Унесённые войной. Самые страшные морские катастрофы Второй мировой

Трагедия в Чёрном море

На рассвете 24 февраля 1942 года болгарское судно «Струма», дрейфующее в карантине у турецкого побережья, сотряс мощнейший взрыв. Судно переломилось пополам и через три минуты затонуло, на поверхности воды остался всего один выживший человек — Давид Столяр, который смог вплавь добраться до берега. Наиболее вероятной версией гибели судна, является атака советской подводной лодки Щ-213, осуществлявшей патрулирование в этом районе. Двадцатого февраля советская субмарина потопила в этом же районе турецкий транспорт «Чанкая». Двадцать четвёртого февраля командир подводной лодки капитан-лейтенант Д.М. Денежко доложил об атаке и потоплении «крупного болгарского транспорта, водоизмещением в 7000 тонн, шедшего со стороны залива со скоростью три узла». С учётом того, что в этом районе в указанное время больше не отмечена гибель каких либо судов или кораблей, скорее всего, советская лодка атаковала злосчастную «Струму».

Так произошла одна из самых страшных трагедий войны на Чёрном море: на борту болгарского судна находилось 759 еврейских беженцев из Румынии, в большинстве своём женщин и детей. По мере того, как Румыния все больше укрепляла связь с нацистской Германией, положение еврейского населения там становилось всё более угрожаемым. Еврейская община, скинувшись деньгами, зафрахтовало ветхое болгарское судно, чтобы отправиться на нем в Палестину, которая тогда еще была под английским мандатом управления. «Струма» добралась до Турции, однако турки отказались пропускать судно через проливы без согласия какого либо из государств принять беженцев.

Министр иностранных дел Великобритании сэр Энтони Иден сказал, что выдача въездных виз еврейским пассажирам «Струмы» может создать нежелательный прецедент и по их следам Палестину наводнят тысячи других евреев. Гарольд Макмайкл, Верховный комиссар Палестины, и Уолтер Гиннесс, министр по делам Ближнего Востока, были категорически против принятия пассажиров «Струмы». В ожидании решения английских властей судно дрейфовало вдоль турецкого берега, людям не хватало еды и воды, начались болезни. Турецкие власти, опасаясь эпидемии, не позволяли пассажирам сойти на берег.

Справедливости ради, евреи четко понимали, кто на самом деле виновен в смерти их соотечественников. Шестого ноября 1944 года Уолтер Гиннес был убит еврейским боевиком организации «ЛЕХИ» — это был акт отмщения за трагедию в Чёрном море.

Больше никого не спасать

Двенадцатого сентября 1942 года немецкая подводная лодка U-156 потопила английское судно «Лакония», на борту которого находилось 2732 человека, включая 1793 военнопленных итальянца. Командир подлодки Вернер Хартенштайн после всплытия обнаружил на поверхности воды сотни людей, среди которых оказались итальянские военнослужащие.

Хартенштайн приказал начать спасательную операцию, взяв на борт лодки тонущих людей. Решение было одобрено Дёницем, и вскоре к операции присоединились ещё две немецкие и одна итальянская субмарины. Несмотря на то, что лодки открытым текстом сообщали о своих действиях и подняли флаги Красного креста, они были атакованы американским боевым самолётом, повредившим U-156. После этого операция по спасению была прервана, лодки покинули место трагедии. Выживших подобрали французские боевые корабли.

В результате инцидента погибли 1619 человек, 1420 из них были итальянцами.

Атака американцев на подводные лодки, занятые спасением людей, побудила Дёница отдать приказ, запрещающий проведение подобных акций.

Адские корабли

В результате успешного наступления японцев в Юго-Восточной Азии в их руки попали тысячи английских, американских, голландских, индийских и австралийских военнопленных. Уже в 1942 году японцы начали переправлять пленников в метрополию, используя транспортные суда. Условия содержания и перевозки на них были такими, что эти корабли стали называть «адскими судами». На них погибло около 20 000 человек, причём значительная часть — в результате атак американских подводных лодок.

Суда, перевозившие военнопленных, не несли никаких опознавательных знаков, зачастую следовали в составе конвоев и рассматривались американцами как обычные военные цели.

Судьба военнопленных, оказавшихся на гибнущих кораблях, была ужасна: вооружённые охранники препятствовали их спасению, часто военнопленных расстреливали с борта соседних японских кораблей.

Двадцать четвёртого октября 1944 года японский транспорт «Арисан-Мару» был повреждён американской подводной лодкой «Шарк». Эскортирующие судно японские эсминцы потопили лодку, после чего сняли с тонущего транспорта экипаж и охрану. Все военнопленные — 1781 человек — были оставлены на борту гибнущего транспорта, из них удалось спастись девятерым.

Незадолго до этого, седьмого сентября 1944 года, американская субмарина «Пэддл» потопила японский транспорт «Шинью Мару», на борту которого находились 750 американских военнопленных. Из них только 85 человек смогли спастись, вплавь добравшись до филиппинского берега. По свидетельству уцелевших, японские боевые корабли, подбиравшие экипаж потопленного судна, открыли пулемётный огонь по спасающимся военнопленным. Несколько человек, поднятых на борт японских миноносцев, были убиты после спасения.

Капитан Дадли Мортон, командир подводной лодки «Ваху»

Но наверное, наиболее вопиющий инцидент, связанный с гибелью военнопленных, произошёл 26 января 1943 года. Американская подводная лодка «Ваху» атаковала два японских судна — «Фукуей-Мару» и «Буйё-Мару», — потопив торпедами оба корабля. На борту «Буйё-Мару» находилось около 500 индийских военнопленных.

После того как судно затонуло, часть японцев и индийцев спасались на спущенных на воду шлюпках. Командир американской лодки капитан Дадли Мортон приказал открыть по ним огонь из бортового орудия и пулемётов. Впоследствии он оправдывал свой приказ тем, что якобы японские солдаты начали обстреливать лодку из ручного оружия. Из 1195 человек, находившихся на борту судна, 195 индийцев и 87 японцев погибли от взрыва торпеды и последующего обстрела с борта подводной лодки.

Несмотря на то, что действия американского капитана прямо нарушали положения Гаагской конвенции 1907 года, он избежал судебного преследования. Одиннадцатого октября 1943 года американская субмарина была потоплена со всем экипажем японским самолётом.

Печальный рекорд

В ночь с 16 на 17 апреля 1945 года советская подводная лодка Л-3 под командованием гвардии капитана 3-го ранга В. К. Коновалова обнаружила немецкий конвой, вышедший из Данцигской бухты. Несмотря на то, что суда сопровождались тральщиками охранения, командир советской подлодки принял решение атаковать конвой в надводном положении.

«Гойя»

Коновалов определил самое большое судно конвоя, после непродолжительного преследования вышел на удобную для атаки позицию и выпустил по цели четыре торпеды. Две из них поразили немецкий воинский транспорт «Гойя», на борту которого находилось около семи тысяч человек — военнослужащих вермахта и гражданских беженцев.

Судно, не имевшее внутренних переборок, затонуло в течение четырёх минут, унеся на дно примерно 6700 пассажиров.

Спаслись всего 195 человек. Количество погибших на «Гойе» сделало судно рекордсменом по единовременному числу жертв в морской катастрофе.

Советские подводники, топившие немецкие транспорты на Балтике весной 1945 года, честно исполняли свой долг. Немцы в рамках операции «Ганнибал» не только вывозили своих беженцев из Восточной Пруссии, но и осуществляли массовую эвакуацию войск. Никаких особых мер по отделению гражданских от военных не предпринималось, все они вывозились военными транспортами в составах конвоев, что делало эти суда законной военной целью. Зная о присутствии советских подводных лодок в районе проведения операции, немецкое руководство сознательно рисковало жизнями своих сограждан. Следствием этих решений стали ужасные трагедии, унёсшие тысячи жизней.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий