Дракон изнутри и снаружи: чем хорош и плох американский Crew Dragon

«Никогда не смейся над живым драконом!» ©«Хоббит, или Туда и обратно».

А стоила ли игра свеч? Был ли смысл разрабатывать Crew Dragon — и что он может такого, чего не может исправно работающий вот уже более полувека «Союз»? И не нужно кивать на возраст — космический корабль «Союз» так же, как и ракета, регулярно модернизируется. В настоящее время используется уже шестая, как предполагается последняя, версия космического корабля — «Союз-МС».

Геометрия

Crew Dragon создали на основе грузового корабля Dragon, и они похожи друг на друга. Сверху находится возвращаемая герметичная капсула, снизу — негерметичный грузовой отсек. Высота вертикально стоящего корабля — 8,1 метра, почти три этажа. К слову, российский «Союз» не сильно ниже — 7,9 метра, но это во многом из-за вынесенного отдельно приборно-агрегатного отсека, в то время как у «Дракона» он интегрирован в сам корабль.

(Фото: SpaceX)

Однако против геометрии не попрёшь. «Союзы», созданные в размерности ракеты, сильно уступают в диаметре корабля (2,7 против 3,66 метра у Crew Dragon). Казалось бы, меньше метра, однако у «Союза» площадь в самой широкой части — 5,7 кв. метра, а у Crew Dragon — 10,5. 

Вот такая бессердечная геометрия.

В результате у Crew Dragon герметичный отсек имеет 11 кубических метров полезного объёма, которых хватает на четверых астронавтов и туалет за шторкой (его пока не показывали, обещают продемонстрировать после приземления). У «Союза» объём по внутренним герметичным обводам обитаемого отсека (спасательной капсулы) — 3,85 куб. метра, а свободный объём всего 2,5 куба. Увы, этого едва хватает для размещения трёх космонавтов и летящих с ними 300 килограммов багажа.

Внутри корабля «Союз МС-13» (фото: Олег Скрипочка / «Роскосмос»)

Ещё у «Союза» есть четыре кубических метра полезного объёма в бытовом отсеке, где устанавливается туалет, а во время полёта космонавты могут переодеться. Но этого всё равно мало: когда китайцы скопировали «Союз», то в первую очередь увеличили линейные размеры, чтобы сделать корабль свободнее. По идее, мы могли бы сделать то же самое, но последние годы «Роскосмос» ждёт корабль нового поколения «Орёл» и не видит смысла в глобальной переделке «Союза».

Грузовой отсек и система САС

Больше всего поражает возможность взять в полёт в негерметичный грузовой отсек 2,5 тонны полезного груза — и это не считая астронавтов. Чёрт, да это просто очень удобно — большой объём, большая масса! Можно считать, что везёшь на орбиту дополнительный грузовой корабль. Российский «грузовик» «Прогресс» несёт как раз примерно те же 2,5 тонны полезного груза.

Поэтому с каждым полётом Crew Dragon можно плюсовать ещё один полёт грузового корабля — а это дополнительные время, деньги, запуски. Правда, на обратном пути, перед входом в плотные слои атмосферы, негерметичный грузовой отсек отделяется от возвращаемой капсулы, так что вернуть столько же не получится.

В грузовом отсеке находятся панели солнечных батарей и радиаторы системы терморегуляции корабля. Для упрощения системы и уменьшения возможностей её отказа панели не разворачиваются, а полностью покрывают половину отсека, развёрнутую к Солнцу.

(Фото: SpaceX)

В отличие от российского «Союза», система аварийного спасения (САС) Crew Dragon интегрирована в сам корабль. Решение более чем спорное. С одной стороны, дешевле — в российском варианте на каждый запуск нужна новая САС; с другой — лететь в корабле, зная, что у тебя по периметру расположены топливные баки для двигателей SuperDraco, под завязку наполненные монометилгидразином — ощущение не из приятных. Монометилгидразин стабильнее, чем гептил, но гораздо токсичнее, и неизвестно, что будет опаснее в случае аварии. Впрочем, о правильности или неправильности этого решения можно будет порассуждать после сбора приличной статистики полётов.

Двигатели Super Draco (фото: SpaceX)

Те же самые двигатели SuperDraco должны использоваться для мягкой посадки корабля на финальном этапе полёта, но NASA решило уменьшить риски: по крайней мере в первые полёты садиться Crew Dragon будет только парашютным способом.

Многоразовость

Crew Dragon — многоразовый корабль. Но, понятное дело, повторно используется только герметичный отсек с астронавтами. После приземления его дефектуют, заправляют, заменяют тепловой щит из абляционного материала PICA-X — и могут снова брать в работу. Правда, опять же, NASA пока не сказала, будет ли разрешено повторное использование Crew Dragon с астронавтами на борту.

Старт Crew Dragon (источник фото)

Ну, тут схема простая. NASA заказывает, оплачивает — а потому может устанавливать любые правила. «Кто платит, тот и музыку заказывает».

Вместо итого

В статье нет ни слова о финансах. На данный момент это немножко бессмысленно. NASA готово на любые траты для восстановления пилотируемой космонавтики — для Национального управления не имеет значения, получилось это дороже, чем место на «Союзе», или нет. Впрочем, такая статья обязательно будет, ведь важно сравнить цену не только с «Союзом», но и с CST-100 Starliner и даже с   «Шаттлом».

(Источник фото)

Crew Dragon — большой и удобный, это факт. Особенную зависть вызывает грузовой отсек пилотируемого корабля, который позволяет сразу с экипажем взять оборудование для экспериментов, а не подгадывать доставку с грузовым. Понятно, что «Союз», изначально создававшийся в прошлом веке, мало может соперничать с новым кораблём в вопросах пространства и эргономики. Да и не хочется сравнивать Crew Dragon с «Союзом», хочется посмотреть его против равного противника — например, разрабатываемого в России «Орла».

Увы, но пока к МКС летают только эти два корабля, а значит, сравнение неизбежно.

И помните, что в своё время написал Шварц: «Единственный способ избавиться от Дракона — это иметь своего собственного». Очень хочется верить, что начало американских пилотируемых полётов подстегнёт создание российского корабля нового поколения, потому что он нужен не только для перевозки космонавтов на орбитальную станцию, но и для более амбициозных, в том числе и лунных задач.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий