itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Советские братья-близнецы: почему мы копировали самолёты американцев

Мастером «нелицензионного копирования» военной техники по праву считается Китай. Но не только Поднебесная грешит созданием копий. В годы холодной войны СССР не раз копировал американские самолёты. Да и в истории авиации США были попытки воспроизвести советские машины. Обо всём по порядку — в материале WARHEAD.SU.

/
16K
63
364
390

Мастером «нелицензионного копирования» военной техники по праву считается Китай. Но не только Поднебесная грешит созданием копий. В годы холодной войны СССР не раз копировал американские самолёты. Да и в истории авиации США были попытки воспроизвести советские машины. Обо всём по порядку — в материале WARHEAD.SU.

Бык из крепости

Разумеется, самый известный и самый успешный случай воровства (не будем стесняться этого слова, мы не в суде) — это создание советского стратегического бомбардировщика Ту‑4.

К концу Второй мировой войны советское авиастроение серьёзно отстало от мирового в создании стратегических бомбардировщиков. Руководство СССР понимало важность этого класса в будущем и потому сделало ставку не на разработку собственной машины, а на копирование американских В-29. Благо в наличии имелось несколько экземпляров, совершивших посадку на Дальнем Востоке.

Правда, многие патриоты очень обижаются на слово «копия» и зовут Ту-4 «аналогом». Это, конечно же, полная глупость: Ту-4 копировал В-29 максимально — даже в том, что было не нужно.

Проект бомбардировщика Т — глубокая модернизация Пе-8. В итоге мог получиться самолёт уровня В-17. Но в 1943 году на это не было ресурсов, а к 1945-му он устарел
Проект бомбардировщика Т — глубокая модернизация Пе-8. В итоге мог получиться самолёт уровня В-17. Но в 1943 году на это не было ресурсов, а к 1945-му он устарел

Другие, не менее патриотичные товарищи заявляют: копирование Ту-4 было настоящим вредительством. Якобы у наших конструкторов были проекты куда круче или хотя бы не уступающие В-29. Решили бы строить их — и машины на вооружение встали бы быстрее, и до самолёта уровня Ту-95 авиация дошла бы раньше. Особенно в этом ключе любят вспоминать проекты бомбардировщиков 64 от Туполева и самолёт Т от КБ под руководством Незваля.

Проект стратегического бомбардировщика от КБ под руководством Мясищева ДБВ-202. Вот его можно назвать аналогом, а не копией. Автор — Джозеф Гатал
Проект стратегического бомбардировщика от КБ под руководством Мясищева ДБВ-202. Вот его можно назвать аналогом, а не копией. Автор — Джозеф Гатал

На самом деле все эти машины лишь на бумаге не уступали «суперкрепостям». Как бы всё получилось в реальности — совсем не ясно. Ведь разработка дальнего высотного бомбардировщика — задача высокой сложности. Тот же Третий рейх справиться с ней не смог, и все мечты об   «Америка-бомбере» так и остались для немцев лишь мечтами. Создать с нуля даже аналог поздних В-17 не факт, что получилось бы.

Доведение до ума своих проектов легко могло затянуться до начала 50-х, а на вооружение они бы поступили как бы уже не в середине десятилетия.

Кстати, именно на этот срок американцы в 1945-м и предполагали появление советских машин класса В‑29.

Проект стратегического бомбардировщика 64. В КБ Туполева работы над ним продолжали до последнего, пока их не закрыли принудительно
Проект стратегического бомбардировщика 64. В КБ Туполева работы над ним продолжали до последнего, пока их не закрыли принудительно

Пример Ту-4 чётко показывает главную причину воровства в авиации: когда одна из стран значительно отстаёт от другой и единственным выходом остаётся лишь попытка скопировать что-то и на этом приобрести новые навыки.

Привет из Кореи

Результаты первых двух лет конфликта в Корее были не самыми радостными для руководства СССР. Война, планировавшаяся как блицкриг, затянулась. Кроме того, оказалось, что американцы вполне умеют и готовы воевать — особенно авиацией. Господство в воздухе они захватили почти сразу же и надолго. Огромные надежды возлагали на появление на фронте МиГ-15. Но их появление к перелому не привело, а лётчики, в первую очередь хуже подготовленные китайские и корейские, несли тяжёлые потери.

Кто в этом виноват — спорят по сей день, и мы влезать в эти споры не будем. Но тогда было не принято не находить (или не назначать) виновных. Терять свои места, а то и жизни никому из руководства не хотелось, потому виноватым сделали МиГ‑15.

Он и правда значительно уступал американскому F-86 Sabre в манёвренности на высоких скоростях, имел хуже прицелы и спорный набор вооружения, плохо подходивший для противостояния истребителям противника. Плюсами самолёта была большая скороподъёмность и лучшие лётные характеристики на больших высотах. Во всём этом нет ничего особо удивительного — МиГ-15 был скорее перехватчиком, чем фронтовым истребителем. Вполне логичным было создать ему в помощь самолёт для борьбы на малых и средних высотах. И, недолго думая, сам товарищ Сталин летом 1952 года принял уже проверенное решение — надо просто скопировать F-86.

Точный внешний вид проекта копирования неизвестен, есть лишь вольные реконструкции
Точный внешний вид проекта копирования неизвестен, есть лишь вольные реконструкции

Несмотря на то, что руководство советской авиапромышленности было против, в открытую оспорить волю вождя никто не решился.

Под создание советского F-86 оперативно организовали новое КБ, которое за год должно было не только закончить проектные работы, но и построить три прототипа. Поначалу темп и правда был взят неслабый: к концу осени закончили макет и приступили к созданию рабочей документации. Но из-за слабости коллектива и отсутствия поддержки среди смежников работы замедлились. В итоге до смерти Сталина в марте 1953 ещё даже не приступили к сборке первого самолёта.

Понятно, что о желании мёртвого вождя сразу же забыли. В мае руководство нового КБ сменилось, и у руля встал Павел Сухой.

История попытки скопировать F-86 также вполне типична. Большинство таких идей заканчивалось или ничем, или освоением лишь отдельных узлов. Так, с Sabre скопировали прицел и дальномер, установив их на более совершенном МиГ‑17.

Копирование ради копирования

К началу 60-х годов в авиастроении СССР, по сути, осталась лишь одна область, где мы значительно уступали США. Это, конечно же, самолёты-шпионы. Исправить этот «недочёт» решили после уничтожения американского разведывательного U-2 первого мая 1960 года. Обломки машины собрали и передали в КБ Бериева.

Указание было чёткое: скопировать разведчик максимально близко к оригиналу и уже на летающем прототипе определить, нужна ли такая машина советской авиации.

Задача оказалась не из простых: на руках у инженеров были лишь обломки U-2 и скудные описания из зарубежной прессы. По сути, проект разведчика С-13 было проще создать с нуля, но начальство хотело именно копию американца. Правда, к тому времени СССР уже начал потихоньку отставать от США в электронике, особенно в её миниатюризации. Неудивительно, что советская копия значительно потяжелела. А U-2 — самолёт предельных параметров, у которого не было ни одного лишнего килограмма.

Проект высотного разведчика С-13. Автор — Владимир Некрасов
Проект высотного разведчика С-13. Автор — Владимир Некрасов

К лету 1961 года закончили макет и чертежи самолёта, и уже тогда были серьёзные опасения: сможет ли С-13 взлететь? И если сможет, то будет ли он хотя бы близок по своим ЛТХ к U-2? Но главной проблемой было даже не это. Подобный высотный разведчик был просто не нужен СССР. Ведь позиция США относительно полётов над своими территориями была чёткой: любой залетевший советский самолёт означает объявление войны. В то время американцы имели возможность выиграть ядерную войну, и провоцировать их было глупо. В качестве же охотника на аэростаты или в другой необычной роли С-13 также служить не мог — ему не хватало грузоподъёмности. В итоге ещё даже до начала постройки прототипа в 1962 году все работы над проектом прекратили. Советский U-2 так и не появился.

Законы рынка

Но не только Советский Союз воровал самолёты у американцев. Был в истории авиации и эпизод, когда скопировать советскую машину собирались в США.

Произошло это в 1983 году. К тому времени американцам удалось заполучить более двух десятков МиГ-21 и МиГ-23 — в основном это были купленные у Египта машины. Их активно использовали для тренировки пилотов и изучения возможной советской тактики применения. Истребители потихоньку изнашивались, так что уже в начале 80-х встал вопрос: «Что делать дальше?».

Советские братья-близнецы: почему мы копировали самолёты американцев

Можно было, конечно, продолжить закупки у различных стран (в итоге так и сделали, купив у Китая их лицензионные копии МиГ-21 — J-7). Но тут с альтернативным предложением выступила фирма Vought. Они представили радикально решение проблемы — взять и построить свои МиГ-21. С новым двигателем и продвинутой американской электроникой самолёт стал бы надёжнее и проще в обслуживании. Военным была нужна партия всего в 24 машины, и хорошо заработать на ней вряд ли бы вышло. Но у Vought был хитрый план.

Проект Vought V-601
Проект Vought V-601

К тому времени СССР уже активно терял союзников. Всё больше и больше стран перебегало в американский лагерь. Потихоньку трещала по швам даже ОВД. И многие бывшие советские друзья имели на вооружении, конечно же, МиГ-21. А тут им можно предложить тот же дешёвый и технологичный самолёт, но с крутой американской электроникой и адаптацией под западное снаряжение. На этом уже можно было неплохо заработать. Особенно перспективным рынком выглядел Китай.

Правда, всё это могло осуществиться, только если бы военные профинансировали разработку — рисковать в Vought были не готовы.

Советские братья-близнецы: почему мы копировали самолёты американцев

Понятно, что хитрый план не выгорел. Купить у кого-то ещё десяток МиГ-21 было куда проще и, конечно, дешевле. Да и сам самолёт к тому времени уже устарел. Американские военные мечтали заполучить в свои цепкие лапы что-то вроде МиГ-29 и Су-27.

«Нелицензионное копирование» — лишь удобный синоним для слова «воровство». И говорить о том, что наши конструкторы сознательно шли на это самое воровство не совсем приятно. Но стоит понимать, что иногда «своровать» надо, чтобы дать толчок своим технологиям и банально защитить страну. Эта идея стояла за советскими «копиями», она же сейчас стоит за китайским воспроизведением военных технологий. Но в простоте такого решения таится опасность — можно научиться лишь копировать и разучиться делать что-то самим. Поэтому самое главное, что нашим инженерам удалось быстро нагнать оппонентов, — и необходимость создавать «копии» банально отпала.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

29K
31
6
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

58K
58
25
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

30K
32
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

37K
40
6
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

33K
20
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

16K
25
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

13K
11
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

13K
26
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

12K
13
0
0
Спецслужбы и яды ХХ века: как КГБ и ЦРУ травили врагов

Политические отравления в обыденном сознании связаны с древностью. Борджиа и их современники по Ренессансу вовсю травили окружающих — но со временем это вышло из моды и приличий. Однако ХХ век с его научными открытиями, тайными играми разведок и жёсткими политическими противостояниями стал временем возрождения искусства отравления.

129K
75
58
530
Азербайджанский эксперт — о войне и мире в Нагорном Карабахе

Сегодня президент Азербайджана Ильхам Алиев написал в Твиттере о взятии под контроль города Джебраил (Мехакаван) и нескольких сел, прилегающих к Нагорному Карабаху. Армянская сторона не подтверждает это заявление и сообщает о гибели мирных жителей под обстрелами в городах Шуша и Степанакерт.

79K
48
124
132
Правда ли? Эсэсовцы массово воевали во французском Иностранном легионе

Французский Иностранный легион имел германский акцент с первых дней: король Луи-Филипп создал его в 1831 году из наёмных немецких и швейцарских полков. Непростое, но массовое присутствие немцев в Легионе продлилось полтора века — его не прекратили ни мировые войны, ни взаимная ненависть французов и немцев.

87K
99
20
336
Зенитная самоходка «Деривация»: отличная новинка — или полный провал?

В последние годы российский ВПК показал большое количество новых образцов военной техники. Многие из них вызывают критику — и часто справедливую. Но порой ругают проекты, которые этого не заслуживают. Один из подобных примеров — новая ЗСУ «Деривация». Давайте разберёмся подробно.

51K
68
90
114
Чёрные и белые мифы о ленд-лизе: в трёх соснах

Вторая мировая война — и ленд-лиз. А можно ли было вообще без него? Здесь не будет срывания покровов и погружения в нюансы, но большинство спорщиков о ленд-лизе обычно блуждают именно в этих трёх соснах.

48K
144
445
884
В лучах чужой славы: липовые ветераны

Эти люди появляются практически на каждом крупном мероприятии, посвящённом Великой Отечественной войне. Они получают свою толику славы, почёта и уважения, зачастую проникая туда, куда «простым смертным» путь оказывается заказан. Они попадают на страницы печатных изданий, в статьи, телепередачи, открытки, картины. Это — липовые ветераны.

48K
131
134
6.1K
Вагенбург против рыцарской конницы: рождение и гибель тактики

Все знают, что такое вагенбург. Все знают, что эта тактика сложилась в ходе Гуситских войн. Однако мало кто скажет, какие у этого явления были предпосылки, как развивалась тактика, кто её перенял и как же побеждали противника, засевшего в импровизированной крепости. Об этом мы и расскажем.

46K
80
69
513
«Блажен, кто воздаст тебе»: штурм Грозного 1999–2000 года

Кошмарный штурм Грозного в 1994–1995 годах не стал последним бедствием этого города. Тяжёлые бои за Грозный шли в марте 1996 года, летом 1996 российская армия снова понесла огромные потери в уличных боях — и это сражение стало финалом первой войны в Чечне. Однако злополучному городу предстояло превратиться в поле большой битвы ещё раз.

47K
161
90
896
Тяжёлый и тупой: 5 «школьных» заблуждений о европейских средневековых мечах

Мало какое оружие овеяно таким количеством мифов, как меч. Оружие рыцаря, оружие кары, оружие короля… превратилось в оружие дезинформаторов и лжецов в наше время. Обнажим же наши мечи в борьбе с заблуждениями!

42K
112
264
664
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

337K
150
100
897
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

170K
72
12
274
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

170K
45
14
81
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

145K
80
59
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

137K
105
27
869
Спецслужбы и яды ХХ века: как КГБ и ЦРУ травили врагов

Политические отравления в обыденном сознании связаны с древностью. Борджиа и их современники по Ренессансу вовсю травили окружающих — но со временем это вышло из моды и приличий. Однако ХХ век с его научными открытиями, тайными играми разведок и жёсткими политическими противостояниями стал временем возрождения искусства отравления.

129K
75
58
530
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

113K
64
34
457
Азербайджанский эксперт — о войне и мире в Нагорном Карабахе

Сегодня президент Азербайджана Ильхам Алиев написал в Твиттере о взятии под контроль города Джебраил (Мехакаван) и нескольких сел, прилегающих к Нагорному Карабаху. Армянская сторона не подтверждает это заявление и сообщает о гибели мирных жителей под обстрелами в городах Шуша и Степанакерт.

79K
48
124
132
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

105K
13
5
276
Авиакатастрофы 1946 года: СССР и Китай

Твоя безопасность в XXI веке, при полёте на чартере "ФигЗнаетКакМыПолучилиЛицензиюАвиа" из Москвы в Ларнаку, вполне себе обеспечена статистикой. Шансы разбиться всего один к десяти миллионам. Думаешь так было всегда?

16K
14
0
0
Первый закон Рима

Римские законы XII таблиц это настоящий памятник юриспруденции. Это основа основ общемирового права вообще! Короче говоря, это классика, это знать надо. Но как они дошли до жизни такой, зачем римляне заморочились и записали свои обычаи?

13K
18
3
0
Эффект кумулятивного действия: Баньцао

Что-то давненько я не писал про аварии на дамбах, так что сегодня решил исправить это упущение. Итак, одна из крупнейших аварий на гидросооружениях — прорыв дамбы Баньцяо, август семьдесят пятого. Эффективный менеджмент made in China.

1.5K
13
1
0
Прогрессоры «Тёмных Веков»

«Тёмные Века» в представлении обывателей это мрак, ужас и смерть разума. Но на самом деле это важнейший период европейской цивилизации, когда античность была перекована в новую форму мышления, без которой последующий взлёт Европы был бы невозможен.

3.9K
11
3
0
Индийские СМИ клеймят «китайского шпиона» подонком и мошенником

Арестованного по подозрению в шпионаже на Китай индийского журналиста Раджива Шарму его коллеги характеризуют как «мошенника» и «подонка». В частности, он продавал одну и ту же информацию российским и китайским медиа, меняя ее так, чтобы она соответствовала интересам страны-заказчика.

2.4K
7
0
0
Когда переборщил с маркетингом: Первый Крестовый Поход

В 1096 году Папа Римский Урбан Второй призвал всю Европу пойти в крестовый поход и призвал так убедительно, что сам остался не особо доволен. Кроме бронированных терминаторов в Палестину отправились вообще все, в том числе крестьяне, женщины, дети, инвалиды и прочие очень нужные в военном походе личности.

4K
8
2
0
Спутник для подлодки

Боевой прицеп с ракетам, диверсантами и другими полезными вещами для подводной лодки.

2.4K
11
0
0
Эффект кумулятивного действия: Пожар на «Гюнешли»

В комментах к «Альфе» меня попросили рассказать о пожаре на нефтяной платформе № 10 месторождения «Гюнешли». Рассказываю. Географически это Каспий. Хронологически — 2015 год, 4 декабря. Юридически — стихийное бедствие, никто не виноват. Фактически — классика жанра «техногенка».

1.4K
4
0
0
«Здравствуйте, я от Гитлера» История Вилли Гѐрольда

Ефрейтор Вилли Герольд в апреле 1945 года выдавал себя за капитана Люфтваффе, и куролесил по немецким тылам — да так, что в конечном итоге потерял голову на британской гильотине.

4.1K
10
4
0