Зачем танку гусеницы?

Лунный пейзаж

При взгляде на какое-нибудь современное восьмиколёсное чудище с пушкой на горбе регулярно возникает логичный вопрос — а чего мешало сразу так делать? Ездит быстро, возит много, смотрится круто. Ну зачем вместо этого танки лязгают траками гусениц?

«…Война происходила на особой, крепко утрамбованной и чисто выметенной, вроде плац-парада, площадке. Земля здесь не закруглялась. Место было ровное и гладкое. Вся война покрыта тротуаром».

Так иронизировал почти сто лет назад замечательный советский писатель Лев Кассиль. Современное ему поле боя, которое и породило танк, могло засосать в раскисшей глине ногу по колено. Идти по нему в атаку, тем более — на пушки и пулемёты, попросту не получалось. Требовалось ехать!

Броневик не тянет

Современное колесо — очень сложная и высокотехнологичная штука. Оно и самоподкачиваться умеет, и самозатягиваться, и укрепить его можно бутербродом из многослойных нитей хитрого плетения так, что и пулю выдержит.

Но в эпоху первых танков о подобной роскоши не мечтали. А ехать нужно было по бездорожью, под градом шрапнели, на пулемёты. Плюс всё очень сильно портили слабые двигатели. Танк, хоть разорвись, не получался колёсным!

Родословная от трактора

Ранние паровые трактора спокойно таскали огромный водяной котёл, запас горючего и длинный хвост брёвен по лесной просеке. Эти решения вспомнили, когда понадобилось изготовить маленький сухопутный «кораблик» — бронированный по уши танк с несколькими орудийными спонсонами.

Гусеницами по заграждениям

Танковая гусеница, широкая и прочная, позволяла давить проволоку на кольях сверху всем немалым весом танка и прокладывать настоящую просеку там, где пехота могла встать насмерть.

Танк проходил сам — и вёл людей на штурм.

Гусеницами по окопам

Столь же эффективно танк ехал и через сложные большие окопы. Там, где колесо бронеавтомобиля встряло бы намертво, длинная гусеница успевала коснуться другого края окопа раньше, чем танк начинал «клевать носом» и проваливаться. Надёжный противотанковый ров требовал уже совсем другое количество рабочих часов и техники — а их как раз в ту войну и не хватило.

Танковая гусеница победила там, где пасовала нога пехоты.

Гусеницами по бездорожью

Да, тяжёлая металлическая лента движется медленнее колеса. Да, максимальная скорость танка падает. Но зато у боевой машины в десятки тонн весом резко повышается боевая проходимость.

Танк может пройти сам и прикрыть выдвижение пехоты — через любые снег, грязь или даже зону недавнего тактического ядерного удара.

Современные гусеницы

Весь двадцатый век шла жестокая борьба промышленников и технологов за прочную, надёжную танковую гусеницу. Новые металлы, чтобы гусеница жила хотя бы на тысячу-другую километров больше. Хитрая конструкция «пальцев» — чтобы быстрее заменить разбитый трак. Шипы, гребни и шпоры для лучшего движения по льду и жидкой грязи. Резиновые и пластиковые вставки для снижения шума. Амортизирующие подушечки для сбережения дорог в мирное время.

Колёсные танки для малых войн и полицейских операций, конечно, тоже есть — и будут появляться новые. Но по-настоящему защищённые боевые машины для самых суровых боевых условий продолжат использовать гусеницы.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий