

Всё лучше показывают себя и ударные беспилотники. Они уже отлично применяют управляемое вооружение и потихоньку учатся использовать бомбы с НАР. При этом потерять дрон не страшно: нет пилота — нет и плохой пиар‑картины.

Современные ударные дроны уже перестали быть чем-то новым и необычным. Производят их во многих странах мира, в том числе и в Китае. И только у нас нет ничего подобного
Современные ударные дроны уже перестали быть чем-то новым и необычным. Производят их во многих странах мира, в том числе и в Китае. И только у нас нет ничего подобного

Впрочем, у штурмовиков всё ещё есть много сторонников. По их мнению, ни высокотехнологичный F-35 или Су-34 с мощной электроникой и радарами высоко в небе, ни дрон не способны заменить опытного пилота штурмовика. Он быстрее обнаруживает цели и даже лучше их распознаёт. А ведь огромное количество целей на поле боя даже самым крутым радаром так просто не обнаружить.

При этом бронированная и специально спроектированная под живучесть конструкция штурмовика позволяет ему выживать, а какой-нибудь A-29 Super Tucano легко собьют даже удачным попаданием из пулемёта.

Прошло ли время штурмовиков? С одной стороны, идут разговоры, что им осталось лет десять от силы, но с другой — и А-10, и Су-25 продолжают модернизировать и продлевать им срок службы. Может ли выйти так, что они, как и В-52, просто станут «вечными» самолётами? Или всё же их судьба решена?

Делитесь мнением в комментариях!

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Как охраняют торговые суда: что можно противопоставить современным пиратам?

Пираты — главная проблема морских путей в XXI веке. И, хотя Совбез ООН ещё в 2008 году разрешил применять силу против морских разбойников, окончательно решить проблему никак не удаётся. Получив информацию из первых рук, WARHEAD.SU рассказывает, как обстоят дела с охраной на современных кораблях.

15K
27
9
38
Кто такие гренадеры: могучие великаны военной истории

Многие почему-то зовут их гренадёрами. Это ошибка, но возможно, в таком наименовании подсознательно отразилась сама суть этого рода войск. Ведь гренадеры всегда были не прочь надрать пятую точку любому противнику.

95K
49
9
358
Легионы американского космодесанта: традиции, слава и скелеты в шкафу

Кавалерийская дивизия — более бронетанковая, чем, собственно, сама бронетанковая. Тропическая дивизия с базами на Аляске. «Индейская» дивизия, которая на самом деле частично корейская. Альпийские стрелки — среди знаменитых горных хребтов штата Нью-Йорк. Примазавшиеся к армейским дивизиям нацгвардейцы. Всё это — реалии современной американской армии.

20K
28
26
93
«Кавалерийский шок»: кто такие кирасиры

Вплоть до появления нарезного стрелкового оружия и пулемётов на полях сражений господствовала конница. Несущиеся на неприятеля всадники были во время сражения столь сильным аргументом, что пехота порой теряла строй и отступала…

83K
43
17
444
Ботаническое оружие: как не умереть от ожогов борщевика

Жителей Подмосковья обязали бороться с борщевиком. Теперь, если запустили участок, будьте добры оплатить штраф. Речь в законопроекте идёт о борщевике Сосновского. Что это за зверь, чем он опасен для страйкболистов и куда его нельзя прикладывать — давайте разбираться.

29K
17
16
715
И числом, и умением: кто такие драгуны

Это был самый многочисленный род кавалерии. В некоторых странах даже единственный. А в России — самый прославленный в боях. Происхождение его имени — загадка, а тактическое использование отличалось от любой другой конницы. Встречайте — драгуны!

37K
27
18
139
Крах европейской мечты: как Первая мировая уничтожила рантье

Больше ста лет это было великой европейской мечтой. Главной целью, показателем успешности. Ради этого европейцы отказывали себе во множестве повседневных удовольствий, экономили каждый франк и копили каждый пенс. Чтобы в один прекрасный день сказать: «Я больше никогда не будут работать!» И превратиться в рантье.

21K
34
12
476
Конституция США: менять нельзя оставить

Сразу после Американской революции молодое государство из тринадцати штатов приняло Конституцию, которая действует до сих пор — всё такая же боевая и готовая дать врагам отпор. Но не устарела ли она?

6.8K
20
1
30
Голштинская гвардия — потешные войска Петра III

У трёх правителей России были потешные войска. В течение всего XVIII века считалось, что каждый наследник престола по примеру Петра Великого должен иметь собственные военные части, которыми может полноправно распоряжаться. О потешных самого неоднозначного императора — Петра III — и мифах, связанных с его голштинской гвардией, будет наш рассказ.

8.9K
13
9
79
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

375K
152
100
897
Правда ли? Эсэсовцы массово воевали во французском Иностранном легионе

Французский Иностранный легион имел германский акцент с первых дней: король Луи-Филипп создал его в 1831 году из наёмных немецких и швейцарских полков. Непростое, но массовое присутствие немцев в Легионе продлилось полтора века — его не прекратили ни мировые войны, ни взаимная ненависть французов и немцев.

276K
101
20
336
Зенитная самоходка «Деривация»: отличная новинка — или полный провал?

В последние годы российский ВПК показал большое количество новых образцов военной техники. Многие из них вызывают критику — и часто справедливую. Но порой ругают проекты, которые этого не заслуживают. Один из подобных примеров — новая ЗСУ «Деривация». Давайте разберёмся подробно.

202K
69
90
114
Азербайджанский эксперт — о войне и мире в Нагорном Карабахе

Сегодня президент Азербайджана Ильхам Алиев написал в Твиттере о взятии под контроль города Джебраил (Мехакаван) и нескольких сел, прилегающих к Нагорному Карабаху. Армянская сторона не подтверждает это заявление и сообщает о гибели мирных жителей под обстрелами в городах Шуша и Степанакерт.

133K
49
124
132
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

272K
73
12
274
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

170K
45
14
81
Чёрные и белые мифы о ленд-лизе: в трёх соснах

Вторая мировая война — и ленд-лиз. А можно ли было вообще без него? Здесь не будет срывания покровов и погружения в нюансы, но большинство спорщиков о ленд-лизе обычно блуждают именно в этих трёх соснах.

116K
146
445
884
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

170K
80
59
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

137K
105
27
869
Авиакатастрофы 1946 года: СССР и Китай

Твоя безопасность в XXI веке, при полёте на чартере "ФигЗнаетКакМыПолучилиЛицензиюАвиа" из Москвы в Ларнаку, вполне себе обеспечена статистикой. Шансы разбиться всего один к десяти миллионам. Думаешь так было всегда?

16K
14
0
0
Первый закон Рима

Римские законы XII таблиц это настоящий памятник юриспруденции. Это основа основ общемирового права вообще! Короче говоря, это классика, это знать надо. Но как они дошли до жизни такой, зачем римляне заморочились и записали свои обычаи?

13K
18
3
0
Эффект кумулятивного действия: Баньцао

Что-то давненько я не писал про аварии на дамбах, так что сегодня решил исправить это упущение. Итак, одна из крупнейших аварий на гидросооружениях — прорыв дамбы Баньцяо, август семьдесят пятого. Эффективный менеджмент made in China.

1.5K
13
1
0
Прогрессоры «Тёмных Веков»

«Тёмные Века» в представлении обывателей это мрак, ужас и смерть разума. Но на самом деле это важнейший период европейской цивилизации, когда античность была перекована в новую форму мышления, без которой последующий взлёт Европы был бы невозможен.

3.9K
11
3
0
Индийские СМИ клеймят «китайского шпиона» подонком и мошенником

Арестованного по подозрению в шпионаже на Китай индийского журналиста Раджива Шарму его коллеги характеризуют как «мошенника» и «подонка». В частности, он продавал одну и ту же информацию российским и китайским медиа, меняя ее так, чтобы она соответствовала интересам страны-заказчика.

2.4K
7
0
0
Когда переборщил с маркетингом: Первый Крестовый Поход

В 1096 году Папа Римский Урбан Второй призвал всю Европу пойти в крестовый поход и призвал так убедительно, что сам остался не особо доволен. Кроме бронированных терминаторов в Палестину отправились вообще все, в том числе крестьяне, женщины, дети, инвалиды и прочие очень нужные в военном походе личности.

4K
8
2
0
Спутник для подлодки

Боевой прицеп с ракетам, диверсантами и другими полезными вещами для подводной лодки.

2.4K
11
0
0
Эффект кумулятивного действия: Пожар на «Гюнешли»

В комментах к «Альфе» меня попросили рассказать о пожаре на нефтяной платформе № 10 месторождения «Гюнешли». Рассказываю. Географически это Каспий. Хронологически — 2015 год, 4 декабря. Юридически — стихийное бедствие, никто не виноват. Фактически — классика жанра «техногенка».

1.4K
4
0
0
«Здравствуйте, я от Гитлера» История Вилли Гѐрольда

Ефрейтор Вилли Герольд в апреле 1945 года выдавал себя за капитана Люфтваффе, и куролесил по немецким тылам — да так, что в конечном итоге потерял голову на британской гильотине.

4.1K
10
4
0