itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Советские братья-близнецы: почему мы копировали самолёты американцев

Мастером «нелицензионного копирования» военной техники по праву считается Китай. Но не только Поднебесная грешит созданием копий. В годы холодной войны СССР не раз копировал американские самолёты. Да и в истории авиации США были попытки воспроизвести советские машины. Обо всём по порядку — в материале WARHEAD.SU.

/
14K
63
362
390

Мастером «нелицензионного копирования» военной техники по праву считается Китай. Но не только Поднебесная грешит созданием копий. В годы холодной войны СССР не раз копировал американские самолёты. Да и в истории авиации США были попытки воспроизвести советские машины. Обо всём по порядку — в материале WARHEAD.SU.

Бык из крепости

Разумеется, самый известный и самый успешный случай воровства (не будем стесняться этого слова, мы не в суде) — это создание советского стратегического бомбардировщика Ту‑4.

К концу Второй мировой войны советское авиастроение серьёзно отстало от мирового в создании стратегических бомбардировщиков. Руководство СССР понимало важность этого класса в будущем и потому сделало ставку не на разработку собственной машины, а на копирование американских В-29. Благо в наличии имелось несколько экземпляров, совершивших посадку на Дальнем Востоке.

Правда, многие патриоты очень обижаются на слово «копия» и зовут Ту-4 «аналогом». Это, конечно же, полная глупость: Ту-4 копировал В-29 максимально — даже в том, что было не нужно.

Проект бомбардировщика Т — глубокая модернизация Пе-8. В итоге мог получиться самолёт уровня В-17. Но в 1943 году на это не было ресурсов, а к 1945-му он устарел
Проект бомбардировщика Т — глубокая модернизация Пе-8. В итоге мог получиться самолёт уровня В-17. Но в 1943 году на это не было ресурсов, а к 1945-му он устарел

Другие, не менее патриотичные товарищи заявляют: копирование Ту-4 было настоящим вредительством. Якобы у наших конструкторов были проекты куда круче или хотя бы не уступающие В-29. Решили бы строить их — и машины на вооружение встали бы быстрее, и до самолёта уровня Ту-95 авиация дошла бы раньше. Особенно в этом ключе любят вспоминать проекты бомбардировщиков 64 от Туполева и самолёт Т от КБ под руководством Незваля.

Проект стратегического бомбардировщика от КБ под руководством Мясищева ДБВ-202. Вот его можно назвать аналогом, а не копией. Автор — Джозеф Гатал
Проект стратегического бомбардировщика от КБ под руководством Мясищева ДБВ-202. Вот его можно назвать аналогом, а не копией. Автор — Джозеф Гатал

На самом деле все эти машины лишь на бумаге не уступали «суперкрепостям». Как бы всё получилось в реальности — совсем не ясно. Ведь разработка дальнего высотного бомбардировщика — задача высокой сложности. Тот же Третий рейх справиться с ней не смог, и все мечты об   «Америка-бомбере» так и остались для немцев лишь мечтами. Создать с нуля даже аналог поздних В-17 не факт, что получилось бы.

Доведение до ума своих проектов легко могло затянуться до начала 50-х, а на вооружение они бы поступили как бы уже не в середине десятилетия.

Кстати, именно на этот срок американцы в 1945-м и предполагали появление советских машин класса В‑29.

Проект стратегического бомбардировщика 64. В КБ Туполева работы над ним продолжали до последнего, пока их не закрыли принудительно
Проект стратегического бомбардировщика 64. В КБ Туполева работы над ним продолжали до последнего, пока их не закрыли принудительно

Пример Ту-4 чётко показывает главную причину воровства в авиации: когда одна из стран значительно отстаёт от другой и единственным выходом остаётся лишь попытка скопировать что-то и на этом приобрести новые навыки.

Привет из Кореи

Результаты первых двух лет конфликта в Корее были не самыми радостными для руководства СССР. Война, планировавшаяся как блицкриг, затянулась. Кроме того, оказалось, что американцы вполне умеют и готовы воевать — особенно авиацией. Господство в воздухе они захватили почти сразу же и надолго. Огромные надежды возлагали на появление на фронте МиГ-15. Но их появление к перелому не привело, а лётчики, в первую очередь хуже подготовленные китайские и корейские, несли тяжёлые потери.

Кто в этом виноват — спорят по сей день, и мы влезать в эти споры не будем. Но тогда было не принято не находить (или не назначать) виновных. Терять свои места, а то и жизни никому из руководства не хотелось, потому виноватым сделали МиГ‑15.

Он и правда значительно уступал американскому F-86 Sabre в манёвренности на высоких скоростях, имел хуже прицелы и спорный набор вооружения, плохо подходивший для противостояния истребителям противника. Плюсами самолёта была большая скороподъёмность и лучшие лётные характеристики на больших высотах. Во всём этом нет ничего особо удивительного — МиГ-15 был скорее перехватчиком, чем фронтовым истребителем. Вполне логичным было создать ему в помощь самолёт для борьбы на малых и средних высотах. И, недолго думая, сам товарищ Сталин летом 1952 года принял уже проверенное решение — надо просто скопировать F-86.

Точный внешний вид проекта копирования неизвестен, есть лишь вольные реконструкции
Точный внешний вид проекта копирования неизвестен, есть лишь вольные реконструкции

Несмотря на то, что руководство советской авиапромышленности было против, в открытую оспорить волю вождя никто не решился.

Под создание советского F-86 оперативно организовали новое КБ, которое за год должно было не только закончить проектные работы, но и построить три прототипа. Поначалу темп и правда был взят неслабый: к концу осени закончили макет и приступили к созданию рабочей документации. Но из-за слабости коллектива и отсутствия поддержки среди смежников работы замедлились. В итоге до смерти Сталина в марте 1953 ещё даже не приступили к сборке первого самолёта.

Понятно, что о желании мёртвого вождя сразу же забыли. В мае руководство нового КБ сменилось, и у руля встал Павел Сухой.

История попытки скопировать F-86 также вполне типична. Большинство таких идей заканчивалось или ничем, или освоением лишь отдельных узлов. Так, с Sabre скопировали прицел и дальномер, установив их на более совершенном МиГ‑17.

Копирование ради копирования

К началу 60-х годов в авиастроении СССР, по сути, осталась лишь одна область, где мы значительно уступали США. Это, конечно же, самолёты-шпионы. Исправить этот «недочёт» решили после уничтожения американского разведывательного U-2 первого мая 1960 года. Обломки машины собрали и передали в КБ Бериева.

Указание было чёткое: скопировать разведчик максимально близко к оригиналу и уже на летающем прототипе определить, нужна ли такая машина советской авиации.

Задача оказалась не из простых: на руках у инженеров были лишь обломки U-2 и скудные описания из зарубежной прессы. По сути, проект разведчика С-13 было проще создать с нуля, но начальство хотело именно копию американца. Правда, к тому времени СССР уже начал потихоньку отставать от США в электронике, особенно в её миниатюризации. Неудивительно, что советская копия значительно потяжелела. А U-2 — самолёт предельных параметров, у которого не было ни одного лишнего килограмма.

Проект высотного разведчика С-13. Автор — Владимир Некрасов
Проект высотного разведчика С-13. Автор — Владимир Некрасов

К лету 1961 года закончили макет и чертежи самолёта, и уже тогда были серьёзные опасения: сможет ли С-13 взлететь? И если сможет, то будет ли он хотя бы близок по своим ЛТХ к U-2? Но главной проблемой было даже не это. Подобный высотный разведчик был просто не нужен СССР. Ведь позиция США относительно полётов над своими территориями была чёткой: любой залетевший советский самолёт означает объявление войны. В то время американцы имели возможность выиграть ядерную войну, и провоцировать их было глупо. В качестве же охотника на аэростаты или в другой необычной роли С-13 также служить не мог — ему не хватало грузоподъёмности. В итоге ещё даже до начала постройки прототипа в 1962 году все работы над проектом прекратили. Советский U-2 так и не появился.

Законы рынка

Но не только Советский Союз воровал самолёты у американцев. Был в истории авиации и эпизод, когда скопировать советскую машину собирались в США.

Произошло это в 1983 году. К тому времени американцам удалось заполучить более двух десятков МиГ-21 и МиГ-23 — в основном это были купленные у Египта машины. Их активно использовали для тренировки пилотов и изучения возможной советской тактики применения. Истребители потихоньку изнашивались, так что уже в начале 80-х встал вопрос: «Что делать дальше?».

Советские братья-близнецы: почему мы копировали самолёты американцев

Можно было, конечно, продолжить закупки у различных стран (в итоге так и сделали, купив у Китая их лицензионные копии МиГ-21 — J-7). Но тут с альтернативным предложением выступила фирма Vought. Они представили радикально решение проблемы — взять и построить свои МиГ-21. С новым двигателем и продвинутой американской электроникой самолёт стал бы надёжнее и проще в обслуживании. Военным была нужна партия всего в 24 машины, и хорошо заработать на ней вряд ли бы вышло. Но у Vought был хитрый план.

Проект Vought V-601
Проект Vought V-601

К тому времени СССР уже активно терял союзников. Всё больше и больше стран перебегало в американский лагерь. Потихоньку трещала по швам даже ОВД. И многие бывшие советские друзья имели на вооружении, конечно же, МиГ-21. А тут им можно предложить тот же дешёвый и технологичный самолёт, но с крутой американской электроникой и адаптацией под западное снаряжение. На этом уже можно было неплохо заработать. Особенно перспективным рынком выглядел Китай.

Правда, всё это могло осуществиться, только если бы военные профинансировали разработку — рисковать в Vought были не готовы.

Советские братья-близнецы: почему мы копировали самолёты американцев

Понятно, что хитрый план не выгорел. Купить у кого-то ещё десяток МиГ-21 было куда проще и, конечно, дешевле. Да и сам самолёт к тому времени уже устарел. Американские военные мечтали заполучить в свои цепкие лапы что-то вроде МиГ-29 и Су-27.

«Нелицензионное копирование» — лишь удобный синоним для слова «воровство». И говорить о том, что наши конструкторы сознательно шли на это самое воровство не совсем приятно. Но стоит понимать, что иногда «своровать» надо, чтобы дать толчок своим технологиям и банально защитить страну. Эта идея стояла за советскими «копиями», она же сейчас стоит за китайским воспроизведением военных технологий. Но в простоте такого решения таится опасность — можно научиться лишь копировать и разучиться делать что-то самим. Поэтому самое главное, что нашим инженерам удалось быстро нагнать оппонентов, — и необходимость создавать «копии» банально отпала.

Hoвости СМИ2
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

24K
29
8
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

53K
54
22
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

26K
31
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

35K
34
6
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

32K
19
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

15K
24
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

12K
11
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

13K
27
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

12K
14
0
0
В лучах чужой славы: липовые ветераны

Эти люди появляются практически на каждом крупном мероприятии, посвящённом Великой Отечественной войне. Они получают свою толику славы, почёта и уважения, зачастую проникая туда, куда «простым смертным» путь оказывается заказан. Они попадают на страницы печатных изданий, в статьи, телепередачи, открытки, картины. Это — липовые ветераны.

41K
125
132
6.1K
Жил грешно и умер смешно. 5 нелепых смертей командующих «Оси»

Умереть при приземлении на минное поле. Стать жертвой пропеллера собственного самолёта. Отдать концы, попав под раздачу ни за что. Многие командующие стран «Оси» погибли на Восточном фронте при весьма затейливых обстоятельствах. В нашей подборке — наиболее «отличившиеся» кадры: те, кому в смерти не повезло. И поделом.

28K
140
125
2.3K
Как отучить дезертиров сдаваться в плен — метод сержанта Глазкова

Чтобы отучить бойца переходить на сторону врага, нужен особист. Только не такой, как в «Штрафбате», а настоящий герой-чекист, способный на риск и подвиг. Таким оказался сержант НКВД Иван Глазков из 114-й стрелковой дивизии. После него желание принимать перебежчиков у противника отпало раз и навсегда.

26K
75
320
2.1K
Всегда стоят насмерть: румыны о советских солдатах и РККА

«Остаётся мёртвым, где поставил командир». В разгар битвы за Сталинград командование 3-й румынской армии разослало в свои части документ, оценивавший боевые качества Красной армии. Это исследование базировалось на оценке вермахта, которую румыны обогатили своим опытом войны с СССР. О том, как видели РККА и красноармейцев их враги, — в нашем материале.

23K
88
46
3.6K
Дизайн против функциональности: разбираем новый скафандр SpaceX

Скоро к Международной космической станции стартует новый пилотируемый космический корабль Crew Dragon! И пока все ждут этого эпохального события, мы решили разобрать последние фотографии модных скафандров, разработанных компанией SpaceX, и взяли комментарий у Николая Моисеева — специалиста по скафандростроению и основателя компании Final Frontier Design.

22K
58
91
1.8K
«Куда пропали пленные Эйзенхауэра?»: тайна миллиона солдат Третьего рейха

Злобные американцы во главе с генералом Эйзенхауэром уморили миллион немцев! Или нет? Что на самом деле случилось с солдатами Третьего рейха в американском плену — в нашей статье.

20K
93
189
460
Танк или недоразумение: как воевал Т-60

Одни говорят, что это был едва ли не худший танк войны — слабый, с малокалиберной пушчонкой, тонкой бронёй и дохлым мотором, который даже ездить без «старших братьев» не всегда мог. Другие — что именно эта машина спасла Москву. Кто же прав? И вообще, что такое Т-60 — танк или недотанк, «машина танкового шлейфа»?

20K
86
137
788
Удача, полководческий талант и дурость противника: пять неравных битв Средневековья

У вас нет денег, ваши вассалы разгромлены, а союзники готовы вонзить нож в спину. Как воевать? Спокуха! Победить сильного врага можно, даже уступая ему в численности. Немного везения, грамотные манёвры и идиотизм противника творят чудеса. Даже в Средневековье, где всем рулит рыцарская кавалерия.

17K
79
56
1.4K
Почему английские лучники сражались без штанов при Азенкуре?

Известная, славная битва вошла в историю Англии — сражение при Азенкуре, когда английские лучники напрочь разбили французов. Правда, в учебниках обычно опускают один забавный факт, о котором мы вам и расскажем.

17K
77
34
2.9K
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

72K
110
58
979
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

66K
62
71
591
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

63K
63
48
1.1K
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

61K
73
76
862
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

58K
78
35
719
Если бы Союз проиграл: 5 альтернативно-исторических мифов о будущем Третьего рейха

Что было бы, если бы СССР проиграл Великую Отечественную? Как заявляют фанатичные любители немецкого орднунга, в этом случае Германия стала бы непобедима, завоевала бы весь мир, вышла бы первой в космос… Вот только такая оценка не выдерживает критики. WARHEAD.SU подробно разобрал пять излюбленных тезисов рейхофилов.

51K
70
406
703
«Месть за муки»: как сражались освобождённые из плена красноармейцы

Те, кто прошёл ужасы немецкого плена, рвались в бой, едва лишь выйдя на свободу. Ими двигала жажда мести, желание расплатиться с мучителями. Вновь оказавшись в строю, они показывали себя отличными, дисциплинированными солдатами. Пример тому — участие бывших пленных в форсировании Одера в составе 47-й гвардейской танковой бригады.

45K
68
83
1.7K
10 «школьных» заблуждений о предвоенных репрессиях в Красной армии

Красную армию обезглавили перед войной. 1941 года не было бы, если бы не 1937-й. А может быть, наоборот, репрессии — это очищение? Так как же всё было на самом деле?

44K
95
353
786
Норвежцы в Карелии: разгром эсэсовских добровольцев

Норвегию оккупировали в самом начале Второй мировой. Дальнейшее участие страны в войне ограничилось подпольной войной или боевыми действиями добровольцев. Многие попали в армии союзников, но некоторые служили в СС. Именно им и не повезло оказаться в Карелии в июне 1944 года.

44K
42
70
933
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

258K
119
83
897
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

128K
35
13
81
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

133K
74
55
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

130K
95
24
869
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

100K
98
29
742
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

98K
53
31
457
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

94K
8
4
276
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе

Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.

79K
39
14
172
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

79K
29
18
346