Железо, супердокторша и космическая козюлька: разбираем фильм «Спутник» на заклёпки

А космос где?

Михаил Котов

Несмотря на название и трейлер, самого космоса в фильме с гулькин нос — пять с половиной или шесть минут. И смысла придираться к этим шести минутам практически нет. Ну «Союз», ну «космический стук», зачем-то летающая по спускаемому аппарату игрушка-неваляшка. Да, мы все помним про индикатор невесомости, но он на верёвочке и нужен скорее в начале полёта, а не во время возвращения.

Затем сценарная дырка — чтобы не объяснять, как именно космическая тварь напала на космонавтов. Вполне возможно, что она стучалась в люк и говорила: «Козлятушки, ребятушки! Отопритеся, отворитеся! Ваша мать пришла — молока принесла».

Вот они и открыли, вместо того чтобы сообщить в ЦУП о нестандартной ситуации. Вертолёты, встречающие космический аппарат после посадки, тоже куда-то запропастились. Наверное, очередного учёного в Москву повезли, как дальше по сюжету рассказывают. Остался только старенький казах на лошадке.

И как обычно, своим названием (спасибо, что хоть двусмысленным) фильм играет на космической теме, завязка космическая — а смысла во всём этом нет. Какая разница, в космосе это случилось, на подводной лодке или в трамвае № 25 где-то между улицей Марата и Купчино. Всё равно — кривая монтажная склейка, и вот уже главный герой в крови, а внутри у него сюрприз.

Михаил Котов

Космос для многих современных режиссёров становится лишь чем-то вроде темноты под кроватью — неизведанной и жуткой областью, откуда можно вытащить любое чудовище и криво вставить его в сюжет.

Впрочем, и дальше всесекретные научные институты — это такой же тёмный серый фон для медленно движущегося сюжета о свинцовых мерзостях позднего СССР. Коридоры, коридоры, в которых потерянно бродят главные герои, да комнаты для наблюдения на американский манер.

Режиссёра реализм не волнует, ему он не интересен, поэтому тыкать компьютерами и прочими артефактами из будущего бессмысленно. Похоже? Вроде да. Реалистично? Не очень. Хотя чего ждать от фильма ужасов, если во «Времени первых» — всё космическое производство СССР, судя по тому, что показали, находилось едва ли не в одном средних размеров ангаре.

В общем, всем, кого привлекли трейлер или постер с Оксаной Акиньшиной и окровавленным шлемом скафандра, можно проходить мимо — нас обманули. Космоса тут нет. Впрочем, чего-то такого мы и ожидали.

Железный взгляд

Юрий Мюллер

Что можно сказать об этой отечественной киноленте? Как это ни странно может прозвучать, фильм получился неплохой.

Конечно, сюжет совершенно неоригинален для любого, кто смотрел «Чужого», «Жену астронавта», «Живое» — или ещё какой фильм подобной тематики. Завязка отработанная: космонавт притаскивает с орбиты на землю нечто, а тут уж «товарищи учёные, доценты с кандидатами» ©, активно начинают эту зверюшку изучать.

Насчёт «товарищей» — без шуток, события происходят в 1983 году. А постольку автор этих строк в те годы жил вполне осмысленно, страшно было интересно узнать, как авторы создавали картинку и антураж той эпохи. В конце концов, удалось же это создателям фантастического сериала «Очень странные дела»!

В общем, первые 20 минут зашли красиво. Вот двое парней на орбите в ящике тесном, отстыковываются, какие-то реплики профессиональные — по мне, так всё хорошо. Перешучиваются по мере возможности, «Миллион алых роз» мурлычут. Не деревянные. Люди, в общем. И тут на спускаемый аппарат что-то серьёзно падает, аж закручивает. Только космонавты успевают выправиться, как слышат Страшный Космический Стук — что-то ползёт по обшивке и подбирается к люку… Тут следует затемнение — и сразу степи Казахстана, пожилой казах на лошадке обнаруживает место приземления капсулы.

Юрий Мюллер

Один космонавт жив, но шибко нездоров, второй — труп в кровище. Нормальная завязка, напряжённая, снято неплохо. На мой непросвещённый взгляд.

Дальше мы переносимся в Москву, где в медицинском институте происходит товарищеское судилище над интересной моложавой врачихой Татьяной, на которую пришла кляуза. Героине грозят неприятности по профессиональной части, вплоть до уголовного дела.

Разбор короткий, но зачем-то записывается на магнитофон — видимо, для пущей важности. Но тут появляется строгий и печальный офицер КГБ, смахивающий на пожилого Боба Гелдофа из «Стены» «Пинк Флойд». «Поедемте, — говорит, — со мной, я вас от кляузы отмажу, только дайте вашу консультацию, вы такая вся специалист, я за вами специально из Казахстана прилетел». Врачиха соглашается, кэгэбэшник радуется, говорит — пожалте в вертолёт.

На каком вертолёте в 1983 году они могут лететь? Ясное дело, на Ми-8. Но у него крейсерская скорость — 240 км/ч, а дальность полёта — 550 км. До Казахстана из Москвы — 2200 км с хвостом. До Байконура — 2500 тоже с хвостом. То есть это минимум четыре дозаправки, да ещё техобслуживание всякое. Это сколько ж они до места пилили?

А самолётом, извините, нельзя было? Вам же срочно надо, у вас же горит…

Юрий Мюллер

Вертолёт, видимо, всё-таки поломался от такого напряга, потому что да самой Секретной Базы он так и не дотянул. Остаток пути наши герои преодолевали автоколонной — два «уазика» со спецназом и посерёдке номенклатурная чёрная «Волга» с военными номерами.

