itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Управляя вирусом: как Plague Inc вызывает тревожный синдром и дискуссии об этике

Несколько лет назад мир обсуждал игру Plague Inc., цель которой — уничтожить мир, управляя вирусом. Сегодня сценарий глобальной смертельной эпидемии стал реальностью, игра переживает новый всплеск популярности, а общество дискутирует об этичности её существования. Мы прошли её заново и рассказываем, как игра воспринимается сейчас.

/
9.7K
19
40
46

Несколько лет назад мир обсуждал игру Plague Inc., цель которой — уничтожить мир, управляя вирусом. Сегодня сценарий глобальной смертельной эпидемии стал реальностью, игра переживает новый всплеск популярности, а общество дискутирует об этичности её существования. Мы прошли её заново и рассказываем, как игра воспринимается сейчас.

Геймплей: ищем оптимальный путь для уничтожения мира

Процесс уничтожения человечества в Plague Inc. весьма незатейлив. С каждым заражённым человеком вы получаете очки, которые можно тратить на развитие болезни. Всего есть три направления для развития — заразность, тяжесть симптомов и защищённость болезни. Цель игры заключается в том, чтобы уничтожить человечество до того, как появится вакцина.

В Plague Inc. можно взять на себя роль 12 болезней, среди которых не только бактерии, но и мозговые черви, а также несколько разновидностей вируса: обычный вирус, нано-вирус, зомби-вирус. Да, в этой игре можно создать армию зомби!

Замецки
Замецки

А ещё — вирус, моделирующий превращение Земли в планету обезьян. Авторы вообще явно любят кино про эпидемии.

Управляя вирусом: как Plague Inc вызывает тревожный синдром и дискуссии об этике

У каждой болезни свои уникальные свойства и, соответственно, своя стратегия заражения и выживания. Однако в первые четыре часа общая стратегия всегда одинакова: нужно прокачать заразность и защиту от исследований. Когда заражается бóльшая часть человечества — приходит время для развития тяжёлых симптомов.

Замецки
Замецки

Недавно разработчики игры выпустили новость о пожертвовании 250 тысяч долларов на борьбу с коронавирусом, но это жалкие гроши по сравнению с их многомиллионными доходами. Кроме того, они добавят режим, в котором надо лечить мир от пандемии. За восемь (!) лет они впервые задумались об этом.

Всё это воспринимается исключительно как пиар-ход: разработчики могут сделать гораздо больше, но ограничиваются лишь минимумом, чтобы привлечь к себе дополнительное внимание и повысить продажи.

Высокая сложность

Я осваивал игровой процесс примерно два часа, играя на среднем уровне сложности. Всё было довольно просто — нужно прокачать заразность, потом защиту от исследований, а затем уже сосредоточиться на летальности. Это неизменно работало, и мне стало откровенно скучно.

Я не ожидал, что вникание в механику игры произойдёт настолько быстро, и всего через пару часов я буду готов к высокому уровню сложности. Он отличается от среднего тем, что все люди часто моют руки, врачи работают каждый день, а заражённых людей отправляют на карантин (да, на среднем уровне сложности нет карантина, больные спокойно продолжают заражать остальных).

С новым уровнем сложности игра стала ощутимо интереснее. Расскажу подробно про вторую партию.

Управляя вирусом: как Plague Inc вызывает тревожный синдром и дискуссии об этике

Отказ органов как способ победить

Итак, поехали. Стартовая страна — Китай. Мой план выглядел так: прокачать заразность, затем симптомы и уже под конец — защиту от исследований. В первый раз я проиграл из-за неправильных приоритетов — слишком увлёкся заражением, а вместо симптомов сразу начал качать защиту. Привычная стратегия среднего уровня сложности здесь уже не сработала.

Первым делом я сфокусировался на заражении самолётов и кораблей. Нужно инфицировать как можно больше стран, прежде чем удивлённое человечество забьёт тревогу и начнёт закрывать границы.

План сработал — большинство государств оказались в зоне риска. После этого я начал прокачивать заразность в странах со схожим климатом. Болезнь распространилась на 800 миллионов человек по всему миру. Человечество только-только просыпалось ото сна, фиксировало наличие болезни и не очень уверенно начинало разработку вакцины.

Похоже, что даже на высоком уровне сложности человечество довольно туповато.

К этому моменту болезнь мутировала и бесплатно обросла случайными симптомами. Если повезёт — симптомы смешиваются. Например, в этот раз я получил «фонтанирующую рвоту», которая получилась от сочетания тошноты и кашля. По одиночке эти симптомы были не очень заразны, но удачно смешавшись, они значительно усиливали друг друга. Заразность росла ещё больше, причём всё это не стоило мне никаких очков. Помимо фонтанирующей рвоты я встречал ещё какие-то миксы — вроде чихания в связке с диареей. Вкусы разработчиков довольно своеобразны и, кажется, должны вызывать улыбку.

Это лента новостей, которая показывает какие методы заражения уже неэффективны
Это лента новостей, которая показывает какие методы заражения уже неэффективны

Но мне почему-то было не до смеха.

С заражением всё было в порядке, и я сфокусировался на симптомах. Самый оптимальный способ повысить летальность — прокачать отказ органов. Его можно открыть достаточно быстро, и за приемлемую цену он значительно повышает летальность и тяжесть симптомов.

Дальше всё стало совсем просто. К моменту появления отказа органов у меня уже были заражены практически все страны и примерно 30 процентов всего населения земли. Люди умирали сотнями тысяч, а мне в диком темпе прикатывали очки ДНК.

Человечество перестало подозревать некий подвох и сосредоточило все силы на исследованиях. Я качал защиту — очков было много, прокачка шла легко. Болезнь всё чаще мутировала, и летальность росла. Высокая смертность вызывает панику населения — а это замедляет создание вакцины.

Когда болезнь заразила бо́льшую часть мира и приобрела тяжёлые симптомы, отчаянное человечество пошло на крайние меры. Канада бомбила города, чтобы остановить распространение болезни. Китай расстреливал заражённых граждан. Англия сжигала трупы и истребляла птиц. И всё это с наглухо закрытыми границами.

Из окружающего ужаса не сбежать, а динамика игры такова, что через полгода и сбегать уже некуда.

Защититься от болезни стало нельзя: она была повсюду и выпиливала целые страны. Карта окрасилась в тёмно-красный цвет. Мёртвые не могли финансировать исследования, так что у меня появилось больше времени, чтобы всех убить.

Управляя вирусом: как Plague Inc вызывает тревожный синдром и дискуссии об этике

Finish them!

Ситуация упростилась до предела. Я победил — осталось лишь дожать те страны, которые ещё не полностью заразились. Я начал точечно развивать заразность, чтобы долбить именно богатые страны или страны с холодным климатом…

Прошло несколько игровых месяцев. Девяносто семь процентов населения погибли, еще один процент был заражён. Остался самый последний, самый хрупкий рубеж обороны — Ангола. У них не было шансов — просто вопрос времени.

Появилась надпись: «Учёные ввели синтетические гены в генетический код болезни. ТАСС заявляет, что это достижение ускорит разработку лекарства». Окей. Знаменитые ангольские учёные из последних сил совершили прорыв. Всё это, конечно, бесполезно.

В любой другой игре такие моменты вызывают чувство удовлетворения — я прошёл уровень, я выполнил задачу. Практически. Дальнейшее уже дело времени, а значит, можно расслабиться.

Но в этой игре расслабиться не получалось.

Я постоянно проводил параллели с реальным миром, и это вызывало двойственные ощущения: я чувствовал тревожность и лёгкое отвращение. Всё это смешивалось с врождённым азартом и желанием выиграть. Странное сочетание, правда? Финал игры не влиял на это комбо, и я не мог расслабиться, пусть даже мне уже ничего не надо было делать для победы. Это ломало мои привычные геймерские ощущения.

Управляя вирусом: как Plague Inc вызывает тревожный синдром и дискуссии об этике

Появилась надпись «ПОРАЖЕНИЕ». Что?!   «Болезнь убила всех своих переносчиков. Некоторые здоровые люди выжили!».

Я посмотрел результаты игры. Что вообще осталось от мира? Шестьдесят шесть тысяч людей, которые не успели заразиться, потому что все их соотечественники умерли, прежде чем передать болезнь. Шестьдесят шесть тысяч ангольцев — единственные представители человечества, на плечи которых легла задача возрождения мира.

Ради чего всё это было?

В последних отзывах на Plague Inc. многие пишут, что игра успокаивает их, наглядно показывая, как сложно распространиться болезни, если принимаются все необходимые меры, а именно: введение карантина, хорошая гигиена, фокусировка на исследованиях и т. д.

Возможно, это успокаивает тех, кто живёт в богатых, продвинутых и успешных странах — я же чувствую реальную опасность. Сможет ли наша страна справиться с эпидемией? Я в этом не уверен. Если я заражусь и симптомы будут тяжёлыми — у меня появятся неиллюзорный шанс умереть. В моей жизни никогда такого шанса не было — а сейчас я вынужденно сталкиваюсь с перспективой смерти, которая отражена как в реальности, так и в игре.

Это серьёзный повод для размышления. Plague Inc. усиливает потребность как можно быстрее осознать и принять то, что происходит в мире. Помимо этого, я стал более сознательным — если раньше я думал, что выйти из дома ради мелкого дела — это нормально, то сейчас буду выходить раз в неделю. Двадцати минут вполне хватит, чтобы сходить в магазин. Можно сказать, что игра Plague Inc. сделала мою жизнь и жизнь людей вокруг немного безопаснее. Пожалуй, на данный момент это главное игровое впечатление. Впечатление, которое уникально — и сейчас важно, как никогда.

Управляя вирусом: как Plague Inc вызывает тревожный синдром и дискуссии об этике
Замецки
Замецки

За восемь лет игра обросла множеством платных сценариев и ввела новые болезни, в числе которых и шуточный   «зомби-вирус». Множество кишечно-ориентированных комбинаций симптомов тоже не прибавляют серьёзности. Вероятно, раньше такое разнообразие было нормальным, сейчас же это воспринимается как неуместный смех над тяжёлой темой.

Разработчики Plague Inc. создали уникальный продукт, который был весьма успешен на протяжении восьми лет и сейчас снова попал в центр внимания. Продажи игры растут, и вместе с этим появляется дополнительное осознание происходящего.

Игра определённо успокоит людей, которые живут в успешных и богатых странах. Насчёт остальных я не уверен. Если вы уже играли в Plague Inc. в последнее время — поделитесь впечатлениями. Может, я был слишком субъективен, и эта игра — настоящий подарок человечеству в наше непростое время?

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Hoвости СМИ2
Как Нолан «продинамил» зрителя
О чём молчат пустынные пляжи киношного Дюнкерка

С историческими фильмами в последнее время одна и та же беда — выходишь из кинотеатра, щурясь от света, чешешь репу и думаешь — что это было, и точно ли «это» именно про ту историю? Фильм Кристофера Нолана «Дюнкерк», богатый разными другими достоинствами, не поражает масштабами. В отличие от реальных событий, которые он был призван нам показать.

17K
24
10
1
Три главные ошибки стратегии и тактики в «Игре Престолов»

Джордж Мартин любим поклонниками за историческую достоверность, однако сериал уже два сезона как оторвался от книг и летит по пачке Беломора. Динамики прибавилось, да и персонажи почти перестали умирать, зато реалистичность сражений вызывает сомнения. И вовсе не потому, что в них участвуют живые мертвецы и драконы.

36K
26
9
160
«Белый тигр» — в кино в пять раз лучше
Что посмотреть про танчики

Снимать фильмы по книгам — дело выгодное. Писателю копеечка капает, киношникам меньше возни с сюжетом и гарантия, что на «Пятьдесят сумерек дивергента» как минимум читатели, да сходят. Ну а зрителям, на худой конец, можно зарубиться в спецолимпиаде на тему: что круче — первоисточник или экранное воплощение. Обычно книга лучше… Но с «Белым тигром» Шахназарова по мотивам романа Ильи Бояшова все вышло наоборот. И вот почему.

15K
21
12
74
Здравствуй, белочка
Суровый северокорейский кавай

По выжженным полям ползут тяжёлые, усеянные шипами мамонт-танки с тремя стволами. Генерал походя расстреливает агента по завершении спецоперации. Попавшее в засаду отделение противника сжигают заживо из огнемётов… Что происходит?

