«Хезболла» наносит ответный удар: как иранская ракета разгромила израильский корвет

Малый флот

Летом 2006 года Ближний Восток увидел очередную войну. После успешного рейда «Хезболлы» на ливанскую границу (тогда погибли восемь военнослужащих Армии обороны Израиля и ещё двое пропали) израильтяне не могли не нанести сокрушительный ответный удар. Им стало очередное вторжение в Ливан — чтобы нанести максимальный урон «Хезболле» и уничтожить её инфраструктуру и боевое ядро в южной части страны.

Определённую роль в этой операции отвели и израильскому флоту. Израиль никогда не страдал синдромом «Большого флота» или «океанской руки» и не считал, что обязательно   «нужен авик».

Ставку делали на компактный флот из боевых единиц небольшого водоизмещения, но c вооружением и средствами обнаружения на самом высоком технологическом уровне.

К 2006 году самыми современными и хорошо вооружёнными надводными кораблями Хейль ха-ям стала тройка малых корветов типа «Саар 5». Это были построенные на американских верфях по технологии малозаметности относительно небольшие боевые корабли со впечатляющим набором вооружения. Восемь противокорабельных ракет «Гарпун», 64 ячейки вертикального пуска ЗРК ближнего радиуса действия «Барак», одна установка зенитного артиллерийского комплекса «Фэлэнкс» и противолодочные торпеды. Корабли также были оснащены многочисленными средствами обнаружения, радиоразведки, радиоэлектронной борьбы и постановки пассивных помех. На корвете мог полноценно базироваться вертолёт.

Ночной удар

С началом боевых действий израильский флот приступил к блокаде побережья Ливана; корветы типа «Саар» заодно выполняли роль кораблей управления, вели радиолокационное наблюдение и радиоразведку. Вполне привычные задачи израильского флота, но, увы, у побережья Ливана их уже поджидали.

Корвет «Ханит» (в переводе с иврита — «копье») дежурил у побережья столицы Ливана Бейрута, находясь всего в десяти морских милях (18,5 километра) от побережья. Корабль находился так близко, что с берега его можно было рассмотреть в бинокль. Война шла своим чередом. ВВС Израиля беспрепятственно наносили удары, армия с жестокими боями постепенно пробивалась на север.

Вечером 14 июля море озарили вспышка взрыва и огонёк пожара. На следующее утро новостные ленты облетела ошеломляющая новость: израильский боевой корабль подвергся успешной ракетной атаке, а кроме того, таинственно затонуло идущее вдоль берега под флагом Камбоджи торговое судно. «Хезболла» праздновала успех и обещала Израилю ещё бóльшие проблемы на море.

Чтобы разобраться во всём произошедшем в ту ночь в Средиземном море, ушло немало времени, но открывшаяся картина оказалось более чем удивительной.

Повреждённый корвет «Ханит»

Иранская атака

Секретом военно-морского успеха «Хезболлы» оказался Иран. Именно из него на территорию Ливана удалось тайно переправить пусковую установку противокорабельных ракет типа C-802/Noor — вероятно, вместе с подготовленным расчётом.

Ракета C-802 имеет китайское происхождение; в 90-е годы Иран закупил партию этих противокорабельных дозвуковых ракет дальностью до 120 километров у КНР, а затем наладил лицензионную сборку на своих предприятиях. Кроме того, иранцам удалось уместить пусковую установку и кабину управления на базе обычного грузового автомобиля, что позволяет скрытно перемещать и маскировать комплекс под видом обычного, ничем не примечательного дорожного трудяги.

За несколько дней наблюдений бойцы «Хезболлы» и иранцы убедились, что израильские боевые корабли крутятся буквально на одном и том же месте, так что организовать ракетную засаду не составило бы большого труда. Вечером 14-го числа ракетную установку быстро переместили на огневую позицию в жилой застройке Бейрута.

Первоначальное целеуказание выдали с гражданского радара типа Kelvin Hughes Sharp Eye, который работал многие месяцы, так что неожиданное появление нового или военного источника излучения, которое могло переполошить израильтян, не обещалось.

Пуск ракеты С-802 (фото: Erfan Kouchari)

В небо ушли две (по другим данным — три) ракеты, после чего пусковая поспешно покинула позицию и снова исчезла. Есть данные, что одна из выпущенных ракет взорвалась сразу после старта. Из двух успешно запущенных первая либо была запрограммирована на высокий профиль полёта для усложнения перехвата средствами ПВО, либо просто не успела вовремя опуститься вниз. В любом случае, её активная ГСН не захватила израильский корвет, и ракета прошла над ним, но поймала идущее в 60 километрах от берега торговое судно MV Moonlight и успешно поразила его, отправив «купца» на дно — к счастью, без человеческих жертв.

Вторая ракета, прижимаясь к воде, успешно поразила цель. Она попала точно в расположенный по одному из бортов на вертолётной площадке кран, который и принял на себя основную силу взрыва. Вероятно, ГСН ракеты захватила эту массивную стальную конструкцию, обладавшую самой большой радиоконтрастностью на малозаметном корабле.

Повреждений от попадания было не очень много — куда меньше, чем если бы ракета прилетела точно по центру или вообще в любое другое место на столь небольшом корабле. Силой взрыва и поражающими элементами боеголовки была пробита вертолётная палуба, часть осколков попали в ангар. В результате в ангаре и машинном отделении начались пожары, погибли четверо израильских моряков, но благодаря энергичной борьбе корабль вернулся своим ходом на базу.

Пока «Хезболла» и Иран отмечали успех, в Израиле стали разбираться — как же так получилось.

Атака корвета «Ханит»

Военно-морским способом

Несколько проведённых расследований показали, мягко говоря, не самую приятную для военного руководства Израиля картину.

Оказалось, что вся сложная и очень дорогая система ПВО корабля была полностью выключена в момент атаки. Из-за проблем с радаром ЗРК «Барак», который не работал должным образом, а также из-за активных действий собственной авиации и сложной помеховой обстановки автоматизированная система управления корабля выдавала слишком большое количество ложных сообщений об атаках и периодически несла околесицу.

В результате вахтенный начальник отключил всю систему ПВО, не уведомив об этом командира корабля. Но он был в своём праве — действующие инструкции не говорили, что системы должны быть постоянно включены у вражеского берега (до которого рукой подать). Настроение личного состава было достаточно благодушным и расслабленным — несмотря на близость к вражескому осиному гнезду, корабль так и не привели в боевую готовность.

В момент попадания бóльшая часть команды находилась в столовой, вкушая посвящённый шабату ужин.

Но такие настроения разделяло и высшее флотское руководство. Первые сообщения о возможном появлении иранских противокорабельных ракет у «Хезболлы» израильский генштаб передал морякам ещё в 2003 году, но те только отмахнулись, решив, что у палестинцев мозгов не хватит, а иранцы не рискнут.

Для сравнения: на аналогичные сообщения о появлении в руках боевиков иранских ПЗРК и, возможно, других систем ПВО ВВС Израиля ответили, что, несмотря на отсутствие стопроцентного подтверждения, они теперь будут действовать так, словно эти системы у «Хезболлы» точно есть.

Подвела флотских и вера во всемогущество разведки. Командиры были уверены, что израильские спецслужбы заранее раскроют наличие таких больших и сложных штук, как противокорабельные ракеты, после чего моряков сразу оповестят об угрозе — если вообще не уничтожат её ударом с воздуха. Так что крупный боевой корабль отправили прямо к вражескому берегу для ближней блокады абсолютно не готовым к каким-либо действиям противника.

Попадание в израильский корвет стало важной страницей в истории войны на море, но увы, — это был ещё далеко не последний раз, когда китайско-иранские ракеты проявили себя в боевой обстановке…

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий