Чумовые игры: победи эпидемию в виртуальной реальности

Мор. Утопия / Pathologic

Алексей Костенков

Город в далёкой степи, на стыке некой страны эпохи развитого дизельпанка и мира традиционных степняков. Похожий на что-то из тридцатых годов ХХ века, но странный до сюрреализма. С тягучей, тревожной и затягивающей атмосферой витающей в воздухе катастрофы. Воздух по-осеннему прозрачен, фасады домов серы и обшарпаны, и лишь кое-где — поди ещё заметь — на них выступает странная багровая парша. Власть в городе поделена между крупным капиталом, аристократией и комендантом, но потаённо продолжает делиться, словно шкура, выделанная степняками в Термитнике… Криминальных кругов в подполье тоже никто не отменял, они лишь затаились до поры.

В город приходят трое. Столичный Бакалавр медицины, одержимый борьбой со смертью. Сын местного врача и знахаря, наполовину степняк, вызванный отцом из столицы. Загадочная Самозванка, которая не помнит своего прошлого — но может творить чудеса.

А ещё в город приходит песчаная чума.

Город начинает болеть и умирать. Статистика неумолима. Единицы. Десятки. Сотни. Тысячи. Десятки тысяч.

Алексей Костенков

Врачи и санитары валятся с ног, но эпидемия развивается по своим законам. Оцепляются на карантин кварталы, заколачиваются дома, сжигаются трупы — и не только. С чумой приходят паника, безумие, ошибочные и трагические решения. А ещё вздорожание всего и вся каждые сутки. Многого просто не достать, не преступая при этом закона.

К исходу двенадцати отведённых суток прибывшие войска и столичный инквизитор отдадут приказ о тотальной зачистке. Игрок может попытаться изменить ход событий. Это будет трудно. Очень трудно. Невозможно. Но разве не победа над невозможным — самое интересное?

Вышедшая в 2005 году «Мор. Утопия» была потрясением для игрового сообщества. Игра не подыгрывала и не вела играющего за руку — она активно сопротивлялась его попыткам себя пройти.

Живой мир не собирался ждать выполнения квестов. Каждая утекающая минута оставляла за спиной несбывшееся — то, что не успел, потому что пытался успеть другое. Мир старался убить персонажа множеством способов — от ножей гопоты и вездесущих миазмов чумы до переутомления и голода.

Прорвавшиеся и прошедшие уже вряд ли могли забыть этот экспириенс.

Правда, многое портила угловатая анимация, недоработки и баги. В 2019 году студия Ice-Pick Lodge сделала перезапуск проекта: «Мор. Утопия 2», она же — Pathologic 2 для зарубежной аудитории.

Алексей Костенков

Новый «Мор» пока что предлагает прохождение лишь за знахаря-Гаруспика. Ветка Бакалавра доступна пока что лишь в виде единственного дня в дополнении «Мраморное Гнездо», ветка Самозванки — в планах.

На мой вкус, ремастер значительно превосходит оригинал во всём — от графики, что естественно в 2019 году, до сюжета, атмосферы, проработанности мира и диалогов. Прохождение игры — уникальный опыт, сто́ящий многих толстых романов из сокровищницы мировой литературы.

Арт-хаус в хорошем смысле слова, предлагающий задуматься о многом, понять немало нового о себе — и пережить настоящий катарсис.

Особенно сейчас, когда мор и эпидемия из страшилок со страниц исторических книг перекочевали в нашу повседневность.

Чего стоит хотя бы старт нового «Мора», происходящий в конце последних суток условной предыдущей попытки. Игроку заранее демонстрируются последствия неудачи. Глухо рыдающий мёртвый город в свете костров под чёрным дождём. Бесконечные трупы в больницах, палатках и на улицах. Тени и видения тех, кого не смог спасти. Неподдельная ненависть со стороны жителей всех кварталов. Военные, расстреливающие мародёров и сжигающие обезумевших из огнемётов. Генерал и Инквизитор, готовые подписать окончательный смертный приговор оставшимся в живых.

«Хотите попытаться снова? Но ведь это безнадёжно!»

Попытайтесь. Прохождение этой игры — квинтэссенции жанра «чумопанка» — никого не оставляет прежним.

Tom Clancy’s The Division

Александр ГребневРедактор быстрого реагирования

С кем только не приходилось бороться героям книг Тома Клэнси и игр, созданных под маркой его имени. И с советской армией, и с русской мафией, и с радикальными религиозными экстремистами. А вот с гражданами США — как-то не доводилось. До тех пор, пока не вышла игра The Division. Сюжет её сейчас актуален как никогда: кадры новостей из американских мегаполисов местами пугающе напоминают скриншоты из игры.

По сюжету на Штаты в 2015 году обрушилась эпидемия «долларового гриппа» — искусственно выведенного вируса, который некий злоумышленник нанёс на денежные банкноты. Заразные доллары были вброшены в оборот в «Чёрную пятницу» — день начала рождественских распродаж, — из-за чего болезнь мгновенно разлетелась по стране, приведя к крушению власти и всеобщей анархии.

К счастью, правительство за несколько лет до этого выяснило во время штабных учений возможность подобного развала при чрезвычайной ситуации и создало сверхсекретное суперподразделение The Division (дословно просто «Отдел», в русской версии игры переведено как «Спецотряд»), цель которого — восстановление американской государственности после катаклизмов.

Александр ГребневРедактор быстрого реагирования

Первая часть подкупала необычным антуражем — нам, кажется, впервые в истории видеоигр показали зимний постапокалипсис. Заснеженный Нью-Йорк украшен ёлками и гирляндами Рождества, превратившегося из праздника в катастрофу. Экстренные госпитали, развёрнутые на площадях. Карантинные зоны и пункты эвакуации. Разграбленные мародёрами машины скорой помощи, склады трупов в тоннелях метро. Пусть игрок (выступающий в роли агента того самого Спецотряда) борется не с самой эпидемией, а с её социальными последствиями, — болезнь зримо присутствует рядом на протяжении всего прохождения.

Вторая часть игры перенесла место действия в Вашингтон, а время — на несколько месяцев вперёд. Летние постапокалиптические пейзажи, конечно, более привычны игрокам, но авторам удалось отлично показать и их.

Постапокалипсис в The Division, честно говоря, немного «игрушечный», содержит много натянутых условностей. Например, на улицах полно как бы брошенных при эвакуации чемоданов с вещами, из которых игрок собирает трофеи. Почему их не разворовали бродящие по тем же улицам бандиты из местных — непонятно. Во второй части вызывает вопросы скорость превращения города в «каменные джунгли» — вроде всего полгода прошло, а Вашингтон весь зарос травой, по нему бегают олени, лисы и еноты. Впрочем, атмосферу конца света с торчащими тут и там напоминаниями о недавней спокойной жизни авторам удалось передать на отлично, несмотря на логические косяки. Игра настоятельно рекомендуется любителям «заброшки», уставшим от постсоветских руин в играх серий S.T.A.L.K.E.R. и Metro и желающим посмотреть на их американские аналоги.

Dishonored

Михаил Котов

Это слишком красивый мир для такой ужасной болезни. Больше всего похожий на викторианскую Англию, которая слишком рано открыла для себя добычу электричества из ворвани исполинских китообразных левиафанов.

Портовый город, в котором угадываются Лондон и Эдинбург девятнадцатого века, терзает крысиная чума, обнуляя все достижения прошлых лет. Болезнь разносят крысы, и на нынешней стадии справиться с эпидемией уже практически невозможно.

Трупы умерших, завёрнутые в саваны, приходится сбрасывать прямо в городскую канализацию. В подворотнях — плакальщики: люди на самой последней стадии чумы, больше похожие на агрессивных, хотя ещё живых, зомби. Их одежда запачкана, кожа бледна, из глаз течёт кровь, по ним ползают блохи, а вокруг роятся стаи насекомых.

В Dishonored чума одновременно и главный двигатель сюжета, и жуткий фон для происходящего. Главный герой искал лекарство от заразы, а вернувшись из путешествия, обнаружил город уже в совсем плохом состоянии. Блокпосты, стражники, готовые стрелять при малейших признаках болезни, чумные гетто, где людей изолировали от остального города. Надежды нет, а лекарства, способные не вылечить, но хотя бы отодвинуть смерть, дорожают день ото дня.

Михаил Котов

Судя по намёкам, изначально инфекцию занесли в бедные кварталы, чтобы избавиться от антисоциальных элементов, но она, как пожар, перекинулась на весь город и теперь «сжигает» всех без оглядки на достаток и чины.

Главному герою по сюжету достаётся уникальный артефакт — «Сердце императрицы». Это магическим образом оживлённое сердце, способное читать чужие мысли. Во время миссии в борделе оно говорит, что только крысы распространяют чуму быстрей, чем девицы лёгкого поведения, недвусмысленно намекая на методы распространение болезни.

С магическим артефактом связаны самые сильные и одновременно жёсткие моменты игры. Можно направить сердце на плакальщиков, чтобы услышать их истории. Простые и страшные.

«Эта плакальщица заразилась, когда ухаживала за своими больными детьми».

«Он умолял её уйти. Просил оставить его. Теперь она тоже больна».

Plague Inc.

Тимур Шерзад

Задумка игры, если спроецировать её на текущую реальность, довольно зловеща. Вы играете за смертельную болезнь, цель которой — укокошить человечество. Для этого в вашем распоряжении есть бактерия, вирус или какой-нибудь ещё возбудитель, а также возможность выбрать, откуда стоит начать его распространение.

Как и в реальном мире, инфекция разносится по всему свету с помощью международных связей. Немалую роль, например, играет авиасообщение, которое регулярно отображается на карте.

Видов заразы несколько, и каждый можно прокачивать — причём делать это надо с умом.

Тимур Шерзад

Нужен правильный выбор стратегии — иначе учёные быстро разработают вакцину. Или же вирус будет убивать слишком быстро. Это плохо — тогда он выкосит людей вокруг себя, и вспышка купируется сама собой. А наша задача — всё-таки уничтожить человечество, а не отдельный регион.

После недавних событий продажи и так довольно популярной игры подскочили в разы. В Китае Plague Inc. запретили.

Разработчики не преминули воспользоваться ситуацией, чтобы подхлестнуть интерес ещё больше. Они анонсировали создание режима, в котором можно будет играть за учёных и разрабатывать вакцину.

Замецки

Хотя игрушка неплохо воспроизводит распространение заразы по планете, в её основе — всё-таки не реальные пандемии, а культурные штампы на тему. Один из сценариев, например, посвящён зомби-апокалипсису, в другом нужно строить планету обезьян силами умнеющих на глазах агрессивных шимпанзе. Правительства тоже не сидят на месте — кто-то закрывает границы, а кто-то помогает соседям путём бодрящих ракетно-ядерных ударов по очагам заразы.

А Plague Tale: Innocence

Тимур Шерзад

Действие происходит во Франции, на дворе XIV век. Мы играем за молодую девушку и её малолетнего брата — их ищет инквизиция, а вокруг толпами снуют осмелевшие крысы.

Ни попасть на допрос, ни быть сожранными заживо герои не хотят, поэтому всё время приходится прятаться и активно использовать огонь — чтобы прогонять полчища надоедливых тварей.

Тимур Шерзад

Игра атмосферная —   «среднятина» очень живая, мрачная и при этом красиво и талантливо отрисованная. Звуки органа, готические соборы, мрачные инквизиторы, таинственные леса, а также вызывающие приступы клаустрофобии катакомбы. Если любите одиночные игры с упором на погружение и сюжет, а также позднее Средневековье — проходить мимо не стоит.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий