По следам Илона Маска: зачем компании пытаются возвращать ракетные ступени?

Ракета — штука дорогая, сложная и чаще всего одноразовая. А это очень неприятно и сильно бьёт по карману. Заправка горючим и окислителем обходится совсем недорого по сравнению со стоимостью первой ступени: корпуса, баков и двигателей, которые после запуска падают обратно на Землю и годятся разве что на сдачу в пункт приёма цветного лома.

Илон Маск эту проблему решил. Да, сложно и дорого, но первые ступени Falcon 9 за редким исключением возвращаются обратно на космодром или плавучую платформу. А дальше — проверяй, дефектуй, при возможности используй второй и даже третий раз.

А если ракета совсем небольшая, как, например, Electron у американской компании с новозеландским представительством Rocket Lab? Это сверхлёгкая ракета стартовой массой всего 12,5 тонны (для сравнения: у Falcon 9 стартовая масса — более 500 тонн). Ракета может использоваться без дорогих и сложных стартовых столов и способна вывести на низкую околоземную орбиту полезную нагрузку массой до 225 килограммов, а на солнечно-синхронную — до 150 килограммов.

Ракета-носитель «Электрон»

Антон ЖелезнякЭксперт по техническим и инженерным вопросам

Ребята из Rocket Lab находятся под плотной опекой американской DARPA и выполняют заказы в пользу американского министерства обороны. Electron используется в рамках программы оперативного развёртывания космических систем тактического назначения для разработки средства доставки наноспутников на орбиты. Предполагается, что в будущем при помощи таких ракет американские военные смогут оперативно разворачивать на орбите группы разведывательных спутников на низких орбитах.

Ставить на такую ракету раздвижные опоры, как у Falcon 9 и сажать за счёт остатков топлива и собственных двигателей совсем нерационально. Ракета и так слишком мала, чтобы дополнительно усложнять и утяжелять ее. В настоящее время первая ступень Electron совершает посадку при помощи парашютов, однако удара о поверхность или воду нежные внутренности ракеты не выдерживают. Поэтому специалисты из Rocket Lab предложили подхватывать ступень в воздухе при помощи вертолёта во время спуска.

И вот в конце марта Rocket Lab провели тестирование этого способа. В качестве первой ступени использовался массогабаритный макет. Его модернизировали, добавив небольшой вспомогательный парашют, который вытягивает и стабилизирует зацепной трос. Макет ступени был поднят вертолётом на высоту более двух тысяч метров и отпущен. У него раскрылся основной купол парашюта и вспомогательный, а на высоте 1500 метров другой вертолёт, со специальным цепляющим устройством, поймал макет в воздухе и оттащил его на базу, где плавно приземлил.

В настоящее время специалисты Rocket Lab работают над подготовкой следующего испытания. Теперь предполагается ловить не массогабаритный макет, а настоящую первую ступень ракеты, только не летавшую в космос, а точно так же сброшенную с другого вертолёта. Если все получится удачно, компания планирует начать ловить ступени после запусков. Правда, пока неизвестно, каким именно образом будет определяться местонахождение вертолёта и получится ли так же ловко проделывать трюк, как на испытаниях.

Если такая схема окажется работоспособной, то Rocket Lab сможет значительно снизить издержки. Тут всё просто. Чем меньше ракета, тем меньше в стоимости запуска доля логистики, аренды космодрома и прочих затрат. Сейчас цена запуска у Rocket Lab составляет от 4,9 до шести миллионов долларов. Получится ли сэкономить всю эту сумму, спасая первую ступень и освоив её многократное использование, пока неизвестно.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий