itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Заря русского флота: как лень и невежество всему помешали

Русский флот, конечно, мог одолеть шведов или турок, но всё равно до ведущих морских держав нам было далеко. Что же мешало нашему флоту стать поистине великим?

/
6.5K
46
45
235

Русский флот, конечно, мог одолеть шведов или турок, но всё равно до ведущих морских держав нам было далеко. Что же мешало нашему флоту стать поистине великим?

«Учиться, учиться, и ещё раз учиться…»

Как мы уже писали, прародитель русского военного флота Петр I создал в части инструкций для похода и боя сверхосторожный Морской устав, который с течением времени не изменялся и препятствовал активности и инициативности как капитанов, так и адмиралов.

Но все же, как говорится, «не уставом единым». Поскольку им проблемы русского флота совершенно не исчерпывались.

Пётр Великий, пытаясь преодолеть разрыв в образовании с Западной Европой, стал отсылать дворян учиться в европейские университеты; он же сделал и следующий важный шаг — создал Аттестационную комиссию, которая проверяла качество полученных во время учёбы знаний. Комиссию Пётр чаще всего возглавлял сам, и пример подобных экзаменов можно увидеть в фильме «Табачный капитан».

В 1762 году Пётр III издал «Манифест о вольности дворянства», согласно которому дворяне освобождались от обязательной учёбы в отечественных или зарубежных заведениях и могли учиться «на дому». Что касается Аттестационной комиссии — её отменили ещё раньше, при Екатерине I.

В результате и без того невысокий образовательный уровень русских дворян начал падать. Цари, чтобы хоть как-то увеличить количество образованных людей во власти, в большом количестве принимали на службу прибалтийских дворян и иностранцев.

Естественно, эта проблема была и на флоте, причём постоянно. Грубо говоря, не хватало профессиональных и образованных кадров. Так, в 1733 году, когда стало ясно, что к Данцигу придётся посылать Балтийский флот, правительство Анны Иоанновны поручило послу в Дании Головину срочно найти шесть опытных капитанов и лейтенантов и пообещать льготы тем из них, кто успеет прибыть в Россию до начала кампании.

Заря русского флота: как лень и невежество всему помешали

Те же самые проблемы были и в царствование Екатерины II. Вот отрывок из её письма князю Потёмкину:

«К тебе Князь Василий Долгорукий везёт моё письмо, чрез которое тебя уведомляю, что имянитый Пауль Жонес (Джон Пол Джонс) хочет к нам войти в службу. А как я вижу, что приезд Кингсбергена весьма в даль тянется, и буде приедет, то приедет поздно, а быть может, что и вовсе не приедет, то я приказала Пауль Жонеса принять в службу и прямо поедет к Вам. Он у самих агличан слывётся вторым морским человеком: Адмирал Гов (Хау) — первый, а сей — второй. Он четырежды побил, быв у американцев, англичан.

Кингсбергена же постараюсь достать, но по причине того, во-первых, что он от Генеральных Штатов имеет лишь годовой отпуск, по конец которого он должен в мае явиться в Голландию (где имеет ращетное по Средиземному морю своей экспедиции дело) и потом взять увольнение, которое ещё неизвестно получит ли; также тестя своего Ван Гофта, которого хочет вывезти или на покое заставить жить, ибо боится, чтоб его за патриотизм не повесили на восьмидесятом году, из чего Вы сами увидите, что Кингсберген к весенним действиям никак не поспеет, а другой авось-либо доедет ранее первого».

Получалось, что вместо создания собственных профессиональных кадров в случае войны Россия вербовала «легионеров» из других флотов, которые по окончании военных действий возвращались к себе домой, — в русском флоте оставались единицы.

Как резюмировал морской министр России Павел Васильевич Чичагов, говоря о времени Екатерины II: «Несмотря на все усилия, направленные императрицей в течение всего этого времени на приобретение иностранных офицеров в русскую службу, на посылку в Англию молодых людей для изучения морской науки… все эти средства не были достаточны… чтобы поставить флот на один уровень с флотами других государств… Неведение со стороны капитанов и офицеров доходило до такой степени, что когда пришлось приготовить в первый раз корабли к бою, то многие офицеры и даже капитаны не имели об этом никакого понятия».

В море — как дома

Ещё одна проблема, заложенная географией, — замерзающие воды Финского залива, где навигация в XVIII–XIX веках была возможна с мая по сентябрь, то есть пять месяцев. Справедливости ради стоит сказать, что и в Англии в конце XVII–начале XVIII века флот уходил в октябре на «зимние квартиры» и начинал навигацию в марте, однако уже с Семилетней войны Роял Неви перешел на круглогодичные крейсерства во время военных действий.

К тому же, если британский Королевский флот был гордостью нации и на него выделялись деньги, сравнимые с армией, в России флот снабжался и финансировался по остаточному принципу, ибо приоритет был отдан армии. Для примера: при общих расходах в 35 миллионов рублей в 1770 году на флот потрачено меньше полутора миллионов. Армия обошлась в 12 миллионов.

Заря русского флота: как лень и невежество всему помешали

Добавим сюда и просто нелюбовь русского дворянства к морю. Так, английский посланник Джон Джеффрис писал в 1719 году: «Не могу не отметить замечательного разговора, происходившего… между Царём и некоторыми старыми сановниками, недолюбливавшими его нововведений: знаю, говорил он, что вы чувствуете отвращение к Петербургу, что готовы поджечь и его, и флот, как только я помру, и возвратиться в вашу возлюбленную Москву, но пока живу — не отпущу вас отсюда и не дам забыть, что я Царь Петр Алексеевич».

Но может быть, позже ситуация изменилась? Да ничего подобного! Вот что писал Клаудиус Рондо в 1729-м: «Морское дело остаётся по-прежнему в пренебрежении, и большинство знатных русских, служивших во флоте, оставили эту службу…».

Дж. Макартней в 1766 году: «Усердие России к морскому делу ослабело с такой удивительной быстротой, что уже при Петре II князь Долгорукий составил указ, которым даже воспрещалось кораблестроение… Морская сила этой империи давно уже приходит в упадок и теперь значительно слабее, чем была при смерти Петра I. Адмиралтейство их находится в величайшем беспорядке. Их кораблестроители самонадеянны и невежественны; их матросы немногочисленны и не знают дисциплины; их офицеры ленивы, небрежны и равнодушны к службе».

А вот мемуары находившегося в 1814 году в России англичанина: «Сухопутные офицеры гордятся своими боевыми заслугами и отчётливо понимают и чувствуют своё значение и свой вес в стране. Моряки же работают как бы в полном сознании свой второстепенности, примирившись с мыслью, что среди различных проявлений военной мощи страны они занимают последнее место. При мне многие лейтенанты высказывали сожаление, что флоту будто бы не удалось увенчать лаврами, которые поставили бы их в одну линию с армией, а двое из них даже подумывали о переходе на военную службу, нисколько не жалея о том, что им придётся трубу и рупор переменить на шарф и плюмаж…».

Бедствия с последствиями

Итак, чтобы на море русские эскадры выступали удачно и активно, требовались сверхусилия, и не у многих русских адмиралов получалось работать с таким материалом.

Если выделять Ушакова, Сенявина, Грейга-старшего и Лазарева, нужно понимать, что именно они играли главную роль в достижениях своих подчинённых. Если адмирал был осторожен и непрофессионален — получались неудачи, по примеру произошедшего с кораблём «Всеволод» в августе 1808 года. Тогда всего два английских корабля (74-пушечники «Сантор» и «Имплекейбл») на виду у всего русского флота (восемь линейных кораблей, четыре фрегата, два корвета и 22 малых судна) били отставший русский 74-пушечник, взяли его на абордаж и сожгли. При этом русские имели в наличии два мастодонта — 130-пушечный «Благодать» и 100-пушечный «Гавриил».

Заря русского флота: как лень и невежество всему помешали

Приказы адмирала Ханыкова помочь «Всеволоду» капитаны просто игнорировали — причём без каких-либо последствий для себя.

Такое случалось и раньше. В Гогландском сражении со шведами в 1788 году три русских корабля — 66-пушечный «Дерись» (командир — С. Г. Коковцев), 66-пушечный «Память Евстафия» (командир — А. Г. Баранов) и 74-пушечный «Иоанн Богослов» (командир — С. А. Вальронд) — не исполнили приказ командующего флотом Грейга возобновить сражение со шведами, не поддержали 74-пушечный корабль «Владислав» и спокойно смотрели, как шведы его расстреливают и захватывают. Грейг, несмотря на шестичасовой бой, приказал эскадре преследовать шведов и отбить «Владислав», однако корабли русского арьергарда сильно отстали, а авангард и центр были серьёзно повреждены.

В январе–феврале 1789 года Коковцев, Баранов и Вальронд, а так же командир арьергарда Мартын Фондезин попали под трибунал. В результате разбирательства Коковцева и Вальронда приговорили к смертной казни (Екатерина заменила эту кару на разжалование в матросы навечно), Баранова разжаловали в рядовые на месяц и потом уволили из флота, а Фондезина отозвали к портовым должностям.

При этом Екатерина заметила, что их всех четверых следовало бы повесить.

И это было самое жестокое наказание! Сравните с британским флотом, где их без сомнения попросту казнили бы.

О противниках и победах

Но как же тогда побеждали на море? В конце концов, было же Эзельское сражение, были Чесма, Тендра, Калиакрия, Выборгское сражение!

Действительно, всё это было.

Заря русского флота: как лень и невежество всему помешали

Но стоит отметить важную вещь: у наших основных противников — флотов Швеции и Турции — всё было ещё хуже.

Чтобы понять причины русских побед, давайте кратко опишем особенности этих флотов.

Начнём со шведов. Финансирование флота для любой страны — величина конечная. Денег на всё не хватает, и всегда приходится решать, какие траты будут первоочередными, а что будет финансироваться по остаточному принципу.

Так вот, шведы сделали упор на корабли и корабельное строительство. Их корабли строились из хорошего выдержанного дерева, на зиму их, сняв мачты, загоняли в крытые ангары и т. д., поэтому шведские корабли, без шуток, служили по 30-60 лет. Но понятно, что такая система строительства и хранения была очень затратной. Поэтому в первую очередь шведы экономили на зарплатах матросам и на снабжении экипажей.

Шведский флот весь XVIII век сотрясали эпидемии, матросы недоедали и умирали в больших количествах. Например, по данным шведского историка Тенгберга, на шведской эскадре Томаса Райалина, пришедшей в район Архипелага Аспе в 1741 году, «было 729 умерших и 2000 больных; на адмиральском корабле („Ulrike Eleonora“) из 595 человек годных к службе было 227, а на „Finland“ из 400 не более 75».

В войну 1788–1790 годов уже упоминавшийся взятый в плен русский 74-пушечник «Владислав» сыграл роль эдакого троянского коня. Эпидемия тифа, начавшаяся среди русских пленных, перекинулась на весь шведский флот, который к апрелю 1789 года потерял до трети личного состава.

В 1808 году, после боя со «Всеволодом», на шведском флоте началась эпидемия цинги и тифа. Всего за месяц шведский флот потерял двух коммодоров, 14 капитанов, 53 офицера, и 5300 моряков. Ещё три тысячи моряков находились в лазаретах, и оставалось мало надежды, что они смогут поправиться. В результате шведам пришлось снять блокаду балтийского порта, где укрылся русский флот.

Заря русского флота: как лень и невежество всему помешали

Шведские моряки по большей части были такими же рекрутами, как и русские, а шведские капитаны — такими же робкими и безынициативными.

Но если в России всё-таки принимались меры для нормального снабжения экипажей, повышался уровень медицины, старались хоть эпизодически проводить учения, то у шведов ничего подобного не было в помине. С 1777 по 1788 год шведский флот выходил в море на учения… три раза. Думаю, комментарии излишни.

А что же турки? Чтобы не быть голословным, просто приведу цитаты.

Французский представитель в Османской империи барон де Тотт: «Назначение в командиры судов было делом особой спекуляции, нисколько не казавшейся предосудительною. Так как многие искали этого назначения, то капудан-паша отдавал корабли тем, которые более платили за них, предоставляя им в свою очередь, продавать многие свои должности на судах, и от этого управление дошло до такого беспорядка, что морские силы Турции готовы были уничтожиться сами собою, без помощи неприятеля. Ежегодно небольшая эскадра их выходила только в летние месяцы в Архипелаг для собрания податей с жителей и притеснения их, или для крейсерства против пиратов в тех водах, и потому офицеры, не привыкшие к другого рода плаванию, чужды были всякой военной дисциплины, всяких правил и не имели никаких знаний и опытности».

Французский советник Вольней в 1780 году: «Турки… не пошли в морском деле далее понятий, существовавших сто лет назад, и с трудом умеют пользоваться компасом».

И далее: «Между турецкими морскими начальниками не найдётся ни одного, который имел бы малейшее понятие о навигации и морской тактике, никто не может получить командования над кораблём иначе, как заплатить за это известную сумму; причем предпочтение даётся тому, кто больше даст.

На турецких кораблях не существует никакого порядка, никакой дисциплины. Выдача продовольственных припасов неравномерна; отпуск воды не подчинён никаким правилам. Каждый ест особо, что и когда вздумается, и командиру судна невозможно определить, на какое время у него останется припасов и как долго он может держаться в море.

Из 24 линейных кораблей восемь не могут выйти в море по своей негодности; а остальные 16, хотя и новы, но вследствие небрежности их содержания долго прослужить не могут. Говоря вообще, невежество, беспорядок, кража и небрежность в морской турецкой администрации, заходят так далеко, что мы ни мало не сомневаемся в том, что ни один турецкий корабль не в состоянии внушить малейший страх неприятелю».

