itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Провал или прорыв: разбираем проект Space Shuttle

Американские «шаттлы» — удачный проект или же грандиозный провал? Если удачный, то почему он был закрыт и не оставил после себя наследников? А если провальный, то почему столько лет NASA пользовалось им?

/
4.9K
43
128
441

Американские «шаттлы» — удачный проект или же грандиозный провал? Если удачный, то почему он был закрыт и не оставил после себя наследников? А если провальный, то почему столько лет NASA пользовалось им?

То было время больших романтиков. Самый расцвет миссии «Аполлон», выигранная лунная гонка и исключительно удачная статистика запусков кружили голову не хуже вина из калифорнийского зинфанделя. Во всех переговорных комнатах NASA витал оптимизм. Складывалось ощущение, что человечество уже укрепилось на Луне, объединилось и всеми силами штурмует дальний космос. При этом проблемы создания массового производства на орбите вовсе даже не казались проблемами. Планы космических свершений были самыми что ни на есть жизнеутверждающими.

Космический челнок — к 1975-му; космический буксир — к 1976-му; челнок на ядерном двигателе — к 1978-му; орбитальная станция с экипажем из 12 астронавтов — в 1975-м; на 50 астронавтов — в 1980-м; лунная орбитальная станция — к 1976-му; первая экспедиция на Марс — в 1981-м.

Да, это данные из оптимистичной колонки. Проблема в том, что в пессимистичной колонке сроки отодвинуты всего лет на пять-шесть. А ведь и спустя пятьдесят лет практически ни один из этих пунктов не выполнен.

Какие к чёрту ракеты! Задумано было столько, что для реализации нужен был натуральный космический шаттл, словно маршрутка снующий между орбитальными базами и земными космодромами.

С него и начали. И увы, практически на нём и закончили. По крайней мере, на ближайшие три десятка лет.

Шаттл Колумбия, 1981
Шаттл «Колумбия», 1981

Жена Цезаря выше подозрений

До сих пор программа создания и использования «Шаттла» в NASA до конца не отрефлексирована. Пока так и нет чёткого ответа — когда и что пошло не так. Можно попробовать сделать это самостоятельно. Сначала определить реальные достижения, а затем представить, была ли у «Шаттла» возможность напрямую «продлить свой род», продолжить работу.

Программа Space Shuttle продолжалась с 12 апреля 1981 года по 21 июля 2011 года, практически ровно тридцать лет. За это время было сделано 135 запусков, в том числе два закончившихся катастрофами. Много ли это? Попробуем сравнить с советскими/российскими «союзами».

Так как «шаттлы» летали всегда с астронавтами на борту, то разумно сравнивать с российскими космическими кораблями «Союз», которые исправно возят космонавтов с 1967 года. За 52 года (почти вдвое больше) было сделано 143 пилотируемых запуска космических кораблей «Союз» (ещё 11 — в беспилотном тестовом режиме). Поэтому нужно отметить, что пилотируемая программа США на период использования космических челноков была более плотной и насыщенной, нежели в СССР. А уж если посчитать по количеству космонавтов, «выведенных» на орбиту, американцы и вовсе оставляют российскую космонавтику далеко позади.

В Сети часто можно встретить мнение о проблемности «шаттлов». Пять было создано, из них два закончили свою карьеру катастрофами — 40% неудач. Это в корне не верно.

В космонавтике принято брать за основу количество запусков. Сто тридцать пять сделано, два закончились катастрофами. Итого — 1,48% неудачных запусков, закончившихся гибелью экипажа. А что у связки ракет «Союз» всех модификаций и космических кораблей «Союз»? Сто сорок три запуска, из них два закончились катастрофами и гибелью экипажей — 1,39%. Цифры похожи, вот только не надо забывать, что у «союзов» — ещё три аварии без жертв, пять неудачных стыковок со станцией и одна проблема с работой двигателя до стыковки. Итого 11 неудачных запусков из 143 — 7,6%.

Взрыв шаттла Челленджер, 1986
Взрыв шаттла «Челленджер», 1986

Деньги любят счёт

Если мы говорим об экономических потерях, то тогда, действительно, потеря двух «шаттлов» из пяти — это серьёзная проблема. Каждый челнок стоил гораздо дороже, чем связка ракета-корабль. По данным, опубликованным после катастрофы «Челленджера», общие убытки составили восемь миллиардов долларов, из которых три миллиарда приходились на стоимость самого космоплана.

Собственно, все основные проблемы программы «Шаттл» лежат именно в экономической плоскости. И как ты ни переставляй различные компоненты — ничего хорошего не получается. К 2010 году затраты на программу превысили 200 миллиардов долларов, а цена запуска выросла до 420 миллионов.

Для сравнения: пилотируемые запуски «союзов» в настоящее время стоят от 50 до 100 миллионов долларов (точная сумма неизвестна, примерные цифры назывались много раз и проверяются по суммам, на которые страхуется запуск).

Программа «Спейс Шаттл» создавалась «от масштаба». Предполагалось, что при большом количестве запусков одного шаттла сработает экономический эффект масштаба, что позволит снизить стоимость за один запуск в долгосрочном периоде. Увы, работы по проверке, переборке и подготовке космопланов к следующему полёту оказались гораздо больше расчётных. В результате стоимость запусков только росла. При этом NASA ничего не могло сделать с этим. Можно было попытаться увеличить количество запусков за счёт выполнения максимально простых миссий по выводу космических аппаратов, но использование дорогущего «Шаттла» в такой ситуации только ухудшило бы её.

В итоге возникла парадоксальная ситуация: с увеличением запусков себестоимость каждого не только не уменьшалась, а наоборот, увеличивалась.

И, сравнивая деньги, «улетевшие на челноке», с теми, что были бы потрачены стандартным методом, руководство NASA рыдало во время каждого запуска.

Старт шаттла Атлантис
Старт шаттла «Атлантис»

Это всё равно, что в рамках проекта по постройке далёкого завода в глуши создать прекрасный вездеход, в который и группа монтажников влезть сумеет, и груза можно взять много. А в итоге завод строить не стали (вернее, построили, но маленький и быстро), и этот большой, чудесный и дико дорогой вездеход используется, чтобы пару человек на соседнюю улицу закинуть или несколько чемоданов на вокзал завезти. А его обслуживание на деле — многократно дороже, чем виделось изначально. И вот вы владелец нескольких таких чудесных средств передвижения. Сколько денег на них потрачено — лучше не вспоминать. Каждая поездка заставляет рыдать, а что сделать, чтобы уменьшить расходы, — непонятно. Да, чудо-вездеход может проехать туда, куда не заедут другие (имеется в виду уникальная починка телескопа «Хаббл»), но это нужно ужасно редко, а платить приходится постоянно.

Иногда говорят, что параллельно с «шаттлом» нужно было строить дешёвую и простую систему доставки космонавтов. Увы, скорее всего, это бы лишь ускорило закрытие программы «Шаттл», уменьшив и без того небольшое количество запусков.

Временно бесперспективен

Получается, что перспектив у «Шаттла» не было. Созданный во время чрезвычайного оптимизма, он так и остался памятником жажде покорения космоса. К сожалению, сейчас нет никаких предпосылок для создания частично многоразовой системы большого пилотируемого космоплана в похожем форм-факторе. Кто этому виной? Вряд ли можно ответить однозначно. Ошибки при проектировании и отдельные решения при последующей эксплуатации слились вместе, не оставив проекту никаких шансов.

Впрочем, часть экспертов считает, что он был изначально «мертворождённым», и лишь искусственное дыхание вкачиваемых самой сильной экономикой мира финансов позволило продержаться столько лет.

Провал или прорыв: разбираем проект Space Shuttle

И что в итоге? Безусловно, программа «Шаттл» стала уникальной и очень полезной, показав высокий уровень надёжности. Без неё не получилось бы создать МКС и починить телескоп «Хаббл». Вообще, с помощью «Шаттла» были возможны гораздо более сложные операции с выходом в открытый космос, бо́льшая часть которых до сих пор закрыта для человечества. С помощью «Шаттла» американская космонавтика запустила в космос гораздо больше астронавтов, чем любая другая держава, и рекорд ещё не скоро будет побит.

Hoвости СМИ2
«‡„ÛÁ͇...
Илон Маск опять доставляет
На сей раз — космический беспилотник

Американские ВВС запускают в космос Илона Маска. В смысле, не его самого, а ракеты SpaceX Falcon 9. К одной из них будет пришпандорен X-37B — засекреченный космический челнок, который в сентябре совершит свой пятый полёт.

6.9K
7
3
56
Бумажный космос Вернера фон Брауна

Благородному искусству заработка на космическом стартапе давно стукнуло полвека. Семьдесят не за горами. Но из всех адептов космической многоразовости Вернер фон Браун оказался автором не только одного из самых первых, но и самых запоминающихся проектов.

11K
17
3
69
Пепелац с транклюкатором
Атомный космос Страны Советов

Мирным космосом в далёкие пятидесятые и не пахло. Заведомое преимущество США в ядерных вооружениях нужно было хоть как-то парировать. Желательно — «ещё вчера». Одним из таких несимметричных ответов предсказуемо стал проект советского орбитального бомбардировщика с ядерным оружием на борту.

20K
18
6
91
Лунная соната для бластера
Чем и как армия США хотела воевать за Луну

В далёком 1959 году армия США всерьёз готовилась в недалёкой перспективе воевать на Луне: логика «холодной войны» предполагала скорую милитаризацию космоса. К грядущим боям готовились по-настоящему, в том числе разрабатывали и оружие вида ужасного для космодесанта.

13K
17
7
138
С орбиты на Землю вручную и на глаз

Бывает, пишешь об исторических фактах и понимаешь: не поверят. Потому как вместо фактов чаще всего сочиняется сплошная дичь. Тем не менее, реальная космическая программа двадцатого века состоит из такой вот «дичи» чуть ли не полностью.

10K
15
5
160
Лунные мусорщики
Космический сбор металлолома

Прошлый век ― эпоха космических свершений. Больших и маленьких, популярных и забытых. Одним из них стал первый межпланетный сбор мусора.

4.7K
12
6
40
Красота без здравого смысла
Правда о чудо-скафандре Давы Ньюмен

Первое письмо в редакцию, которое мы решили опубликовать.

16K
23
9
272
К вечной славе десанта!
Мобильная пехота подполковника Ригга

Водку пьянствовать и безобразия творить подполковник Боб Ригг начал ещё в 1943 году, когда служил военным наблюдателем у красных казаков. В его биографии отмечают даже аресты, пусть и без особых уточнений, за что именно. Месяц в китайской тюрьме у коммунистов в 1947 году окончательно сломал и без того нестойкую психику подполковника.

14K
13
1
20
«Итака», полная десанта
Вокруг света за 45 минут

Ранние шестидесятые породили целую россыпь проектов тяжёлых и сверхтяжёлых космических транспортных систем. Морпехи США в целом и генерал Уоллес М. Грин, в частности, полагали, что им не помешает ракетная мобильность в пределах земного шара. Потому что нельзя просто взять и не полетать на межконтинентальном ракетном слонопотаме!

19K
21
4
159
Ад над Германией: самый огромный провал «летающих крепостей»

17 августа 1943 года американские лётчики готовились к масштабному рейду вглубь Германии — это должно было стать жёстким и впечатляющим ударом по вражеской промышленности. Но на деле американцев ждала самая кровавая воздушная битва в небе над Третьим рейхом.

18K
69
34
689
Почему Россия массово скупает патроны: мини-расследование WARHEAD.SU

Мы расспросили экспертов и выяснили: скупают не только патроны, но и оружие; спрос местами вырос не на 130%, а на 500%; и ещё — средний чек некоторых оружейных магазинов достиг 1,5 млн рублей.

