itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Управляя вирусом: как Plague Inc вызывает тревожный синдром и дискуссии об этике

Несколько лет назад мир обсуждал игру Plague Inc., цель которой — уничтожить мир, управляя вирусом. Сегодня сценарий глобальной смертельной эпидемии стал реальностью, игра переживает новый всплеск популярности, а общество дискутирует об этичности её существования. Мы прошли её заново и рассказываем, как игра воспринимается сейчас.

/
11K
19
40
46

Несколько лет назад мир обсуждал игру Plague Inc., цель которой — уничтожить мир, управляя вирусом. Сегодня сценарий глобальной смертельной эпидемии стал реальностью, игра переживает новый всплеск популярности, а общество дискутирует об этичности её существования. Мы прошли её заново и рассказываем, как игра воспринимается сейчас.

Геймплей: ищем оптимальный путь для уничтожения мира

Процесс уничтожения человечества в Plague Inc. весьма незатейлив. С каждым заражённым человеком вы получаете очки, которые можно тратить на развитие болезни. Всего есть три направления для развития — заразность, тяжесть симптомов и защищённость болезни. Цель игры заключается в том, чтобы уничтожить человечество до того, как появится вакцина.

В Plague Inc. можно взять на себя роль 12 болезней, среди которых не только бактерии, но и мозговые черви, а также несколько разновидностей вируса: обычный вирус, нано-вирус, зомби-вирус. Да, в этой игре можно создать армию зомби!

Замецки
Замецки

А ещё — вирус, моделирующий превращение Земли в планету обезьян. Авторы вообще явно любят кино про эпидемии.

Управляя вирусом: как Plague Inc вызывает тревожный синдром и дискуссии об этике

У каждой болезни свои уникальные свойства и, соответственно, своя стратегия заражения и выживания. Однако в первые четыре часа общая стратегия всегда одинакова: нужно прокачать заразность и защиту от исследований. Когда заражается бóльшая часть человечества — приходит время для развития тяжёлых симптомов.

Замецки
Замецки

Недавно разработчики игры выпустили новость о пожертвовании 250 тысяч долларов на борьбу с коронавирусом, но это жалкие гроши по сравнению с их многомиллионными доходами. Кроме того, они добавят режим, в котором надо лечить мир от пандемии. За восемь (!) лет они впервые задумались об этом.

Всё это воспринимается исключительно как пиар-ход: разработчики могут сделать гораздо больше, но ограничиваются лишь минимумом, чтобы привлечь к себе дополнительное внимание и повысить продажи.

Высокая сложность

Я осваивал игровой процесс примерно два часа, играя на среднем уровне сложности. Всё было довольно просто — нужно прокачать заразность, потом защиту от исследований, а затем уже сосредоточиться на летальности. Это неизменно работало, и мне стало откровенно скучно.

Я не ожидал, что вникание в механику игры произойдёт настолько быстро, и всего через пару часов я буду готов к высокому уровню сложности. Он отличается от среднего тем, что все люди часто моют руки, врачи работают каждый день, а заражённых людей отправляют на карантин (да, на среднем уровне сложности нет карантина, больные спокойно продолжают заражать остальных).

С новым уровнем сложности игра стала ощутимо интереснее. Расскажу подробно про вторую партию.

Управляя вирусом: как Plague Inc вызывает тревожный синдром и дискуссии об этике

Отказ органов как способ победить

Итак, поехали. Стартовая страна — Китай. Мой план выглядел так: прокачать заразность, затем симптомы и уже под конец — защиту от исследований. В первый раз я проиграл из-за неправильных приоритетов — слишком увлёкся заражением, а вместо симптомов сразу начал качать защиту. Привычная стратегия среднего уровня сложности здесь уже не сработала.

Первым делом я сфокусировался на заражении самолётов и кораблей. Нужно инфицировать как можно больше стран, прежде чем удивлённое человечество забьёт тревогу и начнёт закрывать границы.

