itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Судьба перехватчика: нужна ли смена для МиГ-31?

Самой необычной и непонятной среди авиационных программ ВВС России является программа ПАК-ДП — перспективный перехватчик. Казалось бы, этот класс самолётов уже давно проиграл конкуренцию многофункциональным машинам. Или нет? Каким может быть перехватчик нового поколения? Мы разобрались — и заодно немного заглянули в прошлое.

/
11K
59
22
171
Фото: Сергей Коновалов

Самой необычной и непонятной среди авиационных программ ВВС России является программа ПАК-ДП — перспективный перехватчик. Казалось бы, этот класс самолётов уже давно проиграл конкуренцию многофункциональным машинам. Или нет? Каким может быть перехватчик нового поколения? Мы разобрались — и заодно немного заглянули в прошлое.

Рассвет и закат

Понимание, что для перехвата бомбардировщиков нужны специализированные самолёты, пришло ещё до начала Второй мировой. Как они будут выглядеть, представляли слабо (что рождало самые необычные идеи), и лишь в ходе войны образ перехватчика почти окончательно сформировался.

Это должен был быть скоростной самолёт, способный летать на больших высотах, с хорошим вооружением, но при этом не такой дорогой, как бомбардировщик. А в честном воздушном бою перехватчик мог легко проиграть обычному истребителю.

С появлением ядерного оружия необходимость в подобных машинах возросла ещё больше — ведь даже один прорвавшийся самолёт противника мог нанести непоправимый урон.

Convair F-106 — один из типичных представителей перехватчиков атомной эпохи. Быстрый, высотный, с мощным ракетным вооружением. Но для противостояния истребителям противника не очень пригоден
Convair F-106 — один из типичных представителей перехватчиков атомной эпохи. Быстрый, высотный, с мощным ракетным вооружением. Но для противостояния истребителям противника не очень пригоден

Так началась недолгая, но яркая «гонка вооружений» между бомбардировщиками и перехватчиками. Первые учились летать выше и быстрее, а вторые для успешного перехвата должны были стать ещё молниеноснее и использовать ракеты подальнобойнее. В итоге уже к середине 60-х годов стало ясно, что для противостояния новым скоростным бомбардировщикам (вроде XB-70) перехватчикам предстояло достигать скоростей более 3 М.

Создание таких машин стоило бы совсем неприличных денег. Кроме того, с появлением баллистических ракет и развитием ЗРК возник вопрос — а так ли нужны подобные специализированные самолёты?

Вершиной экстенсивного развития перехватчиков, несомненно, был YF-12, сделанный из цэрэушного самолёта-разведчика А-12. Попади он в серию, стал бы самым быстрым в своём классе. Но при этом он был очень сложным в использовании и дорогим
Вершиной экстенсивного развития перехватчиков, несомненно, был YF-12, сделанный из цэрэушного самолёта-разведчика А-12. Попади он в серию, стал бы самым быстрым в своём классе. Но при этом он был очень сложным в использовании и дорогим

Хотя время сверхскоростных и сверхвысотных бомбардировщиков прошло, работа для перехватчиков всё же осталась. Их новой задачей стал перехват летающих ракетоносцев и их ракет. Большая скорость помогала быстро достичь цели и, возможно, успеть сорвать пуск. Мощный радар и тяжёлые дальнобойные ракеты позволяли поражать цели на большом расстоянии. По сути, перехватчики теперь должны были не гоняться за скоростными целями, а быстро «рвать» к обнаруженным, может быть, даже дозвуковым ракетоносцам и уничтожить их.

Ту-128 — один из первых перехватчиков, предназначенных не только для быстрой погони за целью по наведению с земли, но и для долгого патрулирования с частично самостоятельным поиском целей
Ту-128 — один из первых перехватчиков, предназначенных не только для быстрой погони за целью по наведению с земли, но и для долгого патрулирования с частично самостоятельным поиском целей

Именно в этом ключе и создавали новые перехватчики, которые принято относить к четвёртому поколению истребителей. Лучше всего получилось, конечно, у СССР. Если МиГ-25 был скорее именно «спринтером», способным быстро и высоко летать, то у нового МиГ-31 главной особенностью стала вовсе не скорость, а мощнейшая БРЛС «Заслон» с фазированной антенной решёткой.

Она позволяла обнаруживать цели на большом расстоянии и в бóльшем диапазоне высот, а главное — наводить дальнобойные ракеты на несколько целей сразу. МиГ-31 предполагалось использовать в районах Советского Союза, минимально прикрытых наземным ПВО. Перехватчик получал бы лишь общее целеуказание, за счёт высокой скорости быстро выдвигался к указанному району и там с помощью своей БРЛС уже самостоятельно находил не только самолёты противника, но и запущенные крылатые ракеты. Более того, МиГ-31 обладал возможностью наводить обычные истребители, передавая им полученные за счёт «Заслона» данные — подменяя, по сути, наземные РЛС.

Крупный фюзеляж МиГ-31 обусловлен в том числе и необходимостью установки в носу немаленьких размеров радара
Крупный фюзеляж МиГ-31 обусловлен в том числе и необходимостью установки в носу немаленьких размеров радара

Куда более непростой вышла история с перехватчиками в США. Подобные машины в середине 60-х были нужны как ВВС, так и флоту, но в дело вмешалась политика. Министр обороны Роберт МакНамара был сторонником унификации и единообразия. Одним из его любимых начинаний стал проект самолёта F-111 — универсала, в мечтах способного выполнять роли от флотского перехватчика до разведчика, от стратегического бомбардировщика до штурмовика вертикального взлёта.

Версия F-111B изначально разрабатывалась как палубный перехватчик, но, по мнению МакНамары, должна была занять эту роль и в ВВС. Во многом именно этим объяснялось решение отказать в закупке перспективных YF-12. Вот только и история F-111B закончилась неудачей.

Палубный перехватчик F-111B. Его наземную версию предполагалось начать разрабатывать в 1967 году, но в 1968-м программу закрыли
Палубный перехватчик F-111B. Его наземную версию предполагалось начать разрабатывать в 1967 году, но в 1968-м программу закрыли

Для флота это не стало серьёзным ударом. Прекрасно понимая, что у F-111B шансов нет, они ещё в 1966 году (за два года до закрытия программы) заказали разработку нового самолёта — правда, сделали это по-хитрому. Понимая, что МакНамара не допустит появления конкурентов для своего любимчика, программа VFAX (в последствии VFX) предполагала создание истребителя для замены F-4. Однако требования этой программы говорили о другом.

Морякам был нужен скоростной дальний истребитель с мощным радаром для перехвата советских ракетоносцев. Поскольку универсальность на флоте ценилась, а Вьетнам показал, что ближний воздушный бой ещё не изжил себя, новый самолёт должен был быть достаточно манёвренным, но не в ущерб главным требованиям. А вот об атаке наземных целей даже речи не шло, хотя для F-4 это стало одной из основных задач.

Всем было ясно, что флот заказал себе перехватчик, но называть его так не собирается. С проекта F-111B на новую машину даже перекочевали радар, вооружение и двигатели.

Прекрасно понимали, что именно заказывают моряки, и все фирмы-участники программы VFX. Так, General Dynamics, не особо смущаясь, представили на конкурс значительно доработанный F-111B
Прекрасно понимали, что именно заказывают моряки, и все фирмы-участники программы VFX. Так, General Dynamics, не особо смущаясь, представили на конкурс значительно доработанный F-111B

Получившийся F-14 и правда должен был выполнять на авианосцах именно роль дальнего перехвата. Он был не такой скоростной, как тот же МиГ-31, но имел большее время полёта. Радар не имел фазированной решётки, но был банально мощнее. В сравнении с тем же МиГ-31 F-14 имел бо́льшую дальность обнаружения, но в разы меньший сектор обзора и меньшую точность при обнаружении, из-за чего мог лишь ограниченно контролировать наведение нескольких ракет одновременно (потребовалось оснастить AIM-54 Phoenix собственным радаром для более точного наведения на финальной стадии полёта). Но недостатки радара компенсировались связкой с палубными самолётами ДРЛО, которые и находили бы цели для F-14.

F-14 и МиГ-31 — одни из самых харизматичных машин по мнению автора, конечно же своего поколения
F-14 и МиГ-31 — одни из самых харизматичных машин (по мнению автора, конечно же) своего поколения

А вот у ВВС США всё вышло далеко не так хорошо. Ни YF-12, ни F-111B они так и не получили, а денег на дорогостоящую собственную программу в связи с войной во Вьетнаме не было.

Выход, казалось бы, имелся — просто закупить уже созданный для флота F-14, отлично подходивший на эту роль. В начале 70-х появился вариант самолёта F-14 (ADC) адаптированный под требования и вооружение ВВС. Он был чуть быстрее, имел бо́льшую дальность, чем палубный вариант, и доработанный радар. Но в ВВС опасались повторения истории с F-4: если принять на вооружение самолёт, созданный для флота, политики подумают, что денег на новейший F-15 можно и не давать, и заставят летать на флотских машинах. Потому предложение отвергли и решили, что роль перехватчиков выполнят F-15 (впоследствии и F-16), которые хоть и не подходили для этих задач, но зато были свои.

Проект перехватчика F-14 ADC
Проект перехватчика F-14 (ADC)

Образ будущего

К концу 80-х для специализированных перехватчиков появилась ещё одна новая задача — обнаружение малозаметных противников. Для этого требовался по-настоящему мощный радар, который имел бы немаленькие размеры. В СССР занялись созданием МиГ-31М, у которого был бы увеличенный фюзеляж под БРЛС «Заслон-М» с антенной диаметром почти в два метра.

Флот США тоже думал об оснащении F-14 новым радаром с фазированной антенной решёткой. Даже ВВС снова вспомнили о перехватчике — правда, их требования были немного безумны: они хотели гиперзвуковой аэрокосмический самолёт, способный как перехватывать ракетоносцы противника на максимальном удалении от американского континента, так и выполнять задачи стратегической ПРО.

МиГ-31М имел увеличенный фюзеляж, за счёт чего нёс более мощный радар, имел бóльшую дальность и бóльшее количество точек подвески вооружения
МиГ-31М имел увеличенный фюзеляж, за счёт чего нёс более мощный радар, имел бóльшую дальность и бóльшее количество точек подвески вооружения (источник фото)

Кончилась холодная война, и перехватчики, казалось бы, снова стали никому не нужны. Американцы опять впали в ересь единого самолёта, на смену F-14 никто не пришёл, а вместо этого на роль палубного перехватчика должен заступить «единый» F-35C, у которого даже крейсерский сверхзвук не очень выходит.

Наш МиГ-31, который когда-то был выдающимся самолётом, устарел. В сравнении с новыми радарами обычных истребителей «Заслон» уже тоже не показывает отличных результатов. И даже со скоростью возникли проблемы из-за износа стареньких машин. Многие считают, что специализированные машины этого типа больше не нужны, ведь истребители пятого поколения и радары мощные имеют, и крейсерский сверхзвук — всё, что надо перехватчику.

Один из возможных путей развития перехватчиков — проект МиГ 701. При крейсерской скорости в 2500 километров в час он имел дальность полёта значительно бóльшую, чем у МиГ-31
Один из возможных путей развития перехватчиков — проект МиГ 701. При крейсерской скорости в 2500 километров в час он имел дальность полёта значительно бóльшую, чем у МиГ-31

Но это верно, если мы сравниваем перехватчики предыдущего поколения с поколением пятым. Нынешние технологии позволяют установить на большую машину ещё более мощный радар, который на обычный истребитель никак не влезает. Скорость перехватчика не так сильно ограничивают требования к незаметности, ведь он не предназначен для ведения воздушного боя с истребителями. В итоге можно создать охотника на малозаметные цели, способного за счёт скорости прикрыть огромные пространства.

Такой самолёт создают у нас — если верить слухам о программе перехватчика ПАК ДП. О чём-то схожем, в рамках концепции истребителя шестого поколения в дополнении к F-35, думают и американцы — правда, надеясь за счёт роботизации сохранить и высочайшую манёвренность.

Одни из важных американских требований к самолётам шестого поколения — крейсерская скорость более 1500 км/час и ещё более мощный радар, способный обнаруживать стелс-самолёты пятого поколения. При этом нанесение ударов по земле должно остаться на F-35
Одни из важных американских требований к самолётам шестого поколения — крейсерская скорость более 1500 км/час и ещё более мощный радар, способный обнаруживать стелс-самолёты пятого поколения. При этом нанесение ударов по земле должно остаться на F-35

Наблюдаем ли мы последние годы жизни перехватчиков или же они останутся с нами? Пока неясно. Во многом это зависит от того, удастся ли реально совместить высокую скорость (что важно и в связи с развитием различного гиперзвукового вооружения), высокую незаметность и манёвренность в одной машине. Если это реально — то роль перехватчика будет окончательно поглощена обычными истребителями. Если нет — останутся хотя бы частично специализированные под эту задачу машины.

А может, перехватчики переродятся во что-то совсем необычное — вроде аэрокосмических самолётов, как мечтали в 80-е годы? Остаётся лишь ждать.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Hoвости СМИ2
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

29K
31
6
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

58K
57
25
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

30K
32
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

37K
38
6
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

33K
19
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

16K
25
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

13K
11
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

13K
27
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

12K
14
0
0
Спецслужбы и яды ХХ века: как КГБ и ЦРУ травили врагов

Политические отравления в обыденном сознании связаны с древностью. Борджиа и их современники по Ренессансу вовсю травили окружающих — но со временем это вышло из моды и приличий. Однако ХХ век с его научными открытиями, тайными играми разведок и жёсткими политическими противостояниями стал временем возрождения искусства отравления.

124K
69
58
530
Вагенбург против рыцарской конницы: рождение и гибель тактики

Все знают, что такое вагенбург. Все знают, что эта тактика сложилась в ходе Гуситских войн. Однако мало кто скажет, какие у этого явления были предпосылки, как развивалась тактика, кто её перенял и как же побеждали противника, засевшего в импровизированной крепости. Об этом мы и расскажем.

45K
77
69
513
Тяжёлый и тупой: 5 «школьных» заблуждений о европейских средневековых мечах

Мало какое оружие овеяно таким количеством мифов, как меч. Оружие рыцаря, оружие кары, оружие короля… превратилось в оружие дезинформаторов и лжецов в наше время. Обнажим же наши мечи в борьбе с заблуждениями!

38K
109
234
664
Как очки-авиаторы спасли лётчиков от небесного сияния и покорили весь мир
История самых культовых военных очков от пионеров авиации

Американские лётчики Второй мировой оказали сильное влияние не только на ход самой войны, но и на мировую моду. Им мы обязаны куртками-пилотами и кожаными косухами, а также очками-авиаторами. О том, как аксессуар для лётчиков покорил военных и модников по всему миру, — в нашей статье.

37K
77
24
295
Пират Жан Лафит: панк на корабле

Жан Лафит — последний крупный представитель эпохи пиратства в Карибском море. И, как ни странно, один из самых удачливых — причём в то время, когда пиратство было фактически побеждено, а корсары массово шли либо на виселицу, либо на государственную службу. Как и почему так получилось?

35K
65
13
287
Дым над водой, огонь в небесах: как Красная армия брала Кюстрин

В январе 1945 года наступающие советские части переправились через Одер и захватили плацдарм в районе города Кюстрин. Немцы отлично понимали значимость «первых ворот Берлина» — город был объявлен «фестунгом» и серьёзно укреплён. Чтобы плацдарм на Одере стал для фронта Жукова настоящими «воротами на Берлин», с них требовалось сбить замок.

34K
86
18
273
Что, если? Советские войска в 1945-м высадились на острове Хоккайдо

Вторая мировая война закончилась без вторжения в Японию. Атомные бомбардировки и советское наступление в Маньчжурии сломили волю самураев к сопротивлению. Но что, если бы верх всё же взяли фанатичные сторонники продолжения войны «до последнего японского солдата»?

34K
70
161
249
«Мы получим то, что требуем»: интервью с турецким адмиралом

Швейцарская Neue Zürcher Zeitung 2 сентября 2020 года опубликовала интервью с адмиралом-геополитиком, создавшим стратегию морской экспансии Турции. О том, что рассказал контр-адмирал в отставке Джем Гюрдениз о роли доктрины «Голубой Родины» в конфликте с Афинами, — читайте в переводе Алексея Костенкова.

33K
33
53
99
Реактивные снаряды родом из СССР: не идеально, но перспективно

Как появились реактивные снаряды — РС-82? Мы проследили историю создания и испытаний.

32K
56
94
128
Спецслужбы и яды ХХ века: как КГБ и ЦРУ травили врагов

Политические отравления в обыденном сознании связаны с древностью. Борджиа и их современники по Ренессансу вовсю травили окружающих — но со временем это вышло из моды и приличий. Однако ХХ век с его научными открытиями, тайными играми разведок и жёсткими политическими противостояниями стал временем возрождения искусства отравления.

124K
69
58
530
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

90K
136
68
979
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», — гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

68K
83
78
862
10 «школьных» заблуждений о предвоенных репрессиях в Красной армии

Красную армию обезглавили перед войной. 1941 года не было бы, если бы не 1937-й. А может быть, наоборот, репрессии — это очищение? Так как же всё было на самом деле?

57K
116
380
786
В лучах чужой славы: липовые ветераны

Эти люди появляются практически на каждом крупном мероприятии, посвящённом Великой Отечественной войне. Они получают свою толику славы, почёта и уважения, зачастую проникая туда, куда «простым смертным» путь оказывается заказан. Они попадают на страницы печатных изданий, в статьи, телепередачи, открытки, картины. Это — липовые ветераны.

48K
131
134
6.1K
Самый тёмный час: штурм Грозного

Штурм Грозного зимой 1994-95 годов стал крупнейшей катастрофой современной российской армии. Операция, которую планировали провести быстро и красиво, обернулась оглушительной трагедией. Как же так вышло?

45K
139
110
1.4K
Вагенбург против рыцарской конницы: рождение и гибель тактики

Все знают, что такое вагенбург. Все знают, что эта тактика сложилась в ходе Гуситских войн. Однако мало кто скажет, какие у этого явления были предпосылки, как развивалась тактика, кто её перенял и как же побеждали противника, засевшего в импровизированной крепости. Об этом мы и расскажем.

45K
77
69
513
Маниакальный ужас: топ-7 серийных убийц древности и Средневековья

Жиль де Ре, граф Дракула, кровавая графиня Батори — их вы и так прекрасно знаете. Но были и другие — те, кому не довелось попасть в учебники, хотя деяния их были едва ли не более омерзительными. Семёрка забытых убийц далёкого прошлого — в нашем сегодняшнем материале.

43K
46
14
238
Невозможная эвакуация Ханко: как пулемёты-призраки прикрывали отход советского гарнизона

У советских войск, оборонявшихся на полуострове Ханко, не было сложной электроники. Однако они сумели превратить пулемёты в дотах и дзотах в автоматические, чтобы обмануть финнов и получить шанс на эвакуацию. Она была почти невозможной, но стала первым успехом советского флота в годы войны.

43K
154
46
1.2K
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

308K
143
99
897
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

168K
44
14
81
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

148K
62
11
274
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

144K
79
59
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

136K
103
26
869
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

110K
61
34
457
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

105K
105
29
742
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

105K
13
5
276
Кто такие гренадеры: могучие великаны военной истории

Многие почему-то зовут их гренадёрами. Это ошибка, но возможно, в таком наименовании подсознательно отразилась сама суть этого рода войск. Ведь гренадеры всегда были не прочь надрать пятую точку любому противнику.

91K
48
9
358
Индийские СМИ клеймят «китайского шпиона» подонком и мошенником

Арестованного по подозрению в шпионаже на Китай индийского журналиста Раджива Шарму его коллеги характеризуют как «мошенника» и «подонка». В частности, он продавал одну и ту же информацию российским и китайским медиа, меняя ее так, чтобы она соответствовала интересам страны-заказчика.

289
3
0
0
Когда переборщил с маркетингом: Первый Крестовый Поход

В 1096 году Папа Римский Урбан Второй призвал всю Европу пойти в крестовый поход и призвал так убедительно, что сам остался не особо доволен. Кроме бронированных терминаторов в Палестину отправились вообще все, в том числе крестьяне, женщины, дети, инвалиды и прочие очень нужные в военном походе личности.

597
3
2
0
Спутник для подлодки

Боевой прицеп с ракетам, диверсантами и другими полезными вещами для подводной лодки.

355
6
0
0
Эффект кумулятивного действия: Пожар на «Гюнешли»

В комментах к «Альфе» меня попросили рассказать о пожаре на нефтяной платформе № 10 месторождения «Гюнешли». Рассказываю. Географически это Каспий. Хронологически — 2015 год, 4 декабря. Юридически — стихийное бедствие, никто не виноват. Фактически — классика жанра «техногенка».

776
2
0
0
«Здравствуйте, я от Гитлера» История Вилли Гѐрольда

Ефрейтор Вилли Герольд в апреле 1945 года выдавал себя за капитана Люфтваффе, и куролесил по немецким тылам — да так, что в конечном итоге потерял голову на британской гильотине.

1.1K
7
3
0
Пиксельный музей. Hokum.

Пиксельные истории известных проектов и вундервафель от Юрия Кужелева

1.4K
9
0
0
Эффект Кумулятивного Действия: «Тиссо»

Все знают про «Юнион карбайд», многие знают про «Маяк», некоторые слышали про «Монсанто», но вот кто из вас слышал про «Тиссо»? Эта «тихая» техногенка не особо сейчас известна, а зря. История очень поучительная.

540
6
0
0
Монтана: Самый невезучий штат США

В Америке есть такая традиция: называть корабли в честь штатов. В XVIII-XIX веках особой системы не было, но потом имена штатов стали давать самым пафосным кораблям. Поначалу это были эскадренные броненосцы, после — линкоры, а сейчас — атомные подводные лодки...

1.6K
8
1
0
Эффект кумулятивного действия: JAL 123 и JT-610

Поскольку в прошлый раз заговорив про авиацию с авиакатастрофой я вас прокинул, сегодня будет сразу две. Разные катастрофы, разные самолёты, разные страны, разные года, разные причины. И лишь одно объединяет их между собой — эффективный менеджмент.

821
7
2
0