15K
39
1
460
Лучшие аниме для «настоящих пацанов»

Многие терпеть не могут аниме. Дескать, это всё какая-то «девчачья дичь». И совершенно зря. Аниме — огромный мир, по разнообразию сравнимый с игровым кинематографом. В нём есть настолько лихие и крутые боевики разных видов и стилей, что многие классические образчики жанра могут разве что постоять в стороне и нервно покурить.

12K
22
30
204
На грани жизни и смерти: прошло ли время штурмовиков?

Одни классы самолётов появляются, другие исчезают, но вокруг некоторых из них не утихают споры. И самый главный объект для обсуждений — штурмовики. Казалось, они окончательно погибли в 50-х, с наступлением сверхзвуковой эры. Затем их класс возродился, но сейчас вновь стоит на пороге исчезновения. Почему так сложилось и какая судьба ждёт штурмовики?

12K
68
93
384
Как заразить Сан-Франциско: незаметно и безнаказанно

Американская военщина распыляет микробы по американскому же городу… 70 лет назад это было не фантастикой и не бредом, а просто скучной реальностью. Осенью 1950 года американский тральщик бороздил воды бухты Сан-Франциско. Но бороздил не просто так, а с абсолютно секретной миссией. Он распылял в воздухе бактерии. Зачем?

12K
52
58
340
Китай в ловушке: как довести до краха великую империю

Нанкинский договор заставил Китай открыть для свободной торговли с европейцами порты Амой, Фучжоу, Нинбо и Шанхай. Остров Гонконг перешёл в вечное владение Великобритании. Империи Цин предстояло выплатить Лондону 21 миллион долларов в течение трёх лет! Это был первый унизительный и неравноправный договор Китая с европейцами. Но как же так получилось?

12K
52
38
374
Рейд на Пакистан: как советский спецназ штурмовал укрепрайон моджахедов

В течение суток подразделения двух батальонов советских спецназовцев действовали против баз афганских душманов на границе с Пакистаном, разгромили опорный пункт в ущелье Карера и вернулись на базу. Этот рейд стал одной из самых дерзких и кровопролитных операций спецназа ГРУ.

12K
67
18
390
Самая большая в мире мышь: сверхтяжёлый танк «Маус»

Масса и размеры боевых машин неуклонно растут. Сходите на «Армию» и обалдейте от габаритов того же Т-15! Но даже новейшие танки не «разжирели» настолько, чтобы составить конкуренцию «Маусу» — порождению 40-х годов. Как немцы дошли до создания двуухсоттонного танка, мог ли существовать батальон «маусов» и как бы с ним стали бороться?

12K
57
31
419
В погоне за чудом. Мифы о реактивных истребителях Третьего рейха

Третий рейх в свои последние годы имеет очень противоречивый образ в массовом сознании. С одной стороны, это уже обречённое преступное государство, а с другой — страна с немыслимым уровнем технологий, особенно в авиации. Многие уверены, что немцы опережали своих противников чуть ли не на десятилетия. Но так ли это? Мы разобрались.

12K
74
84
459
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

127K
66
48
467
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

97K
92
27
742
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

66K
98
58
979
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

62K
54
57
591
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

60K
59
47
1.1K
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

57K
69
68
862
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

57K
77
35
719
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

57K
52
11
432
Бомбардировщик «Сотка»: бесполезный шедевр

Великий самолёт, превосходящий все аналоги, но погубленный интригами похлеще, чем в «Игре престолов». Речь идёт, разумеется, о бомбардировщике Сухого Т-4 «Сотка». Многие считают провал этой программы чуть ли не трагедией государственного масштаба. Так ли это и кого можно обвинить? Мы разобрались.

50K
38
9
466
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

233K
105
63
897
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

127K
85
22
869
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

127K
66
48
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

119K
33
13
81
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

97K
92
27
742
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

95K
45
29
457
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

90K
7
4
276
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе

Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.

78K
35
14
172
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

78K
28
17
346