22K
28
5
299
Крепкий орешек по-советски
Бабушки и дирижабли против эсэсовцев под веществами

На рубеже кукурузно-оттепельной эпохи Хрущёва и портвейно-застойной брежневской эры на советские экраны вышел фильм «Крепкий орешек». Повествующий отнюдь не о борьбе Ивана Маклейнова в условиях развитого социализма. Впрочем, чего ещё можно ожидать от ленты, сценарий к которой писал Эфраим Севела?

17K
17
8
338
С той стороны: 5 немецких романов о Второй мировой

Мы все знаем книги «Живые и мертвые», «Прокляты и убиты», «Судьба человека», «В окопах Сталинграда», «А зори здесь тихие» и десятки других произведений о Великой Отечественной войне. Но что писали о ней те, с кем мы воевали?

61K
18
20
600
«Армия Спасения»
«Клюква», которая стоит просмотра

Если хочется провести пару часов длинным осенним вечером за лёгкой военной киношкой в стиле «Red Alert», то вот вам развесистая и сочная клюква. В 2000 году, на фоне саркастичного угара «ДМБ», фильм «Армия спасения» остался практически незамеченным. А зря.

10K
10
3
108
Василий Верещагин — художник, что рисует солнце
(но все почему-то замечают только отрезанные головы)

Первая и часто единственная картина Верещагина, которую показывают школьникам, — «Апофеоз войны». От этого у публики о нём зачастую создается ложное представление как о хиппи, ненавидевшем насилие и топившем за мир во всём мире. О невероятной биографии Верещагина можно снять сериал, и ещё на сборник анекдотов останется.

10K
23
4
114
Советские танки в Фульдском коридоре? Ня!
Веселые картинки экран покажет наш

Нет такого явления, о котором не сняли бы аниме. В начале 80-х вышел шизомилитаристский опус про Третью мировую с ядерными грибами над Нью-Йорком и Москвой, снятый по мотивам романа Джона Хакетта. Аниме Future War 198X, при всех штампах, клюкве и невменяемости персонажей заслуживает внимания. Где ещё можно увидеть наполненную пафосом сцену прорыва Фульдского коридора танками 8-й гвардейской армии?

17K
32
2
251
«Грейхаунд» Тома Хэнкса: развесистая клюква или новый киношедевр?

Свершилось! Нашумевшая военная драма о подводной войне — «Грейхаунд» — вышла на экраны. О том, что же приготовил зрителю новый блокбастер и оправдал ли он ожидания, — в нашем материале.

37K
91
118
1.5K
Невозможная эвакуация Ханко: как пулемёты-призраки прикрывали отход советского гарнизона

У советских войск, оборонявшихся на полуострове Ханко, не было сложной электроники. Однако они сумели превратить пулемёты в дотах и дзотах в автоматические, чтобы обмануть финнов и получить шанс на эвакуацию. Она была почти невозможной, но стала первым успехом советского флота в годы войны.

34K
134
41
1.2K
Госсекретарь США Помпео дал старт новой холодной войне

Мы долго думали, как лучше отреагировать на сенсационную речь Майка Помпео, но в итоге решили, что любые аналитики и эксперты тут бессильны — этот текст прекрасен сам по себе. WARHEAD.SU предлагает вам полный перевод речи госсекретаря Майка Помпео, в которой он объявил Китайскую Народную Республику прямым и явным врагом США и всего «свободного мира».

32K
50
312
6.1K
Пистолет-пулемёт Калашникова снова встанет в строй. Возвращение к корням?

22 июля 2020 года концерн «Калашников» объявил о появлении на свет нового образца — ППК-20, пистолета-пулемёта Калашникова образца 2020. Что это значит, и кому может пригодиться новое оружие? Мы разобрались.

28K
60
18
822
Почему арбалеты проиграли раннему огнестрелу?

Хороший мощный арбалет — дальнобойное точное оружие. Почему и как оно сдало позиции огнестрелу?

24K
78
133
1.5K
«Глубокая тактика»: что делать, если завтра война

Что делать, если на дворе 30-е годы, вот-вот грянет война и надо, чтобы победила мировая революция? Воспользоваться брошюрой советского военачальника и теоретика Владимира Триандафиллова «Глубокая тактика»! Но всё ли, описанное в ней, оказалось верным? Мы разобрались.