На кой чёрт за двумя пассажирами гонять три машины, да ещё со спецурой? Кто в Казахстане нападёт на офицера с врачихой? Душманы? Но кадр, конечно, красивый, особенно сверху, музыка гнетущая — всё, как в американском кино.

Это многое объясняет — ради красивого кадра можно и бензин пожечь.

Но вот начинается сама Секретная база — и наступает искреннее веселье. Прекрасно здесь буквально всё: военная форма, долженствующая изображать «афганку» с криво нашитыми знаками отличия, чёрные бронежилеты скрытого ношения,   «калашниковы» «сотой» серии с прикрученными НСПУ (ночными стрелковыми прицелами унифицированными) и американскими подствольными фонарями «Маглайт» у спецназа, портативные тепловизоры, какие-то зэки на сверхсекретном объекте…

Причём сам спецназ — это наверняка кэгэбэшная «Альфа», потому что у кого ж ещё были шлемы «Алтын»?

Юрий Мюллер

Конечно, тут можно предположить, что это знаменитые титановые швейцарские Tig PSH-77, покупка которых через третьи страны в конце 70-х годов была той ещё спецоперацией; «алтыны» на их базе были разработаны только в 90-х. Наконец, главный кэгэбэшник вооружён почему-то польским пистолетом-пулемётом PZ-63.

Где взял, слушай?!

На базе дела неладные. Единственный выживший космонавт сидит в карантине и от скуки уже офонарел, ваньку валяет и дурит медперсонал почём зря. Прибывшей докторше и вовсе хамит, впрямую заявляя — тварь я дрожащая или Герой Советского Союза?

Не знает он и не ведает, что в нём притаилась НЁХ — или, как изящно выразился мой хороший знакомый, Козюля. Глубокой ночью, когда Герой Советского Союза почивает, Козюле становится скучно и выходит она погулять наружу. В принципе, логично — чего там интересного внутри космонавта-то? Спасибо, что хоть выползает через рот, а не через афедрон, как у Стивена Кинга.

В этот момент скотинка выглядит относительно некрупной, но в процессе надувается воздухом и может сильно увеличиваться в размерах — аж до полутора метров. Такое, извините, пещеристое тело. А нагулявшись, Козюля уползает обратно космонавту в рот. Молчите там, фрейдисты доморощенные!

Юрий Мюллер

Московской докторше демонстрируют данный процесс и разъясняют, с одной стороны, козюлькину вредность (закусала вусмерть неосторожного врача), а с другой — её исключительную важность для советской науки. Велено скотину выманить наружу и с ней подружиться. Доктор Таня берётся за дело засучив рукава.

В процессе выясняется, что главная героиня — просто супервуман. Например, она не только демонстрирует исключительную смелость, компетентность и человеколюбие, но и не впадает в ступор при виде профессионального видеомагнитофона и свободно работает на персональном компьютере — то есть она знает «бэйсик» или «фокал». Вот убейте меня, не представляю я себе такой персонаж в 1983 году!

В общем, вся база и персонажи — «на грани фантастики». С другой стороны, есть у реквизиторов фильма и несомненные успехи. Скажем, видеомагнитофоны «Электроника ВМ-12» начали выпускаться в 1982 году — поэтому их появление в кадре, в принципе, возможно. Смотрят на одном из таких «Через тернии к звёздам» — классический советский космоужастик (кто от него не орал в десятилетнем возрасте? Биомасса же, Сики Туранчокс, «иди на Астру»). Телевизор цветной — батюшки, да это ж «Рубин»! Правда, он с 1984 года начал выпускаться… Компьютер в кадре — классический советский ДВК-1, тоже начал выпускаться в 1985-м.

Тут могут спросить: дорогой, да чего ты прикопался-то? Подумаешь, разница в год-два, не важно это! Чего ты так прицепился к этому 1983 году?

Юрий Мюллер

Так это не я прицепился. Это создатели фильма к нему прицепились. Не могли они перенести действие картины, скажем, в 1985-й — когда и космонавты продолжали летать, и вопросов к реквизиту было бы куда меньше? А знаете, почему? Потому, что с 1982 по 1984 годы Советским Союзом руководил бывший председатель КГБ СССР Юрий Владимирович Андропов (он упоминается в телевыпуске новостей, отрывок которого удалось посмотреть космонавту). Но уже в феврале 1984 года ему на смену пришёл другой генсек — Константин Устинович Черненко, который андроповские реформы свернул. А уже в 1985 году на царство сел Михаил Сергеевич Горбачёв с гласностью и перестройкой.

Так вот — сейчас будет спойлер — только при бывшем кэгэбэшнике в роли секретаря ЦК КПСС можно живьём жрать зэков. После этого становится понятна и постоянная мрачная атмосфера, и недостаток освещения, и все прочие ухищрения. В СССР при Андропове можно было, а при Горбачёве — уже нельзя.

При этой нехитрой авторской фиге в кармане кино вполне смотрибельно, актёры неплохие, пара поворотов сюжета неожиданных, линия детдома… Более молодому зрителю, не отягощённому излишней информацией, картина зайдёт за милую душу, несмотря на несколько логических нестыковок в сюжете.

Юрий Мюллер

Что делает инопланетная Козюля с лапками в ближнем космосе, почему она паразит-симбионт и какие у неё вообще цели, зачем главные герои ведут себя как идиоты — всего этого мы так и не узнаем. Но всё же, если вы не заклёпочник в душе, фильм можно даже порекомендовать к просмотру. Но — только с выключенным светом и ночью, поскольку картинка очень тёмная. Многим нравится.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий