itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Электронный пилот встаёт на крыло: что ждёт беспилотную авиацию

Беспилотная авиация быстро и серьёзно изменилась. Буквально недавно дроны из забавных игрушек стали успешными разведчиками — и вот БПЛА с лёгкостью выполняют даже задачи ударной авиации, а весь мир стремится к созданию беспилотных истребителей. Что происходит и какими путями искусственный интеллект учиться летать?

/
6.6K
26
32
92
Фото: Фил Буз

Беспилотная авиация быстро и серьёзно изменилась. Буквально недавно дроны из забавных игрушек стали успешными разведчиками — и вот БПЛА с лёгкостью выполняют даже задачи ударной авиации, а весь мир стремится к созданию беспилотных истребителей. Что происходит и какими путями искусственный интеллект учиться летать?

Продвинутый автопилот или робот?

Как сообщает новостное агентство РИА «Новости», новейший истребитель Су-57 проходит испытания не только в пилотируемом, но и в беспилотном режиме. Правда, компьютеру не очень доверяют — в кабине сидит пилот, готовый в любую минуту принять управление. Да и автоматика, судя по всему, работает лишь на некоторых участках полёта.

Пока это напоминает больше продвинутый автопилот, чем полноценный робот-самолёт.

Такой режим очень полезен для одноместных многоцелевых машин, и на Западе его реализовали ещё на F-22. Пилот может пустить самолёт под контролем автоматики по маршруту, а сам, например, заняться поиском наземных целей или наведением на них управляемого вооружения. Но и это тоже первый шаг к полноценному беспилотному самолёту.

Air Combat Evolution
Air Combat Evolution

Американцы зашли чуть дальше. DARPA и ВВС США плотно занялись искусственным интеллектом для беспилотных истребителей ещё в 2018 году. В 2019-м было объявлено о старте программы Air Combat Evolution (ACE), в рамках которой предполагается создать и испытать в реальных условиях подобный ИИ. Программа должна уметь оценивать всю поступающую информацию в ходе манёвренного боя, быстро и адекватно реагировать на любые действия противника, взаимодействовать с пилотируемыми и беспилотными союзниками. Но главный вызов ACE не в этом. От получившегося ИИ требуется способность к обучению.

Именно это — ключевое требование программы. ИИ в изначальном варианте должен уметь не больше, чем средний лётчик-курсант. Но в дальнейшем он должен обучиться у своих живых противников и, в идеале, превзойти их. Зачем это нужно? Современный воздушный бой — дело сложное, и просто написать программу, отражающую все его аспекты, невозможно. Будущие дроны должны сами научиться этому, а после ещё и суметь адаптироваться под противника и союзников. Последнее особенно важно, ведь полученный по завершении ACE ИИ будет установлен на беспилотные самолёты, которые займут роль ведомых при пилотируемых машинах.

Как отмечают в ВВС, у каждого живого пилота есть свой почерк, и программа должна уметь подстраиваться под него — иначе особого смысла в ней не будет.

Написание ИИ заказали восьми независимым фирмам. В финале могут либо выбрать одного победителя, либо предложить нескольким фаворитам объединить усилия.

Уже в конце осени 2019 года первые варианты были готовы начать полёты — но пока только в виртуальной симуляции. Начальные испытания, получившие обозначение Alpha-Dogfight Trials, проводились против максимально простых целей, имитирующих поведение современных крылатых ракет. Все представленные ИИ быстро научились уничтожать их, показывая результаты не хуже, чем у обычных пилотов.

В январе 2020 года начался второй этап, где в качестве оппонента выступила программа, написанная Лабораторией прикладной физики университета Джонса Хопкинса. Правда, в этот раз она управляла лишь самолётами типа бомбардировщик, с ограниченной манёвренностью. И снова удалось достичь всех запланированных результатов.

Третий этап Alpha-Dogfight Trials прошёл в конце апреля 2020 года; в этот раз и ИИ, и противостоящая им программа имели одинаковые истребители. Кроме того, в ходе этих же испытаний проверили возможность адаптации под союзников, в роли которых тоже выступила программа университета Джонса Хопкинса. После, уже в июне, планировалось выставить искусственный интеллект фирмы-победителя (кто это — пока ещё не объявлено) против реальных пилотов на тренажёрах, а также проверить возможность её адаптации под живого ведущего. Но из-за коронавируса испытания перенесли на конец августа.

В случае их успеха (в котором DARPA уверено) стартует подготовка программы для управления настоящим истребителем. И уже в 2023 году могут начаться реальные учебные воздушные бои ИИ против человека. В идеальной ситуации к 2025 году ИИ уже могут начать адаптировать к будущей платформе, работы над которой идут в Boeing и Lockheed Martin.

Электронный пилот встаёт на крыло: что ждёт беспилотную авиацию
(Источник фото)

Схожие работы идут и в старушке Европе. Ведь опциональная пилотируемость — главная фишка их перспективного истребителя шестого поколения FCAS (Future Combat Air System). Вот только пока весь мир, не особо стесняясь, работает на «воздушными терминаторами», европейцы решили устроить общественную дискуссию на тему того, как этически правильно запрограммировать будущий беспилотный боевой самолёт.

Обсуждают вопрос о том, что принять решение об атаке имеет право только человек и нельзя допускать ситуации, когда компьютер принимает решение об убийстве. Некоторые даже заявляют, что главной задачей пилотов будущего будет моральная и этическая оценка действий их бортового ИИ, и к этому надо начинать готовить их прямо сейчас.

Все эти рассуждения, конечно же, красивы, но абсолютно бессмысленны. Такие ограничения лишь снижают эффективность, а значит, те, кто их будет придерживаться, быстро проиграют гонку вооружений.

Концепт FCAS
Концепт FCAS

Да и если говорить честно — сама постановка вопроса очень и очень спорная.

Почему человеку можно убить человека, а машине лучше не стоит?

Будем честными, нынешняя автоматика имеет куда меньший шанс на ошибку, чем даже хорошо подготовленный человек, а уж про солдата-срочника и речи нет. Но автоматику нельзя посадить, а значит, виноватыми будут те, кто отдал приказ задействовать роботов в бою. Почему-то такие перспективы политиков смущают, поэтому они задействуют рассуждения об этике и морали, а также глупые страхи человечества о восстании машин.

Кругом одни сложности

Кажется, появление беспилотных истребителей — дело уже совсем недалёкого будущего, и, как предсказал недавно Илон Маск, машина вот-вот заменит пилота. Но на самом деле сложностей ещё много и заранее радоваться успеху рано. Электроника пока плохо переносит большие перегрузки. Работы в этом направлении, конечно, идут, но когда всё будет готово — пока неясно.

Есть вопросы и к программной части. Машинное обучение и нейросети, которые должны стать основой для «воздушных терминаторов», не выдают настоящий интеллект. Это просто самостоятельно формирующийся набор алгоритмов. И с появлением новой угрозы или новой переменной (например, необычные погодные условия), первая реакция ИИ окажется малопредсказуемой и, вероятнее всего, неверной.

Можно ли преодолеть это ограничение и не станет ли оно критическим для всех попыток — неизвестно. Ну и конечно же, не обойдётся без багов и недоработок в коде столь сложной программы. А насколько они могут быть критичны, мы наблюдаем сейчас на примере F-35. Ну и не стоит забывать о реакции общества — страшилок о восстаниях машин много, и это вполне может повлиять на принятие решений.

Так что пока далеко не факт, что беспилотные истребители ожидает безоблачное будущее. Но следить за всей этой историей мы будем с огромным интересом.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

36K
32
6
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

61K
59
25
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

30K
32
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

37K
40
6
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

33K
20
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

17K
26
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

13K
11
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

13K
26
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

14K
14
0
0
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

375K
152
100
897
Правда ли? Эсэсовцы массово воевали во французском Иностранном легионе

Французский Иностранный легион имел германский акцент с первых дней: король Луи-Филипп создал его в 1831 году из наёмных немецких и швейцарских полков. Непростое, но массовое присутствие немцев в Легионе продлилось полтора века — его не прекратили ни мировые войны, ни взаимная ненависть французов и немцев.

276K
101
20
336
Зенитная самоходка «Деривация»: отличная новинка — или полный провал?

В последние годы российский ВПК показал большое количество новых образцов военной техники. Многие из них вызывают критику — и часто справедливую. Но порой ругают проекты, которые этого не заслуживают. Один из подобных примеров — новая ЗСУ «Деривация». Давайте разберёмся подробно.

202K
69
90
114
Азербайджанский эксперт — о войне и мире в Нагорном Карабахе

Сегодня президент Азербайджана Ильхам Алиев написал в Твиттере о взятии под контроль города Джебраил (Мехакаван) и нескольких сел, прилегающих к Нагорному Карабаху. Армянская сторона не подтверждает это заявление и сообщает о гибели мирных жителей под обстрелами в городах Шуша и Степанакерт.

133K
49
124
132
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

272K
73
12
274
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

170K
45
14
81
Чёрные и белые мифы о ленд-лизе: в трёх соснах

Вторая мировая война — и ленд-лиз. А можно ли было вообще без него? Здесь не будет срывания покровов и погружения в нюансы, но большинство спорщиков о ленд-лизе обычно блуждают именно в этих трёх соснах.

116K
146
445
884
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

170K
80
59
467
Поездка в Тихий Холм. История одной командировки
Игра WARHEAD.SU

Странная командировка в маленький городок, который не найти даже на карте. Смутное ощущение тревоги от встречи с Тихим Холмом перерастает в настоящий ужас, когда становится понятно — этот город вовсе не то, чем кажется.

7.8K
26
27
88
Авиакатастрофы 1946 года: СССР и Китай

Твоя безопасность в XXI веке, при полёте на чартере "ФигЗнаетКакМыПолучилиЛицензиюАвиа" из Москвы в Ларнаку, вполне себе обеспечена статистикой. Шансы разбиться всего один к десяти миллионам. Думаешь так было всегда?

16K
14
0
0
Первый закон Рима

Римские законы XII таблиц это настоящий памятник юриспруденции. Это основа основ общемирового права вообще! Короче говоря, это классика, это знать надо. Но как они дошли до жизни такой, зачем римляне заморочились и записали свои обычаи?

13K
18
3
0
Эффект кумулятивного действия: Баньцао

Что-то давненько я не писал про аварии на дамбах, так что сегодня решил исправить это упущение. Итак, одна из крупнейших аварий на гидросооружениях — прорыв дамбы Баньцяо, август семьдесят пятого. Эффективный менеджмент made in China.

1.5K
13
1
0
Прогрессоры «Тёмных Веков»

«Тёмные Века» в представлении обывателей это мрак, ужас и смерть разума. Но на самом деле это важнейший период европейской цивилизации, когда античность была перекована в новую форму мышления, без которой последующий взлёт Европы был бы невозможен.

3.9K
11
3
0
Индийские СМИ клеймят «китайского шпиона» подонком и мошенником

Арестованного по подозрению в шпионаже на Китай индийского журналиста Раджива Шарму его коллеги характеризуют как «мошенника» и «подонка». В частности, он продавал одну и ту же информацию российским и китайским медиа, меняя ее так, чтобы она соответствовала интересам страны-заказчика.

2.4K
7
0
0
Когда переборщил с маркетингом: Первый Крестовый Поход

В 1096 году Папа Римский Урбан Второй призвал всю Европу пойти в крестовый поход и призвал так убедительно, что сам остался не особо доволен. Кроме бронированных терминаторов в Палестину отправились вообще все, в том числе крестьяне, женщины, дети, инвалиды и прочие очень нужные в военном походе личности.

4K
8
2
0
Спутник для подлодки

Боевой прицеп с ракетам, диверсантами и другими полезными вещами для подводной лодки.

2.4K
11
0
0
Эффект кумулятивного действия: Пожар на «Гюнешли»

В комментах к «Альфе» меня попросили рассказать о пожаре на нефтяной платформе № 10 месторождения «Гюнешли». Рассказываю. Географически это Каспий. Хронологически — 2015 год, 4 декабря. Юридически — стихийное бедствие, никто не виноват. Фактически — классика жанра «техногенка».

1.4K
4
0
0
«Здравствуйте, я от Гитлера» История Вилли Гѐрольда

Ефрейтор Вилли Герольд в апреле 1945 года выдавал себя за капитана Люфтваффе, и куролесил по немецким тылам — да так, что в конечном итоге потерял голову на британской гильотине.

4.1K
10
4
0