Самая большая в мире мышь: сверхтяжёлый танк «Маус»

Танковая булимия

Столкнувшись с русскими танками КВ — толстобронными здоровяками, вооружёнными орудиями калибром вплоть до 152 мм, — немцы, видимо, твёрдо решили уже ничему не удивляться. Поэтому сообщения разведки, согласно которым РККА должна был обзавестись танками ещё «тяжелее», восприняли с полной серьёзностью — и решили действовать на опережение.

В марте 1942 года на фирмы «Крупп» и «Порше» свалился не совсем обычный заказ. «Порше» должен был создать шасси для нового «убертанка», а «Крупп» — разработать и изготовить башни для будущих монстров. Масса ещё не рождённого детища должна была достичь сотни тонн.

Много это или мало? Это как посмотреть…

Если сравнивать с тем же КВ или ИС-2, то много. Но для здоровенной дуры этого, конечно, не хватало. Тем более вооружать танк планировали под стать защите — как минимум 128-мм орудием на базе большой зенитки. Хотя могли и 150-мм или 170-мм поставить — по крайней мере подумывали на каких-то стадиях.

Видимо, немцы что-то подозревали о ещё не созданном в закромах враждебной Англии «Вархаммере». Только так можно обосновать факт, что в разные моменты проектирования они подумывали добавить в танк ещё и 20-мм (а то и 37-мм!) автопушку для стрельбы по самолётам — и огнемёты, расположенные, что характерно, сзади.

Прототип «Мауса»

Несмотря на то, что от большей части этой дури отказались, масса проектируемого «Мауса» уверенно росла. К маю 1942 года она увеличилась до 120 тонн. Чем больше проходило времени, тем яснее становилось, что конструкторы не смогут впихнуть задуманную машину в заданные рамки. Осенью «бумажный» танк перевалил за полторы сотни тонн, а весной 1943 года дорос до почти 180. А изготовленный прототип в итоге весил все 188 тонн!

Щедрый заказ и реальность

Тем не менее, машина понравилась почти всем — кроме разве что инспектора танковых войск Гудериана. И летом 1943 года немцы смело решили ухнуть средства в производство целых 140 «маусов»! Для начала. Потом, правда, одумались и урезали задумку — сошлись, что на первое время ограничатся пятью штуками в месяц.

Гитлер осматривает новый уберпанцер

Но тут в дело вмешались англичане, которым ещё предстояло создать в будущем свой «Вархаммер». Конкуренции в этом деле они явно не терпели и прислали 700 бомбардировщиков, которые разнесли заводы Круппа в Эссене и нанесли чувствительный удар по проекту сверхтяжёлого танка.

Отсрочка оказалась фатальной. Осенью 1943 года приняли решение изготовить два прототипа и испытать. А к июлю 1944-го дела шли настолько плохо, что было приказано вообще вернуться в реальность и забыть про сверхтяжёлые танки.

Это, правда, не значило, что на проекте поставили крест, — настроения в верхушке рейха были довольно изменчивые, и испытания потихоньку продолжались.

Не такой уж и беспомощный

«Те самые» два прототипа немцы всё же успели построить. Ну как «два» — скорее полтора, потому что на пару шасси приходилась только одна башня. Но для испытания с лихвой хватало и этого.

«Маус» на ходовых испытаниях

Как ни странно, двухсоттонная машина показала себя хорошо — «Маус» ездил, преодолевал уклоны, управлялся легко и без особых проблем. Он даже был относительно проворным в маневрировании — ну, для своих размеров.

Правда, в процессе испытатели увлеклись и загнали танк в заболоченную местность, где тот радостно увяз по самую башню.

Проблему решили без особых изысков, подогнав 20 солдат с лопатами и несколько крупных домкратов.

Солдаты откапывают «Маус» на испытаниях зимой 1943-44-го

Вывод был однозначный — танк вполне мог передвигаться по полю боя и приносить пользу. Но до встречи с противником полтора «Мауса» так и не дожили — при приближении советских войск танки безжалостно взорвали.

Русские, получив выведенные из строя прототипы, проявили к ним интерес — из них был собран неходовой танк. Его привезли под Москву и обстреляли в Кубинке, после чего сдали туда на хранение. Под переплавку уникальное изделие, к счастью, не пошло, и сегодня самый тяжёлый трофей в мире можно увидеть в Кубинском танковом музее.

Советский солдат осматривает подорванный «Маус» на полигоне в Куммерсдорфе

Как победить полторы сотни «маусов»

Если бы что-то пошло не так, немцы вполне могли построить свои 140 «маусов». Что могло ждать РККА при встрече с этими мастодонтами? Какие слабые места можно было использовать?

Первый недостаток, который приходит в голову, — огромная масса, исключающая использование мостов. Это доставило бы немцам серьёзные проблемы, но не сделало бы «маусы» бесполезной игрушкой — конструкторы не были оторванными от реальной жизни дурачками и разрабатывали для танка систему подводного вождения.

Вторая «ахиллесова пята» звучит серьёзнее — расход топлива у танка был даже не конский, а титанический: 350 литров на сот… нет, на десять километров! Учитывая проблемы с горючим в конце войны, 140 активно используемых «маусов» могли бы сделать для союзников больше, чем авиакрыло   «летающих крепостей» или танковая бригада Т‑34.

Кроме того, «Маус» не был неуязвимым.

Чтобы его уничтожить, не надо было даже ронять на беднягу десятитонную бомбу.

Борт корпуса танка можно было пробить из орудий Су-100 или ИС-2. Да, для этого следовало подобраться поближе, да, требовался удачный угол вхождения снаряда. Это было отнюдь не простым, но вовсе не заведомо гиблым делом.

А ещё, столкнувшись с «маусами», воюющие стороны чем-нибудь бы пожертвовали и активно налегли на производство подкалиберных снарядов — что уменьшило бы его шансы ещё сильнее.

«Маус» стал бы для наших войск чем-то подобным танку КВ для немцев. Опаснейший противник, которого можно победить, если сильно постараться. Но, в отличие от КВ, он был крайне непрост в производстве и фантастически тяжёл и прожорлив. И говорить о «мышином потопе» не пришлось бы — даже «кениг тигров» немцам удалось выпустить меньше 500 штук.

Так что конца света бы не получилось.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий