Роботы против людей: почему сокращают флот США

«Призрачный флот»

В текущий момент авианосные ударные группировки, для которых и требуются как сами авианосцы, так и достаточно крупные корабли сопровождения, — основа флота США и главное средство доставки демократии во все уголки мира. Но всё чаще этот подход подвергается критике, и причиной всему, как обычно, деньги.

Авианосец и вся его свита не просто дорогие, а немыслимо дорогие. В итоге почти весь бюджет уходит именно на них, и для развития флота почти не остаётся средств.

А тратить их есть на что. С 2015 года в США активно обсуждают и продвигают идею с красивым названием Ghost Fleet. Предполагается создать целую серию крупных беспилотных и частично беспилотных кораблей и подводных лодок, которые для начала возьмут на себя такие опасные задачи, как борьба с минами, охота на подводные лодки, прибрежные операции и многое другое. В перспективе морские надводные беспилотники заменят фрегаты и эсминцы в роли носителей универсального ракетного вооружения, а подводные дроны пополнят ряды субмарин‑охотников.

Беспилотный охотник на субмарины, разработанный в рамках программы ACTUV, вероятнее всего, тоже окажется в составе «призрачного флота»

Такой «призрачный флот», по мнению его апологетов, идеально подходит для войн ближайшего будущего.

Во-первых, не страшно нести потери — даже если на корабле будет экипаж, то это максимум десяток человек, а не сотни, как сейчас. Скандал в прессе будет куда тише. А нести потери в возможном сценарии морской блокады того же Китая явно придётся — слишком уже сильными стали эти коммунисты.

Во-вторых, такой флот дешевле и проще в обслуживании. Не надо тратить огромные деньги на обучение моряков, на создание для них огромных и хоть немного комфортных баз, не надо снабжать их всем необходимым — от еды до формы. Траты на техническое обслуживание беспилотного корабля не сравнятся со стоимостью поддержания в строю обычного корабля со всем экипажем.

В нынешней ситуации можно добавить, что дрон и коронавирусом не заразится

Подводный беспилотник XLUUV. Автор рисунка — H. I. Sutton

«Нужно больше золота…»

Но для начала всё это надо построить. При этом денег и на авианосцы, и на «флот-призрак» не хватает даже у США. «Авианосной мафии» нужны деньги на новые «форды» (авианосцы, а не машины) и на корабли сопровождения. Кроме того, в новой концепции кроется угроза для самих морских гигантов — они не слишком-то нужны «призрачному флоту», тот вполне может или обойтись без поддержки с воздуха, или запускать собственные беспилотники.

В итоге борьба между двух подходов разгорается всё сильнее и сильнее. В конце 2019 года первый удар получили «новички» — конгресс сократил финансирование на «спорные концепции беспилотного флота». И вот, похоже, пришло время ответа.

Внешний вид модульного беспилотного корабля среднего класса MUSV

Конечно, пока это лишь планы (министерство обороны не стало комментировать слив), но иногда они воплощаются в жизнь. Сокращение авианосцев до девяти штук и заморозка численности крупных кораблей на 80 (сейчас у флота есть 11 авианосцев и около 90 крупных кораблей; при этом число последних хотели нарастить хотя бы до 110) — это не шутки.

Сэкономленные средства предполагается пустить на развитие «призрачного флота», и уже к концу десятилетия иметь хотя бы 65 крупных морских беспилотников.

Планы по развитию морских надводных беспилотников США

Это далеко не первый в истории американского флота вызов, брошенный авианосцам, и в предыдущие разы они проиграли только однажды — ВВС и их В-36. Как сложится ситуация в условиях текущего экономического кризиса? Остаётся лишь гадать — и наблюдать.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий