А вдруг астероид: астроном Леонид Еленин о защитном зонтике Земли и будущем планетарной обороны

Как исследуют космические объекты? Насколько реальна опасность падения на Землю астероида, способного уничтожить человечество? Может ли Земля защититься от космической угрозы? Российский астроном Леонид Еленин, получивший прозвище «Охотник за кометами», рассказал WARHEAD.SU о проблемах планетарной обороны.

Восемнадцатого декабря 2019 года сетью инфразвуковых станций над западной частью Берингова моря был зафиксирован мощный атмосферный взрыв. Его энерговыделение оценивается в 173 килотонны (десять бомб, сброшенных на Хиросиму) — что лишь в три раза уступает Челябинскому метеориту 2013 года. Как так получается, что СМИ рассказывают об астероидах, которые пролетают от Земли на безопасном расстоянии, а реальные столкновения остаются в тени? За ответами мы обратились к учёному — астроному Леониду Еленину.

О поиске новых объектов

WARHEAD.SU: Расскажите о вашей «охоте» на кометы и астероиды: сколько открыли к настоящему времени, какой кометы не хватает в вашей «коллекции», продолжаете ли поиск?

Леонид Еленин: У меня на счету шесть комет, открытых с декабря 2010-го по январь 2017 года.

С астероидами всё несколько сложнее. Временных обозначений — то есть новых астероидов, приоритет которых временно отдан мне, около 1700. Окончательно приоритет и официальное открытие будет присвоено после нумерации объекта, когда его орбита станет очень точной. На это может уйти более десяти лет. Таких официальных открытий пока у меня около 20. Их число постепенно растёт.

Наверное, хотелось бы открыть яркую комету уровня кометы Хейла-Боппа. Что касается поиска, последний обзор я провёл 31 декабря 2018 года. Возможно, это и правда последний мой обзор. И дело здесь не только в технической стороне вопроса — пока мне просто не на чем наблюдать, нет телескопа, характеристики которого бы меня заинтересовали. Но и вопрос здоровья: такая «охота» сильно подсаживает зрение. Поживём — увидим.

А вдруг астероид: астроном Леонид Еленин о защитном зонтике Земли и будущем планетарной обороны
(Фото: Леонид Еленин)

О небесном «зонтике»

WARHEAD.SU: Часто ли небесные тела сталкиваются с Землёй? Если бы у Земли не было атмосферы, мы бы постоянно жили под бомбардировкой астероидов?

Л.Е. Если не брать во внимание размер, то столкновения происходят постоянно. На Землю непрерывно оседают тонны космической пыли. Если же идёт речь об опасных объектах, то это редкое явление. События наподобие Тунгусского случаются раз в пару сотен лет. Но и последствия здесь уже серьёзные.

К-Т событие (падение астероида, по одной из версий повлёкшее мел-кайнозойское вымирание. — Прим.ред.), которое, возможно, прямо или косвенно привело к вымиранию динозавров 65 миллионов лет назад, случается примерно один раз за этот же временной промежуток.

Да, атмосфера — наш защитный «зонтик», причём не только от малых тел Солнечной системы, но и от рентгеновских и гамма-лучей.

Я недавно проводил небольшой анализ данных, полученных сетью инфразвуковых станций, которые ловят звуки, недоступные нашему слуху. Как раз такие станции и являются главным источником данных о воздушных взрывах, вызванных вхождением в атмосферу космических тел. Наша атмосфера задерживает — точнее разрушает — 95% всех тел до высоты в 22 километра. Оставшимся 5% удаётся пролететь ещё десять километров. Фрагменты разрушенных объектов выпадают на землю, но уже не опасны. Они небольшие, и их кинетическую энергию уже погасил наш «зонтик».

WARHEAD.SU: Часто в СМИ можно увидеть пугающие статьи о возможном столкновении с объектами, проходящими на значительном расстоянии от нашей планеты. А вот мощный атмосферный взрыв над западной частью Берингова моря остался вообще без внимания, почему так?

Л.Е.: Статьи пишут об уже известных объектах, они давно могут быть внесены в каталог и их сближения многократно посчитаны.

Просто кому-то нужны «жареные» новости, вот их и стряпают.

На самом деле ни одно из известных сейчас небесных тел не представляет для нас реальной угрозы. Прогенитор атмосферного взрыва над Беринговым морем не был обнаружен, как и тело, взорвавшееся над Челябинском в 2013 году.

Во-первых, их размер невелик, то есть их очень сложно обнаружить телескопам. Во-вторых, они могут быть вообще не обнаруживаемы с Земли — как тот же Челябинский метеороид, — так как летят от Солнца. Это так называемые внутренние околоземные объекты, которые обращаются вокруг Солнца внутри орбиты Земли. Для надёжного обнаружения подобных небесных тел нужны космические обсерватории, причём расположенные не на околоземной орбите. Поэтому о столкновениях с такими объектами мы узнаем только по их взрыву в атмосфере. Если бы Челябинский объект взорвался над Тихим океаном, то мы могли бы о нём узнать только по инфразвуковому следу.

Об отслеживании потенциально опасных астрономических объектов

WARHEAD.SU: Как устроена система предупреждения и отслеживания столкновений? Может ли в общей системе участвовать частный астроном?

Л.Е.: Такая система, получившая название SpaceWatch («Космическая стража»), впервые начала работу в США в 1998 году. На её создание натолкнули в том числе события 1994 года, когда комета Шумейкеров-Леви 9 врезалась в Юпитер.

Сейчас единственной страной, которая занимается исследованием потенциально опасных астрономических объектов серьёзно, остаются Соединённые Штаты. На данный момент там работает несколько телескопов различных размеров — от полуметровых приборов обзора ATLAS до 1,8-м Pan-STARRS. Остальные страны вносят незначительный вклад в размере нескольких процентов.

(Фото: Alex Dzierba)

Телескопы работают каждую ясную ночь, сканируя определённую область небесной сферы. Для согласования этой работы используется специальный ресурс, в котором собираются данные о том, какой телескоп где и когда проводил поиск. На получаемых кадрах в полуавтоматическом режиме ищутся неизвестные движущиеся объекты. Если такой обнаружен, специальный алгоритм оценивает его потенциальную «опасность». Когда она выше определённого порога, небесное тело размещается на специальной странице подтверждения, где любая обсерватория может посчитать целеуказание и попробовать «подхватить» этот объект, тем самым независимо подтвердив его и улучшив точность определения орбиты.

Было несколько случаев, когда найденный объект должен был столкнуться с Землёй через несколько часов. Астрономы рассчитывали примерную зону его падения и даже впоследствии находили на Земле его фрагменты. Все эти тела были небольшие, несколько метров в диаметре, и не причинили ущерба. Пока ничего, кроме определения области падения и, если это необходимо, эвакуации людей, мы сделать не можем.

О межзвёздных объектах

WARHEAD.SU: Последние годы принесли значимое открытие в астрономии — были обнаружены сразу два небесных тела, прилетевших в Солнечную систему извне. Это астероид 1I/Оумуамуа и комета 2l/Борисов. Как думаете, обнаружение сразу двух таких объектов с разницей чуть более года это случайность или выросший уровень наблюдения?

Л.Е.: Да, безусловно растут наблюдательные возможности. Первый объект был обнаружен телескопом Pan-STARRS диаметром 1,8 метра и фотоприёмной мозаикой диаметром полметра! Геннадий Борисов тоже открыл свою межзвёздную комету на телескопе, о котором я мог только мечтать.

Есть научные работы, которые, кстати, были написаны ещё до этих открытий. В них говорится, что в каждый момент времени внутри Солнечной системы может находиться несколько подобных объектов. Весь вопрос в их обнаружении. Они могут пролетать нашу звёздную систему за Юпитером — и тогда при их размере текущими наблюдательными средствами их не обнаружить. С развитием обзорных телескопов будет обнаруживаться всё больше таких небесных тел.

Снимок кометы Борисова, сделанный космическим телескопом Хаббл 12 декабря 2019 года
Снимок кометы Борисова, сделанный космическим телескопом «Хаббл» 12 декабря 2019 года

WARHEAD.SU: Хватает ли современного уровня развития науки и техники, чтобы попробовать взять пробы грунта с кометы или астероида из другой звёздной системы?

Л.Е.: В принципе это возможно, но такой космический аппарат должен быть в «горячем» резерве. Если осуществить его пуск на встречном курсе, это будет быстрая, но пролётная миссия: мы не сможем затормозить и выйти на орбиту вокруг этого космического тела. Если запускать вдогонку, то тут другая проблема — скорость. Скорость кометы Борисова — около 30 км/с. Человечество уже запускало космический аппарат, который летел много быстрее, — это «Новые горизонты», к примеру. Но там использовали дополнительный гравитационный разгон у Юпитера.

В целом такие миссии возможны — космический аппарат не быстро, но догонит межзвёздный объект. Главное, чтобы этот аппарат потом смог что-то передать с такого расстояния. Ну и работать ему придётся автономно — пока такого ещё не делали.

Мне кажется, что это дело пусть и не отдалённого, но всё же будущего. И ещё раз повторю, к такой миссии нужно готовиться заранее.

Антон Железняк
Эксперт по техническим и инженерным вопросам

Пара объяснений к словам уважаемого Леонида Еленина.

Если мы хотим запустить миссию к объекту, который неизвестно когда будет пролетать мимо нашей планеты, нужно подготовиться заблаговременно. Время пролёта такого астероида или кометы из другой звёздной системы — всего несколько недель, и мы должны уложиться в этот срок (а сейчас миссии подобного уровня готовятся несколько лет). Но дело не только в необходимости создания космического аппарата для такой миссии заранее.

Дело в том, что в современном мире ракеты делаются под определённую задачу, под определённый контракт. Готовых и неиспользуемых ракет просто нет — слишком уж они дороги. Поэтому нужно создать космический аппарат, затем ракету и поставить их на хранение в резерв. Без уверенности, что они понадобятся в ближайшие несколько лет. На такую миссию пока не готово согласиться ни одно государство. Затрат много — а результатов может вообще не быть.

Ещё одна проблема — набрать скорость, чтобы «догнать» гостя со звёзд. Такие объекты движутся с огромной скоростью, выше чем третья космическая. Современные технологии позволяют разогнать космические аппараты до таких скоростей, но на это уйдут месяцы или даже годы.

Ракетой это сделать пока нельзя, поэтому выходом будет использовать гравитационное ускорение других планет. Запущенный космический аппарат летит в сторону крупной планеты, например Юпитера, и получает дополнительное ускорение за счёт её гравитационного поля. Космический аппарат притягивается планетой, получает огромную дополнительную скорость, но за счёт точно выбранной траектории полёта и набранной скорости в последний момент «промахивается» мимо планеты и, ускорившись, летит дальше.

Правда, на такие гравитационные манёвры требуется очень много времени. По-другому разогнать космический аппарат до третьей космической — пока никак.

О планетарной обороне

WARHEAD.SU: Возможен ли сценарий, при котором такой межзвёздный объект прилетит наперерез нашей планете?

Л.Е.: Да, может. В принципе, оба объекта и были обнаружены лишь потому, что прошли достаточно близко от Земли.

WARHEAD.SU: Поможет ли от таких объектов система планетарной обороны и как она должна быть устроена?

Л.Е.: Пока у Земли есть только система обнаружения. Характерное время предупреждения об опасности столкновения с объектами декаметрового размера — сутки, в лучшем случае — двое. Поэтому даже систему обнаружения ещё развивать и развивать. А систем парирования угроз нет совсем. Идей много, но реально ничего нет.

Концептуально системы парирования угроз можно разделить на два вида — оперативные (грубая сила) и пролонгированные (мягкая сила).

К первому виду можно отнести кинетический ударник, когда мы бомбардируем космический объект разогнанной болванкой. Этот сценарий самый простой, и, в принципе, его мы реализуем уже сейчас. У нас есть успешный опыт бомбардировки ядра кометы, на крупных астероидах это не сработает. Внеатмосферный ядерный взрыв неэффективен. Если и взрывать, то только сильно заглублённые заряды и чем глубже — тем лучше. Для этого нужно высаживаться на астероид. Такой опыт тоже есть, но сделать это оперативно мы не сможем, для этого нужно длительное изучение параметров цели, примерного состава, периода и оси вращения, формы.

Возможно, наиболее эффективным может стать кинетически-взрывное устройство, которое с помощью своей кинетической энергии сможет заглубиться, после чего произвести подрыв. Вроде бы все это реализуемо, но есть одна беда — все эти методы неконтролируемы.

Мы не можем точно рассчитать их последствия. Возможно, что после полного или частичного разрушения весь этот рой так и продолжит лететь к нам и мы получим удар не одного крупного объекта, а метеоритный дождь.

Да, частично он будет обезврежен атмосферой, но что-то долетит. Или мы можем ударным воздействием так изменить орбиту, что вероятность столкновения окажется даже выше, чем до этого воздействия.

Второй вариант парирования угрозы — это мягкая сила. Мы может медленно и контролируемо сводить опасный объект с его орбиты, уводя от Земли. Но на это могут потребоваться десятки лет. Такой подход может сработать, если мы обнаружили опасный объект и рассчитали, что, к примеру, через 40-50 лет он имеет высокую вероятность столкнуться с Землёй. Такую технику хотели отработать на известном всем Апофисе, но дальше научных статей дело не пошло.

Замецки

Всем известный Апофис — это астероид такой.

WARHEAD.SU: Как вы думаете, получится ли у астрономов убедить правительства мировых держав в необходимости создания такой защиты? И что для этого должно произойти?

Л.Е.: После челябинского события все поговорили и разошлись. Мне кажется, пока реальный гром не грянет — по-настоящему страшный, — человечество ничего делать не будет. Точнее, учёные будут об этом думать, писать статьи, разрабатывать концепции, но в железе они не материализуются. Потому что есть много других проблем, которые нужно решать сейчас. И я это тоже понимаю и принимаю.

Проблема астероидно-кометной опасности пока для многих где-то там, далеко, в голливудских фильмах и разговорах про ничтожную вероятность.

Вся проблема в том, что такое событие и правда очень маловероятно. Но всё же оно когда-то произойдёт — и, если мы не будем к этому готовы, наша цивилизация канет в Лету.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Hoвости СМИ2
Илон Маск опять доставляет
На сей раз — космический беспилотник

Американские ВВС запускают в космос Илона Маска. В смысле, не его самого, а ракеты SpaceX Falcon 9. К одной из них будет пришпандорен X-37B — засекреченный космический челнок, который в сентябре совершит свой пятый полёт.

Бумажный космос Вернера фон Брауна

Благородному искусству заработка на космическом стартапе давно стукнуло полвека. Семьдесят не за горами. Но из всех адептов космической многоразовости Вернер фон Браун оказался автором не только одного из самых первых, но и самых запоминающихся проектов.

Пепелац с транклюкатором
Атомный космос Страны Советов

Мирным космосом в далёкие пятидесятые и не пахло. Заведомое преимущество США в ядерных вооружениях нужно было хоть как-то парировать. Желательно — «ещё вчера». Одним из таких несимметричных ответов предсказуемо стал проект советского орбитального бомбардировщика с ядерным оружием на борту.

Лунная соната для бластера
Чем и как армия США хотела воевать за Луну

В далёком 1959 году армия США всерьёз готовилась в недалёкой перспективе воевать на Луне: логика «холодной войны» предполагала скорую милитаризацию космоса. К грядущим боям готовились по-настоящему, в том числе разрабатывали и оружие вида ужасного для космодесанта.

С орбиты на Землю вручную и на глаз

Бывает, пишешь об исторических фактах и понимаешь: не поверят. Потому как вместо фактов чаще всего сочиняется сплошная дичь. Тем не менее, реальная космическая программа двадцатого века состоит из такой вот «дичи» чуть ли не полностью.

Лунные мусорщики
Космический сбор металлолома

Прошлый век ― эпоха космических свершений. Больших и маленьких, популярных и забытых. Одним из них стал первый межпланетный сбор мусора.

Красота без здравого смысла
Правда о чудо-скафандре Давы Ньюмен

Первое письмо в редакцию, которое мы решили опубликовать.

К вечной славе десанта!
Мобильная пехота подполковника Ригга

Водку пьянствовать и безобразия творить подполковник Боб Ригг начал ещё в 1943 году, когда служил военным наблюдателем у красных казаков. В его биографии отмечают даже аресты, пусть и без особых уточнений, за что именно. Месяц в китайской тюрьме у коммунистов в 1947 году окончательно сломал и без того нестойкую психику подполковника.

«Итака», полная десанта
Вокруг света за 45 минут

Ранние шестидесятые породили целую россыпь проектов тяжёлых и сверхтяжёлых космических транспортных систем. Морпехи США в целом и генерал Уоллес М. Грин, в частности, полагали, что им не помешает ракетная мобильность в пределах земного шара. Потому что нельзя просто взять и не полетать на межконтинентальном ракетном слонопотаме!

«Грейхаунд» Тома Хэнкса: развесистая клюква или новый киношедевр?

Свершилось! Нашумевшая военная драма о подводной войне — «Грейхаунд» — вышла на экраны. О том, что же приготовил зрителю новый блокбастер и оправдал ли он ожидания, — в нашем материале.

Невозможная эвакуация Ханко: как пулемёты-призраки прикрывали отход советского гарнизона

У советских войск, оборонявшихся на полуострове Ханко, не было сложной электроники. Однако они сумели превратить пулемёты в дотах и дзотах в автоматические, чтобы обмануть финнов и получить шанс на эвакуацию. Она была почти невозможной, но стала первым успехом советского флота в годы войны.

Госсекретарь США Помпео дал старт новой холодной войне

Мы долго думали, как лучше отреагировать на сенсационную речь Майка Помпео, но в итоге решили, что любые аналитики и эксперты тут бессильны — этот текст прекрасен сам по себе. WARHEAD.SU предлагает вам полный перевод речи госсекретаря Майка Помпео, в которой он объявил Китайскую Народную Республику прямым и явным врагом США и всего «свободного мира».

Пистолет-пулемёт Калашникова снова встанет в строй. Возвращение к корням?

22 июля 2020 года концерн «Калашников» объявил о появлении на свет нового образца — ППК-20, пистолета-пулемёта Калашникова образца 2020. Что это значит, и кому может пригодиться новое оружие? Мы разобрались.

Почему арбалеты проиграли раннему огнестрелу?

Хороший мощный арбалет — дальнобойное точное оружие. Почему и как оно сдало позиции огнестрелу?

Не стрелявшие в спины: подвиг заградотрядов 16-й армии

Заградительные отряды — не расстрельные команды. И бойцы таких подразделений совершали настоящие подвиги. Как заградотрядовцы 16-й армии стали последним рубежом советской обороны на реке Жиздра в августе 1942-го — в нашем материале.

Империя, которой никогда не было: 10 фактов о Византии

История этой державы давно превратилась в легенду. Утрачены даже её имя, настоящее название столицы и герб. В нашей подборке — факты о Византии, одном из самых великих, но незаслуженно забытых государств в европейской истории.

Операция «Римон-20»: советские лётчики против ВВС Израиля

МиГи против «фантомов» и «миражей». 30 июля 1970 года в небе Египта случилось, пожалуй, одно из самых знаменитых воздушных сражений в послевоенной истории. Каким его видели люди в кабинах самолётов, на советских и израильских командных пунктах, — в материале WARHEAD.SU.

Туалетные войны: подводники против тыловиков

Война без туалетной бумаги — это ад. Особенно на подводной лодке. Как американские подводники «воевали» с тыловиками за право нормально ходить в гальюн — в нашем материале.

Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», — гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

10 «школьных» заблуждений о предвоенных репрессиях в Красной армии

Красную армию обезглавили перед войной. 1941 года не было бы, если бы не 1937-й. А может быть, наоборот, репрессии — это очищение? Так как же всё было на самом деле?

«Месть за муки»: как сражались освобождённые из плена красноармейцы

Те, кто прошёл ужасы немецкого плена, рвались в бой, едва лишь выйдя на свободу. Ими двигала жажда мести, желание расплатиться с мучителями. Вновь оказавшись в строю, они показывали себя отличными, дисциплинированными солдатами. Пример тому — участие бывших пленных в форсировании Одера в составе 47-й гвардейской танковой бригады.

В лучах чужой славы: липовые ветераны

Эти люди появляются практически на каждом крупном мероприятии, посвящённом Великой Отечественной войне. Они получают свою толику славы, почёта и уважения, зачастую проникая туда, куда «простым смертным» путь оказывается заказан. Они попадают на страницы печатных изданий, в статьи, телепередачи, открытки, картины. Это — липовые ветераны.

Маниакальный ужас: топ-7 серийных убийц древности и Средневековья

Жиль де Ре, граф Дракула, кровавая графиня Батори — их вы и так прекрасно знаете. Но были и другие — те, кому не довелось попасть в учебники, хотя деяния их были едва ли не более омерзительными. Семёрка забытых убийц далёкого прошлого — в нашем сегодняшнем материале.

Пожалуй, худшее историческое кино: сериал «Екатерина. Самозванцы»

Если вы хотите в подробностях узнать, как не надо снимать исторические сериалы, то сейчас для этого есть все шансы — на экраны страны вышел сериал «Екатерина. Самозванцы». В нём плохо абсолютно всё — от сценария до игры актёров. WARHEAD с огромным усилием начал знакомиться с новым масштабным телепроектом.

Самый тёмный час: штурм Грозного

Штурм Грозного зимой 1994-95 годов стал крупнейшей катастрофой современной российской армии. Операция, которую планировали провести быстро и красиво, обернулась оглушительной трагедией. Как же так вышло?

Топ-5 безбашенных воинов Средневековья

Знаете, говорят про некоторых «вообще отбитый»? И при этом у «отбитого» нередко вполне получается то, за что он берётся, — то ли благодаря, то ли вопреки лихости и отчаянности. Вот о таких «отбитых» средневековых воинах, вошедших в легенды, мы и поговорим.

Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

Кто такие гренадеры: могучие великаны военной истории

Многие почему-то зовут их гренадёрами. Это ошибка, но возможно, в таком наименовании подсознательно отразилась сама суть этого рода войск. Ведь гренадеры всегда были не прочь надрать пятую точку любому противнику.