itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Провал или прорыв: разбираем проект Space Shuttle

Американские «шаттлы» — удачный проект или же грандиозный провал? Если удачный, то почему он был закрыт и не оставил после себя наследников? А если провальный, то почему столько лет NASA пользовалось им?

/
5.6K
43
131
441

Американские «шаттлы» — удачный проект или же грандиозный провал? Если удачный, то почему он был закрыт и не оставил после себя наследников? А если провальный, то почему столько лет NASA пользовалось им?

То было время больших романтиков. Самый расцвет миссии «Аполлон», выигранная лунная гонка и исключительно удачная статистика запусков кружили голову не хуже вина из калифорнийского зинфанделя. Во всех переговорных комнатах NASA витал оптимизм. Складывалось ощущение, что человечество уже укрепилось на Луне, объединилось и всеми силами штурмует дальний космос. При этом проблемы создания массового производства на орбите вовсе даже не казались проблемами. Планы космических свершений были самыми что ни на есть жизнеутверждающими.

Космический челнок — к 1975-му; космический буксир — к 1976-му; челнок на ядерном двигателе — к 1978-му; орбитальная станция с экипажем из 12 астронавтов — в 1975-м; на 50 астронавтов — в 1980-м; лунная орбитальная станция — к 1976-му; первая экспедиция на Марс — в 1981-м.

Да, это данные из оптимистичной колонки. Проблема в том, что в пессимистичной колонке сроки отодвинуты всего лет на пять-шесть. А ведь и спустя пятьдесят лет практически ни один из этих пунктов не выполнен.

Какие к чёрту ракеты! Задумано было столько, что для реализации нужен был натуральный космический шаттл, словно маршрутка снующий между орбитальными базами и земными космодромами.

С него и начали. И увы, практически на нём и закончили. По крайней мере, на ближайшие три десятка лет.

Шаттл Колумбия, 1981
Шаттл «Колумбия», 1981

Жена Цезаря выше подозрений

До сих пор программа создания и использования «Шаттла» в NASA до конца не отрефлексирована. Пока так и нет чёткого ответа — когда и что пошло не так. Можно попробовать сделать это самостоятельно. Сначала определить реальные достижения, а затем представить, была ли у «Шаттла» возможность напрямую «продлить свой род», продолжить работу.

Программа Space Shuttle продолжалась с 12 апреля 1981 года по 21 июля 2011 года, практически ровно тридцать лет. За это время было сделано 135 запусков, в том числе два закончившихся катастрофами. Много ли это? Попробуем сравнить с советскими/российскими «союзами».

Так как «шаттлы» летали всегда с астронавтами на борту, то разумно сравнивать с российскими космическими кораблями «Союз», которые исправно возят космонавтов с 1967 года. За 52 года (почти вдвое больше) было сделано 143 пилотируемых запуска космических кораблей «Союз» (ещё 11 — в беспилотном тестовом режиме). Поэтому нужно отметить, что пилотируемая программа США на период использования космических челноков была более плотной и насыщенной, нежели в СССР. А уж если посчитать по количеству космонавтов, «выведенных» на орбиту, американцы и вовсе оставляют российскую космонавтику далеко позади.

В Сети часто можно встретить мнение о проблемности «шаттлов». Пять было создано, из них два закончили свою карьеру катастрофами — 40% неудач. Это в корне не верно.

В космонавтике принято брать за основу количество запусков. Сто тридцать пять сделано, два закончились катастрофами. Итого — 1,48% неудачных запусков, закончившихся гибелью экипажа. А что у связки ракет «Союз» всех модификаций и космических кораблей «Союз»? Сто сорок три запуска, из них два закончились катастрофами и гибелью экипажей — 1,39%. Цифры похожи, вот только не надо забывать, что у «союзов» — ещё три аварии без жертв, пять неудачных стыковок со станцией и одна проблема с работой двигателя до стыковки. Итого 11 неудачных запусков из 143 — 7,6%.

Взрыв шаттла Челленджер, 1986
Взрыв шаттла «Челленджер», 1986

Деньги любят счёт

Если мы говорим об экономических потерях, то тогда, действительно, потеря двух «шаттлов» из пяти — это серьёзная проблема. Каждый челнок стоил гораздо дороже, чем связка ракета-корабль. По данным, опубликованным после катастрофы «Челленджера», общие убытки составили восемь миллиардов долларов, из которых три миллиарда приходились на стоимость самого космоплана.

Собственно, все основные проблемы программы «Шаттл» лежат именно в экономической плоскости. И как ты ни переставляй различные компоненты — ничего хорошего не получается. К 2010 году затраты на программу превысили 200 миллиардов долларов, а цена запуска выросла до 420 миллионов.

Для сравнения: пилотируемые запуски «союзов» в настоящее время стоят от 50 до 100 миллионов долларов (точная сумма неизвестна, примерные цифры назывались много раз и проверяются по суммам, на которые страхуется запуск).

Программа «Спейс Шаттл» создавалась «от масштаба». Предполагалось, что при большом количестве запусков одного шаттла сработает экономический эффект масштаба, что позволит снизить стоимость за один запуск в долгосрочном периоде. Увы, работы по проверке, переборке и подготовке космопланов к следующему полёту оказались гораздо больше расчётных. В результате стоимость запусков только росла. При этом NASA ничего не могло сделать с этим. Можно было попытаться увеличить количество запусков за счёт выполнения максимально простых миссий по выводу космических аппаратов, но использование дорогущего «Шаттла» в такой ситуации только ухудшило бы её.

В итоге возникла парадоксальная ситуация: с увеличением запусков себестоимость каждого не только не уменьшалась, а наоборот, увеличивалась.

И, сравнивая деньги, «улетевшие на челноке», с теми, что были бы потрачены стандартным методом, руководство NASA рыдало во время каждого запуска.

Старт шаттла Атлантис
Старт шаттла «Атлантис»

Это всё равно, что в рамках проекта по постройке далёкого завода в глуши создать прекрасный вездеход, в который и группа монтажников влезть сумеет, и груза можно взять много. А в итоге завод строить не стали (вернее, построили, но маленький и быстро), и этот большой, чудесный и дико дорогой вездеход используется, чтобы пару человек на соседнюю улицу закинуть или несколько чемоданов на вокзал завезти. А его обслуживание на деле — многократно дороже, чем виделось изначально. И вот вы владелец нескольких таких чудесных средств передвижения. Сколько денег на них потрачено — лучше не вспоминать. Каждая поездка заставляет рыдать, а что сделать, чтобы уменьшить расходы, — непонятно. Да, чудо-вездеход может проехать туда, куда не заедут другие (имеется в виду уникальная починка телескопа «Хаббл»), но это нужно ужасно редко, а платить приходится постоянно.

Иногда говорят, что параллельно с «шаттлом» нужно было строить дешёвую и простую систему доставки космонавтов. Увы, скорее всего, это бы лишь ускорило закрытие программы «Шаттл», уменьшив и без того небольшое количество запусков.

Временно бесперспективен

Получается, что перспектив у «Шаттла» не было. Созданный во время чрезвычайного оптимизма, он так и остался памятником жажде покорения космоса. К сожалению, сейчас нет никаких предпосылок для создания частично многоразовой системы большого пилотируемого космоплана в похожем форм-факторе. Кто этому виной? Вряд ли можно ответить однозначно. Ошибки при проектировании и отдельные решения при последующей эксплуатации слились вместе, не оставив проекту никаких шансов.

Впрочем, часть экспертов считает, что он был изначально «мертворождённым», и лишь искусственное дыхание вкачиваемых самой сильной экономикой мира финансов позволило продержаться столько лет.

Провал или прорыв: разбираем проект Space Shuttle

И что в итоге? Безусловно, программа «Шаттл» стала уникальной и очень полезной, показав высокий уровень надёжности. Без неё не получилось бы создать МКС и починить телескоп «Хаббл». Вообще, с помощью «Шаттла» были возможны гораздо более сложные операции с выходом в открытый космос, бо́льшая часть которых до сих пор закрыта для человечества. С помощью «Шаттла» американская космонавтика запустила в космос гораздо больше астронавтов, чем любая другая держава, и рекорд ещё не скоро будет побит.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Hoвости СМИ2
Илон Маск опять доставляет
На сей раз — космический беспилотник

Американские ВВС запускают в космос Илона Маска. В смысле, не его самого, а ракеты SpaceX Falcon 9. К одной из них будет пришпандорен X-37B — засекреченный космический челнок, который в сентябре совершит свой пятый полёт.

7.4K
7
3
56
Бумажный космос Вернера фон Брауна

Благородному искусству заработка на космическом стартапе давно стукнуло полвека. Семьдесят не за горами. Но из всех адептов космической многоразовости Вернер фон Браун оказался автором не только одного из самых первых, но и самых запоминающихся проектов.

12K
20
3
69
Пепелац с транклюкатором
Атомный космос Страны Советов

Мирным космосом в далёкие пятидесятые и не пахло. Заведомое преимущество США в ядерных вооружениях нужно было хоть как-то парировать. Желательно — «ещё вчера». Одним из таких несимметричных ответов предсказуемо стал проект советского орбитального бомбардировщика с ядерным оружием на борту.

21K
18
6
91
Лунная соната для бластера
Чем и как армия США хотела воевать за Луну

В далёком 1959 году армия США всерьёз готовилась в недалёкой перспективе воевать на Луне: логика «холодной войны» предполагала скорую милитаризацию космоса. К грядущим боям готовились по-настоящему, в том числе разрабатывали и оружие вида ужасного для космодесанта.

14K
17
7
138
С орбиты на Землю вручную и на глаз

Бывает, пишешь об исторических фактах и понимаешь: не поверят. Потому как вместо фактов чаще всего сочиняется сплошная дичь. Тем не менее, реальная космическая программа двадцатого века состоит из такой вот «дичи» чуть ли не полностью.

11K
17
5
160
Лунные мусорщики
Космический сбор металлолома

Прошлый век ― эпоха космических свершений. Больших и маленьких, популярных и забытых. Одним из них стал первый межпланетный сбор мусора.

4.9K
12
6
40
Красота без здравого смысла
Правда о чудо-скафандре Давы Ньюмен

Первое письмо в редакцию, которое мы решили опубликовать.

17K
25
9
272
К вечной славе десанта!
Мобильная пехота подполковника Ригга

Водку пьянствовать и безобразия творить подполковник Боб Ригг начал ещё в 1943 году, когда служил военным наблюдателем у красных казаков. В его биографии отмечают даже аресты, пусть и без особых уточнений, за что именно. Месяц в китайской тюрьме у коммунистов в 1947 году окончательно сломал и без того нестойкую психику подполковника.

15K
13
1
20
«Итака», полная десанта
Вокруг света за 45 минут

Ранние шестидесятые породили целую россыпь проектов тяжёлых и сверхтяжёлых космических транспортных систем. Морпехи США в целом и генерал Уоллес М. Грин, в частности, полагали, что им не помешает ракетная мобильность в пределах земного шара. Потому что нельзя просто взять и не полетать на межконтинентальном ракетном слонопотаме!

19K
21
4
159
Час презрения: террористическая катастрофа в Будённовске

Теракт лета 1995 года в Будённовске стал одной из самых страшных катастроф в истории современной России. Его последствия ушли далеко за рамки простого злодеяния с массовыми жертвами. Произошёл перелом всей войны в Чечне, а эпоха массового террора только открывалась…

28K
179
164
1.9K
Белый спецназ: почему в рядах американских коммандос так мало нацменьшинств?

Спасибо голливудским боевикам, про американский спецназ сегодня знают даже дети. На земле, в небесах и на море крутые парни наводят ужас на врагов, защищая свободу и демократию. И конечно, в духе политкорректности, как минимум треть этих бойцов — из нацменьшинств. Что совершенно противоречит реальности. Почему в рядах коммандос так мало чёрных?

25K
134
111
1.6K
11 подводных хохм, от которых ржут американские моряки

Как ловить водяных слизней, зачем воровать дверь старпома и чем опасны вентиляторы между отсеками? Подводников ВМС США из группы Submarine Bubblehead Brotherhood в фейсбуке спросили о самых забавных случаях во время их службы. Из 230 комментариев отобрали 11 лучших и опубликовали на сайте We Are The Mighty. Статью О. Волли читайте в переводе Алексея Костенкова.

23K
63
28
287
Спецназ мира: чьи нормативы жёстче?

Хотите попасть в ряды мирового спецназа? Легче лёгкого! Если, конечно, вы готовы к самым жёстким физическим испытаниям. Каким именно — рассказываем в этой статье.

22K
49
31
320
Силовое задержание: взгляд российского полицейского на задержание Флойда и беспорядки в США

Смерть Джорджа Флойда и последовавшие за ней события в США по-прежнему в центре внимания СМИ. Ситуацию с задержанием афроамериканца и массовыми беспорядками в интервью Андрею Уланову прокомментировал действующий офицер российской полиции.

21K
112
390
1.5K
Закон Мёрфи и немецкое вундерваффе: как финны пытались остановить советские танки

Летом 1944 года Красная армия прорвала финскую оборону на Карельском перешейке. Советские танки стремительно продвигались к Выборгу по узким дорогам среди дремучих лесов, где их ожидали горячие финские парни, вооружённые немецкими фаустпатронами. Это был первый для финнов опыт применения «панцерфаустов» — и всё, что могло пойти не так, пошло не так…

17K
90
88
679
Тест: какой вы бомбардировщик Второй мировой?

Вторая мировая отметилась массовым применением бомбардировщиков — как стратегических, так и «самолётов поля боя». Каким из них могли бы оказаться вы?

17K
37
23
410
За счёт чего рулили «Катюши»?

Неуправляемые реактивные снаряды славятся низкой кучностью. Так почему БМ-13 «Катюша» стала легендарным оружием Победы — или же это просто ещё один миф? Мы разобрались.

17K
107
161
809
Советские БМП: не первые и не лучшие?

Советские БМП — один из поводов для гордости за наше танкостроение. Они и первые в своём классе, и всегда превосходили западные аналоги, как часто можно услышать. Вот только при более внимательном изучении вопроса всё выглядит уже не так однозначно…

17K
45
95
208
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

78K
122
61
979
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

70K
66
72
591
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

65K
69
51
1.1K
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», — гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

62K
73
76
862
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

62K
82
37
719
Если бы Союз проиграл: 5 альтернативно-исторических мифов о будущем Третьего рейха

Что было бы, если бы СССР проиграл Великую Отечественную? Как заявляют фанатичные любители немецкого орднунга, в этом случае Германия стала бы непобедима, завоевала бы весь мир, вышла бы первой в космос… Вот только такая оценка не выдерживает критики. WARHEAD.SU подробно разобрал пять излюбленных тезисов рейхофилов.

54K
73
406
703
10 «школьных» заблуждений о предвоенных репрессиях в Красной армии

Красную армию обезглавили перед войной. 1941 года не было бы, если бы не 1937-й. А может быть, наоборот, репрессии — это очищение? Так как же всё было на самом деле?

50K
106
378
786
«Месть за муки»: как сражались освобождённые из плена красноармейцы

Те, кто прошёл ужасы немецкого плена, рвались в бой, едва лишь выйдя на свободу. Ими двигала жажда мести, желание расплатиться с мучителями. Вновь оказавшись в строю, они показывали себя отличными, дисциплинированными солдатами. Пример тому — участие бывших пленных в форсировании Одера в составе 47-й гвардейской танковой бригады.

47K
68
83
1.7K
Норвежцы в Карелии: разгром эсэсовских добровольцев

Норвегию оккупировали в самом начале Второй мировой. Дальнейшее участие страны в войне ограничилось подпольной войной или боевыми действиями добровольцев. Многие попали в армии союзников, но некоторые служили в СС. Именно им и не повезло оказаться в Карелии в июне 1944 года.

45K
42
71
933
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

269K
122
83
897
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

144K
37
13
81
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

136K
75
55
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

132K
96
24
869
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

102K
56
33
457
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

102K
100
29
742
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

98K
10
4
276
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

85K
44
8
274
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе

Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.

80K
39
14
172