Сатира, акт веры и лёгкая музыка: 7 знаменитых старинных военных маршей

Лиллибуллеро

Пожалуй, один из самых старых европейских военных маршей — «Лиллибуллеро» — появился в годы «Славной революции» и стал главной музыкальной темой британской армии XVII–XVIII веков. Всё началось с брожений во времена короля-католика Якова II Стюарта. Чувствуя, что его власть шатается, последний из Стюартов решил опереться на военную силу. Католическими полками, сохранившими верность Якову, командовал Ричард Талбот, граф Тирконнел, который разгромил восстание североирландских протестантов.

Лорд Томас Уортон

Так в 1688 году родилась сатирическая песня, автор которой — кстати, тоже лорд, но протестант Томас Уортон — в хулиганской манере высмеивал попытку спасти католическую династию.

«Страной будут править пёс и задница. Пёс это Толбот, а задница — Тирконнел», — пели тогда на улицах Лондона. Песенка стала настолько популярной, что быстро превратилась в боевой гимн протестантов, музыку к которому, используя мотив ирландской джиги, написал самый знаменитый английский композитор XVII века — Генри Пёрселл.

Если говорить о марше-символе Англии, то это, без сомнения, будет «Лиллибулеро»; неслучайно именно эта музыка стала позывным сигналом британского радио.

Евгений Башин-РазумовскийЭксперт по историческим вопросам

В припеве «Лиллибуллеро» повторяется набор бессмысленных слов «леролеролиллибуллеро», хотя это и кажется очень характерным для старинной военной музыки. Похожий рефрен встречается в солдатских песнях пруссаков «шингдерасса, бумдерасса» («Когда солдаты маршируют») или русских «ширин вырин ристафор» («Песня после учения», одна из самых популярных среди солдат в XIХ веке).

Марш Дессау

В начале XVIII века в прусской армии служил фельдмаршал Леопольд, князь Ангальт-Дессау. Редкостный солдафон, но храбрый воин и выдающийся реформатор, которому наряду с Фридрихом Великим принадлежит честь создания прославленной прусской армии. Во время Северной войны Леопольд подружился с русским царём Петром I, которому очень нравился прямолинейный характер прусского полководца.

Леопольд, князь Ангальт-Дессау

Кроме военных побед, которых Ангальт-Дессау одержал немало, к его заслугам можно отнести введение особенной — «железной» — дисциплины, ставшей отличием прусской армии. Он же ввёл у пруссаков трёхшереножный строй, позволявший увеличить плотность оружейного огня, и ратовал за быструю кавалерийскую атаку с холодным оружием и отказ от стрелковой тактики рейтаров XVII века. Несмотря на показную грубость, князь не был невеждой и написал несколько книг по военному делу и военно-инженерной науке.

«Марш Дессау» происходит от народной итальянской песни, которую в маршевой обработке впервые сыграли для князя Леопольда после битвы с французами при Кассано в 1705 году. Музыка стала любимым маршем полководца, а затем и одним из символов старой прусской армии.

Преображенский марш

Во всем мире эта музыка давно воспринимается как один из главных символов России.

Мы не знаем автора и точное время создания «Преображенского марша», но, судя по особенностям музыкального построения, напоминающим церковный кант, это произведение исполнялось ещё при Петре I.

К маршу есть несколько вариантов текста. Первый написал гвардейский офицер и знаменитый острослов С. Марин в 1805 году, предсказав взятие русскими войсками Парижа и победу над Наполеоном:

За французом мы дорогу
И к Парижу будем знать.
Зададим ему тревогу,
Как столицу будем брать.

Сейчас, когда «Преображенский марш» исполняют со словами, обычно используют другой вариант — с текстом неизвестного автора первой четверти XIХ века:

Знают турки нас и шведы,
И про нас известен свет.
На сраженья, на победы
Нас всегда сам Царь ведет!

Самый известный русский марш Преображенского полка был настолько знаменит, что даже понимающие толк в военной музыке пруссаки позаимствовали его для 14-го пехотного полка и 1-го пионерного батальона. В Испании русская музыка стала маршем королевской гвардии алебардщиков, а в Великобритании маршем морской пехоты и неофициальным маршем драгунского полка «Королевских серых шотландцев», шефом которого был император Николай II.

В XIX веке существовал и второй Преображенский марш, написанный композитором Фёдором Гаазе. Этот марш тоже пришёлся по душе пруссакам, которые включили его в число официальных маршей своей армии.

Мехтер марш

Не будем забывать и о таком экзотическом явлении, как янычарские марши. Среди достижений султана Мурада I в XIV веке было создание янычарского корпуса — особого военного сословия привилегированных рабов султана, набиравшихся из обращённых в ислам христианских детей. Янычары долгое время считались непобедимым воинством. Они были тесно связаны с дервишами, отчего военная служба превращалась в своеобразный акт веры, ритуал поклонения Аллаху.

В бой янычары шли под звуки необычной для европейского слуха, но воинственной музыки, в которой первое место отводилось большим барабанам, литаврам и зурне — ближневосточной флейте. Такой тип музыки османы называли «мехтер» — от персидского слова, означающего «великий».

Мехтер-оркестр существовал до 1826 года, после чего его распустили при ликвидации корпуса янычар, а затем воссоздали в 1908 году. В наши дни звуки старинных турецких боевых маршей можно услышать в Музее армии в Стамбуле.

Победа за нами!

Французская военная музыка имеет очень давнюю историю и собственные традиции, а поэтому не похожа на немецкие марши, чей боевой настрой захватил всю Европу. Марши французов происходят от средневековых молитв, отчего играются медленнее и более мелодично.

В XVII столетии к созданию королевских маршей приложил руку выдающийся композитор эпохи барокко Жан Батист Люлли, написавший в том числе знаменитые «Королевский марш» и «Марш чёрных мушкетёров». Но символом французской армии стали всё же не они, а лёгкая музыка из оперы-балета «Каирский караван», необычайно популярного в годы перед Великой французской революцией.

Во время Египетской экспедиции, в 1798 году, ушедшая в народ музыка стала исполняться на маршевый мотив и после возвращения Наполеона I в Париж быстро превратилась в самый популярный военный марш, ставший символом побед времён Первой империи.

Этот марш звучал при Аустерлице, Бородине, Лейпциге и Ватерлоо, пройдя вместе с Бонапартом путь от создания великой державы до её крушения.

Так что если мы подумаем о музыкальной теме наполеоновских войн, то первым на ум обязательно придёт мотив «Победа за нами!»

Марш Радецкого

В 1848 году империя Габсбургского дома трещала по швам, грозя развалиться под ударами восстаний на национальных окраинах. Восстали Венгрия, Италия, Чехия, неспокойно было на Балканах и в польской Галиции.

В дни испытаний в роли спасителя державы выступил фельдмаршал Йозеф Радецкий, чех на австрийской службе, — 82-летний полководец, помнивший ещё войны XVIII века с турками и французами. Он собрал начавшие терять веру в победу австрийские войска, вторгся в отделившуюся Ломбардию и разбил войска Пьемонта в сражении при Кустоцце. Власть Габсбургов была восстановлена, а Милан и Венеция вернулись в состав империи.

Самый знаменитый композитор тех лет Иоганн Штраус (старший), убеждённый сторонник Габсбургов, написал марш, как гласило посвящение, «в честь великого генерала и …императорской армии». В основу марша легла австрийская народная музыка «Старый венский танец». Штраус ускорил её темп, и новая мелодия идеально подошла для парадного прохождения кавалерийских частей.

«Марш Радецкого» стал настоящим музыкальным символом эпохи последнего австрийского императора Франца-Иосифа I. Этот монарх подарил свой любимый марш британскому 1-му королевскому драгунскому полку и австрийскому полку гусаров Радецкого.

Слава Пруссии

Едва раздаются первые ноты этого немецкого марша, как в воображении всплывают картины торжественных парадов времён Германской империи. Хотя многие считают марш «Слава Пруссии» очень старым, на самом деле он появился лишь в 1871 году — после победы во франко-прусской войне, ставшей причиной появления Германской империи. Создатель марша Готфрид Пифке всю жизнь прослужил военным капельмейстером и поэтому отлично понимал, какая музыка нравится солдатам.

Мелодию «Слава Пруссии» впервые исполнили на военном параде во Франкфурте-на-Одере, куда с победой вернулся лейб-гренадерский полк короля Фридриха-Вильгельма III, в котором служил Пифке.

До начала ХХ века марш не был особо известным, ведь его исполняли лишь в одном провинциальном гарнизоне, а ноты так и вовсе не опубликовали. Но после того как «Славу Пруссии» в 1909 году переработал композитор Теодор Граверт, эта музыка буквально за несколько лет стала не только одним из любимейших маршей армии кайзера Вильгельма II, но и превратилась в эталонный символ прусского милитаризма.

Сейчас «Слава Пруссии» — один из самых часто исполняемых военных маршей.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий