itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Провал или прорыв: разбираем проект Space Shuttle

Американские «шаттлы» — удачный проект или же грандиозный провал? Если удачный, то почему он был закрыт и не оставил после себя наследников? А если провальный, то почему столько лет NASA пользовалось им?

/
6.3K
42
131
441

Американские «шаттлы» — удачный проект или же грандиозный провал? Если удачный, то почему он был закрыт и не оставил после себя наследников? А если провальный, то почему столько лет NASA пользовалось им?

То было время больших романтиков. Самый расцвет миссии «Аполлон», выигранная лунная гонка и исключительно удачная статистика запусков кружили голову не хуже вина из калифорнийского зинфанделя. Во всех переговорных комнатах NASA витал оптимизм. Складывалось ощущение, что человечество уже укрепилось на Луне, объединилось и всеми силами штурмует дальний космос. При этом проблемы создания массового производства на орбите вовсе даже не казались проблемами. Планы космических свершений были самыми что ни на есть жизнеутверждающими.

Космический челнок — к 1975-му; космический буксир — к 1976-му; челнок на ядерном двигателе — к 1978-му; орбитальная станция с экипажем из 12 астронавтов — в 1975-м; на 50 астронавтов — в 1980-м; лунная орбитальная станция — к 1976-му; первая экспедиция на Марс — в 1981-м.

Да, это данные из оптимистичной колонки. Проблема в том, что в пессимистичной колонке сроки отодвинуты всего лет на пять-шесть. А ведь и спустя пятьдесят лет практически ни один из этих пунктов не выполнен.

Какие к чёрту ракеты! Задумано было столько, что для реализации нужен был натуральный космический шаттл, словно маршрутка снующий между орбитальными базами и земными космодромами.

С него и начали. И увы, практически на нём и закончили. По крайней мере, на ближайшие три десятка лет.

Шаттл Колумбия, 1981
Шаттл «Колумбия», 1981

Жена Цезаря выше подозрений

До сих пор программа создания и использования «Шаттла» в NASA до конца не отрефлексирована. Пока так и нет чёткого ответа — когда и что пошло не так. Можно попробовать сделать это самостоятельно. Сначала определить реальные достижения, а затем представить, была ли у «Шаттла» возможность напрямую «продлить свой род», продолжить работу.

Программа Space Shuttle продолжалась с 12 апреля 1981 года по 21 июля 2011 года, практически ровно тридцать лет. За это время было сделано 135 запусков, в том числе два закончившихся катастрофами. Много ли это? Попробуем сравнить с советскими/российскими «союзами».

Так как «шаттлы» летали всегда с астронавтами на борту, то разумно сравнивать с российскими космическими кораблями «Союз», которые исправно возят космонавтов с 1967 года. За 52 года (почти вдвое больше) было сделано 143 пилотируемых запуска космических кораблей «Союз» (ещё 11 — в беспилотном тестовом режиме). Поэтому нужно отметить, что пилотируемая программа США на период использования космических челноков была более плотной и насыщенной, нежели в СССР. А уж если посчитать по количеству космонавтов, «выведенных» на орбиту, американцы и вовсе оставляют российскую космонавтику далеко позади.

В Сети часто можно встретить мнение о проблемности «шаттлов». Пять было создано, из них два закончили свою карьеру катастрофами — 40% неудач. Это в корне не верно.

В космонавтике принято брать за основу количество запусков. Сто тридцать пять сделано, два закончились катастрофами. Итого — 1,48% неудачных запусков, закончившихся гибелью экипажа. А что у связки ракет «Союз» всех модификаций и космических кораблей «Союз»? Сто сорок три запуска, из них два закончились катастрофами и гибелью экипажей — 1,39%. Цифры похожи, вот только не надо забывать, что у «союзов» — ещё три аварии без жертв, пять неудачных стыковок со станцией и одна проблема с работой двигателя до стыковки. Итого 11 неудачных запусков из 143 — 7,6%.

Взрыв шаттла Челленджер, 1986
Взрыв шаттла «Челленджер», 1986

Деньги любят счёт

Если мы говорим об экономических потерях, то тогда, действительно, потеря двух «шаттлов» из пяти — это серьёзная проблема. Каждый челнок стоил гораздо дороже, чем связка ракета-корабль. По данным, опубликованным после катастрофы «Челленджера», общие убытки составили восемь миллиардов долларов, из которых три миллиарда приходились на стоимость самого космоплана.

Собственно, все основные проблемы программы «Шаттл» лежат именно в экономической плоскости. И как ты ни переставляй различные компоненты — ничего хорошего не получается. К 2010 году затраты на программу превысили 200 миллиардов долларов, а цена запуска выросла до 420 миллионов.

Для сравнения: пилотируемые запуски «союзов» в настоящее время стоят от 50 до 100 миллионов долларов (точная сумма неизвестна, примерные цифры назывались много раз и проверяются по суммам, на которые страхуется запуск).

Программа «Спейс Шаттл» создавалась «от масштаба». Предполагалось, что при большом количестве запусков одного шаттла сработает экономический эффект масштаба, что позволит снизить стоимость за один запуск в долгосрочном периоде. Увы, работы по проверке, переборке и подготовке космопланов к следующему полёту оказались гораздо больше расчётных. В результате стоимость запусков только росла. При этом NASA ничего не могло сделать с этим. Можно было попытаться увеличить количество запусков за счёт выполнения максимально простых миссий по выводу космических аппаратов, но использование дорогущего «Шаттла» в такой ситуации только ухудшило бы её.

В итоге возникла парадоксальная ситуация: с увеличением запусков себестоимость каждого не только не уменьшалась, а наоборот, увеличивалась.

И, сравнивая деньги, «улетевшие на челноке», с теми, что были бы потрачены стандартным методом, руководство NASA рыдало во время каждого запуска.

Старт шаттла Атлантис
Старт шаттла «Атлантис»

Это всё равно, что в рамках проекта по постройке далёкого завода в глуши создать прекрасный вездеход, в который и группа монтажников влезть сумеет, и груза можно взять много. А в итоге завод строить не стали (вернее, построили, но маленький и быстро), и этот большой, чудесный и дико дорогой вездеход используется, чтобы пару человек на соседнюю улицу закинуть или несколько чемоданов на вокзал завезти. А его обслуживание на деле — многократно дороже, чем виделось изначально. И вот вы владелец нескольких таких чудесных средств передвижения. Сколько денег на них потрачено — лучше не вспоминать. Каждая поездка заставляет рыдать, а что сделать, чтобы уменьшить расходы, — непонятно. Да, чудо-вездеход может проехать туда, куда не заедут другие (имеется в виду уникальная починка телескопа «Хаббл»), но это нужно ужасно редко, а платить приходится постоянно.

Иногда говорят, что параллельно с «шаттлом» нужно было строить дешёвую и простую систему доставки космонавтов. Увы, скорее всего, это бы лишь ускорило закрытие программы «Шаттл», уменьшив и без того небольшое количество запусков.

Временно бесперспективен

Получается, что перспектив у «Шаттла» не было. Созданный во время чрезвычайного оптимизма, он так и остался памятником жажде покорения космоса. К сожалению, сейчас нет никаких предпосылок для создания частично многоразовой системы большого пилотируемого космоплана в похожем форм-факторе. Кто этому виной? Вряд ли можно ответить однозначно. Ошибки при проектировании и отдельные решения при последующей эксплуатации слились вместе, не оставив проекту никаких шансов.

Впрочем, часть экспертов считает, что он был изначально «мертворождённым», и лишь искусственное дыхание вкачиваемых самой сильной экономикой мира финансов позволило продержаться столько лет.

Провал или прорыв: разбираем проект Space Shuttle

И что в итоге? Безусловно, программа «Шаттл» стала уникальной и очень полезной, показав высокий уровень надёжности. Без неё не получилось бы создать МКС и починить телескоп «Хаббл». Вообще, с помощью «Шаттла» были возможны гораздо более сложные операции с выходом в открытый космос, бо́льшая часть которых до сих пор закрыта для человечества. С помощью «Шаттла» американская космонавтика запустила в космос гораздо больше астронавтов, чем любая другая держава, и рекорд ещё не скоро будет побит.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Илон Маск опять доставляет
На сей раз — космический беспилотник

Американские ВВС запускают в космос Илона Маска. В смысле, не его самого, а ракеты SpaceX Falcon 9. К одной из них будет пришпандорен X-37B — засекреченный космический челнок, который в сентябре совершит свой пятый полёт.

7.9K
8
3
56
Бумажный космос Вернера фон Брауна

Благородному искусству заработка на космическом стартапе давно стукнуло полвека. Семьдесят не за горами. Но из всех адептов космической многоразовости Вернер фон Браун оказался автором не только одного из самых первых, но и самых запоминающихся проектов.

13K
23
3
69
Пепелац с транклюкатором
Атомный космос Страны Советов

Мирным космосом в далёкие пятидесятые и не пахло. Заведомое преимущество США в ядерных вооружениях нужно было хоть как-то парировать. Желательно — «ещё вчера». Одним из таких несимметричных ответов предсказуемо стал проект советского орбитального бомбардировщика с ядерным оружием на борту.

21K
19
6
91
Лунная соната для бластера
Чем и как армия США хотела воевать за Луну

В далёком 1959 году армия США всерьёз готовилась в недалёкой перспективе воевать на Луне: логика «холодной войны» предполагала скорую милитаризацию космоса. К грядущим боям готовились по-настоящему, в том числе разрабатывали и оружие вида ужасного для космодесанта.

14K
18
7
138
С орбиты на Землю вручную и на глаз

Бывает, пишешь об исторических фактах и понимаешь: не поверят. Потому как вместо фактов чаще всего сочиняется сплошная дичь. Тем не менее, реальная космическая программа двадцатого века состоит из такой вот «дичи» чуть ли не полностью.

11K
17
5
160
Лунные мусорщики
Космический сбор металлолома

Прошлый век ― эпоха космических свершений. Больших и маленьких, популярных и забытых. Одним из них стал первый межпланетный сбор мусора.

5.3K
12
6
40
Красота без здравого смысла
Правда о чудо-скафандре Давы Ньюмен

Первое письмо в редакцию, которое мы решили опубликовать.

17K
24
9
272
К вечной славе десанта!
Мобильная пехота подполковника Ригга

Водку пьянствовать и безобразия творить подполковник Боб Ригг начал ещё в 1943 году, когда служил военным наблюдателем у красных казаков. В его биографии отмечают даже аресты, пусть и без особых уточнений, за что именно. Месяц в китайской тюрьме у коммунистов в 1947 году окончательно сломал и без того нестойкую психику подполковника.

16K
18
1
20
«Итака», полная десанта
Вокруг света за 45 минут

Ранние шестидесятые породили целую россыпь проектов тяжёлых и сверхтяжёлых космических транспортных систем. Морпехи США в целом и генерал Уоллес М. Грин, в частности, полагали, что им не помешает ракетная мобильность в пределах земного шара. Потому что нельзя просто взять и не полетать на межконтинентальном ракетном слонопотаме!

20K
24
4
159
Спецслужбы и яды ХХ века: как КГБ и ЦРУ травили врагов

Политические отравления в обыденном сознании связаны с древностью. Борджиа и их современники по Ренессансу вовсю травили окружающих — но со временем это вышло из моды и приличий. Однако ХХ век с его научными открытиями, тайными играми разведок и жёсткими политическими противостояниями стал временем возрождения искусства отравления.

129K
75
58
530
Азербайджанский эксперт — о войне и мире в Нагорном Карабахе

Сегодня президент Азербайджана Ильхам Алиев написал в Твиттере о взятии под контроль города Джебраил (Мехакаван) и нескольких сел, прилегающих к Нагорному Карабаху. Армянская сторона не подтверждает это заявление и сообщает о гибели мирных жителей под обстрелами в городах Шуша и Степанакерт.

79K
48
124
132
Правда ли? Эсэсовцы массово воевали во французском Иностранном легионе

Французский Иностранный легион имел германский акцент с первых дней: король Луи-Филипп создал его в 1831 году из наёмных немецких и швейцарских полков. Непростое, но массовое присутствие немцев в Легионе продлилось полтора века — его не прекратили ни мировые войны, ни взаимная ненависть французов и немцев.

87K
99
20
336
Зенитная самоходка «Деривация»: отличная новинка — или полный провал?

В последние годы российский ВПК показал большое количество новых образцов военной техники. Многие из них вызывают критику — и часто справедливую. Но порой ругают проекты, которые этого не заслуживают. Один из подобных примеров — новая ЗСУ «Деривация». Давайте разберёмся подробно.

51K
68
90
114
Чёрные и белые мифы о ленд-лизе: в трёх соснах

Вторая мировая война — и ленд-лиз. А можно ли было вообще без него? Здесь не будет срывания покровов и погружения в нюансы, но большинство спорщиков о ленд-лизе обычно блуждают именно в этих трёх соснах.

48K
144
445
884
В лучах чужой славы: липовые ветераны

Эти люди появляются практически на каждом крупном мероприятии, посвящённом Великой Отечественной войне. Они получают свою толику славы, почёта и уважения, зачастую проникая туда, куда «простым смертным» путь оказывается заказан. Они попадают на страницы печатных изданий, в статьи, телепередачи, открытки, картины. Это — липовые ветераны.

48K
131
134
6.1K
Вагенбург против рыцарской конницы: рождение и гибель тактики

Все знают, что такое вагенбург. Все знают, что эта тактика сложилась в ходе Гуситских войн. Однако мало кто скажет, какие у этого явления были предпосылки, как развивалась тактика, кто её перенял и как же побеждали противника, засевшего в импровизированной крепости. Об этом мы и расскажем.

46K
80
69
513
«Блажен, кто воздаст тебе»: штурм Грозного 1999–2000 года

Кошмарный штурм Грозного в 1994–1995 годах не стал последним бедствием этого города. Тяжёлые бои за Грозный шли в марте 1996 года, летом 1996 российская армия снова понесла огромные потери в уличных боях — и это сражение стало финалом первой войны в Чечне. Однако злополучному городу предстояло превратиться в поле большой битвы ещё раз.

47K
161
90
896
Тяжёлый и тупой: 5 «школьных» заблуждений о европейских средневековых мечах

Мало какое оружие овеяно таким количеством мифов, как меч. Оружие рыцаря, оружие кары, оружие короля… превратилось в оружие дезинформаторов и лжецов в наше время. Обнажим же наши мечи в борьбе с заблуждениями!

42K
112
264
664
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

337K
150
100
897
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

170K
72
12
274
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

170K
45
14
81
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

145K
80
59
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

137K
105
27
869
Спецслужбы и яды ХХ века: как КГБ и ЦРУ травили врагов

Политические отравления в обыденном сознании связаны с древностью. Борджиа и их современники по Ренессансу вовсю травили окружающих — но со временем это вышло из моды и приличий. Однако ХХ век с его научными открытиями, тайными играми разведок и жёсткими политическими противостояниями стал временем возрождения искусства отравления.

129K
75
58
530
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

113K
64
34
457
Азербайджанский эксперт — о войне и мире в Нагорном Карабахе

Сегодня президент Азербайджана Ильхам Алиев написал в Твиттере о взятии под контроль города Джебраил (Мехакаван) и нескольких сел, прилегающих к Нагорному Карабаху. Армянская сторона не подтверждает это заявление и сообщает о гибели мирных жителей под обстрелами в городах Шуша и Степанакерт.

79K
48
124
132
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

105K
13
5
276
WARBLOGS