Заря русского флота: как лень и невежество всему помешали

Ситуация эта была перманентной и не менялась и в XIX веке.

Адольфус Слейд, английский наёмник на турецком флоте, 1830-е годы: «Не берусь описывать ужасного беспорядка, между тысячею четырьмястами человек, говоривших на двадцати языках, в первое сделанное мною ученье. Они забавлялись им и шумели, но были послушны. Топчи-баши (старший артиллерийский офицер) усердно помогал мне в этом деле, и тростью вразумлял непонятливых…

Хотя люди и имели расположение к занятию, но лень преобладала так сильно, что я не мог делать ученья более одного раза в день, и то самое непродолжительное время. Они довольно хорошо выдвигали и вдвигали орудия, и не посылали уже ядра прежде картуза; но все я не мог приучить их затыкать запал: и как не убеждал в опасности подобного пренебрежения, но слова мои оставались тщетными и притом, по самой простой причине: человек, который должен был исполнять это, не мог испытать на себе важности последствий. „Всяк за себя, один Бог за всех“. Какое дело комендору, оторвёт ли руку или нет посылающему заряд. Впрочем это была безделица, на которой я не очень и настаивал, в сравнении с главным предметом ученья, а именно с прицеливанием; неспособность их в этом превосходила всякое вероятие».

Понятно, что такой противник русскому флоту, даже с его проблемами, был вполне по силам. Но как только приходилось мериться силами с флотами из «Первой лиги» — успехов ждать не приходилось.

Hoвости СМИ2
«‡„ÛÁ͇...
Увидеть Пентагон и умереть

Согласно распространённому мифу американцы никогда не воевали на своей территории. На самом деле — воевали, да ещё как.

32K
32
14
362
«И полилось на асфальт красное вино марки 11 сентября…»

Сегодня 11 сентября в массовом сознании — день атаки на американские башни-близнецы. Но кровавый ореол эта дата приобрела почти за 30 лет до трагических событий 2001 года.

27K
33
12
170
Как Англия и Франция захватывали Камчатку
…или о важности знания географии

Мы говорим: Крымская война, думаем, конечно: Чёрное море. А ведь англо-французская коалиция тогда покушалась и на другой полуостров империи, но чуточку дальше — Камчатку.

21K
34
13
136
Как джентльмены спалили Вашингтон
Самое учтивое и аккуратное сожжение вражеской столицы в истории

В то время, когда Великая армия Наполеона бодро маршировала на Москву, а потом с печалью брела обратно по русским снегам, на американском континенте шла своя атмосферная война.

28K
37
10
84
Ракеты для ракетного кризиса

В эти дни мир отмечает 55-летнюю годовщину событий, едва не ставших началом Третьей, уже ядерной, мировой войны — кризиса, известного в нашей стране как Карибский, а в США — как «Кубинский ракетный». Здоровой ядерной вишенкой на торте была ракетная дивизия с ракетами средней дальности (БРСД), способными поразить цели на большей части территории США.

18K
26
9
148
Загадки Мальтийского Ордена

Госпитальеры — самый древний и влиятельный из рыцарских орденов. Они продолжают существовать и по сей день под именем Суверенного иерусалимского военно-монашеского ордена госпитальеров им. Святого Иоанна, Родоса и Мальты. Каждое слово в названии Ордена — небольшая головоломка.

17K
10
6
22
Remember, remember the fifth of November!

Даже те, кто никогда не слышал имени Гая Фокса, наверняка видели его маски, ставшие популярными благодаря комиксу и фильму «V — значит вендетта». Будучи, как и положено английскому дворянину того времени, ярым монархистом, реальный Гай Фокс стал символом революционера-анархиста. И ключевой фигурой заговора против монарха.

12K
28
5
218
1917: Незнакомая революция

Грянул залп крейсера «Аврора», и красные с белыми бросились убивать друг друга… Ага, три раза. Начнём с того, что выстрел «Авроры» не был сигналом к восстанию. Захват Зимнего происходил иначе, чем его изображает политический лубок, и вообще всё было «немного не так».

32K
56
35
484
Как Фрэнсис Дрейк угробил Английскую армаду

Любой двоечник хоть что-то, да слышал об испанской «Непобедимой армаде» и её печальной судьбе. Куда менее известна другая армада с не менее тяжкой долей — английская. А ведь возглавлял её не юнга и не похмельный боцман, а Фрэнсис Дрейк собственной персоной.

