itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Подводные ракетоносцы Третьего рейха: могли ли немцы ударить по Нью-Йорку?

Весной 1945 года противолодочные группы американского флота подняли по тревоге. Большой отряд немецких субмарин прорвался в Атлантику и двигался к американским берегам. По данным разведки, подлодки кригсмарине могли нести дальнобойные ракеты для бомбардировки прибрежных городов США…

/
4.9K
50
57
94

Весной 1945 года противолодочные группы американского флота подняли по тревоге. Большой отряд немецких субмарин прорвался в Атлантику и двигался к американским берегам. По данным разведки, подлодки кригсмарине могли нести дальнобойные ракеты для бомбардировки прибрежных городов США…

Угроза, как в итоге выяснилось, была ложной. Последняя «волчья стая» действительно пыталась прорваться к берегам Америки, но никаких ракет её вполне обычные субмарины не несли. Но насколько реальной была угроза? Могли ли немцы на самом деле угрожать ракетными ударами по Нью-Йорку? Давайте попробуем разобраться.

Гитлеровцы действительно рассматривали возможность запуска «Фау-2» с подводных лодок — но далеко в этом не продвинулись. Их субмарины, особенно по сравнению с японскими и американскими, были довольно мелкими. Поэтому лучшее, что сумели придумать инженеры кригсмарине, это буксируемый ракетный контейнер — этакую подводную баржу с «Фау-2» внутри, которую подлодка должна была перетащить через Атлантику.

Подводная баржа для Фау-2 — даже на бумаге плохая идея
Подводная баржа для «Фау-2» — даже на бумаге плохая идея

Идея волочить хрупкую и капризную баллистическую ракету, а также запасы топлива и жидкого кислорода к ней на верёвочке через всю Атлантику и на бумаге-то смотрелась довольно… сомнительно. Картофельный спирт, которым заправлялась   «Фау-2», был весьма плохой очистки и за неделю под водой сделался бы негодным к применению.

Гораздо лучшим решением (для немцев) могла стать крылатая ракета Fi-103, более известная как «Фау-1». Этот самолёт-снаряд был гораздо компактнее, проще и надёжнее устроен. А самое главное — заправлялся обычным авиационным топливом. Его вполне можно было возить в герметичном контейнере на борту субмарины. После войны, это наглядно доказали американцы, успешно запускавшие со своих подводных лодок JB-2 Loon —   «нелицензионную копию» немецкой ракеты.

Пуск Фау-1 с субмарины. Американской
Пуск «Фау-1» с субмарины. Американской

Главные препятствия тут виделись политического характера: отношения между люфтваффе (в чьей юрисдикции находились «Фау-1») и кригсмарине, заведовавшим подводными лодками, оставляли желать лучшего. В политическом гадюшнике Третьего рейха любой совместный проект по определению висел на волоске — его в любой момент могли саботировать с любой стороны, на любом уровне, просто из чистой вредности.

Но если бы руководство рейха загорелось идеей, межведомственные дрязги можно было бы преодолеть.

В принципе, у немцев имелась ещё одна ракета, пригодная для пуска с подводных лодок, — твёрдотопливная многоступенчатая «Рейнботе» максимальной дальностью до 220 км. Она была неприхотливой, довольно компактной (длиной 11 метров, максимальным диаметром — без учёта оперения — 0,5 метра) и без особого труда могла быть размещена в контейнере на палубе субмарины.

Ракета Рейнботе — компактная, дальнобойная, но бесполезная
Ракета «Рейнботе» — компактная, дальнобойная, но бесполезная

Однако боевая часть «Рейнботе» весила всего-навсего 40 килограмм, а точность была такой низкой, что её даже не сумели точно определить на испытаниях — слишком трудно было отыскать крошечные ямки от падений ракет. Обстрела такими ракетами американцы могли бы даже не заметить.

Поэтому единственным приемлемым вариантом для немцев оставалась «Фау-1».

Вопрос стратегии

Для начала — могли ли немецкие подводные лодки в 1945 году подобраться достаточно близко к берегам США? Исторические свидетельства говорят, что это было возможно.

Последний потопленный гитлеровцами американский пароход «Блэк Пойнт» был торпедирован пятого мая 1945-го у Джудит Пойнт (Род-Айленд), всего в 230 километрах от Нью-Йорка. Из шести немецких субмарин, потопленных в 1945 году у берегов Америки, четыре погибли в пределах 300 км от побережья.

Вооружённая Фау-1 субмарина IXD могла бы выглядеть примерно так
Вооружённая «Фау-1» субмарина IXD могла бы выглядеть примерно так

Дальнобойная версия «Фау-1» — Fi-103F-1 — с облегчённой боевой частью и увеличенным топливным баком могла пролететь до 320 километров. То есть подлодка кригсмарине и в 1945 году потенциально могла подобраться на дистанцию пуска к Нью-Йорку и Бостону.

Разумеется, такая операция была бы неизбежно рискованной и сильно зависела бы от удачи. Но она не была невероятной.

Для доставки ракет к берегам Америки, скорее всего, использовали бы океанские подводные лодки Тип IXD — последняя серия крупных подводных крейсеров немецкого флота. Некоторые из них — со снятым вооружением — использовались как подводные транспорты для 250 тонн груза.

Фау-1, сложенная для перевозки
«Фау-1», сложенная для перевозки

Насколько сложно было бы разместить «Фау-1» на борту субмарины? Сама по себе ракета была разборной и довольно компактной. Со снятым крылом «Фау-1» без особого труда упихивалась в герметичный контейнер диаметром в 1,5 метра и длиной десять метров. Для океанской субмарины такая нагрузка — сущий пустяк. Контейнер (или даже несколько) можно было бы установить на кормовой палубе «девятки», позади рубки, частично вписав в обводы лёгкого корпуса для лучшей обтекаемости.

Таким образом, поход ракетоносных подводных лодок к берегам США являлся бы крайне рискованным — но вполне возможным мероприятием.

Вопрос технологии

Запуск «Фау-1» с подводной лодки был нелёгкой задачей. Для устойчивого полёта ракету нужно было разогнать до 240 км/ч. При наземных запусках этим занималась 50-метровая паровая катапульта на цикле Вальтера — реакции перманганата натрия с пероксидом водорода. Однако установить громоздкую катапульту на лодке типа IX длиной 76,5 м было просто невозможно.

Запуск гидросамолёта с катапульты немецкого тендера Швабелянд
Запуск гидросамолёта с катапульты немецкого тендера «Швабелянд»

Одним из решений была пневматическая катапульта. Такие использовались на немецких крейсерах и линкорах для запуска гидросамолётов. Установить катапульту на подводную лодку не представляло особой проблемы (40-метровая катапульта K-6, например, весила всего 20 тонн), но предельными скоростями для пневматики были 100-120 км/ч. Поэтому немцам неминуемо пришлось бы дорабатывать и саму ракету. Как вариант — увеличить площадь крыла, установив сбрасываемые деревянные законцовки.

Другой выход — отказаться от катапульты вообще и заменить её наклонной пусковой рампой. По ней «Фау-1» разгонялся бы с помощью ракетных салазок. Хотя конкретно для «Фау-1» такой метод пуска не использовался, немцы довольно часто применяли ракетные ускорители для облегчения взлёта самолётов. Подвесить под «Фау-1» пару твёрдотопливных ракет Rheinmetall 109-502 и разогнать ракету по рельсам, установленным в носу субмарины, было бы несложно.

Взлёт Me-262 с помощью пары ракетных ускорителей
Взлёт Me-262 с помощью пары ракетных ускорителей

Таким образом, решить проблему запуска «Фау-1» с подводной лодки было вполне возможно. Однако дальше возникали новые технические сложности.

В полёте «Фау-1» управлялась гироскопическим автопилотом, дополнительно уточняя курс у магнитного компаса. При пуске со стационарной рампы никаких проблем с установкой автопилота, как правило, не возникало. Но на качающейся подводной лодке посреди Атлантики добиться такой точности было бы просто невозможно. Нереально, например, было бы подвесить ракету в деревянном ангаре для точной установки магнитного компаса.

И без того невысокая точность «Фау-1» совсем ухудшилась бы. Речь шла бы уже не о «попасть в Нью-Йорк», а «не промахнуться мимо Америки».

Единственным способом как-то исправить ситуацию было бы оснастить «Фау-1» системой радиокомандного управления — хотя бы только по азимуту — и точно ориентировать её уже в полёте. Такой системой, скорее всего, стала бы упрощённая версия «Киль-Страсбург», использовавшаяся на немецких управляемых бомбах. Приёмное устройство FuG 230 Strasbourg можно было довольно легко разместить в корпусе крылатой ракеты, выведя антенну на крыло или хвостовое оперение.

Внедрить радиокомандное управление в автопилот «Фау-1» также было бы нетрудно: ракета использовала магнитный компас для поправки отклонений курсового гироскопа. Этот компас (через электрическое реле) управлял электромагнитами, способными отклонять рамку гироскопа. Чтобы добавить на «Фау-1» командное управление, достаточно было бы подключить к электромагнитам ещё одно, параллельное реле, управляемое приёмником FuG 230 Strasbourg.

Схематическое изображение системы управления Фау-1 по курсу. Красным выделено возможное место подключения приёмника радиокомандного управления FuG 230 Strasbourg
Схематическое изображение системы управления «Фау-1» по курсу. Красным выделено возможное место подключения приёмника радиокомандного управления FuG 230 Strasbourg

При этом, однако, возникла бы новая проблема: каким образом оператор на борту субмарины мог бы отслеживать полёт ракеты? Почти наверняка запуск «Фау-1» осуществлялся бы ночью (всплывать днём в 300 километрах от побережья США в 1945 году было даже не самоубийственной наглостью, а просто безумством). Летящая ракета довольно быстро пропала бы из виду, даже при хорошей погоде.

Как можно было бы решить эту проблему?

Стандартным оснащением многих немецких подводных лодок был радар FuMO 61 Hohentwiel. Он предназначался для предупреждения экипажа о появлении неприятельских самолётов. Дальность обнаружения у этого прибора составляла около 20 километров, а точность — плюс-минус три градуса. Этот радар можно было использовать для отслеживания полёта «Фау-1» после запуска.

Матрас антенны FuMO 61 на рубке субмарины
«Матрас» антенны FuMO 61 на рубке субмарины

Чтобы увеличить точность и дальность сопровождения, самолёт-снаряд можно было оснастить радиомаяком, настроенным на частоту радара. Таким образом, радар принимал бы не слабое эхо отражённого сигнала, а мощный импульс от передатчика ракеты. Некоторые версии «Фау-1» оснащались радиомаяками FuG 23 для корректировки ракетных обстрелов; однако для взаимодействия с FuMO 61, по всей видимости, пришлось бы разработать специальную модификацию (серийные системы работали на разных частотах).

Радиомаяк FuG 23...
Радиомаяк FuG 23...
...и его размещение в хвосте ракеты
...и его размещение в хвосте ракеты

Отслеживая на экране радара отметку ракеты, оператор мог бы при помощи кнюппеля (так немцы прозвали обычный джойстик) вывести «Фау-1» на нужный курс. И удерживать на курсе — по крайней мере первые минуты полёта. В принципе, такое наведение позволило бы обеспечить ракете приемлемую точность для ударов по крупным целям вроде Нью-Йорка и Бостона.

Вопрос результатов

Какой эффект возымела бы такая бомбардировка? Скорее всего, почти никакого. Американские военные рассматривали возможность ракетных обстрелов с подводных лодок ещё с лета 1944, так что подобная атака не застала бы их врасплох. Взрывы ракет на улицах Нью-Йорка и Бостона, конечно, изрядно взбудоражили бы американское население. Но максимум, чего могли бы добиться несколько упавших с огромным разбросом «Фау-1», — это вспышки праведного гнева и яростных требований отплатить немцам той же монетой.

Лондонский дом, разрушенный попаданием Фау-1
Лондонский дом, разрушенный попаданием «Фау-1»

В чисто военном плане урон от бомбардировки был бы совершенно ничтожен. Расходы немцев на организацию рейда многократно превзошли бы любой ущерб, который он сумел бы причинить американцам. Флот США стал бы с ещё большим энтузиазмом гоняться за любыми замеченными субмаринами (как он это умеет, наглядно показала операция Teardrop, в ходе которой были уничтожены пять из семи прорвавшихся в Атлантику немецких подлодок), а национальная гвардия развернула бы дополнительные радары и зенитки для защиты прибрежных городов.

То есть немецкая ракетная бомбардировка не привела бы даже к оттягиванию с фронта каких-нибудь дополнительных резервов!

Пожалуй, главным (историческим) последствием такого обстрела стала бы наглядно доказанная эффективность подводных ракетоносцев — что после войны определило бы развитие вооружений и стало бы весомым аргументом ВМФ США в межведомственной борьбе с ВВС.

Hoвости СМИ2
Битва при Сволли
Двое против тридцати

5 сентября 1612 года маленькая английская эскадра из четырех кораблей — Red Dragon, Hosiander, James и Solomon, — бросила якорь на рейде индийского порта Сурат в устье реки Тапти. Командовал ей капитан Томас Бест. Его экспедиция была последней отчаянной попыткой Ост-Индской компании наладить в здешних краях торговый пост. В 1609 году король Иаков, разозлённый отсутствием результатов, дал ей три года сроку. Если бы Бесту не удалось добиться успеха, Компании оставалось бы несколько месяцев.

26K
22
7
0
15 головоломных фактов о войне в Корее

Что мы знаем о чучхе? Ничего. И то не все. Корейская война 50-53 годов — из разряда тех исторических событий, где все участвующие стороны «предательски напали из засады», виноватых не найти, да и кому перед кем извиняться — непонятно.

67K
66
98
30
Дарфурская резня
Кровавое наступление сахарских песков

О резне в суданской провинции Дарфур все уже успели подзабыть за более яркими конфликтами. Но её стоит вспомнить в качестве примера, как изменения климата могут влиять на судьбы стран и народов.

42K
26
4
73
Война за ухо Дженкинса
«Псс, не хотите немного Casus Belli?»

«Сasus belli» — формальный повод к войне. Этот термин ввели в оборот юридически грамотные римляне, задолго до нас знавшие свои права. Классический пример повода к войне — пресловутый «сараевский выстрел». Но история знает и куда более сюрреалистические casus belli. Не правда ли, занятно, когда в названии войны присутствует часть человеческого тела? Осталось ответить на вопрос: кто, кому и что отрезал, а главное, зачем? И почему только ухо? Чего так скромно? Отправимся за ответами в не столь далёкий XVIII век.

17K
25
2
63
4 примера идиотских поражений
Когда «логику придумали трусы!»

Иногда провальность выбранной стратегии и тактики лежат на поверхности. Но тщеславие и жажда лёгкой победы настолько застилают глаза полководцам, что ведут их прямиком к позорному поражению.

39K
51
0
76
Сэндвич «Цезарь»
Самая необычная осада древности

«Пришёл, увидел, победил», — сказал про себя великий Цезарь в 47 году до н.э. Однако в 52 до н.э. крылатое выражение могло бы звучать как «пришёл, увидел, осадил». Или, если ещё точнее: «пришёл, организовал инженерно-сапёрные работы, построил осадные укрепления, чуть было не лишился головы, когда подошло галльское подкрепление, но в последний момент, благодаря контратаке и личному обаянию, всё-таки победил».

19K
26
5
93
Атака лёгкой кавалерии здорового человека
Как польская конница совершила невозможное и открыла Наполеону дорогу на Мадрид

Любители истории прекрасно знают, что такое «Атака лёгкой кавалерии» (ей посвящены и картина, и поэма, и фильм с одноимённым названием). В битве под Балаклавой элитная бригада британской конницы из-за ошибки командования угодила под перекрёстные залпы русских пушек и ружей. И хотя отчаянные британцы под ураганным огнём прорвались-таки к назначенной им целью батарее и попутно опрокинули казачий полк, контратака русских улан заставила их отступить. Бригада понесла катастрофические потери, а бой стал для бриттов образцом «слабоумия и отваги» — первое в отношении командования, второе — всадников.

28K
26
27
249
Самые глупые поводы для войны (1/2)
За что умирали люди: футбол, гуано и религиозные видения

Война — дело серьёзное. И повод для неё нужен серьёзный. Например, уникальные месторождения невредных ископаемых, фокусы с оружием массового поражения, геноцид… Но попадаются и ещё более уважительные причины.

22K
20
4
100
Самые глупые поводы для войны (2/2)

В первой части нашей подборки перечислены далеко не все идиотские причины кровопролитных войн. К сожалению, таких примеров в истории было довольно много. Вот ещё несколько.

21K
15
10
111
В лучах чужой славы: липовые ветераны

Эти люди появляются практически на каждом крупном мероприятии, посвящённом Великой Отечественной войне. Они получают свою толику славы, почёта и уважения, зачастую проникая туда, куда «простым смертным» путь оказывается заказан. Они попадают на страницы печатных изданий, в статьи, телепередачи, открытки, картины. Это — липовые ветераны.

41K
125
132
6.1K
Как отучить дезертиров сдаваться в плен — метод сержанта Глазкова

Чтобы отучить бойца переходить на сторону врага, нужен особист. Только не такой, как в «Штрафбате», а настоящий герой-чекист, способный на риск и подвиг. Таким оказался сержант НКВД Иван Глазков из 114-й стрелковой дивизии. После него желание принимать перебежчиков у противника отпало раз и навсегда.

26K
75
320
2.1K
Всегда стоят насмерть: румыны о советских солдатах и РККА

«Остаётся мёртвым, где поставил командир». В разгар битвы за Сталинград командование 3-й румынской армии разослало в свои части документ, оценивавший боевые качества Красной армии. Это исследование базировалось на оценке вермахта, которую румыны обогатили своим опытом войны с СССР. О том, как видели РККА и красноармейцев их враги, — в нашем материале.

23K
88
46
3.6K
Дизайн против функциональности: разбираем новый скафандр SpaceX

Скоро к Международной космической станции стартует новый пилотируемый космический корабль Crew Dragon! И пока все ждут этого эпохального события, мы решили разобрать последние фотографии модных скафандров, разработанных компанией SpaceX, и взяли комментарий у Николая Моисеева — специалиста по скафандростроению и основателя компании Final Frontier Design.

23K
58
93
1.9K
«Куда пропали пленные Эйзенхауэра?»: тайна миллиона солдат Третьего рейха

Злобные американцы во главе с генералом Эйзенхауэром уморили миллион немцев! Или нет? Что на самом деле случилось с солдатами Третьего рейха в американском плену — в нашей статье.

20K
94
189
460
Танк или недоразумение: как воевал Т-60

Одни говорят, что это был едва ли не худший танк войны — слабый, с малокалиберной пушчонкой, тонкой бронёй и дохлым мотором, который даже ездить без «старших братьев» не всегда мог. Другие — что именно эта машина спасла Москву. Кто же прав? И вообще, что такое Т-60 — танк или недотанк, «машина танкового шлейфа»?

20K
86
137
788
Тест: кто вы в Гражданской войне в России?

Гражданская война стала тяжелейшим испытанием в истории России. Она же подарила нам
набор ярчайших героев и антигероев. Чей образ ближе вашим устремлениям?

19K
26
56
2.6K
Почему английские лучники сражались без штанов при Азенкуре?

Известная, славная битва вошла в историю Англии — сражение при Азенкуре, когда английские лучники напрочь разбили французов. Правда, в учебниках обычно опускают один забавный факт, о котором мы вам и расскажем.

18K
77
34
2.9K
Удача, полководческий талант и дурость противника: пять неравных битв Средневековья

У вас нет денег, ваши вассалы разгромлены, а союзники готовы вонзить нож в спину. Как воевать? Спокуха! Победить сильного врага можно, даже уступая ему в численности. Немного везения, грамотные манёвры и идиотизм противника творят чудеса. Даже в Средневековье, где всем рулит рыцарская кавалерия.

17K
79
56
1.4K
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

73K
110
59
979
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

66K
62
71
591
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

63K
63
48
1.1K
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

61K
73
76
862
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

58K
78
35
719
Если бы Союз проиграл: 5 альтернативно-исторических мифов о будущем Третьего рейха

Что было бы, если бы СССР проиграл Великую Отечественную? Как заявляют фанатичные любители немецкого орднунга, в этом случае Германия стала бы непобедима, завоевала бы весь мир, вышла бы первой в космос… Вот только такая оценка не выдерживает критики. WARHEAD.SU подробно разобрал пять излюбленных тезисов рейхофилов.

51K
70
406
703
«Месть за муки»: как сражались освобождённые из плена красноармейцы

Те, кто прошёл ужасы немецкого плена, рвались в бой, едва лишь выйдя на свободу. Ими двигала жажда мести, желание расплатиться с мучителями. Вновь оказавшись в строю, они показывали себя отличными, дисциплинированными солдатами. Пример тому — участие бывших пленных в форсировании Одера в составе 47-й гвардейской танковой бригады.

45K
68
83
1.7K
10 «школьных» заблуждений о предвоенных репрессиях в Красной армии

Красную армию обезглавили перед войной. 1941 года не было бы, если бы не 1937-й. А может быть, наоборот, репрессии — это очищение? Так как же всё было на самом деле?

44K
95
353
786
Норвежцы в Карелии: разгром эсэсовских добровольцев

Норвегию оккупировали в самом начале Второй мировой. Дальнейшее участие страны в войне ограничилось подпольной войной или боевыми действиями добровольцев. Многие попали в армии союзников, но некоторые служили в СС. Именно им и не повезло оказаться в Карелии в июне 1944 года.

44K
42
70
933
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

258K
119
83
897
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

136K
36
13
81
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

133K
74
55
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

130K
95
24
869
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

101K
99
29
742
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

100K
54
32
457
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

95K
8
4
276
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе

Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.

79K
39
14
172
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

79K
29
18
346