23K
61
71
217
Не стрелявшие в спины: подвиг заградотрядов 16-й армии

Заградительные отряды — не расстрельные команды. И бойцы таких подразделений совершали настоящие подвиги. Как заградотрядовцы 16-й армии стали последним рубежом советской обороны на реке Жиздра в августе 1942-го — в нашем материале.

23K
114
241
1.9K
Империя, которой никогда не было: 10 фактов о Византии

История этой державы давно превратилась в легенду. Утрачены даже её имя, настоящее название столицы и герб. В нашей подборке — факты о Византии, одном из самых великих, но незаслуженно забытых государств в европейской истории.

21K
81
53
707
Операция «Римон-20»: советские лётчики против ВВС Израиля

МиГи против «фантомов» и «миражей». 30 июля 1970 года в небе Египта случилось, пожалуй, одно из самых знаменитых воздушных сражений в послевоенной истории. Каким его видели люди в кабинах самолётов, на советских и израильских командных пунктах, — в материале WARHEAD.SU.

21K
78
152
403
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

83K
128
64
979
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», — гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

65K
81
77
862
Если бы Союз проиграл: 5 альтернативно-исторических мифов о будущем Третьего рейха

Что было бы, если бы СССР проиграл Великую Отечественную? Как заявляют фанатичные любители немецкого орднунга, в этом случае Германия стала бы непобедима, завоевала бы весь мир, вышла бы первой в космос… Вот только такая оценка не выдерживает критики. WARHEAD.SU подробно разобрал пять излюбленных тезисов рейхофилов.

57K
79
410
703
10 «школьных» заблуждений о предвоенных репрессиях в Красной армии

Красную армию обезглавили перед войной. 1941 года не было бы, если бы не 1937-й. А может быть, наоборот, репрессии — это очищение? Так как же всё было на самом деле?

53K
110
378
786
«Месть за муки»: как сражались освобождённые из плена красноармейцы

Те, кто прошёл ужасы немецкого плена, рвались в бой, едва лишь выйдя на свободу. Ими двигала жажда мести, желание расплатиться с мучителями. Вновь оказавшись в строю, они показывали себя отличными, дисциплинированными солдатами. Пример тому — участие бывших пленных в форсировании Одера в составе 47-й гвардейской танковой бригады.

48K
72
88
1.7K
В лучах чужой славы: липовые ветераны

Эти люди появляются практически на каждом крупном мероприятии, посвящённом Великой Отечественной войне. Они получают свою толику славы, почёта и уважения, зачастую проникая туда, куда «простым смертным» путь оказывается заказан. Они попадают на страницы печатных изданий, в статьи, телепередачи, открытки, картины. Это — липовые ветераны.

46K
128
134
6.1K
Маниакальный ужас: топ-7 серийных убийц древности и Средневековья

Жиль де Ре, граф Дракула, кровавая графиня Батори — их вы и так прекрасно знаете. Но были и другие — те, кому не довелось попасть в учебники, хотя деяния их были едва ли не более омерзительными. Семёрка забытых убийц далёкого прошлого — в нашем сегодняшнем материале.

41K
45
14
238
Пожалуй, худшее историческое кино: сериал «Екатерина. Самозванцы»

Если вы хотите в подробностях узнать, как не надо снимать исторические сериалы, то сейчас для этого есть все шансы — на экраны страны вышел сериал «Екатерина. Самозванцы». В нём плохо абсолютно всё — от сценария до игры актёров. WARHEAD с огромным усилием начал знакомиться с новым масштабным телепроектом.

41K
50
60
844
Самый тёмный час: штурм Грозного

Штурм Грозного зимой 1994-95 годов стал крупнейшей катастрофой современной российской армии. Операция, которую планировали провести быстро и красиво, обернулась оглушительной трагедией. Как же так вышло?

40K
134
107
1.4K
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

284K
128
95
897
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

153K
41
13
81
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

139K
76
55
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

134K
101
25
869
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

107K
50
10
274
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

105K
58
34
457
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

103K
104
29
742
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

100K
11
4
276
Кто такие гренадеры: могучие великаны военной истории

Многие почему-то зовут их гренадёрами. Это ошибка, но возможно, в таком наименовании подсознательно отразилась сама суть этого рода войск. Ведь гренадеры всегда были не прочь надрать пятую точку любому противнику.

84K
47
8
358