«Храбрецы вдали от дома»: Sabaton продолжает рассказ об асах в изгнании

Асы в изгнании возвращаются! Необычные времена рождают необычных людей. Во второй части мы расскажем несколько личных историй чехословацких, польских и канадских лётчиков, сражавшихся в рядах британских ВВС в годы Второй мировой, как они спасались от немецкой оккупации, путешествовали через горящую Европу и в итоге оказались в чужой стране, под чужим знаменем.

Пэр: Привет! Я — Пэр из группы Sabaton!

Инди: А я — Инди Нейделл!

Пэр: Вы на канале «История с Sabaton».

Инди: И это вторая часть эпизода «Асы в изгнании». Первая была на прошлой неделе. Вторая часть потребовалась затем, что асы — это всегда интересно. Кроме того, мы собираемся в дальнейшем возвращаться к некоторым песням, которые уже рассматривались, и говорить о них более подробно. Но перед тем, как мы перейдём к асам, обратите внимание на логотип World of Tanks. Это необычная съёмка, поскольку Пэр с ребятами отбывают в тур по России, и он не смог прибыть в нашу привычную студию. Но ребята из World of Tanks любезно предоставили нам своё помещение. Спасибо, чуваки! Отзовитесь, мы хотим вас слышать!

Голос из-за кадра: Не за что!

Инди: В общем, нам предоставили студию в Минске. Это не спонсорская поддержка и не официальное сотрудничество — они просто помогли нам по доброте душевной. Очень круто. А теперь — «Асы в изгнании»!

Пилот: Все мы покинули нашу страну, когда её захватили немцы. Мы сражались с врагом во Франции. Теперь мы прибыли в Англию, чтобы продолжить борьбу. За месяц наша эскадрилья уничтожила 35 немецких самолётов. Мы надеемся уничтожить ещё больше. Nazdar! (чеш. — «Привет!»).

«Готовые служить союзным войскам»

Инди: В первой части «Асов в изгнании» мы говорили о канадских, польских, чешских и словацких лётчиках, участвовавших в Битве за Британию на стороне Королевских ВВС. Оторванные от родины люди сражались за общее дело, несмотря на культурные и языковые различия. Расскажу о некоторых из этих пилотов.

Карел Куттельвашер

Мюнхенское соглашение и оккупация Чехословакии немцами 15 марта 1939 года перевернули жизнь оккупированных. В том числе Карела Куттельвашера.

Куттельвашер хотел стать простым клерком, но затем передумал и записался в чехословацкие ВВС как только ему исполнилось восемнадцать. К 1938 году он завершил обучение и оказался в 32-й истребительной эскадрилье 1-го авиаполка. Он должен был защищать Моравию и Словакию, но немецкое вторжение и последовавший роспуск чехословацких вооружённых сил не дали этому сбыться.

Куттельвашер встал перед выбором: остаться жить под властью оккупантов или бежать. Он выбрал второе — и проник на товарном поезде в Польшу. Там он обратился за помощью в чешское консульство в Кракове и встретил целую группу чешских пилотов, имевших те же планы.

Алексей Костенков

Польско-чехословацкие отношения и до, и во время, и сразу после войны были крайне сложными. Поляки отжали у чехословаков Заользье с польским населением, которое, по их мнению, чехословаки отжали у них после Первой мировой. А сразу после Второй мировой между двумя едва освобождёнными странами чуть не началась новая война. Поэтому почти до самого начала войны в Польше чехословацких пилотов не слишком жаловали. А потом было поздно.

Среди поддержавших Куттельвашера был Йозеф Франтишек. Франтишек записался в чешские ВВС в 1934 году и показал недюжинный талант. Он отлично пилотировал разведывательный самолёт «Аэро» A.11 и вскоре стал сержантом 4-го авиаполка. Правда, он был одарён не только по части пилотирования, но и по части нарушения дисциплины. Затевал драки, сутками пропадал в самоволках. Другого лётчика давно бы уволили, но мастерство Франтишека в обращении с бипланами «Аэро» делало его незаменимым.

Йозеф Франтишек

Как и Куттельвашер, Франтишек бежал от немецкой оккупации, тайком пробравшись в Польшу. Консульство могло помочь им лишь в установлении связи с правительством в изгнании. Лётчики ждали в порту Гдыни возможности отбыть во Францию, когда польские военные предложили им остаться и служить в местных ВВС. Куттельвашер отказался, а Франтишек согласился и был отправлен на польскую авиабазу Демблин под Люблином.

В Демблине он познакомился с Витольдом Урбановичем, лётчиком-истребителем по прозвищу «Кобра». Урбанович служил в ВВС Польши с 1930 года. Он прославился тем, что сбил советский самолёт-разведчик в 1936 году.

Алексей Костенков

В общем-то, это легенда. Её не подтверждают ни советские, ни даже польские источники. В последних в лучшем случае говорится о «предположительно сбитом предположительно Р-5». Тем более что после заключения договора о ненападении 1932 года напряжённость на польско-советской границе заметно уменьшилась — до самого сентября 39‑го.

Как и чех Франтишек, Урбанович славился буйным и свирепым нравом. Он как-то даже чуть не избил Вилли Мессершмита, которого во время визита немецкой делегации заметил подозрительно близко к ангару с польскими самолётами.

Польская авиация использовала самолёты, созданные в начале тридцатых, такие как «Бреге-19» и PZL P.7. Урбанович служил инструктором и пилотировал устаревший P.7. Эта техническая отсталость дала о себе знать второго сентября 1939 года, когда немцы начали бомбить Демблин. Урбанович был вынужден спасаться, уклоняясь от вражеского огня, чудом выжил при аварийной посадке и вместе с другими уцелевшими лётчиками 22 сентября перебрался в румынский Бухарест. Здесь они собирались дождаться прибытия французской и английской авиации, чтобы продолжить борьбу.

Надежды не сбылись. В итоге лётчиков чуть не арестовала румынская полиция. Франтишек сбежал на румынском пароходе в Бейрут, столицу Французского Ливана. Урбанович же ненадолго вернулся в Польшу, но чуть не попал под раздачу от советских войск, вошедших в страну с востока, и бежал во Францию.

Витольд Урбанович

Куттельвашер прибыл во Францию на шведском торговом судне, сойдя на берег в Кале 30 июля, ещё до нападения немцев на Польшу. Франция не находилась в состоянии войны и не имела желания принимать иностранцев в свои вооружённые силы. Чешским лётчикам не разрешили присоединиться к французским ВВС. Им предложили выбор: вступить в Иностранный легион, откуда они будут немедленно уволены в случае войны с Германией, или вернуться в оккупированную Богемию. Куттельвашер записался в Иностранный легион, заключив контракт на пять лет службы. Его отправили в Алжир, где он прошёл суровую легионерскую подготовку и попутно узнал кое-что о современных французских истребителях «Моран-Солнье».

Франция объявила войну Германии третьего сентября 1939 года. Контракт с Куттельвашером расторгли лишь спустя два месяца, после чего он получил возможность вступить в ВВС Свободной Чехословакии. В мае 1940 года он оказался в Groupe de Chasse III (3-й истребительной эскадрилье), ему повезло получить новенький «Девуатин». «Девуатин» D.520 был достаточно хорош, чтобы быть угрозой для «мессершмитов», но к началу немецкого наступления их выпустили слишком немного.

Алексей Костенков

То, как французы пытались нагнать немцев в развитии авиации и не смогли, — отдельная печальная и поучительная повесть. Впрочем, у гордых, но бедных поляков дело с авиацией обстояло ещё хуже, за исключением отдельных удачных образцов.

