itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Британцы бросили французов: 8 «школьных» заблуждений об эвакуации из Дюнкерка

Успешную эвакуацию войск Британского экспедиционного корпуса практически сразу прозвали «Чудом Дюнкерка». Попытки дать простые объяснения событиям конца мая — начала июня 1940-го породили плотно укоренившиеся мифы. Попробуем развеять некоторые из них и разобраться, как же удалось спастись из немецкого капкана практически обречённым на уничтожение войскам союзников.

/
14K
67
73
299
Серия:

В предыдущей статье серии читайте о приходе к власти итальянских фашистов.

Успешную эвакуацию войск Британского экспедиционного корпуса практически сразу прозвали «Чудом Дюнкерка». Попытки дать простые объяснения событиям конца мая — начала июня 1940-го породили плотно укоренившиеся мифы. Попробуем развеять некоторые из них и разобраться, как же удалось спастись из немецкого капкана практически обречённым на уничтожение войскам союзников.

1. Английскую армию спас «стоп-приказ» Гитлера

Двадцать четвёртого мая 1940 года наступление немецких танковых дивизий на севере Франции затормозилось. Силы, охватывавшие с запада «северную» группировку войск союзников, получили приказ остановиться на линии каналов, проходившей с севера на юг к западу от Дюнкерка. В массовом сознании именно этот «стоп-приказ», утверждённый лично Адольфом Гитлером, и помешал стальной лавине немецких танков захватить последний крупный порт на северном побережье Франции, доступный для эвакуации войск союзников.

Стрелкой показана стоп-линия, на которой должны были остановиться немецкие танковые дивизии
Стрелкой показана «стоп-линия», на которой должны были остановиться немецкие танковые дивизии

На самом деле «стоп приказ» танковым дивизиям корпусов Гота, Гудериана и Рейнгардта был отдан штабом группы армий «А» ещё накануне, в 20:00 23 мая 1940 года. На момент получения приказа подавляющая часть этих немецких соединений была ещё довольно далеко от указанной Рундштедтом линии остановки. Фактически этот приказ влиял только на действия сил генерала Гудериана. А если быть точным, то только на небольшую их часть.

К вечеру 23 мая дивизии 19-го танкового корпуса были разбросаны на огромном пространстве Северной Франции. 2-я танковая дивизия штурмовала порт Булонь, 10-я танковая дивизия занимала исходные позиции для штурма главного порта снабжения англичан — Кале. Непосредственно приказ коснулся только 1-й танковой дивизии с частями усиления.

Впрочем, Гудериан весьма вольно относился к приказам сверху, если они, по его мнению, не соответствовали оперативной обстановке.

«Стремительный Гейнц» буквально только что, 16 мая, волевым решением нарушил аналогичный приказ — и это привело к стратегическому успеху. Разумеется, в ситуации, когда последний крупный порт, доступный противнику, находился на расстоянии вытянутой руки, он не мог остановиться просто так.

Гейнц Гудериан
Гейнц Гудериан

Двадцать четвёртого мая 1940 года, вопреки требованиям «стоп-приказа», части 19-го танкового корпуса форсировали канал Аа в двух местах. Полк «Великая Германия», оперативно подчинённый 1-й танковой дивизии, захватил плацдарм на восточном берегу канала в городе Сен-Жорж, создав предпосылку для рывка на Дюнкерк. До него оставалось менее 20 километров по прямой. Немного южнее полк СС «Лейбштандарт АГ» захватил городок Ваттан, расположенный на одноимённом холме, с которого невооружённым взглядом были видны портовые сооружения Дюнкерка.

Поскольку эти действия создавали прямую угрозу Дюнкерку, союзники не могли оставить их без внимания. Уже на следующий день, 25 мая 1940 года, боевые группы, сформированные из остатков 21-й пехотной дивизии французов, контратаками вышибли немцев на западный берег, причём в Ваттане французы захватили серьёзные трофеи. Решающим фактором, определившим неудачу гитлеровцев, стало тотальное превосходство артиллерии противника: у французов случились под рукой мобильные батареи тяжёлых орудий береговой обороны Дюнкерка, в то время как вся артиллерия Гудериана была занята у Кале и Булони.

Ключевым моментом для понимания значения «стоп-приказа» является то, что во время его действия речь об эвакуации боевых частей союзников ещё не шла.

Телеграмма военного министра Энтони Идена, предписывавшая войскам британского экспедиционного корпуса (БЭК) прорываться на север и эвакуироваться в Великобританию, была доставлена в штаб главнокомандующего англичан лорда Горта в 10:30 утра 26 мая 1940 года. Военный совет союзников, на котором обсуждались детали отхода и эвакуации, состоялся следующим утром в городке Кассель, расположенном на половине пути между английскими войсками и Дюнкерком, в 20 километрах восточнее «стоп-линии».

Через час после окончания совета город был окружён немцами: накануне вечером «стоп — приказ» Гитлера был отменён и утром 27 мая шесть немецких танковых дивизий перешли линию каналов. То, что они не успели перерезать дорогу, по которой англичане вывели свои войска в Дюнкерк, объясняется исключительно упорным сопротивлением небольших сил союзников, вставших на пути немецких танков.

2. Гитлер сознательно позволил англичанам уйти, чтобы заключить с Великобританией почётный мир

Британцы бросили французов: 8 школьных заблуждений об эвакуации из Дюнкерка

Поскольку Гитлер не был телепатом, ему приходилось управлять своими подчинёнными путём отдачи приказов, которые сохранила для нас история. Двадцать четвёртого мая 1940 года, сразу же после утверждения «стоп-приказа», фюрер подписал директиву ОКВ номер 13. Первый пункт директивы поставил войскам группы армий «В» прямую задачу: «уничтожить концентрическим ударом окружённые в Артуа и Фландрии франко-англо-бельгийские силы».

Никаких оговорок про необходимость отпустить англичан на остров по «политическим мотивам» в директиве не было.

Операция по уничтожению отрезанной группировки союзников началась в этот же день. В полдень в наступление перешли двенадцать пехотных дивизий 6-й и 18-й армий фон Бока, удар которых прорвал фронт бельгийской армии и отсёк бельгийцев от англо-французских сил. После прорыва три левофланговые дивизии немцев повернули на запад, чтобы замкнуть кольцо окружения вокруг главных сил союзников. По замыслу нацистов, до эвакуации противника из Дюнкерка дело попросту не должно было дойти — удар фон Бока отрезал бы пути отступления англо-французским войскам. Впоследствии немецкое командование неоднократно осуществляло похожие манёвры на окружение противника. План гитлеровцев оказался не реализован в полной мере по чистой случайности.

Утром 25 мая 1940 года английская разведгруппа из состава 3-й пехотной дивизии генерал-майора Монтгомери, действуя в оперативном немецком тылу, устроила засаду, в которую попал немецкий штабной автомобиль офицера связи подполковника Кинцеля. В машине были захвачены важные документы, включая план наступления 6-й армии немцев, который немедленно доставили в штаб командующего БЭК генерала Горта. Оценив замысел противника, лорд Горт принял личное полководческое решение: 5-я и 50-я пехотные дивизии, которые должны были принять участие в наступлении союзников на юг, немедленно перебрасывались для прикрытия стыка с бельгийской армией.

Официальная британская история так озвучивает этот судьбоносный момент кампании:

«В 18:00 25 мая 1940 года лорд Горт уже принял своё самое важное за всю кампанию решение. Не ожидая санкции французского командующего, он приказал 5-й и 50-й дивизиям прекратить подготовку к наступлению в южном направлении, назначенному на 26-е, и немедленно двинуться к угрожающему разрыву между английской и бельгийской армиями. Тем самым он спас английские экспедиционные силы».

Войска союзников ждут эвакуации на пляже в Дюнкерке
Войска союзников ждут эвакуации на пляже в Дюнкерке (источник фото)

Британские дивизии заняли оборону по рубежу реки Ипр, удержав горловину создающегося мешка. Это позволило основным силам БЭК начать отход к Дюнкерку, ускользнув из немецких лап.

Очень характерный эпизод, наглядно иллюстрирующий отношение немцев к противнику, произошёл второго июня, когда эвакуация англичан была уже практически завершена. В Дюнкерке скопилось большое количество лежачих раненых. Английские власти решили обратиться с призывом непосредственно к немецкому командованию. Обращение по радио, сделанное открытым текстом в 10:30 утра, гласило:

«Положение с ранеными очень тяжёлое. В течение дня должны курсировать госпитальные суда. Ждём, что противник будет соблюдать Женевскую конвенцию и воздержится от нападения».

Важная деталь: в отличие от «условно» госпитальных «Армении» и «Вильгельма Густлова», для проведения эвакуации раненых в Дюнкерке англичане задействовали госпитальные суда «Уортинг» и «Париж», полностью соответствующие требованиям конвенций. Они были зарегистрированы как госпитальные суда, несли соответствующую окраску, не были вооружены, использовались исключительно по прямому назначению и действовали без эскорта и прикрытия с воздуха. Несмотря на это, оба корабля были атакованы немецкими самолётами, причём повреждения «Парижа» привели к тому, что судно затонуло.

Кадр из фильма Дюнкерк 2017 года
Кадр из фильма «Дюнкерк» 2017 года
Реальное фото атаки на госпитальное судно в Дюнкерке
Реальное фото атаки на госпитальное судно в Дюнкерке

3. Герман Геринг обещал фюреру, что сможет стереть англичан с лица земли силами люфтваффе

Этот миф обычно удивительным образом мирно соседствует с предыдущим, утверждающим, что Гитлер сознательно отпустил британцев из Дюнкерка. На самом деле задача по «воспрепятствованию попыткам прорыва английских частей из кольца окружения и их переправе через Ла-Манш» была поставлена немецкой авиации всё в той же директиве № 13 от 25 мая 1940 года. В это самое время Герман Геринг был занят совершенно другими вопросами.

Двадцать шестого мая 1940 года, в день, когда началась эвакуация из Дюнкерка, штабы четырёх авиакорпусов были собраны у командующего люфтваффе для проработки планов дальнейших действий против Франции до момента начала сухопутного наступления по плану «Рот». По результатам совещания был разработан план «Паула»: к ударам по Франции привлекалось 1100 самолётов 2-го и 3-го воздушных флотов. Операция началась третьего июня, в день окончания эвакуации из Дюнкерка и за два дня до начала немецкого наступления на юг.

4. Англичане спасали только свои войска, оставив французов на произвол судьбы

Всего в ходе эвакуации в Великобританию доставили 338 662 человека, из них 143 620 человек были французскими военнослужащими. Из общего числа спасённых только 20 250 человек перевезли французскими кораблями и судами, соответственно, подавляющее число французов вывезли англичане.

Тридцатого мая 1940 года премьер-министр Черчилль отдал специальное распоряжение, требовавшее проводить эвакуацию французских войск наравне с английскими.

Уже после того, как всех британских солдат вывезли из Дюнкерка, английский флот продолжал эвакуационные мероприятия в полном масштабе.

Союзнический интернационал спасается бок о бок
Союзнический интернационал спасается бок о бок

Третье июня 1940 года должно было стать последним днём эвакуации. В Дюнкерке оставались лишь французские войска, численность которых французское командование оценило в 25 000 человек. Исходя из этих данных, английский флот сформировал наряд сил, способный поднять до 30 000 солдат и офицеров. В 22:30 французские войска по обводу оборонительного периметра начали отход к порту, скрытно оставляя свои позиции. Однако отходившие по приказу бойцы оказались оттеснены дезорганизованными толпами дезертиров, беглецов и тыловиков, которые до этого момента укрывались в городе.

В последний день эвакуации из Дюнкерка вывезли 26 175 человек. По немецким данным, после падения города в плен попало до 40 000 солдат и офицеров, включая практически весь арьергард союзников. Таким образом, французская оценка остававшихся в Дюнкерке людей оказалась занижена втрое, что явилось причиной фиаско последнего дня эвакуации.

5. Английские войска были эвакуированы из Дюнкерка «малыми» судами

«Малые суда Дюнкерка» — частные корабли, использованные англичанами в ходе проведения операции «Динамо» — стали одним из наиболее известных символов эвакуации. Двенадцать малых судов, принимавших участие в операции, снимались в фильме К. Нолана.

Не все «малые суда» были маленькими. В их число входил, например, колёсный пароход «Медуэй Куин» водоизмещением 300 тонн, совершавший самостоятельные рейсы из Дюнкерка в Дувр. Но основная масса представляла собой прогулочные катера и лодки, способные совершить выход в открытое море только при благоприятных погодных условиях.

Колёсный пароход Медуэй Куин
Колёсный пароход «Медуэй Куин»

Эти плавсредства доставлялись в Дюнкерк порожняком, на буксире траулеров, связанные в длинные цепочки. Дошли до цели не все, несколько связок судов утонуло во время буксировки.

Главной проблемой эвакуации было то, что в Дюнкерке не было необходимой инфраструктуры для погрузки людей на борт больших кораблей.

Именно эту проблему попытались решить с помощью малых судов.

Обладая малой осадкой, они подходили к берегу так близко, что эвакуируемые могли забираться в них прямо из воды. Затем солдат доставляли к большим транспортным кораблям, ожидавшим на рейде. Однако такой способ погрузки был очень трудоёмким и медленным, поэтому уже в первый день эвакуации вопрос посадки был решён кардинальным способом: корабли начали швартоваться к Дюнкеркскому молу, откуда и было вывезено подавляющее число эвакуированных — 239 555 человек.

Ожидание посадки на моле
Ожидание посадки на моле

Малые суда переключились на сбор с пляжей Дюнкерка людей, которых затем доставляли на борт транспортов. С пляжей вывезли 98 671 человек.

Больше половины из них с берега забрали плоскодонные тральщики. Некоторые имели колёсные движители, благодаря чему могли подходить непосредственно к берегу, принимать на борт людей и затем самостоятельно везти их в Дувр.

Экипажи «малых» судов на 90% состояли из офицеров и резервистов военно-морского флота, в экстренном порядке призванных на службу. Волонтёров использовали только в случае, если они действительно были профессионалами своего дела. Как правило, речь шла об экипажах рыболовецких траулеров.

Никакой самодеятельности не допускалось. Для успешной эвакуации в первую очередь были важны дисциплина и чёткое подчинение приказам.

Гражданским лицам эти качества, как правило, не свойственны.

В конечном итоге больше всего людей было вывезено эскадренными миноносцами — 103 399 человек; на втором месте — пассажирские суда: 74 830 человек; на третьем оказались тральщики (включая колёсные) — 52 068 человек. Малые суда внесли свою важную лепту в дело эвакуации из Дюнкерка, но основная тяжесть легла на большие и скоростные корабли английского флота.

6. Сухопутные войска немцев не пытались захватить Дюнкерк

Ещё до того, как в Дюнкерк успели отойти основные силы союзников, немцы предприняли две попытки овладеть портом.

Первая танковая дивизия корпуса Гудериана пыталась прорваться к Дюнкерку с запада, наступая вдоль побережья Ла-Манша. Двадцать четвёртого мая в районе будущего наступления прошли сильные дожди, и местность в низинах между каналов превратилась в непролазную грязь. Наступать там большой массой танков было невозможно, поэтому Гудериан сосредоточил в районе наступления всю имевшуюся в 19-м корпусе артиллерию. Мощный огневой кулак прокладывал путь пехоте «Великой Германии» и 1-й танковой дивизии.

Французские части береговой обороны и сводные группы боевых частей оказали немцам настолько серьёзное сопротивление, что Гудериан был вынужден отказаться от дальнейшего продвижения.

Захваченное французское противотанковое орудие недалеко от Дюнкерка
Захваченное французское противотанковое орудие недалеко от Дюнкерка

И если в своих мемуарах Стремительный Гейнц сокрушался об упущенной возможности взять Дюнкерк, то в журнале боевых действий 19-го корпуса он писал совсем иное: «Дальнейшее продолжение наступления приведёт к бессмысленным потерям в наших лучших войсках».

Ещё одна, менее известная попытка была предпринята войсками группы армий «В» фон Бока. Вечером 27 мая командование бельгийской армии приняло немецкие условия капитуляции, согласно которым сопротивление бельгийцев прекращалось в четыре часа утра следующего дня.

Капитуляция бельгийской армии означала, что войскам группы армий «В» была открыта прямая дорога на Дюнкерк.

Союзникам надо было как-то закрыть дыру в своих боевых порядках, а командующему группой армий «В» фон Боку хотелось успеть залезть в эту дыру и потрогать союзников за мягкое вымя.

Началась гонка к городу Ньивпорту, где находился мост через реку Изер. По нему должен был пройти оборонительный периметр эвакуации. Задача фон Бока осложнялась тем, что к 28 мая в составе его группы армий «В» не осталось ни одного подвижного соединения. Получив сообщение от бельгийцев о принятии условий капитуляции, он приказал сформировать в 208-й и 256-й пехотных дивизиях подвижные отряды на имевшемся под рукой транспорте и немедленно после прекращения огня бросить их на Ньивпорт.

Матильда прикрывает отступление английской пехоты к Дюнкерку
«Матильда» прикрывает отступление английской пехоты к Дюнкерку

Надо отдать фон Боку должное: передовой отряд 256-й пехотной дивизии прибыл в пункт назначения уже в 11 часов утра 28 мая и с ходу захватил мост.

Буквально через несколько минут в город с запада ворвались английские бронемашины 12-го уланского полка. Их отправил туда командующий английскими войсками лорд Горт после того, как бельгийцы сообщили союзникам о своём решении. Силы противников были примерно равны, и исход боя зависел от того, кто первым получит подкрепление.

У англичан оказался рояль в кустах: в разгар сражения немцев с тыла атаковала… французская пехота.

Это были части 60-й пехотной дивизии, которые успели повоевать в Нидерландах, а после разгрома голландской армии отошли в Бельгию. Непосредственно перед принятием немецких условий капитуляции главнокомандующий бельгийской армией Леопольд III приказал передать французам автотранспорт, чтобы они могли быстро покинуть территорию страны.

Немцы были выбиты из Ньивпорта, союзники подорвали мост и заняли оборону по берегу реки, сформировав восточный рубеж оборонительного периметра, куда уже отходили главные силы британского экспедиционного корпуса.

7. Немцы легко могли предотвратить эвакуацию англичан

ВМФ Германии понёс тяжёлые потери в ходе Норвежской кампании, поэтому к атакам на армаду судов и кораблей союзников, задействованных в эвакуации, могли быть привлечены мизерные силы: три подводные лодки и девять торпедных катеров. Это были все наличные боевые единицы немцев.

Хотя действовали они очень успешно, их попросту было слишком мало для нанесения серьёзного ущерба англичанам.

За время проведения операции «Динамо» немецкие торпедные катера потопили и вывели из строя три эскадренных миноносца, транспорт и два траулера союзников, ещё один эсминец — на счету подлодки.

Наибольшей угрозой для прижатых к Дюнкерку войск союзников были сухопутные немецкие войска. Фрицы так и не смогли организовать решительный штурм, что воспринимается многими как доказательство, что англичан просто сознательно отпустили.

Британцы бросили французов: 8 школьных заблуждений об эвакуации из Дюнкерка

Чтобы разобраться с этим мифом, надо взглянуть на сложившуюся к концу мая ситуацию на стратегическом уровне. Над немецким командованием довлел призрак повторения ситуации 1914 года, когда казалось бы разбитая в приграничном сражении французская армия смогла собраться и перевести войну в позиционную фазу.

Авторы мемов про загорелые подмышки и белые флаги ещё не родились, а как умеют драться французы Гитлер и его генералы знали на собственном опыте.

Уже 25 мая 1940 года фюрер отдал приказ о проведении операции «Рот», целью которой был окончательный разгром Франции. Кампанию требовалось провести в сжатые сроки, она должна была начаться не позднее пятого июня 1940 года.

За десять дней немецкие войска должны были сосредоточиться в исходных районах для наступления, восполнить потери и подвезти необходимые запасы топлива и боеприпасов, попутно разгромив северную группировку противника. Поэтому головы командующих вермахта были заняты подготовкой будущей операции. Предполагалось, что наступление, начатое 25 мая 1940 года, приведёт к окружению англо-французских сил, однако в котёл попали только семь французских дивизий. Англичане успели ускользнуть из немецкого окружения. Погоня и уничтожение БЭК не вписывалась в график проведения операции «Рот».

В результате сложилась такая ситуация, при которой казалось, что никому нет дела до Дюнкерка — задача на штурм города попросту не стояла ни перед Рундштедтом, ни перед фон Боком. В конечном итоге 31 мая 1940 года ответственным за захват порта и разгром прижатой к морю группировки противника был назначен командующий 18-й армией генерал Кюхлер. Однако к моменту его назначения больше половины союзников уже вывезли в Великобританию, а оставшиеся войска эвакуировали быстрее, чем немцы смогли подготовить операцию.

Привет для Томми. Немцы провожают англичан увесистыми подарками
«Привет для Томми». Немцы провожают англичан увесистыми «подарками»

Оставалась проверенная палочка-выручалочка немцев — люфтваффе. Немецкие ВВС приложили серьёзные усилия для срыва эвакуации союзников, совершив в ходе девятидневной эпопеи Дюнкерка 1882 вылета ударных самолётов. Однако и это не смогло помешать успешному завершению операции «Динамо».

Немецкая авиация уничтожила портовую инфраструктуру Дюнкерка, нанесла серьёзнейшие потери флоту союзников, но задача по эвакуации личного состава БЭК была выполнена в полном объёме. Главная причина неуспеха немецкой авиации заключалась в том, что союзники сумели привлечь к спасению своих солдат просто чудовищное количество судов и кораблей. Нанесённые немцами потери немедленно компенсировались новыми кораблями и судами, прибывавшими в распоряжение командующего операцией.

Безусловно, сыграли свою роль и условия, в которых проводилась эвакуация. Близость точек погрузки и разгрузки обеспечивала высокую оборачиваемость плавсредств, которая зависела в основном от пропускной способности портов.

Кроме этого, ВВС Второй мировой войны были плохо приспособлены для действий в ночное время и в условиях плохой погоды, в то время как на возможность проведения эвакуации эти факторы влияли в значительно меньшей степени. Из-за учёта погодных факторов полноценно немецкая авиация использовалась в течение двух с половиной дней — в остальные дни низкая облачность, дождь и туман не позволяли люфтваффе в полной мере проявить себя.

После того как днём первого июня 1940 года хорошая погода позволила немцам действовать в полную силу — что привело к самым большим дневным потерям в корабельном составе союзников, — англичане попросту начали проводить эвакуацию исключительно в ночное время, когда вражеская авиация вынужденно бездействовала. Несмотря на это ограничение, британцы смогли вывезти за три ночи 80 000 человек. И если бы французские войска были лучше организованы — вывезли бы ещё больше.

8. Великобритания была совершенно беззащитна после эвакуации из Дюнкерка

Британцы смогли эвакуировать из Дюнкерка личный состав экспедиционного корпуса, однако практически всё тяжёлое вооружение и техника британской армии были оставлены на континенте и стали трофеями немцев.

Брошенная британская техника на пляже Дюнкерка
Брошенная британская техника на пляже Дюнкерка

Англичане потеряли 2,347 артиллерийских орудий (55% от всех имевшихся на вооружении английской армии), 509 двухфунтовых противотанковых орудий (60%) и 615 танков (47%). Было оставлено 63 879 транспортных машин, 76 000 тонн боеприпасов и снаряжения, 165 000 тонн бензина.

Тем не менее, казалось бы катастрофическая ситуация довольно быстро стала выправляться. Этому способствовал ряд факторов.

Во-первых, англичанам немедленно пришли на помощь американцы. Уже в июне 1940 года они отправили в Британию 500 тысяч винтовок М1917 «Энфилд», 25 тысяч ручных пулемётов BAR, а главное — 795 полевых 75-мм пушек с боекомплектом, которые при необходимости могли использоваться как противотанковые.

Во-вторых, согласно планам союзников, к середине 1941 года Великобритания должна была сформировать до 55 пехотных дивизий, соответственно пик формирования планировался на осень 1940 года. Шло развитие военной промышленности, которая в июне 1940 года давала в два раза больше продукции, чем в среднем за месяц с начала войны — и темпы производства вооружений продолжали расти.

Новенькие матильды, только с завода
Новенькие «матильды», только с завода

Если брать температуру «в среднем по больнице», то уже к концу июня 1940 года британцы могли полностью укомплектовать до 12 пехотных дивизий необходимым тяжёлым вооружением. Проблем со стрелковым оружием в регулярной армии не было. Нехватка ощущалась в части оснащения дивизий противотанковыми и полевыми орудиями и недостаточным (по английским меркам) числом грузовых автомобилей.

Артиллерию приходилось концентрировать в наиболее подготовленных соединениях, проблему с автомобилями отчасти позволила решить реквизиция частного транспорта. Так, части 43-й пехотной дивизии перевозились грузовиками ньюкаслских пивоварен, а 3-я пехотная дивизия генерала Монтгомери пересела на лондонские автобусы.

Лучше всего обстояла ситуация с танками. Во Франции были потеряны преимущественно старые и лёгкие машины. Набравшая ход танковая промышленность позволила быстро укомплектовать части двух бронетанковых дивизий и отдельных бригад. Более того, уже в августе 1940 года 150 новых боевых машин отправились из Англии на Ближний Восток без ущерба для боеспособности сил обороны острова.


Чудо Дюнкерка было рукотворным, оно сложилось из дисциплинированности, храбрости, самоотверженности войск и флота союзников. Оно было сотворено благодаря хладнокровному расчёту, твёрдому управлению и толике удачи.

Четвёртого июня 1940 года премьер-министр Великобритании Черчилль выступил перед Палатой общин английского парламента.

«Когда неделю назад я просил Палату общин предоставить мне сегодняшний день для заявления, — сказал он, — я боялся, что мне выпадет горькая доля объявить с этой трибуны о величайшем военном поражении за всю нашу долгую историю».

Несмотря на достигнутый успех, в финале своей речи он заявил: «Ни в коем случае не следует приписывать этому событию значения победы. Войну не выиграешь эвакуацией».

Тем не менее, спасение английских войск позволило Великобритании продолжить борьбу и в конечном итоге одержать победу над Германией в составе антигитлеровской коалиции.

В следующей статье серии читайте о том, можно выбить человека из тапочек одним выстрелом >>
Hoвости СМИ2
Битва при Сволли
Двое против тридцати

5 сентября 1612 года маленькая английская эскадра из четырех кораблей — Red Dragon, Hosiander, James и Solomon, — бросила якорь на рейде индийского порта Сурат в устье реки Тапти. Командовал ей капитан Томас Бест. Его экспедиция была последней отчаянной попыткой Ост-Индской компании наладить в здешних краях торговый пост. В 1609 году король Иаков, разозлённый отсутствием результатов, дал ей три года сроку. Если бы Бесту не удалось добиться успеха, Компании оставалось бы несколько месяцев.

26K
22
7
0
15 головоломных фактов о войне в Корее

Что мы знаем о чучхе? Ничего. И то не все. Корейская война 50-53 годов — из разряда тех исторических событий, где все участвующие стороны «предательски напали из засады», виноватых не найти, да и кому перед кем извиняться — непонятно.

67K
66
98
30
Дарфурская резня
Кровавое наступление сахарских песков

О резне в суданской провинции Дарфур все уже успели подзабыть за более яркими конфликтами. Но её стоит вспомнить в качестве примера, как изменения климата могут влиять на судьбы стран и народов.

42K
26
4
73
Война за ухо Дженкинса
«Псс, не хотите немного Casus Belli?»

«Сasus belli» — формальный повод к войне. Этот термин ввели в оборот юридически грамотные римляне, задолго до нас знавшие свои права. Классический пример повода к войне — пресловутый «сараевский выстрел». Но история знает и куда более сюрреалистические casus belli. Не правда ли, занятно, когда в названии войны присутствует часть человеческого тела? Осталось ответить на вопрос: кто, кому и что отрезал, а главное, зачем? И почему только ухо? Чего так скромно? Отправимся за ответами в не столь далёкий XVIII век.

17K
25
2
63
4 примера идиотских поражений
Когда «логику придумали трусы!»

Иногда провальность выбранной стратегии и тактики лежат на поверхности. Но тщеславие и жажда лёгкой победы настолько застилают глаза полководцам, что ведут их прямиком к позорному поражению.

39K
51
0
76
Сэндвич «Цезарь»
Самая необычная осада древности

«Пришёл, увидел, победил», — сказал про себя великий Цезарь в 47 году до н.э. Однако в 52 до н.э. крылатое выражение могло бы звучать как «пришёл, увидел, осадил». Или, если ещё точнее: «пришёл, организовал инженерно-сапёрные работы, построил осадные укрепления, чуть было не лишился головы, когда подошло галльское подкрепление, но в последний момент, благодаря контратаке и личному обаянию, всё-таки победил».

19K
26
5
93
Атака лёгкой кавалерии здорового человека
Как польская конница совершила невозможное и открыла Наполеону дорогу на Мадрид

Любители истории прекрасно знают, что такое «Атака лёгкой кавалерии» (ей посвящены и картина, и поэма, и фильм с одноимённым названием). В битве под Балаклавой элитная бригада британской конницы из-за ошибки командования угодила под перекрёстные залпы русских пушек и ружей. И хотя отчаянные британцы под ураганным огнём прорвались-таки к назначенной им целью батарее и попутно опрокинули казачий полк, контратака русских улан заставила их отступить. Бригада понесла катастрофические потери, а бой стал для бриттов образцом «слабоумия и отваги» — первое в отношении командования, второе — всадников.

28K
26
27
249
Самые глупые поводы для войны (1/2)
За что умирали люди: футбол, гуано и религиозные видения

Война — дело серьёзное. И повод для неё нужен серьёзный. Например, уникальные месторождения невредных ископаемых, фокусы с оружием массового поражения, геноцид… Но попадаются и ещё более уважительные причины.

22K
20
4
100
Самые глупые поводы для войны (2/2)

В первой части нашей подборки перечислены далеко не все идиотские причины кровопролитных войн. К сожалению, таких примеров в истории было довольно много. Вот ещё несколько.

21K
15
10
111
В лучах чужой славы: липовые ветераны

Эти люди появляются практически на каждом крупном мероприятии, посвящённом Великой Отечественной войне. Они получают свою толику славы, почёта и уважения, зачастую проникая туда, куда «простым смертным» путь оказывается заказан. Они попадают на страницы печатных изданий, в статьи, телепередачи, открытки, картины. Это — липовые ветераны.

41K
125
132
6.1K
Как отучить дезертиров сдаваться в плен — метод сержанта Глазкова

Чтобы отучить бойца переходить на сторону врага, нужен особист. Только не такой, как в «Штрафбате», а настоящий герой-чекист, способный на риск и подвиг. Таким оказался сержант НКВД Иван Глазков из 114-й стрелковой дивизии. После него желание принимать перебежчиков у противника отпало раз и навсегда.

26K
75
320
2.1K
Всегда стоят насмерть: румыны о советских солдатах и РККА

«Остаётся мёртвым, где поставил командир». В разгар битвы за Сталинград командование 3-й румынской армии разослало в свои части документ, оценивавший боевые качества Красной армии. Это исследование базировалось на оценке вермахта, которую румыны обогатили своим опытом войны с СССР. О том, как видели РККА и красноармейцев их враги, — в нашем материале.

23K
88
46
3.6K
Дизайн против функциональности: разбираем новый скафандр SpaceX

Скоро к Международной космической станции стартует новый пилотируемый космический корабль Crew Dragon! И пока все ждут этого эпохального события, мы решили разобрать последние фотографии модных скафандров, разработанных компанией SpaceX, и взяли комментарий у Николая Моисеева — специалиста по скафандростроению и основателя компании Final Frontier Design.

23K
58
93
1.9K
«Куда пропали пленные Эйзенхауэра?»: тайна миллиона солдат Третьего рейха

Злобные американцы во главе с генералом Эйзенхауэром уморили миллион немцев! Или нет? Что на самом деле случилось с солдатами Третьего рейха в американском плену — в нашей статье.

20K
94
189
460
Танк или недоразумение: как воевал Т-60

Одни говорят, что это был едва ли не худший танк войны — слабый, с малокалиберной пушчонкой, тонкой бронёй и дохлым мотором, который даже ездить без «старших братьев» не всегда мог. Другие — что именно эта машина спасла Москву. Кто же прав? И вообще, что такое Т-60 — танк или недотанк, «машина танкового шлейфа»?

20K
86
137
788
Тест: кто вы в Гражданской войне в России?

Гражданская война стала тяжелейшим испытанием в истории России. Она же подарила нам
набор ярчайших героев и антигероев. Чей образ ближе вашим устремлениям?

19K
26
56
2.6K
Почему английские лучники сражались без штанов при Азенкуре?

Известная, славная битва вошла в историю Англии — сражение при Азенкуре, когда английские лучники напрочь разбили французов. Правда, в учебниках обычно опускают один забавный факт, о котором мы вам и расскажем.

18K
77
34
2.9K
Удача, полководческий талант и дурость противника: пять неравных битв Средневековья

У вас нет денег, ваши вассалы разгромлены, а союзники готовы вонзить нож в спину. Как воевать? Спокуха! Победить сильного врага можно, даже уступая ему в численности. Немного везения, грамотные манёвры и идиотизм противника творят чудеса. Даже в Средневековье, где всем рулит рыцарская кавалерия.

17K
79
56
1.4K
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

73K
110
59
979
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

66K
62
71
591
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

63K
63
48
1.1K
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

61K
73
76
862
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

58K
78
35
719
Если бы Союз проиграл: 5 альтернативно-исторических мифов о будущем Третьего рейха

Что было бы, если бы СССР проиграл Великую Отечественную? Как заявляют фанатичные любители немецкого орднунга, в этом случае Германия стала бы непобедима, завоевала бы весь мир, вышла бы первой в космос… Вот только такая оценка не выдерживает критики. WARHEAD.SU подробно разобрал пять излюбленных тезисов рейхофилов.

51K
70
406
703
«Месть за муки»: как сражались освобождённые из плена красноармейцы

Те, кто прошёл ужасы немецкого плена, рвались в бой, едва лишь выйдя на свободу. Ими двигала жажда мести, желание расплатиться с мучителями. Вновь оказавшись в строю, они показывали себя отличными, дисциплинированными солдатами. Пример тому — участие бывших пленных в форсировании Одера в составе 47-й гвардейской танковой бригады.

45K
68
83
1.7K
10 «школьных» заблуждений о предвоенных репрессиях в Красной армии

Красную армию обезглавили перед войной. 1941 года не было бы, если бы не 1937-й. А может быть, наоборот, репрессии — это очищение? Так как же всё было на самом деле?

44K
95
353
786
Норвежцы в Карелии: разгром эсэсовских добровольцев

Норвегию оккупировали в самом начале Второй мировой. Дальнейшее участие страны в войне ограничилось подпольной войной или боевыми действиями добровольцев. Многие попали в армии союзников, но некоторые служили в СС. Именно им и не повезло оказаться в Карелии в июне 1944 года.

44K
42
70
933
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

258K
119
83
897
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

136K
36
13
81
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

133K
74
55
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

130K
95
24
869
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

101K
99
29
742
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

100K
54
32
457
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

95K
8
4
276
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе

Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.

79K
39
14
172
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

79K
29
18
346