23K
37
17
359
Ад над Германией: самый огромный провал «летающих крепостей»

17 августа 1943 года американские лётчики готовились к масштабному рейду вглубь Германии — это должно было стать жёстким и впечатляющим ударом по вражеской промышленности. Но на деле американцев ждала самая кровавая воздушная битва в небе над Третьим рейхом.

19K
71
34
689
Почему Россия массово скупает патроны: мини-расследование WARHEAD.SU

Мы расспросили экспертов и выяснили: скупают не только патроны, но и оружие; спрос местами вырос не на 130%, а на 500%; и ещё — средний чек некоторых оружейных магазинов достиг 1,5 млн рублей.

15K
39
1
460
Рейд на Пакистан: как советский спецназ штурмовал укрепрайон моджахедов

В течение суток подразделения двух батальонов советских спецназовцев действовали против баз афганских душманов на границе с Пакистаном, разгромили опорный пункт в ущелье Карера и вернулись на базу. Этот рейд стал одной из самых дерзких и кровопролитных операций спецназа ГРУ.

13K
69
19
397
Лучшие аниме для «настоящих пацанов»

Многие терпеть не могут аниме. Дескать, это всё какая-то «девчачья дичь». И совершенно зря. Аниме — огромный мир, по разнообразию сравнимый с игровым кинематографом. В нём есть настолько лихие и крутые боевики разных видов и стилей, что многие классические образчики жанра могут разве что постоять в стороне и нервно покурить.

12K
22
30
204
На грани жизни и смерти: прошло ли время штурмовиков?

Одни классы самолётов появляются, другие исчезают, но вокруг некоторых из них не утихают споры. И самый главный объект для обсуждений — штурмовики. Казалось, они окончательно погибли в 50-х, с наступлением сверхзвуковой эры. Затем их класс возродился, но сейчас вновь стоит на пороге исчезновения. Почему так сложилось и какая судьба ждёт штурмовики?

12K
68
93
384
Как заразить Сан-Франциско: незаметно и безнаказанно

Американская военщина распыляет микробы по американскому же городу… 70 лет назад это было не фантастикой и не бредом, а просто скучной реальностью. Осенью 1950 года американский тральщик бороздил воды бухты Сан-Франциско. Но бороздил не просто так, а с абсолютно секретной миссией. Он распылял в воздухе бактерии. Зачем?

12K
52
58
340
Китай в ловушке: как довести до краха великую империю

Нанкинский договор заставил Китай открыть для свободной торговли с европейцами порты Амой, Фучжоу, Нинбо и Шанхай. Остров Гонконг перешёл в вечное владение Великобритании. Империи Цин предстояло выплатить Лондону 21 миллион долларов в течение трёх лет! Это был первый унизительный и неравноправный договор Китая с европейцами. Но как же так получилось?

12K
52
38
374
В погоне за чудом. Мифы о реактивных истребителях Третьего рейха

Третий рейх в свои последние годы имеет очень противоречивый образ в массовом сознании. С одной стороны, это уже обречённое преступное государство, а с другой — страна с немыслимым уровнем технологий, особенно в авиации. Многие уверены, что немцы опережали своих противников чуть ли не на десятилетия. Но так ли это? Мы разобрались.

12K
75
89
459
Самая большая в мире мышь: сверхтяжёлый танк «Маус»

Масса и размеры боевых машин неуклонно растут. Сходите на «Армию» и обалдейте от габаритов того же Т-15! Но даже новейшие танки не «разжирели» настолько, чтобы составить конкуренцию «Маусу» — порождению 40-х годов. Как немцы дошли до создания двуухсоттонного танка, мог ли существовать батальон «маусов» и как бы с ним стали бороться?

12K
58
31
419
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

127K
67
48
467
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

97K
92
27
742
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

67K
99
58
979
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

62K
54
57
591
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

60K
59
47
1.1K
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

57K
69
68
862
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

57K
77
35
719
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

57K
52
11
432
Бомбардировщик «Сотка»: бесполезный шедевр

Великий самолёт, превосходящий все аналоги, но погубленный интригами похлеще, чем в «Игре престолов». Речь идёт, разумеется, о бомбардировщике Сухого Т-4 «Сотка». Многие считают провал этой программы чуть ли не трагедией государственного масштаба. Так ли это и кого можно обвинить? Мы разобрались.

50K
38
9
466
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

233K
105
63
897
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

127K
85
22
869
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

127K
67
48
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

119K
33
13
81
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

97K
92
27
742
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

95K
45
29
457
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

91K
7
4
276
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе

Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.

78K
35
14
172
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

78K
28
17
346