Лётчики-истребители, посланные на чужую землю

Помогали защищать Францию и канадцы. Марк Генри Браун получил звание флаинг-офицера в конце 1938 года. С началом войны эскадрилью Брауна включили в состав передовых ударных сил ВВС в Британии. Активно сражаться Браун стал в начале ноября 1939 года, когда люфтваффе прощупывали британскую оборону над проливом Ла-Манш. В апреле 1940-го он сбил свой первый «Мессершмит». Вскоре в небе Франции он уничтожил ещё четыре, став первым канадским асом той войны.

Алексей Костенков

Кроме этого он прославился тем, что перегнал в Британию первый трофейный «Мессершмит» Bf-109.

Марк Генри Браун

Вскоре начались тяжёлые бои под Камбре, где шли в прорыв танки Эрвина Роммеля. Поздним вечером 19 мая пилот Вилли Макнайт наткнулся на десяток немецких истребителей. Он начал плавно набирать высоту и оторвался, сбив по пути «Мессершмит-109».

Когда Макнайт пришёл к рекрутёру Королевских ВВС в Канаде, он ждал от службы приключений. В составе 242-й эскадрильи он вместе с другими канадцами тренировался в Чёрч-Фентоне, летая на бомбардировщиках «Бленхейм» и истребителях «Харрикейн». Когда его перевели в Северную Францию, оказалось, что приключения нашли его сами. Вскоре после сражения под Камбре поступили новости, что британские экспедиционные войска эвакуируются из Дюнкерка. Британская авиация поспешила на помощь, прикрывая плотно скученных солдат на берегу от ударов люфтваффе. К седьмому июня Макнайт сбил там шесть самолётов, доведя общий счёт своих побед до десяти, но истощение настигло его, как и многих других. За несколько недель он похудел на 12 килограмм, а однажды чуть не погиб, когда над проливом ему пробили радиатор. Над Францией 242-я эскадрилья понесла тяжёлые потери.

Алексей Костенков

Макнайт был известен не только лётным мастерством, но и любовью к качественно разрисованным самолётам. Его «Харрикейн» украшали два скелета с косами и ботфорт, пинающий Гитлера в задницу.

Чехословацкий президент в изгнании Эдвард Бенеш отдал 17 июня приказ эвакуировать все чехословацкие силы в Великобританию. Франтишек добрался без проблем и вскоре сидел в кабине «Харрикейна», отражая волны немецких истребителей и бомбардировщиков, атакующих Британию.

Свой первый «Мессершмит-109» он сбил второго сентября, а на следующий день уничтожил ещё три самолёта. В боях с элитными немецкими пилотами 52-го ягдгешвадера Франтишек заслужил репутацию отважного, но недисциплинированного лётчика. Он неоднократно покидал строй, вырываясь вперёд. Это было храбро, но опасно для жизни, и КВВС пришлось прикрутить чеху фитилёк. Отвага необходима пилоту, но прославленных асов от мёртвых отличают дисциплина и трезвость мысли. Ну и ещё удача.

Алексей Костенков

Правда, пан Франтишек видел в гробу чехословацкое командование с генералами, правительство в изгнании и лично президента Бенеша. Начальство отвечало ему взаимностью и хотело бы видеть его не в небе, а подальше за решёткой. Поэтому Франтишек летал в польской эскадрилье — с польскими лётчиками он сблизился в силу отчаянного и гордого характера, который они ценили при всей неприязни к чехам.

Пилоты 303-й (польской) эскадрильи, Франтишек стоит на заднем плане у двери

Урбанович в августе 1940 года был временно зачислен в 145-ю эскадрилью и сражался с «мессершмитами» и «юнкерсами-88» над проливом. По слухам, одним из первых сбитых им немцев оказался ас Иоахим Шлихтинг, но историки в этом не уверены. Далее, 21 августа Урбановича направили в 303-ю эскадрилью к другим полякам. Через две недели он стал её командиром. За сентябрь список сбитых им «мессершмитов» и «дорнье» увеличился, и лётчик даже был удостоен Серебряного креста из рук генерала Сикорского. С 15 победами Урбанович вошёл в десятку лучших асов Битвы за Британию со стороны союзников.

Франтишек, впрочем, обогнал его, сбив девять немецких истребителей и семь бомбардировщиков за сентябрь 1940 года, за что удостоился медали «За выдающиеся лётные заслуги». Но восьмого октября «Харрикейн» Франтишека потерял управление и разбился, пилот погиб. До сих пор неизвестно, что стало причиной катастрофы — механическая неисправность или ошибка пилота.

Марк Генри Браун был сбит в середине августа 1940 года, но выпрыгнул с парашютом. После Битвы за Британию его направили на Ближний Восток, где он бился в небе над Мальтой. Во время налёта на итальянский аэродром в ноябре 1941 года он был сбит зенитным огнём и погиб. Итальянцы похоронили аса, имевшего на счету 17 сбитых, с воинскими почестями.

Макнайт патрулировал небо над Англией, отражая атаки на базы КВВС. В ноябре 1940 года, после боя с бомбардировщиками над Темзой, он получил звание флаинг-офицера. В январе 1941 года он вылетел на боевое патрулирование французской территории, где его группа была встречена плотным зенитным огнём и попала в засаду немецких истребителей. Домой Макнайт не вернулся.

Куттельвашер слишком поздно получил приказ эвакуироваться в Британию. Его эскадрилью перевели в Алжир, но после капитуляции Франции 22 июня 1940 года все иностранные пилоты были уволены. Куттельвашер отправился в Марокко, а оттуда попал в Британию и вступил в КВВС. Первую свою победу на британской службе он одержал над побережем Франции только в 1941 году. Куттельвашер стал известным ночным истребителем и заслужил прозвище «Ночной жнец» за выполнение рискованных заданий.

Алексей Костенков

Куттельвашер — единственный пилот, который умудрился на «Харрикейне» сбить три бомбардировщика за четыре минуты. Он по ночам кружил над немецкими аэродромами на французском берегу и ждал взлёта или посадки вражеских машин. Три He-111 ему удалось поймать в прицел четырёх пушек своего самолёта в ночь с четвёртого на пятое мая 1942 года.

Всего на британской службе ему удалось сбить 18 вражеских машин — больше, чем кто-либо ещё из чехословацких пилотов в годы войны. Правда, служил он не в чехословацких эскадрильях, а в обычных частях Королевских ВВС.

Есть вероятность, что его счёт ещё выше — но французские данные о возможных победах Куттельвашера до эвакуации через пролив сгинули в пламени войны.

Карел Куттельвашер (справа) с британскими коллегами

Витольд Урбанович в 1941 году перебрался в США и вступил в американские ВВС. Теперь он бился не с «мессершмитами» на «Харрикейне», а с «накадзимами» на P-40. Говорят, за всё время службы враг ни разу не смог попасть в его самолёт — хотя я не уверен, что это правда.

Алексей Костенков

В Китае в составе «Летающих тигров» Урбановичу довелось воевать недолго — с октября по декабрь 1943 года. Там ему удалось добиться двух подтверждённых побед, в обоих случаях это были японские армейские Ki-44. Впрочем, сам Урбанович считал, что сбил в Китае больше. Некоторые говорят об 11 машинах — но подтверждений этому нет.

Впрочем, его общий счёт в 17 подтверждённых побед и так трижды перекрывает «норму» звания аса. Возможно, он сбил бы и больше — но его редкое для поляков военного времени идеальное знание английского языка ещё в 1941 году перевело его из пилотского кресла в дипломатическое. В Китае он просто «дорвался» снова до любимого дела.

Это лишь несколько историй об асах в изгнании. Удивительно, что смогли пережить эти люди. Подобная отвага в столь суровых обстоятельствах может показаться в наши дни чем-то необычным, но забывать о тяготах и лишениях войны мы не должны. Подобных историй много, и я хотел бы, чтобы вы отыскали и прочитали их самостоятельно.

Ваш полёт — эхо в истории

В этом интервью я хочу поговорить кое о чём необычном. Лётчики-асы это одно, но мы сейчас о другом. Вы вот рок-звёзды, так? Это факт, не надо скромничать. Каждый наш зритель знает, что вы — звёзды. Но концепция «звёзд» менялась со временем. Сейчас это рок-звёзды. В 1850-е, например, были такие люди, как Енни Линд, — оперные звёзды. «Герои клезмера» в 1880-е. Но в годы Первой мировой тогдашним аналогом рок-звёзд были лётчики-асы. Вообще, интересно: если посмотреть на XIX и XX век, мы в каждом десятилетии найдём какой-то аналог рок-звёзд. А вот я думаю, если заглянуть дальше, век в XVI к примеру, — кто тогда был «рок-звездой»? Вот в Тридцатилетнюю войну?

Пэр: Рыцари, наверное.

Инди: Крылатые гусары!

Пэр: Может, они, да.

Инди: Мы точно знаем, что они были звёздами!

Пэр: Рыцари определённо были звёздами. Выступали на турнирах — это можно считать аналогом концертов.

Инди: Как считаешь — правда ли, что современному обществу, особенно молодёжи, нужны звёзды? Молодёжи точно нужны какие-нибудь кумиры.

Пэр: Мне кажется, в будущем звёзды будут становиться всё менее реальными. Уже в наши дни звёзды и кумиры — это супергерои из фильмов. Нынешние фильмы и сериалы стали очень реалистичными.

Инди: Да, не то что я в детстве смотрел.

Пэр: Поэтому несложно поверить, что их персонажи — настоящие живые люди. Для многих сейчас они становятся «рок-звёздами», примерами для подражания. Они продвигают некую идеологию, образец поведения, и вдохновляют следовать ему.

Инди: Тот же Человек-паук. «С большой силой приходит большая ответственность».

Пэр: Например.

Инди: Очень интересная мысль. При нынешнем уровне компьютерной графики всё это и правда неотличимо от реальности. Если бы мне было десять и я посмотрел бы кино про Человека-паука, я бы не подумал, что это спецэффекты. В наше время были, конечно,   «Звёздные войны», но большинство прочих фантастических фильмов смотрелись очень ненатурально, даже по меркам десятилетнего пацана. Но они всё равно были интересными, конечно.

Пэр: Да, потому что сюжеты были интересные. Поэтому пересматривать старые фильмы приятно. Аналогично и с музыкой — всегда приятно послушать музыку из 1970-х. Песни отличные — качество записи, может, и не такое хорошее, как делают сейчас, но сами песни душевные. То же и с фильмами. К тому же мы тогда не были избалованы современной графикой.

Инди: Кстати, о фильмах про Человека-паука. Мой самый любимый из тех, что вышли в последнее время, — это не «живой» фильм, а мультипликационный: «Через Вселенные». Смотрел его?

Пэр: Нет.

Инди: Ну это прям ваще… такое… Два раза смотрел. На все деньги прямо. Не реклама — просто иди и посмотри «Через Вселенные». Это будет твоё домашнее задание. Отличный мульт.

Пэр: То есть мы тут собрались поговорить про асов в изгнании…

Инди: Да!

Пэр: А говорим про Человека-паука?

Инди: Про звёзд! Человек-паук — звезда современности!

Пэр: Тоже верно. И на этом мы закончим?

Инди: На этом мы закончим. Думаю, самое время. Ну что ж, мы говорили с вами из Минска. Ещё раз спасибо World of Tanks за студию. Увидимся через неделю!

Пэр: На канале «История с Sabaton»!

Инди: Ура!

Пэр: Нам очень нужна ваша поддержка! Подписывайтесь, помогайте нам на Patreon, кликайте колокольчик — и тогда мы увидимся ещё не раз.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.В следующей статье серии читайте о войне во Вьетнаме — в новом выпуске «Истории с Sabaton» >>

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий