itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Eurofighter, или О вреде гордыни и жадности

Резкое развитие авиационных технологий во второй половине XX века поставило европейские страны перед сложным выбором. Сделать в одиночку настоящий истребитель четвёртого поколения можно было, но это заняло бы слишком много времени. Не собираясь отставать от США и тем более от СССР, европейцы решили объединить усилия и создать общеевропейский самолёт. Почему эта история затянулась почти на 30 лет, а по-настоящему единого самолёта для Европы та и не вышло — разберёмся ниже.

/
5.6K
39
27
173

Резкое развитие авиационных технологий во второй половине XX века поставило европейские страны перед сложным выбором. Сделать в одиночку настоящий истребитель четвёртого поколения можно было, но это заняло бы слишком много времени. Не собираясь отставать от США и тем более от СССР, европейцы решили объединить усилия и создать общеевропейский самолёт. Почему эта история затянулась почти на 30 лет, а по-настоящему единого самолёта для Европы та и не вышло — разберёмся ниже.

Дорогу не осилить в одиночку

В начале семидесятых годов, почти одновременно с США и СССР, во многих европейских странах задумались о создании истребителя следующего поколения. Из главной европейской тройки лучше всех позиции были у французов. Хорошо зарабатывающая на успехе своих Mirage III, Mirage 5 и Mirage F1 фирма Dassault имела и ресурсы, и возможность разработать новое поколение истребителя в кратчайшие сроки. Гнаться за поражающими характеристиками или невиданными технологиями не стали. Уже к концу семидесятых первый полёт совершил Mirage 2000. Кто считает, что это самолёт поколения 3+, кто говорит, что это четвёртое поколение, так как он ничем не уступал ранним F-16 и МиГ-29. Тем не менее, французам спешить никуда не надо было, что ещё скажется в этой истории.

Проект ACF Avion de Combat Futur изначально предполагал развитие Mirage F1 с обычным стреловидным крылом, но позже Dassault вернулась к проверенной схеме дельтовидного крыла и бесхвостки в Mirage 2000
Проект ACF (Avion de Combat Futur) изначально предполагал развитие Mirage F1 с обычным стреловидным крылом, но позже Dassault вернулась к проверенной схеме дельтовидного крыла и бесхвостки в Mirage 2000

Куда хуже всё складывалось у Британии и ФРГ. Авиапромышленность первых находилась в продолжительном кризисе, английские самолёты не пользовались спросом на рынке и почти не закупались собственным правительством. Единственным по настоящему современным истребителем на британской службе был американский F-4 Phantom-II. Заканчивающий испытания Jaguar GR1 хоть формально и считался истребителем-бомбардировщиком, всё же для роли завоевания господства в воздухе подходил плохо из-за очень ограниченного набора вооружения класса «воздух-воздух».

Британцам достаточно срочно требовались как современный перехватчик, так и современный фронтовой истребитель. Угроза от советских бомбардировщиков была серьёзнее, поэтому с перехватчиком тянуть не хотелось. Сделать его решили без амбиций — на основе новейшего ударного англо-немецкого Tornado, который только выходил на испытания.

А вот фронтовой истребитель должен был быть максимально крут, утерев нос США и вернув Британии рынки вооружений.

В качестве перспективного фронтового истребителя британцы видели высокоманёвренный самолёт укороченного взлёта и посадки а то и совсем СВВП. Один из разрабатываемых под эти требования проектов — Hawker Siddeley HS.1205
В качестве перспективного фронтового истребителя британцы видели высокоманёвренный самолёт укороченного взлёта и посадки (а то и совсем СВВП). Один из разрабатываемых под эти требования проектов — Hawker Siddeley HS.1205

ФРГ же находилась в самой сложной ситуации. Попытки создать истребитель вертикального взлёта и посадки как самостоятельно, так и в сотрудничестве с американцами закончились пшиком, несмотря на десятилетие работ. Германия по-прежнему не имела истребителей полностью собственной конструкции, что не удовлетворяло немецких промышленников, желавших выйти на рынок авиационного вооружения. Потому новый самолёт, который должен был сменить печально знаменитые F-104G и самые старые из F-4 Phantom-II, планировался как настоящий шедевр технической мысли, способный не только на равных противостоять любым советским перспективным самолётам, но и — что важнее — с лёгкостью победить других западных конкурентов на рынке вооружений.

В рамках программы Taktisches Kampfflugzeug позднее Taktisches Kampfflugzeug 90, или TKF-90 изучались самые разные и необычные варианта. Например, Dornier изучала вариант возврата к схеме биплана, но на новых технологиях
В рамках программы Taktisches Kampfflugzeug (позднее Taktisches Kampfflugzeug 90, или TKF-90) изучались самые разные и необычные варианта. Например, Dornier изучала вариант возврата к схеме биплана, но на новых технологиях
Свой истребитель будущего потихоньку разрабатывали и в Италии. Правда, он очень напоминал сильно мутировавший американский Phantom-II
Свой истребитель будущего потихоньку разрабатывали и в Италии. Правда, он очень напоминал сильно мутировавший американский Phantom-II

Цирк с французами

К концу семидесятых годов, после нескольких лет предварительного проектирования и исследований и в Англии, и в Германии пришли к выводу, что полностью самостоятельно сделать отличный истребитель нового поколения, может, и выйдет, но займёт это слишком много времени. К тому времени рынок полностью оккупируют американские самолёты, так что окупить разработку, продавая самолёты иностранным заказчикам, не получится. Разумным решением было объединить усилия — благо примеров успешного европейского сотрудничества в сфере авиации было полно.

Различные английские проекты в рамках программы ECF. В некоторых уже можно увидеть черты будущего Eurofighter
Различные английские проекты в рамках программы ECF. В некоторых уже можно увидеть черты будущего Eurofighter

В 1979 году стартовала работа над программой ECF (European Collaborative Fighter), в которой первоначально участвовали только Англия и ФРГ. Со стороны первых выступал недавно созданный государственный концерн BAe, с немецкой стороны фирма Messerschmitt-Bölkow-Blohm. Как обычно, сначала обе фирмы самостоятельно готовили проект по единым требованиям, а после выбирался победитель, который с учётом доработок и должен был пойти в серию. Интересно, что примерно в тот же момент для обозначения будущего европейского истребителя впервые прозвучало название Eurofighter.

Проект истребителя от Messerschmitt-Bölkow-Blohm, изначально разработанного в рамках программы TKF-90, а потом представленного для ECF
Проект истребителя от Messerschmitt-Bölkow-Blohm, изначально разработанного в рамках программы TKF-90, а потом представленного для ECF

Пока инженеры засели за чертёжные доски, политики занялись не менее важной задачей — переговорами об участии в проекте других европейских стран. Достаточно быстро договорились с Италией и Испанией. Они не участвовали в проектировании, но были готовы производить часть систем будущего истребителя.

Но куда более важной была попытка заманить в программу шведов и французов.

Заполучив их участие, удалось бы не только значительно ускорить создание ECF, но и заранее избавиться от возможных будущих конкурентов. Шведы и SAAB отказали практически сразу. Северяне слишком ценили свою самостоятельность и не очень хотели попасть в зависимость от каких-то общих программ по разработке оружия. А вот французы и Dassault участвовать были готовы.

Немцы не складывали все яйца в одну корзину. Параллельно с ECF фирма Dornier разрабатывала перспективный истребитель совместно с американцами из Northrop. Эти работы продолжались до 1982 года
Немцы не складывали все яйца в одну корзину. Параллельно с ECF фирма Dornier разрабатывала перспективный истребитель совместно с американцами из Northrop. Эти работы продолжались до 1982 года

В честь присоединения Франции название программы сменили на ECA (European Combat Aircraft). Сразу же французы выдвинули максимально простое и прямое предложение — выбрать в качестве единого истребителя разрабатываемую ими двухдвигательную версию Mirage 2000 (иногда её называют Mirage 3000) или чуть более тяжёлый Mirage 4000, разрабатываемый для экспорта. Если бы подобное решение было принято, серийный выпуск легко можно было развернуть уже в 1981 году. Но ни Англию, ни ФРГ это не устраивало. Во-первых, они хотели куда более совершенную машину, на голову превосходящую американских конкурентов. Во-вторых, при таком развитии событий бо́льшую часть прибыли получили бы именно французы, что было недопустимо. Потому решили продолжить проектирование новых перспективных машин: Р.106 (в дальнейшем Р.110) от англичан, дальнейшее развитие TCF-90 от немцев и ACX от Франции.

Французский истребитель Mirage 4000 имел все шансы стать общеевропейской машиной. Но не вышло
Французский истребитель Mirage 4000 имел все шансы стать общеевропейской машиной. Но не вышло

К 1981 году стало ясно, что сотрудничество неизбежно заходит в тупик. Основным камнем преткновения стали двигатели для будущего истребителя. Французы считали, что единственный вариант — это спарка их новеньких Snecma M88, англичане и немцы выступали за установку двух их совместных двигателей RB199.

Решить этот вопрос на переговорах так и не удалось, и в том же году Франция официально покинула программу ЕСА.

Это плюс значительное и явное отставание от американских конкурентов привело к пересмотру всего проекта.

Один из многочисленных проектов, разработанных в BAe в рамках программы ECA
Один из многочисленных проектов, разработанных в BAe в рамках программы ECA

Решили делать не просто новый истребитель, а истребитель следующего поколения по сравнению с уже существующими F-15 и F-16. Закончить собирались к 1989 году, обогнав на два года американцев, планировавших пустить в серию самолёт нового поколения только в 1991. Новый проект ACA (Agile Combat Aircraft) был типичным представителем перспективного истребителя тех времён — от него требовались сверхманёвренность, крейсерский сверхзвук и возможность атаки ракетами сразу нескольких целей. Вот только европейцы ещё не знали, что американцы уже решили сделать ставку на   «стелс» в новых истребителях и это в корне изменит всё.

Внешний вид проекта ACA. Черты будущего Eurofighter видны всё чётче и чётче. Тем не менее сохраняются и самостоятельные работы в Британии и Германии, в рамках которых исследуются альтернативные варианты компоновки будущего истребителя
Внешний вид проекта ACA. Черты будущего Eurofighter видны всё чётче и чётче. Тем не менее сохраняются и самостоятельные работы в Британии и Германии, в рамках которых исследуются альтернативные варианты компоновки будущего истребителя

В тот же период было принято решение построить летающий стенд EAP (Experimental Aircraft Programme) на котором предполагалось отработать основные решения и даже некоторые узлы будущего истребителя. Основные работы по EAP на себя взяли британцы из BAe, но остальные страны-участники должны были поддержать программу финансово. Однако из-за ряда разногласий о доступе к результатам испытаний EAP стала исключительно английской программой, хоть её результаты и планировали потом использовать для будущего совместного проекта.

BAe EAP достаточно неплохо показывал себя на испытаниях. Некоторые британские военные даже предлагали свернуть участие в программе европейского истребителя и быстро доделать ЕАР для принятия его на вооружение
BAe EAP достаточно неплохо показывал себя на испытаниях. Некоторые британские военные даже предлагали свернуть участие в программе европейского истребителя и быстро доделать ЕАР для принятия его на вооружение

В 1984 году в программу попыталась вернуться Франция. Объяснялось это достаточно просто. Ставка Dassault на Mirage 4000 не оправдалась — самолёт оказался неинтересен ни иностранным заказчикам, для которых его в основном и разрабатывали, ни своим военным. Не самые лучшие показатели были и у Mirage 2000. 

В таких условиях французам бы не помешали деньги от участия в общеевропейской программе истребителя.

Под это дело даже успели придумать новый акроним FEFA (Future European Fighter Aircraft). Но, как обычно, не удалось договориться о разделе прибыли. В Dassault хотели не менее 40%, с чем были не согласны ни англичане, ни немцы. Так снова закончилось, не успев начаться, это сотрудничество. Французы окончательно сосредоточились на будущем Rafale и более в этой истории не участвовали.

Французский проект АСХ во многом походил на будущий Eurofighter. Любители авиации по сей день спорят кто, когда и у кого своровал
Французский проект АСХ во многом походил на будущий Eurofighter. Любители авиации по сей день спорят кто, когда и у кого своровал

Проблем всё больше и больше

К 1986 году цена программы стала слишком велика, участились разговоры, что никакого смысла в общеевропейской кооперации нет — стоит разойтись и начать делать самолёты всем самостоятельно. Лишь дополнительные вложения средств от правительств Англии, ФРГ и Италии спасли программу. Кроме того, было решено создать концерн Eurofighter Jagdflugzeug GmbH и уже официально и чётко поделить прибыль, а также определить, что и кто производит. В целом эти решения вдохнули новую жизнь в программу и работы как над самим будущим Eurofighter, так и над его многочисленными новыми системами вроде двигателя, радара, прицельной электроники и так далее.

Внешний вид будущего европейского истребителя на 1986 год. Формирование облика Eurofighter почти завершилось
Внешний вид будущего европейского истребителя на 1986 год. Формирование облика Eurofighter почти завершилось

Казалось бы, все проблемы у Eurofighter остались наконец позади. Но думаю, читатели уже догадываются, какая подлость ждала проекты впереди.

В 1991 году, после объединения Германий и окончания холодной войны, власти ФРГ объявили о резком сокращении военных расходов, в том числе и о выходе из программы Eurofighter.

Вместо этого планировалось построить более дешёвый и лёгкий самолёт, используя в том числе и промышленность Восточной Германии. Второй причиной было слишком серьёзное отставание проекта от американского F-22. Но в программу к тому времени было вложено слишком много средств, слишком много рабочих мест зависело от неё. В итоге совместными усилиями бизнеса и зарубежных партнёров удалось убедить немецких политиков сохранить финансирование, хоть и ценой снижения заказа.

Eurofighter, или О вреде гордыни и жадности

В 1994 году первый прототип Eurofighter наконец взлетел. В целом машина получилась по-настоящему достойная, серьёзно уступающая только американскому F-22, который сам испытывал значительные проблемы и находился под угрозой закрытия. Успей европейцы быстро довести до ума самолёт и наладить его эффективный и массовый выпуск — Eurofighter вполне могла ждать отличная экспортная судьба. Но из-за недостатка финансирования работы затягивались. В 1998 году начался выпуск серийных машин для изначальных заказчиков — Германии, Англии, Италии, Испании и оплатившей свой заказ ещё в начале девяностых Австрии. Лишь к концу первого десятилетия XXI века работы по этому контракту завершились и началось серьёзное продвижение самолёта на экспорт.

Пытались сделать из Eurofighter и палубный истребитель
Пытались сделать из Eurofighter и палубный истребитель

Но к тому времени на рынке были и неплохие предложения от американских фирм, и достаточно дешёвые и хорошие российские самолёты, не всегда уступавшие Eurofighter даже по электронике. Были готовы и два европейских конкурента — Dassault Rafale и SAAB JAS 39 Gripen. В итоге началась самая настоящая драка за рынки. Не упростило ситуацию и появление американского F-35, активно продвигаемого как единый истребитель всех сил «добра и демократии». Некоторые европейские страны, склонявшиеся в сторону покупки Eurofighter, отдали предпочтение именно американскому «стелсу».

Eurofighter в ВВС ФРГ и Англии должен дослужить минимум до середины тридцатых годов XXI века
Eurofighter в ВВС ФРГ и Англии должен дослужить минимум до середины тридцатых годов XXI века

На текущий момент программу Eurofighter назвать неудачной, конечно же, нельзя. Самолёт стоит на вооружении нескольких стран, потихоньку модернизируется. Но и достичь успеха, о котором мечтали в восьмидесятых, так и не удалось. Кто знает — возможно, стоило с французами доработать Mirage 4000 и начать зарабатывать и потихоньку модернизироваться ещё до конца холодной войны. Может, стоило укротить гордыню и всё же разрабатывать самолёт попроще. Могла ли сложиться по-другому история общеевропейского истребителя, мы уже не узнаем. Нам остаётся лишь наблюдать за новыми попытками в лице англо-итальянского Tempest и франко-немецкого NGF. Что выйдет в этот раз — узнаем где-то лет через десять.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Hoвости СМИ2
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

25K
29
8
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

55K
54
23
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

27K
31
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

35K
36
6
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

33K
19
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

15K
25
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

13K
11
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

13K
27
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

12K
14
0
0
Час презрения: террористическая катастрофа в Будённовске

Теракт лета 1995 года в Будённовске стал одной из самых страшных катастроф в истории современной России. Его последствия ушли далеко за рамки простого злодеяния с массовыми жертвами. Произошёл перелом всей войны в Чечне, а эпоха массового террора только открывалась…

28K
180
164
1.9K
Белый спецназ: почему в рядах американских коммандос так мало нацменьшинств?

Спасибо голливудским боевикам, про американский спецназ сегодня знают даже дети. На земле, в небесах и на море крутые парни наводят ужас на врагов, защищая свободу и демократию. И конечно, в духе политкорректности, как минимум треть этих бойцов — из нацменьшинств. Что совершенно противоречит реальности. Почему в рядах коммандос так мало чёрных?

26K
136
111
1.6K
Спецназ мира: чьи нормативы жёстче?

Хотите попасть в ряды мирового спецназа? Легче лёгкого! Если, конечно, вы готовы к самым жёстким физическим испытаниям. Каким именно — рассказываем в этой статье.

23K
50
31
344
Советские БМП: не первые и не лучшие?

Советские БМП — один из поводов для гордости за наше танкостроение. Они и первые в своём классе, и всегда превосходили западные аналоги, как часто можно услышать. Вот только при более внимательном изучении вопроса всё выглядит уже не так однозначно…

22K
55
116
374
Силовое задержание: взгляд российского полицейского на задержание Флойда и беспорядки в США

Смерть Джорджа Флойда и последовавшие за ней события в США по-прежнему в центре внимания СМИ. Ситуацию с задержанием афроамериканца и массовыми беспорядками в интервью Андрею Уланову прокомментировал действующий офицер российской полиции.

21K
113
390
1.5K
Закон Мёрфи и немецкое вундерваффе: как финны пытались остановить советские танки

Летом 1944 года Красная армия прорвала финскую оборону на Карельском перешейке. Советские танки стремительно продвигались к Выборгу по узким дорогам среди дремучих лесов, где их ожидали горячие финские парни, вооружённые немецкими фаустпатронами. Это был первый для финнов опыт применения «панцерфаустов» — и всё, что могло пойти не так, пошло не так…

17K
91
88
679
Супернадёжность, дешевизна и старость: 5 мифов об автомате Калашникова

70 лет в строю, десятки миллионов выпущенных автоматов по всему миру — воистину легендарное оружие! А от легенд, как известно, и до мифов недалеко. Мы собрали пять самых популярных из них.

17K
122
103
860
Тест: какой вы бомбардировщик Второй мировой?

Вторая мировая отметилась массовым применением бомбардировщиков — как стратегических, так и «самолётов поля боя». Каким из них могли бы оказаться вы?

17K
37
23
410
За счёт чего рулили «Катюши»?

Неуправляемые реактивные снаряды славятся низкой кучностью. Так почему БМ-13 «Катюша» стала легендарным оружием Победы — или же это просто ещё один миф? Мы разобрались.

17K
107
161
809
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

78K
122
61
979
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

70K
66
72
591
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

66K
71
51
1.1K
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», — гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

63K
73
76
862
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

62K
82
37
719
Если бы Союз проиграл: 5 альтернативно-исторических мифов о будущем Третьего рейха

Что было бы, если бы СССР проиграл Великую Отечественную? Как заявляют фанатичные любители немецкого орднунга, в этом случае Германия стала бы непобедима, завоевала бы весь мир, вышла бы первой в космос… Вот только такая оценка не выдерживает критики. WARHEAD.SU подробно разобрал пять излюбленных тезисов рейхофилов.

54K
73
406
703
10 «школьных» заблуждений о предвоенных репрессиях в Красной армии

Красную армию обезглавили перед войной. 1941 года не было бы, если бы не 1937-й. А может быть, наоборот, репрессии — это очищение? Так как же всё было на самом деле?

50K
106
378
786
«Месть за муки»: как сражались освобождённые из плена красноармейцы

Те, кто прошёл ужасы немецкого плена, рвались в бой, едва лишь выйдя на свободу. Ими двигала жажда мести, желание расплатиться с мучителями. Вновь оказавшись в строю, они показывали себя отличными, дисциплинированными солдатами. Пример тому — участие бывших пленных в форсировании Одера в составе 47-й гвардейской танковой бригады.

47K
68
83
1.7K
Норвежцы в Карелии: разгром эсэсовских добровольцев

Норвегию оккупировали в самом начале Второй мировой. Дальнейшее участие страны в войне ограничилось подпольной войной или боевыми действиями добровольцев. Многие попали в армии союзников, но некоторые служили в СС. Именно им и не повезло оказаться в Карелии в июне 1944 года.

45K
43
71
933
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

269K
122
83
897
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

144K
37
13
81
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

136K
75
55
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

132K
96
24
869
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

102K
56
33
457
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

102K
100
29
742
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

98K
10
4
276
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

85K
44
8
274
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе

Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.

80K
39
14
172