У Победы женское лицо: как сражались девушки 587-го бомбардировочного полка

Пикировщики

Когда речь заходит о женщинах-пилотах в рядах советских ВВС, все обычно вспоминают о   «ночных ведьмах» на У-2 или о лётчицах-истребителях 586-го полка. Но помимо них существовал ещё и 587-й бомбардировочный авиаполк, единственное женское формирование пикирующих бомбардировщиков в мире.

Его — как и остальные женские полки ВВС — создали по инициативе известной лётчицы Марины Расковой, одной из первых женщин — Героев Советского Союза, удостоенной этого звания за беспосадочный перелёт Москва-Дальний Восток. Именно этот авиаполк Раскова предпочла возглавить сама — наверное, сложно представить себе что-то более личное и разрушительное, чем точно положенная на голову противника тяжёлая авиабомба.

Доброволец

Костяк будущего бомбардировочного полка осенью 1941 года собирали из инструкторов аэроклубов и других авиационных школ, но несколько пилотов прибыли уже из фронтовых частей. Одной из них была Мария Долина.

Мария Долина в 1944-м (источник фото)

Мария родилась в 1922 году в деревне Шаровка Омской области, в крестьянской семье. Её отец потерял ногу во время Гражданской войны, и многодетная семья жила в постоянной нужде. В 1933-м они переехала на Украину; Мария не смогла закончить школу из-за бедственного положения семьи и была вынуждена пойти работать. В селе Михайловка, где поселилась семья, открылась планерная школа, филиал Мелитопольского аэроклуба, куда Марию зачислили одной из первых девушек. Освоив в совершенстве планеры, она перешла в аэроклуб, который также закончила с отличием, став дипломированным инструктором.

Благодаря огромной тяге к знаниям и трудоспособности она экстерном сумела (параллельно с работой в воздухе) наконец-то закончить школу.

Война застала её в Никопольском аэроклубе. Всех лётчиков и механиков-мужчин призвали в действующую армию, а Мария осталась одна с ещё несколькими девушками-пилотами — без каких-либо инструкций или приказов. Когда на их аэродром в июле 1941 года приземлились отступающие истребители, Мария обратилась к командиру 66-й истребительной дивизии с предложением зачислить оставшихся девушек с их самолётами в состав боевых частей. Комдив отказался это сделать, но сообщил Долиной, что враг уже рядом и её основной задачей становится перегон самолётов за Днепр и уничтожение аэродромной инфраструктуры.

При приближении противника девушки подожгли ангары и топливохранилище и подняли машины в небо. Полёт был ночным — и первым подобным для большинства из них. Тем не менее, им удалось благополучно приземлится на новом аэродроме. После этого всех девушек зачислили в боевые полки в качестве пилотов связи.

До декабря 1941 года Мария воевала в составе 296-го истребительного авиаполка. Затем в расположение части лично прибыла Марина Раскова, собиравшая по всем фронту и тылу пилотов для своего полка. Сперва Мария отказалась переходить к Расковой — она уже была на фронте и вносила свою лепту в борьбу, но обладавшая неограниченными полномочиями Раскова оформила её перевод.

Марина Раскова (источник фото)

В начале 1942-го года Долина приступила к освоению Пе-2 на базе Энгельсской военной авиашколы.

Там же сформировался и её экипаж.

В одной упряжке

Штурманом в этом экипаже стала Галина Джунковская. Она родилась в 1922 году в Киевской области, но вскоре семья перебралась в город Грозный. Галина тоже рвалась к знаниям — окончила школу, а затем и медицинское училище, но этого ей показалось мало. В 1940-м году Джунковская поступила в Московский авиационный институт.

С первых дней войны она искала возможность отправится на фронт, но смогла это сделать лишь после того, как вышло объявление о формировании женских частей в составе ВВС. Её желание стать пилотом было невыполнимо — на пилотские кресла и так была большая очередь из подготовленных лётчиц. В результате Джунковскую отправили учиться на штурмана.

Галина Джунковская (источник фото)

Мария Долина освоила Пе-2 всего за четыре месяца. У самолёта была не самая лучшая репутация — машина считалась сложной в управлении и капризной, но для Долиной это не стало проблемой.

Мария всегда повторяла, что сложной «пешка» была лишь для слабых, неаккуратных лётчиков, которые не умели строго выдерживать параметры полета.

С Галиной они сразу нашли общий язык: обе были педантичными, спокойными девушками.

В декабре 1942 года их полк перелетел на фронтовые аэродромы — но уже без своего первого командира Марины Расковой. К сожалению, она погибла при перебазировании полка: совершила типичную и трагическую ошибку, пытаясь найти землю и пробивая низкую облачность.

Её полк приступил к боевой работе под Сталинградом.

Антон ЖелезнякЭксперт по техническим и инженерным вопросам

На самом деле Пе-2 был непростым в управлении самолётом, и в наградных документах Долиной он даже назван «сложнейшим» бомбардировщиком.

От Сталинграда до Прибалтики

В многочисленных сухих строчках наградных листов Долиной и Джунковской — вся летопись воздушной войны.

«29.01.1943 года, с высоты 1300 метров, с двух заходов, бомбардировала посёлок СТЗ (Сталинградский тракторный завод). Задание выполнено отлично, создано три очага пожара, подавлено пять пулемётных точек. Результаты бомбометания сфотографированы».

«09.05.1943 года бомбардировала станицу Нижнебаканская. Несмотря на сильное противодействие ЗА противника, товарищ Долина отлично выполнила задание. Умело маневрируя в зоне зенитного огня, привела своё звено на аэродром базирования без потерь. Результаты бомбардирования сфотографированы».

Пикировщик Пе-2 из состава 587-го бомбардировочного авиаполка (источник фото)

На фронте экипаж быстро выбился в лидеры: спокойные, смелые и невероятно точные девушки.

«02.06. 1943 года ведущим звена, в составе девятки бомбардировщиков ПЕ-2, гвардии старший лейтенант Долина выполняла задание по уничтожению артиллерийско-миномётных позиций и живой силы противника в районе высоты 121 и 115,1. Цель была прикрыта сильным заградительным огнём ЗА противника (до 100 одновременных разрывов). Осколком снаряда был подбит самолёт товарища Долиной. Несмотря на это, товарищ Долина точно вывела своё звено на цель и отлично выполнила задание, что подтверждено фотоснимками».

В этом вылете на обратном пути строй «пешек» атаковали немецкие истребители; самолёт Долиной был подбит, загорелись оба двигателя. Мария приказала прыгать, но экипаж отказался — им удалось перетянуть линию фронта и посадить самолёт на брюхо. Из объятой пламенем машины девушек вытащил стрелок-радист Иван Соленов.

«31.08.1943 года ведущим звена, с высоты 2100 метров, успешно выполнила задание по уничтожению скопления пехоты и танков противника в районе Балтутино-1. За отличное выполнение задания и успешное содействие нашим наземным войскам командованием наземных войск объявлена благодарность по радио всему лётному составу, выполнявшему задание».

«26.06.1944 года товарищ Долина успешно бомбардировала железнодорожный узел Орша. Точным бомбовым ударом разрушены железнодорожные пути, взорван эшелон противника с боеприпасами, создано несколько очагов пожара. За образцовое выполнение задания группа получила благодарность от Маршала Советского Союза товарища Сталина».

Пикирующие бомбардировщики Пе-2 (источник фото)

Женский бомбардировочный полк считался одним из самых «точных» в составе ВВС. Другим их фирменным отличием было умение держаться крылом к крылу, не разваливая строй, что многократно отмечалось в приказах по воздушным армиям. Экипаж Долиной-Джунковской стал одним из лидеров полка: им поручали выполнение самых тяжёлых налётов на наиболее защищённые цели.

«10.10.1944 года товарищ Долина вела звено с заданием по уничтожению скопления пехоты и техники противника в районе Мемель. В условиях сильного противодействия ЗА и МЗА противника (до 50 — 70 одновременных разрывов), в сложных метеоусловиях (облачность, дымка) товарищ Долина точно вывела звено на цель и отлично выполнила задание. Результаты бомбардирования сфотографированы».

«15.12.1944 года в составе группы самолётов ПЕ-2, ведущим звена, с высоты 4100 метров товарищ Долина бомбардировала порт Либава. Несмотря на сильное прикрытие цели огнём ЗА и МЗА противника, задание выполнено успешно. Результаты сфотографированы».

Восемнадцатого августа 1945 года Мария Долина и Галина Джунковская стали Героями Советского Союза. Обе приняли участие в параде Победы на Красной площади.

Мирные дни

После войны обе героини продолжали службу — до конца 40-х годов. Затем вышли замуж за коллег-лётчиков и начали новую жизнь. Мария Долина многие годы трудилась по партийной линии, принимала активное участие в поисковом движении. О своей Золотой звезде она говорила: «Я всю жизнь отрабатываю этот кусочек золота и считаю его общей наградой полка. Это они, не вернувшиеся из боевых вылетов, — настоящие герои».

Галина Джунковская закончила педагогический институт и много лет преподавала в школе английский язык.

Этими отважными женщинами мы все можем по праву гордиться.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий