itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Судьба перехватчика: нужна ли смена для МиГ-31?

Самой необычной и непонятной среди авиационных программ ВВС России является программа ПАК-ДП — перспективный перехватчик. Казалось бы, этот класс самолётов уже давно проиграл конкуренцию многофункциональным машинам. Или нет? Каким может быть перехватчик нового поколения? Мы разобрались — и заодно немного заглянули в прошлое.

/
11K
59
22
171
Фото: Сергей Коновалов

Самой необычной и непонятной среди авиационных программ ВВС России является программа ПАК-ДП — перспективный перехватчик. Казалось бы, этот класс самолётов уже давно проиграл конкуренцию многофункциональным машинам. Или нет? Каким может быть перехватчик нового поколения? Мы разобрались — и заодно немного заглянули в прошлое.

Рассвет и закат

Понимание, что для перехвата бомбардировщиков нужны специализированные самолёты, пришло ещё до начала Второй мировой. Как они будут выглядеть, представляли слабо (что рождало самые необычные идеи), и лишь в ходе войны образ перехватчика почти окончательно сформировался.

Это должен был быть скоростной самолёт, способный летать на больших высотах, с хорошим вооружением, но при этом не такой дорогой, как бомбардировщик. А в честном воздушном бою перехватчик мог легко проиграть обычному истребителю.

С появлением ядерного оружия необходимость в подобных машинах возросла ещё больше — ведь даже один прорвавшийся самолёт противника мог нанести непоправимый урон.

Convair F-106 — один из типичных представителей перехватчиков атомной эпохи. Быстрый, высотный, с мощным ракетным вооружением. Но для противостояния истребителям противника не очень пригоден
Convair F-106 — один из типичных представителей перехватчиков атомной эпохи. Быстрый, высотный, с мощным ракетным вооружением. Но для противостояния истребителям противника не очень пригоден

Так началась недолгая, но яркая «гонка вооружений» между бомбардировщиками и перехватчиками. Первые учились летать выше и быстрее, а вторые для успешного перехвата должны были стать ещё молниеноснее и использовать ракеты подальнобойнее. В итоге уже к середине 60-х годов стало ясно, что для противостояния новым скоростным бомбардировщикам (вроде XB-70) перехватчикам предстояло достигать скоростей более 3 М.

Создание таких машин стоило бы совсем неприличных денег. Кроме того, с появлением баллистических ракет и развитием ЗРК возник вопрос — а так ли нужны подобные специализированные самолёты?

Вершиной экстенсивного развития перехватчиков, несомненно, был YF-12, сделанный из цэрэушного самолёта-разведчика А-12. Попади он в серию, стал бы самым быстрым в своём классе. Но при этом он был очень сложным в использовании и дорогим
Вершиной экстенсивного развития перехватчиков, несомненно, был YF-12, сделанный из цэрэушного самолёта-разведчика А-12. Попади он в серию, стал бы самым быстрым в своём классе. Но при этом он был очень сложным в использовании и дорогим

Хотя время сверхскоростных и сверхвысотных бомбардировщиков прошло, работа для перехватчиков всё же осталась. Их новой задачей стал перехват летающих ракетоносцев и их ракет. Большая скорость помогала быстро достичь цели и, возможно, успеть сорвать пуск. Мощный радар и тяжёлые дальнобойные ракеты позволяли поражать цели на большом расстоянии. По сути, перехватчики теперь должны были не гоняться за скоростными целями, а быстро «рвать» к обнаруженным, может быть, даже дозвуковым ракетоносцам и уничтожить их.

Ту-128 — один из первых перехватчиков, предназначенных не только для быстрой погони за целью по наведению с земли, но и для долгого патрулирования с частично самостоятельным поиском целей
Ту-128 — один из первых перехватчиков, предназначенных не только для быстрой погони за целью по наведению с земли, но и для долгого патрулирования с частично самостоятельным поиском целей

Именно в этом ключе и создавали новые перехватчики, которые принято относить к четвёртому поколению истребителей. Лучше всего получилось, конечно, у СССР. Если МиГ-25 был скорее именно «спринтером», способным быстро и высоко летать, то у нового МиГ-31 главной особенностью стала вовсе не скорость, а мощнейшая БРЛС «Заслон» с фазированной антенной решёткой.

Она позволяла обнаруживать цели на большом расстоянии и в бóльшем диапазоне высот, а главное — наводить дальнобойные ракеты на несколько целей сразу. МиГ-31 предполагалось использовать в районах Советского Союза, минимально прикрытых наземным ПВО. Перехватчик получал бы лишь общее целеуказание, за счёт высокой скорости быстро выдвигался к указанному району и там с помощью своей БРЛС уже самостоятельно находил не только самолёты противника, но и запущенные крылатые ракеты. Более того, МиГ-31 обладал возможностью наводить обычные истребители, передавая им полученные за счёт «Заслона» данные — подменяя, по сути, наземные РЛС.

Крупный фюзеляж МиГ-31 обусловлен в том числе и необходимостью установки в носу немаленьких размеров радара
Крупный фюзеляж МиГ-31 обусловлен в том числе и необходимостью установки в носу немаленьких размеров радара

Куда более непростой вышла история с перехватчиками в США. Подобные машины в середине 60-х были нужны как ВВС, так и флоту, но в дело вмешалась политика. Министр обороны Роберт МакНамара был сторонником унификации и единообразия. Одним из его любимых начинаний стал проект самолёта F-111 — универсала, в мечтах способного выполнять роли от флотского перехватчика до разведчика, от стратегического бомбардировщика до штурмовика вертикального взлёта.

Версия F-111B изначально разрабатывалась как палубный перехватчик, но, по мнению МакНамары, должна была занять эту роль и в ВВС. Во многом именно этим объяснялось решение отказать в закупке перспективных YF-12. Вот только и история F-111B закончилась неудачей.

Палубный перехватчик F-111B. Его наземную версию предполагалось начать разрабатывать в 1967 году, но в 1968-м программу закрыли
Палубный перехватчик F-111B. Его наземную версию предполагалось начать разрабатывать в 1967 году, но в 1968-м программу закрыли

Для флота это не стало серьёзным ударом. Прекрасно понимая, что у F-111B шансов нет, они ещё в 1966 году (за два года до закрытия программы) заказали разработку нового самолёта — правда, сделали это по-хитрому. Понимая, что МакНамара не допустит появления конкурентов для своего любимчика, программа VFAX (в последствии VFX) предполагала создание истребителя для замены F-4. Однако требования этой программы говорили о другом.

Морякам был нужен скоростной дальний истребитель с мощным радаром для перехвата советских ракетоносцев. Поскольку универсальность на флоте ценилась, а Вьетнам показал, что ближний воздушный бой ещё не изжил себя, новый самолёт должен был быть достаточно манёвренным, но не в ущерб главным требованиям. А вот об атаке наземных целей даже речи не шло, хотя для F-4 это стало одной из основных задач.

Всем было ясно, что флот заказал себе перехватчик, но называть его так не собирается. С проекта F-111B на новую машину даже перекочевали радар, вооружение и двигатели.

Прекрасно понимали, что именно заказывают моряки, и все фирмы-участники программы VFX. Так, General Dynamics, не особо смущаясь, представили на конкурс значительно доработанный F-111B
Прекрасно понимали, что именно заказывают моряки, и все фирмы-участники программы VFX. Так, General Dynamics, не особо смущаясь, представили на конкурс значительно доработанный F-111B

Получившийся F-14 и правда должен был выполнять на авианосцах именно роль дальнего перехвата. Он был не такой скоростной, как тот же МиГ-31, но имел большее время полёта. Радар не имел фазированной решётки, но был банально мощнее. В сравнении с тем же МиГ-31 F-14 имел бо́льшую дальность обнаружения, но в разы меньший сектор обзора и меньшую точность при обнаружении, из-за чего мог лишь ограниченно контролировать наведение нескольких ракет одновременно (потребовалось оснастить AIM-54 Phoenix собственным радаром для более точного наведения на финальной стадии полёта). Но недостатки радара компенсировались связкой с палубными самолётами ДРЛО, которые и находили бы цели для F-14.

F-14 и МиГ-31 — одни из самых харизматичных машин по мнению автора, конечно же своего поколения
F-14 и МиГ-31 — одни из самых харизматичных машин (по мнению автора, конечно же) своего поколения

А вот у ВВС США всё вышло далеко не так хорошо. Ни YF-12, ни F-111B они так и не получили, а денег на дорогостоящую собственную программу в связи с войной во Вьетнаме не было.

Выход, казалось бы, имелся — просто закупить уже созданный для флота F-14, отлично подходивший на эту роль. В начале 70-х появился вариант самолёта F-14 (ADC) адаптированный под требования и вооружение ВВС. Он был чуть быстрее, имел бо́льшую дальность, чем палубный вариант, и доработанный радар. Но в ВВС опасались повторения истории с F-4: если принять на вооружение самолёт, созданный для флота, политики подумают, что денег на новейший F-15 можно и не давать, и заставят летать на флотских машинах. Потому предложение отвергли и решили, что роль перехватчиков выполнят F-15 (впоследствии и F-16), которые хоть и не подходили для этих задач, но зато были свои.

Проект перехватчика F-14 ADC
Проект перехватчика F-14 (ADC)

Образ будущего

К концу 80-х для специализированных перехватчиков появилась ещё одна новая задача — обнаружение малозаметных противников. Для этого требовался по-настоящему мощный радар, который имел бы немаленькие размеры. В СССР занялись созданием МиГ-31М, у которого был бы увеличенный фюзеляж под БРЛС «Заслон-М» с антенной диаметром почти в два метра.

Флот США тоже думал об оснащении F-14 новым радаром с фазированной антенной решёткой. Даже ВВС снова вспомнили о перехватчике — правда, их требования были немного безумны: они хотели гиперзвуковой аэрокосмический самолёт, способный как перехватывать ракетоносцы противника на максимальном удалении от американского континента, так и выполнять задачи стратегической ПРО.

МиГ-31М имел увеличенный фюзеляж, за счёт чего нёс более мощный радар, имел бóльшую дальность и бóльшее количество точек подвески вооружения
МиГ-31М имел увеличенный фюзеляж, за счёт чего нёс более мощный радар, имел бóльшую дальность и бóльшее количество точек подвески вооружения (источник фото)

Кончилась холодная война, и перехватчики, казалось бы, снова стали никому не нужны. Американцы опять впали в ересь единого самолёта, на смену F-14 никто не пришёл, а вместо этого на роль палубного перехватчика должен заступить «единый» F-35C, у которого даже крейсерский сверхзвук не очень выходит.

Наш МиГ-31, который когда-то был выдающимся самолётом, устарел. В сравнении с новыми радарами обычных истребителей «Заслон» уже тоже не показывает отличных результатов. И даже со скоростью возникли проблемы из-за износа стареньких машин. Многие считают, что специализированные машины этого типа больше не нужны, ведь истребители пятого поколения и радары мощные имеют, и крейсерский сверхзвук — всё, что надо перехватчику.

Один из возможных путей развития перехватчиков — проект МиГ 701. При крейсерской скорости в 2500 километров в час он имел дальность полёта значительно бóльшую, чем у МиГ-31
Один из возможных путей развития перехватчиков — проект МиГ 701. При крейсерской скорости в 2500 километров в час он имел дальность полёта значительно бóльшую, чем у МиГ-31

Но это верно, если мы сравниваем перехватчики предыдущего поколения с поколением пятым. Нынешние технологии позволяют установить на большую машину ещё более мощный радар, который на обычный истребитель никак не влезает. Скорость перехватчика не так сильно ограничивают требования к незаметности, ведь он не предназначен для ведения воздушного боя с истребителями. В итоге можно создать охотника на малозаметные цели, способного за счёт скорости прикрыть огромные пространства.

Такой самолёт создают у нас — если верить слухам о программе перехватчика ПАК ДП. О чём-то схожем, в рамках концепции истребителя шестого поколения в дополнении к F-35, думают и американцы — правда, надеясь за счёт роботизации сохранить и высочайшую манёвренность.

Одни из важных американских требований к самолётам шестого поколения — крейсерская скорость более 1500 км/час и ещё более мощный радар, способный обнаруживать стелс-самолёты пятого поколения. При этом нанесение ударов по земле должно остаться на F-35
Одни из важных американских требований к самолётам шестого поколения — крейсерская скорость более 1500 км/час и ещё более мощный радар, способный обнаруживать стелс-самолёты пятого поколения. При этом нанесение ударов по земле должно остаться на F-35

Наблюдаем ли мы последние годы жизни перехватчиков или же они останутся с нами? Пока неясно. Во многом это зависит от того, удастся ли реально совместить высокую скорость (что важно и в связи с развитием различного гиперзвукового вооружения), высокую незаметность и манёвренность в одной машине. Если это реально — то роль перехватчика будет окончательно поглощена обычными истребителями. Если нет — останутся хотя бы частично специализированные под эту задачу машины.

А может, перехватчики переродятся во что-то совсем необычное — вроде аэрокосмических самолётов, как мечтали в 80-е годы? Остаётся лишь ждать.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

29K
31
6
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

58K
58
25
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

30K
32
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

37K
40
6
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

33K
20
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

16K
25
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

13K
11
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

13K
26
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

12K
13
0
0
Спецслужбы и яды ХХ века: как КГБ и ЦРУ травили врагов

Политические отравления в обыденном сознании связаны с древностью. Борджиа и их современники по Ренессансу вовсю травили окружающих — но со временем это вышло из моды и приличий. Однако ХХ век с его научными открытиями, тайными играми разведок и жёсткими политическими противостояниями стал временем возрождения искусства отравления.

129K
75
58
530
Азербайджанский эксперт — о войне и мире в Нагорном Карабахе

Сегодня президент Азербайджана Ильхам Алиев написал в Твиттере о взятии под контроль города Джебраил (Мехакаван) и нескольких сел, прилегающих к Нагорному Карабаху. Армянская сторона не подтверждает это заявление и сообщает о гибели мирных жителей под обстрелами в городах Шуша и Степанакерт.

79K
48
124
132
Правда ли? Эсэсовцы массово воевали во французском Иностранном легионе

Французский Иностранный легион имел германский акцент с первых дней: король Луи-Филипп создал его в 1831 году из наёмных немецких и швейцарских полков. Непростое, но массовое присутствие немцев в Легионе продлилось полтора века — его не прекратили ни мировые войны, ни взаимная ненависть французов и немцев.

87K
99
20
336
Зенитная самоходка «Деривация»: отличная новинка — или полный провал?

В последние годы российский ВПК показал большое количество новых образцов военной техники. Многие из них вызывают критику — и часто справедливую. Но порой ругают проекты, которые этого не заслуживают. Один из подобных примеров — новая ЗСУ «Деривация». Давайте разберёмся подробно.

51K
68
90
114
Чёрные и белые мифы о ленд-лизе: в трёх соснах

Вторая мировая война — и ленд-лиз. А можно ли было вообще без него? Здесь не будет срывания покровов и погружения в нюансы, но большинство спорщиков о ленд-лизе обычно блуждают именно в этих трёх соснах.

48K
144
445
884
В лучах чужой славы: липовые ветераны

Эти люди появляются практически на каждом крупном мероприятии, посвящённом Великой Отечественной войне. Они получают свою толику славы, почёта и уважения, зачастую проникая туда, куда «простым смертным» путь оказывается заказан. Они попадают на страницы печатных изданий, в статьи, телепередачи, открытки, картины. Это — липовые ветераны.

48K
131
134
6.1K
Вагенбург против рыцарской конницы: рождение и гибель тактики

Все знают, что такое вагенбург. Все знают, что эта тактика сложилась в ходе Гуситских войн. Однако мало кто скажет, какие у этого явления были предпосылки, как развивалась тактика, кто её перенял и как же побеждали противника, засевшего в импровизированной крепости. Об этом мы и расскажем.

46K
80
69
513
«Блажен, кто воздаст тебе»: штурм Грозного 1999–2000 года

Кошмарный штурм Грозного в 1994–1995 годах не стал последним бедствием этого города. Тяжёлые бои за Грозный шли в марте 1996 года, летом 1996 российская армия снова понесла огромные потери в уличных боях — и это сражение стало финалом первой войны в Чечне. Однако злополучному городу предстояло превратиться в поле большой битвы ещё раз.

47K
161
90
896
Тяжёлый и тупой: 5 «школьных» заблуждений о европейских средневековых мечах

Мало какое оружие овеяно таким количеством мифов, как меч. Оружие рыцаря, оружие кары, оружие короля… превратилось в оружие дезинформаторов и лжецов в наше время. Обнажим же наши мечи в борьбе с заблуждениями!

42K
112
264
664
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

337K
150
100
897
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

170K
72
12
274
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

170K
45
14
81
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

145K
80
59
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

137K
105
27
869
Спецслужбы и яды ХХ века: как КГБ и ЦРУ травили врагов

Политические отравления в обыденном сознании связаны с древностью. Борджиа и их современники по Ренессансу вовсю травили окружающих — но со временем это вышло из моды и приличий. Однако ХХ век с его научными открытиями, тайными играми разведок и жёсткими политическими противостояниями стал временем возрождения искусства отравления.

129K
75
58
530
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

113K
64
34
457
Азербайджанский эксперт — о войне и мире в Нагорном Карабахе

Сегодня президент Азербайджана Ильхам Алиев написал в Твиттере о взятии под контроль города Джебраил (Мехакаван) и нескольких сел, прилегающих к Нагорному Карабаху. Армянская сторона не подтверждает это заявление и сообщает о гибели мирных жителей под обстрелами в городах Шуша и Степанакерт.

79K
48
124
132
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

105K
13
5
276
Авиакатастрофы 1946 года: СССР и Китай

Твоя безопасность в XXI веке, при полёте на чартере "ФигЗнаетКакМыПолучилиЛицензиюАвиа" из Москвы в Ларнаку, вполне себе обеспечена статистикой. Шансы разбиться всего один к десяти миллионам. Думаешь так было всегда?

16K
14
0
0
Первый закон Рима

Римские законы XII таблиц это настоящий памятник юриспруденции. Это основа основ общемирового права вообще! Короче говоря, это классика, это знать надо. Но как они дошли до жизни такой, зачем римляне заморочились и записали свои обычаи?

13K
18
3
0
Эффект кумулятивного действия: Баньцао

Что-то давненько я не писал про аварии на дамбах, так что сегодня решил исправить это упущение. Итак, одна из крупнейших аварий на гидросооружениях — прорыв дамбы Баньцяо, август семьдесят пятого. Эффективный менеджмент made in China.

1.5K
13
1
0
Прогрессоры «Тёмных Веков»

«Тёмные Века» в представлении обывателей это мрак, ужас и смерть разума. Но на самом деле это важнейший период европейской цивилизации, когда античность была перекована в новую форму мышления, без которой последующий взлёт Европы был бы невозможен.

3.9K
11
3
0
Индийские СМИ клеймят «китайского шпиона» подонком и мошенником

Арестованного по подозрению в шпионаже на Китай индийского журналиста Раджива Шарму его коллеги характеризуют как «мошенника» и «подонка». В частности, он продавал одну и ту же информацию российским и китайским медиа, меняя ее так, чтобы она соответствовала интересам страны-заказчика.

2.4K
7
0
0
Когда переборщил с маркетингом: Первый Крестовый Поход

В 1096 году Папа Римский Урбан Второй призвал всю Европу пойти в крестовый поход и призвал так убедительно, что сам остался не особо доволен. Кроме бронированных терминаторов в Палестину отправились вообще все, в том числе крестьяне, женщины, дети, инвалиды и прочие очень нужные в военном походе личности.

4K
8
2
0
Спутник для подлодки

Боевой прицеп с ракетам, диверсантами и другими полезными вещами для подводной лодки.

2.4K
11
0
0
Эффект кумулятивного действия: Пожар на «Гюнешли»

В комментах к «Альфе» меня попросили рассказать о пожаре на нефтяной платформе № 10 месторождения «Гюнешли». Рассказываю. Географически это Каспий. Хронологически — 2015 год, 4 декабря. Юридически — стихийное бедствие, никто не виноват. Фактически — классика жанра «техногенка».

1.4K
4
0
0
«Здравствуйте, я от Гитлера» История Вилли Гѐрольда

Ефрейтор Вилли Герольд в апреле 1945 года выдавал себя за капитана Люфтваффе, и куролесил по немецким тылам — да так, что в конечном итоге потерял голову на британской гильотине.

4.1K
10
4
0