План сработал — большинство государств оказались в зоне риска. После этого я начал прокачивать заразность в странах со схожим климатом. Болезнь распространилась на 800 миллионов человек по всему миру. Человечество только-только просыпалось ото сна, фиксировало наличие болезни и не очень уверенно начинало разработку вакцины.

Похоже, что даже на высоком уровне сложности человечество довольно туповато.

К этому моменту болезнь мутировала и бесплатно обросла случайными симптомами. Если повезёт — симптомы смешиваются. Например, в этот раз я получил «фонтанирующую рвоту», которая получилась от сочетания тошноты и кашля. По одиночке эти симптомы были не очень заразны, но удачно смешавшись, они значительно усиливали друг друга. Заразность росла ещё больше, причём всё это не стоило мне никаких очков. Помимо фонтанирующей рвоты я встречал ещё какие-то миксы — вроде чихания в связке с диареей. Вкусы разработчиков довольно своеобразны и, кажется, должны вызывать улыбку.

Это лента новостей, которая показывает какие методы заражения уже неэффективны
Это лента новостей, которая показывает какие методы заражения уже неэффективны

Но мне почему-то было не до смеха.

С заражением всё было в порядке, и я сфокусировался на симптомах. Самый оптимальный способ повысить летальность — прокачать отказ органов. Его можно открыть достаточно быстро, и за приемлемую цену он значительно повышает летальность и тяжесть симптомов.

Дальше всё стало совсем просто. К моменту появления отказа органов у меня уже были заражены практически все страны и примерно 30 процентов всего населения земли. Люди умирали сотнями тысяч, а мне в диком темпе прикатывали очки ДНК.

Человечество перестало подозревать некий подвох и сосредоточило все силы на исследованиях. Я качал защиту — очков было много, прокачка шла легко. Болезнь всё чаще мутировала, и летальность росла. Высокая смертность вызывает панику населения — а это замедляет создание вакцины.

Когда болезнь заразила бо́льшую часть мира и приобрела тяжёлые симптомы, отчаянное человечество пошло на крайние меры. Канада бомбила города, чтобы остановить распространение болезни. Китай расстреливал заражённых граждан. Англия сжигала трупы и истребляла птиц. И всё это с наглухо закрытыми границами.

Из окружающего ужаса не сбежать, а динамика игры такова, что через полгода и сбегать уже некуда.

Защититься от болезни стало нельзя: она была повсюду и выпиливала целые страны. Карта окрасилась в тёмно-красный цвет. Мёртвые не могли финансировать исследования, так что у меня появилось больше времени, чтобы всех убить.

Управляя вирусом: как Plague Inc вызывает тревожный синдром и дискуссии об этике

Finish them!

Ситуация упростилась до предела. Я победил — осталось лишь дожать те страны, которые ещё не полностью заразились. Я начал точечно развивать заразность, чтобы долбить именно богатые страны или страны с холодным климатом…

Прошло несколько игровых месяцев. Девяносто семь процентов населения погибли, еще один процент был заражён. Остался самый последний, самый хрупкий рубеж обороны — Ангола. У них не было шансов — просто вопрос времени.

Появилась надпись: «Учёные ввели синтетические гены в генетический код болезни. ТАСС заявляет, что это достижение ускорит разработку лекарства». Окей. Знаменитые ангольские учёные из последних сил совершили прорыв. Всё это, конечно, бесполезно.

В любой другой игре такие моменты вызывают чувство удовлетворения — я прошёл уровень, я выполнил задачу. Практически. Дальнейшее уже дело времени, а значит, можно расслабиться.

Но в этой игре расслабиться не получалось.

Я постоянно проводил параллели с реальным миром, и это вызывало двойственные ощущения: я чувствовал тревожность и лёгкое отвращение. Всё это смешивалось с врождённым азартом и желанием выиграть. Странное сочетание, правда? Финал игры не влиял на это комбо, и я не мог расслабиться, пусть даже мне уже ничего не надо было делать для победы. Это ломало мои привычные геймерские ощущения.

Управляя вирусом: как Plague Inc вызывает тревожный синдром и дискуссии об этике

Появилась надпись «ПОРАЖЕНИЕ». Что?!   «Болезнь убила всех своих переносчиков. Некоторые здоровые люди выжили!».

Я посмотрел результаты игры. Что вообще осталось от мира? Шестьдесят шесть тысяч людей, которые не успели заразиться, потому что все их соотечественники умерли, прежде чем передать болезнь. Шестьдесят шесть тысяч ангольцев — единственные представители человечества, на плечи которых легла задача возрождения мира.

Ради чего всё это было?

В последних отзывах на Plague Inc. многие пишут, что игра успокаивает их, наглядно показывая, как сложно распространиться болезни, если принимаются все необходимые меры, а именно: введение карантина, хорошая гигиена, фокусировка на исследованиях и т. д.

Возможно, это успокаивает тех, кто живёт в богатых, продвинутых и успешных странах — я же чувствую реальную опасность. Сможет ли наша страна справиться с эпидемией? Я в этом не уверен. Если я заражусь и симптомы будут тяжёлыми — у меня появятся неиллюзорный шанс умереть. В моей жизни никогда такого шанса не было — а сейчас я вынужденно сталкиваюсь с перспективой смерти, которая отражена как в реальности, так и в игре.

Это серьёзный повод для размышления. Plague Inc. усиливает потребность как можно быстрее осознать и принять то, что происходит в мире. Помимо этого, я стал более сознательным — если раньше я думал, что выйти из дома ради мелкого дела — это нормально, то сейчас буду выходить раз в неделю. Двадцати минут вполне хватит, чтобы сходить в магазин. Можно сказать, что игра Plague Inc. сделала мою жизнь и жизнь людей вокруг немного безопаснее. Пожалуй, на данный момент это главное игровое впечатление. Впечатление, которое уникально — и сейчас важно, как никогда.

Управляя вирусом: как Plague Inc вызывает тревожный синдром и дискуссии об этике
Замецки
Замецки

За восемь лет игра обросла множеством платных сценариев и ввела новые болезни, в числе которых и шуточный   «зомби-вирус». Множество кишечно-ориентированных комбинаций симптомов тоже не прибавляют серьёзности. Вероятно, раньше такое разнообразие было нормальным, сейчас же это воспринимается как неуместный смех над тяжёлой темой.

Разработчики Plague Inc. создали уникальный продукт, который был весьма успешен на протяжении восьми лет и сейчас снова попал в центр внимания. Продажи игры растут, и вместе с этим появляется дополнительное осознание происходящего.

Игра определённо успокоит людей, которые живут в успешных и богатых странах. Насчёт остальных я не уверен. Если вы уже играли в Plague Inc. в последнее время — поделитесь впечатлениями. Может, я был слишком субъективен, и эта игра — настоящий подарок человечеству в наше непростое время?

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Как Нолан «продинамил» зрителя
О чём молчат пустынные пляжи киношного Дюнкерка

С историческими фильмами в последнее время одна и та же беда — выходишь из кинотеатра, щурясь от света, чешешь репу и думаешь — что это было, и точно ли «это» именно про ту историю? Фильм Кристофера Нолана «Дюнкерк», богатый разными другими достоинствами, не поражает масштабами. В отличие от реальных событий, которые он был призван нам показать.

17K
24
11
1
Три главные ошибки стратегии и тактики в «Игре Престолов»

Джордж Мартин любим поклонниками за историческую достоверность, однако сериал уже два сезона как оторвался от книг и летит по пачке Беломора. Динамики прибавилось, да и персонажи почти перестали умирать, зато реалистичность сражений вызывает сомнения. И вовсе не потому, что в них участвуют живые мертвецы и драконы.

38K
26
9
160
«Белый тигр» — в кино в пять раз лучше
Что посмотреть про танчики

Снимать фильмы по книгам — дело выгодное. Писателю копеечка капает, киношникам меньше возни с сюжетом и гарантия, что на «Пятьдесят сумерек дивергента» как минимум читатели, да сходят. Ну а зрителям, на худой конец, можно зарубиться в спецолимпиаде на тему: что круче — первоисточник или экранное воплощение. Обычно книга лучше… Но с «Белым тигром» Шахназарова по мотивам романа Ильи Бояшова все вышло наоборот. И вот почему.

15K
21
12
74
Здравствуй, белочка
Суровый северокорейский кавай

По выжженным полям ползут тяжёлые, усеянные шипами мамонт-танки с тремя стволами. Генерал походя расстреливает агента по завершении спецоперации. Попавшее в засаду отделение противника сжигают заживо из огнемётов… Что происходит?

22K
28
5
299
Крепкий орешек по-советски
Бабушки и дирижабли против эсэсовцев под веществами

На рубеже кукурузно-оттепельной эпохи Хрущёва и портвейно-застойной брежневской эры на советские экраны вышел фильм «Крепкий орешек». Повествующий отнюдь не о борьбе Ивана Маклейнова в условиях развитого социализма. Впрочем, чего ещё можно ожидать от ленты, сценарий к которой писал Эфраим Севела?

17K
17
8
338
С той стороны: 5 немецких романов о Второй мировой

Мы все знаем книги «Живые и мертвые», «Прокляты и убиты», «Судьба человека», «В окопах Сталинграда», «А зори здесь тихие» и десятки других произведений о Великой Отечественной войне. Но что писали о ней те, с кем мы воевали?

63K
20
20
600
«Армия Спасения»
«Клюква», которая стоит просмотра

Если хочется провести пару часов длинным осенним вечером за лёгкой военной киношкой в стиле «Red Alert», то вот вам развесистая и сочная клюква. В 2000 году, на фоне саркастичного угара «ДМБ», фильм «Армия спасения» остался практически незамеченным. А зря.

10K
10
3
108
Василий Верещагин — художник, что рисует солнце
(но все почему-то замечают только отрезанные головы)

Первая и часто единственная картина Верещагина, которую показывают школьникам, — «Апофеоз войны». От этого у публики о нём зачастую создается ложное представление как о хиппи, ненавидевшем насилие и топившем за мир во всём мире. О невероятной биографии Верещагина можно снять сериал, и ещё на сборник анекдотов останется.

11K
27
4
114
Советские танки в Фульдском коридоре? Ня!
Веселые картинки экран покажет наш

Нет такого явления, о котором не сняли бы аниме. В начале 80-х вышел шизомилитаристский опус про Третью мировую с ядерными грибами над Нью-Йорком и Москвой, снятый по мотивам романа Джона Хакетта. Аниме Future War 198X, при всех штампах, клюкве и невменяемости персонажей заслуживает внимания. Где ещё можно увидеть наполненную пафосом сцену прорыва Фульдского коридора танками 8-й гвардейской армии?

17K
37
5
251
Правда ли? Эсэсовцы массово воевали во французском Иностранном легионе

Французский Иностранный легион имел германский акцент с первых дней: король Луи-Филипп создал его в 1831 году из наёмных немецких и швейцарских полков. Непростое, но массовое присутствие немцев в Легионе продлилось полтора века — его не прекратили ни мировые войны, ни взаимная ненависть французов и немцев.

132K
100
20
336
Азербайджанский эксперт — о войне и мире в Нагорном Карабахе

Сегодня президент Азербайджана Ильхам Алиев написал в Твиттере о взятии под контроль города Джебраил (Мехакаван) и нескольких сел, прилегающих к Нагорному Карабаху. Армянская сторона не подтверждает это заявление и сообщает о гибели мирных жителей под обстрелами в городах Шуша и Степанакерт.

133K
49
124
132
Зенитная самоходка «Деривация»: отличная новинка — или полный провал?

В последние годы российский ВПК показал большое количество новых образцов военной техники. Многие из них вызывают критику — и часто справедливую. Но порой ругают проекты, которые этого не заслуживают. Один из подобных примеров — новая ЗСУ «Деривация». Давайте разберёмся подробно.

202K
69
90
114
Чёрные и белые мифы о ленд-лизе: в трёх соснах

Вторая мировая война — и ленд-лиз. А можно ли было вообще без него? Здесь не будет срывания покровов и погружения в нюансы, но большинство спорщиков о ленд-лизе обычно блуждают именно в этих трёх соснах.

116K
146
445
884
Спецслужбы и яды ХХ века: как КГБ и ЦРУ травили врагов

Политические отравления в обыденном сознании связаны с древностью. Борджиа и их современники по Ренессансу вовсю травили окружающих — но со временем это вышло из моды и приличий. Однако ХХ век с его научными открытиями, тайными играми разведок и жёсткими политическими противостояниями стал временем возрождения искусства отравления.

129K
75
58
530
Поездка в Тихий Холм. История одной командировки
Игра WARHEAD.SU

Странная командировка в маленький городок, который не найти даже на карте. Смутное ощущение тревоги от встречи с Тихим Холмом перерастает в настоящий ужас, когда становится понятно — этот город вовсе не то, чем кажется.

7.8K
26
27
88
Как фантаст Хайнлайн боролся с американскими военными: «последние дни США»

Мечтаете о крахе США? А вот фантаст Роберт Хайнлайн дал детальный прогноз о конце Соединённых Штатов ещё в далёком 1946 году. Что сбылось из его предсказаний, а что нет — в нашей статье.

18K
79
76
209
Тест: а что там у союзников?

Мы привычно презираем невежественных иностранцев, ничего не знающих про битву за Сталинград или Курскую дугу. Но намного ли мы сами лучше их? Конечно, никто не сомневается, что читатели хорошо знают ход войны на советско-германском фронте — а как насчёт того, что в это же время происходило у наших союзников по антигитлеровской коалиции?

58K
33
45
260
Консоль Sega Mega Drive: ежи, комиксы и вертолёты

Каждому поколению — свои игры. Те, кто родились в 80-е, всегда будут считать знаковыми для себя игрушки с консолей «Денди» и, конечно, Sega Mega Drive. Именно о последней мы сегодня и будем вспоминать.

4.2K
34
38
48
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

375K
152
100
897
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

222K
73
12
274
Правда ли? Эсэсовцы массово воевали во французском Иностранном легионе

Французский Иностранный легион имел германский акцент с первых дней: король Луи-Филипп создал его в 1831 году из наёмных немецких и швейцарских полков. Непростое, но массовое присутствие немцев в Легионе продлилось полтора века — его не прекратили ни мировые войны, ни взаимная ненависть французов и немцев.

132K
100
20
336
Азербайджанский эксперт — о войне и мире в Нагорном Карабахе

Сегодня президент Азербайджана Ильхам Алиев написал в Твиттере о взятии под контроль города Джебраил (Мехакаван) и нескольких сел, прилегающих к Нагорному Карабаху. Армянская сторона не подтверждает это заявление и сообщает о гибели мирных жителей под обстрелами в городах Шуша и Степанакерт.

133K
49
124
132
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

170K
45
14
81
Зенитная самоходка «Деривация»: отличная новинка — или полный провал?

В последние годы российский ВПК показал большое количество новых образцов военной техники. Многие из них вызывают критику — и часто справедливую. Но порой ругают проекты, которые этого не заслуживают. Один из подобных примеров — новая ЗСУ «Деривация». Давайте разберёмся подробно.

202K
69
90
114
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

145K
80
59
467
Чёрные и белые мифы о ленд-лизе: в трёх соснах

Вторая мировая война — и ленд-лиз. А можно ли было вообще без него? Здесь не будет срывания покровов и погружения в нюансы, но большинство спорщиков о ленд-лизе обычно блуждают именно в этих трёх соснах.

116K
146
445
884
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

137K
105
27
869
WARBLOGS