Судьба USS «Массачусетс» (BB-2): корабль, который не хотел умирать

Короткий век

Век военных кораблей короток. Кто-то погибает в бою, кого-то разбирают «на иголки», других уничтожают в результате стечения обстоятельств или иной напасти, а некоторые становятся кораблями-музеями. На них обычно висит флаг ВМФ и несут службу настоящие моряки, а обычные граждане водят на экскурсии подрастающее поколение. В общем, все при деле.

Но есть и другая жизнь, о которой знают лишь историки, те, кому положено по долгу службы, и аквалангисты. Могилы погибших кораблей. Разбросанные по всему миру, они лежат на разных глубинах и медленно превращаются в часть окружающей среды. Иногда корабли оказываются там случайно, а иногда намеренно — в целях привлечения туристов и дайверов со всего мира.

Для этого судно предварительно готовят, чистят от всего, что может загрязнить мировой океан, украшают и под звуки фанфар торжественно выводят на место будущего захоронения. Звучит последний салют от заложенных в корпусе зарядов взрывчатки, и гордый корабль навечно занимает своё место под водой.

Броненосец, который смог

Наш герой, броненосец ВМФ США USS «Массачусетс» был вторым кораблём класса «Индиана», построенным в рамках обновления американского флота. Имея неплохое вооружение (4 х 330-мм, 8 х 203-мм, 4 х 152-мм), «индианы» должны были обеспечивать безопасность собственного побережья, при этом не удаляясь от него.

Классические броненосцы береговой обороны.

USS «Массачусетс» спустили на воду в 1893 году, а в эксплуатацию ввели тремя годами позднее. Самым большим конфликтом, в котором ему довелось поучаствовать, стала Испано-американская война, в которой броненосец сначала бомбардировал форты у входа в залив Сантьяго-де-Куба, а потом благополучно пропустил самое большое морское сражение, уйдя на бункеровку в залив Гуантанамо.

«Массачусетс» в 1901 году (источник фото)

Хотя в битве у Сантьяго-де-Куба справились и без него, наш герой всё же записал на себя одну победу, затопив вместе с USS «Техас» испанский крейсер «Рейна Мерседес», который пытался преградить путь в гавань для американских кораблей.

Впрочем, технический прогресс был неумолим, и в 1904 году корабль переквалифицировали в учебный, а в начале 1906 года вывели с активной боевой службы. Ещё восемь лет наш герой мыкался по задворкам ВМФ, пока его не списали 23 мая 1914 года. За два с небольшим месяца до начала Первой мировой войны.

«Массачусетс» (источник фото)

В 1917 году США объявили войну Германии, и внезапно оказалось, что обучать офицеров всё же надо. С USS «Массачусетс» стряхнули пыль и на следующие два года загнали в Чесапикский залив в качестве учебной батареи для морских артиллеристов. После чего окончательно сказали «хватит» и перевели корабль в ранг «броненосцев береговой обороны» с присвоением индекса BB-2. Это позволило в дальнейшем передать имя новому дредноуту (BB-54), как раз заложенному на верфях.

«А старый давайте используем в качестве мишени», — решили в ВМФ и приступили к выполнению. Но тут случилась неувязочка: USS «Массачусетс» отказывался умирать. Четыре года — с января 1921 года — на полузатопленном недалеко от побережья Флориды корабле-мишени отрабатывали стрельбу новых орудий из Форт-Пикенса.

Спойлер: безрезультатно. Старый броненосец только показывал неприличные жесты и смеялся.

Устав от такого издевательства, военное ведомство спихнуло остатки обратно в ВМФ, где его смело поставили на баланс. Попытки инженеров оценить масштабы проблем и приспособить «Массачусетс» к делу окончились однозначным вердиктом: «Снимать с мели, чтобы распилить «на иголки» за счёт налогоплательщиков, — дорого». Военные выставили корпус на продажу для всех желающих, но тут грянула Великая Депрессия, а потом и Вторая мировая война. В общем, когда останки BB-2 в ноябре 1956 года стали собственностью штата Флорида, военные чиновники благополучно изменили статус корабля на «выведен из состава флота» и накатили по такому случаю вискаря.

Полузатопленный «Массачусетс», 1921 год

Но история на этом не закончилась.

Собственность штата

В конце 50-х годов даже во внешне благополучной Америке не нашлось денег на подъём и разборку на металл окончательно ушедшего под воду броненосца. Несколько компаний приценивались к стоимости, но затем разводили руками и решали, что «такая корова не нужна».

Следующие тридцать лет «Массачусетс» служил пристанищем для рыб, ориентиром для рыбаков и местной достопримечательностью, к которой возили заезжих туристов. За отдельную плату, разумеется.

Конец 80-х ознаменовался программой создания искусственных рифов по всем побережьям США. Плюсов в ней было несколько: утилизация устаревшей техники, увеличение привлекательности для дайверов, плюс финансовая прибавка в бюджет штата. Первыми были Мичиган и Вермонт, после чего в 1987 году настало время Флориды.

Оглядевшись по сторонам, власти штата для пробы организовали закрытую зону вокруг парусника Urca de Lima, который лежал на дне недалеко от Роузленда. Испанский грузовой корабль, обнаруженный в 1928 году, всегда волновал искателей сокровищ, обещая нашедшему его груды несметных богатств.

Спойлер: нет, всё уже было украдено до них.

Тем не менее, разрешения на поиски выдавались искателям приключений вплоть до 1984 года, а три года спустя площадку вокруг корабля привели в порядок и установили на суше табличку и макеты пушек. Вскоре первый подводный заповедник Флориды был официально открыт.

Вторым стал испанский «купец» San Pedro, который вместе с четырнадцатью собратьями по несчастью был уничтожен ураганом 1733 года к югу от Индиан Кей. Третьим — трудяга-пароход «Сити оф Хокинсвилль», затопленный посреди реки Суонни.

Иллюстрация из брошюры 1993 года

Тут в чью-то умную голову пришла прекрасная мысль: «Господа! У нас же есть броненосец, лежащий почти у самой поверхности воды»! Корпус и местность отсняли с фотоаппаратов, подготовили красивые брошюры и запретили нелегальный туризм вокруг останков «Массачусетса». Поскольку от галеонов почти ничего не осталось, да и золота там не наблюдалось, дайверы массово повалили смотреть на боевой корабль — благо он лежал всего в 7,5 метра под поверхностью воды.

Сейчас броненосец входит в состав подводных заповедников Флориды, занимая там главное рекламное место и ежегодно привлекая сотни туристов. Пусть он потихоньку и погружается дальше в пучину — прежде чем «Массачусетс» окончательно исчезнет, пройдёт очень много лет.

Из брошюры о «Массачусетсе»

Мы надеемся, что это произойдёт как можно позднее. USS «Массачусетс» (BB-2), не снискав славы при жизни, стал хорошим памятником. Пусть даже подводным.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий