Медведи, негры и граф Орло: фарс и сюр в сериале «Великая»

Совсем недавно зрители получили возможность посмотреть новый американский сериал «Великая» о юности русской императрицы Екатерины II. Это кино достигло определённого успеха на Западе, где было благожелательно встречено зрителями и получило немало хвалебных отзывов критиков. В России же продукт мало кому понравился, а кое-кого даже оскорбил. И тому есть причины.

Если воспринимать сериал серьёзно, то мы увидим глумление над русской историей, порой довольно жестокое, переходящее за грань приличий.

Американцы не скрывали того, что снимали фарс.

И XVIII столетие, и русское прошлое превращены в картину, написанную широкими мазками. Получилась история о власти, свободе и прогрессе, а также — что, пожалуй, важнее всего — их цене. Так что если бы герои сериала носили иностранные имена, а действие происходило бы в некой среднеевропейской Руритании, российский зритель воспринял бы сериал «Великая» совсем по‑иному.

Понятно, что это сатира, и вроде обижаться даже неприлично, но всё равно обидно.

Чтобы всё окончательно стало ясно, на первых кадрах заставки сериала появляется надпись: «Эпизодически правдивая история». Надо признать, со стороны создателей это довольно честный поступок.

Водка, медведь, балалайка…

А прицепиться в фильме есть к чему. Весьма милая, юная, романтичная и наивная принцесса Екатерина прибывает из цивилизованной Германии в страну варваров.

В реальной истории её позвала императрица Елизавета, чтобы выдать замуж за своего племянника и наследника, будущего Петра III. Но ничего подобного в сериале вы не увидите! Елизавета, конечно, имеется — это полусумасшедшая дама, которая развлекается дрессировкой бабочек. А правит Российской империей Пётр — сын Петра Великого, так что, видимо, Пётр II. Он сам решил жениться, для чего и выписал себе немецкую красотку по портрету.

Градус безумия понятен? Но это сущие мелочи.

Как уже говорилось, Россия — страна варварская. Поэтому даже в императорском дворце царят жуткие нравы. Например, обычное дело для императора — ужинать, держа на столе отрубленные головы врагов, или в присутствии придворных задрать подол симпатичной фрейлине. Порядки здесь простые, никто особенно не стесняется.

«Вы подарили мне медведя и перестали бить», — радостно говорит мужу Екатерина. Ну а где медведи, там обязательно найдутся водка (которую залихватски хлещут из больших чарок) и балалайка, которая периодически всплывает в музыкальных темах. Самовар тоже имеется. Возможно, даже с водкой.

Императорские безумства

Император Пётр — жестокий самодур, при этом отличающийся необычайным чутьём и интуицией. Он правит Россией, развлекаясь на непрерывных пиршествах, а решение государственных дел превращает в забавы, порой весьма кровавые.

То, что правитель «не в себе», становится ясно очень быстро: в одной из галерей дворца стоит мумия его матери, с которой он никак не может расстаться и поэтому порой приходит перекинуться парой слов о самом важном. Пётр носит ожерелье матери и порой облачается в женскую юбку.

Армией командует лихой и придурковатый генерал Велементов — большой любитель выпить, но на самом деле он оказывается настоящим патриотом, скрывающим ум под маской глупца. Пётр с ним совершенно не считается и периодически заставляет выделывать всякие унизительные штуки, но при этом требует победных реляций.

Порой, когда наблюдаешь за русским императорским двором, возникает смутное чувство дежавю. И действительно, Пётр необычайно похож на римского императора Калигулу из знаменитого фильма Тинто Брасса, прославленного эротическими сценами, но на самом деле глубоко заглядывающего в самые тёмные закоулки человеческого разума.

Перед зрителем постоянно возникают персонажи, чьи имена говорят о знакомстве с русской классической литературой: граф Ростов (здоровенный бородатый негр), граф Горький, Вронский, доктор Чехов. Хочется крикнуть в пустоту: «Дорогие американские сценаристы, рассказывая истории о России, забудьте наконец фамилии, которые вы прочитали на обложках и страницах книг. Ну возьмите хоть раз словарь русских фамилий и начните черпать знания оттуда». Но видимо этому не суждено случиться.

Орло и Екатерина

Впрочем, вернёмся к сюжету сериала. Приехав на новую родину, Екатерина ставит себе три цели: полюбить Петра, влюбить его в себя и — фанфары! — найти в России культуру и просвещение.

Скажем сразу, с первыми двумя целями всё будет очень плохо, хотя попытки достигнуть их приведут к множеству комичных ситуаций, а вот с третьей — гораздо лучше.

Разум и цивилизацию в сериале воплощает типичный русский аристократ граф Орло, которого, как это сейчас модно, играет индус.

Ну смуглый такой, как все русские, — любому американцу известно.

Шутку автора насчёт тщедушного и нерешительного Орло, начинаешь особенно хорошо понимать, когда вспоминаешь, кем был реальный граф Григорий Орлов — прославившийся богатырским здоровьем, а также любовью к хорошим дракам и не менее хорошим кутежам, но не к чтению французских философов и меланхолии.

Орло — редкостный интриган и один из немногих, кто ухитрился продержаться при дворе десять лет. Судя по нравам русского императорского двора, десять лет — выдающийся срок, слова «год за десять» применимы здесь в полной мере. При этом Орло — тонкой души человек, наслаждающийся европейскими книгами и мечтающий сделать из России современную прогрессивную страну. Орло в итоге станет любовью Екатерины — два мечтателя нашли друг друга.

Несчастная Россия

Кстати, с прогрессом в России решительно не задалось. Вроде бы Пётр I был, но при этом книги предпочитают сжигать, женщины вообще не знают грамоты, а чтение считается редкостной скукой. Как русские победили Швецию — вообще не ясно.

Ба! Война со шведами продолжается и, судя по всему, Россия её проигрывает.

Но эта история по большей части остаётся за кадром, давая лишь повод порассуждать о жестокости императора.

В сериале приготовлен сюрреалистический коктейль из русской истории. Реальные события (например, прививки от оспы) перемешаны с гротескным вымыслом, им даны самые абсурдистские интерпретации. И всё это подано как сложная игра, разворачивающаяся между Петром, от которого зависит жизнь любого русского, и его супругой, которая мечется между попытками заставить себя полюбить и желанием заслужить прощение за несуществующие грехи.

При этом Екатерина виртуозно лавирует среди придворных в поисках аристократов, готовых поддержать готовящийся заговор. Пётр же играет с женой как кошка с мышью, то демонстрируя ей милость, то походя говоря трясущемуся от страха Орло: «я её убью, несчастный случай с каретой через несколько дней, сам реши, как представить это Европе и двору».

Воистину «третий Рим» в этом сериале унаследовал все пороки первого, а аллюзии к «Калигуле» становятся ещё более очевидными.

Попытки понравиться мужу или просветить несчастных русских не удаются, и Екатерина приходит к мысли, что надо бы Петра убрать и править самой. Первый сезон заканчивается как раз переворотом. Вся власть теперь — у молодой императрицы. Что она будет делать дальше?

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий