Фрегаты, корветы и с чем их едят: возврат к истокам или низкопоклонничество?

Эпоха паруса

Зародились эти классы во времена парусных флотов. Типов парусников было много, но в случае военных они чётко делились на две основные категории: на собственно «корабли» — трёхмачтовики с прямыми парусами — и всё прочее.

Основные типы парусных судов. Классификация зависела от количества мачт и сочетания прямых и косых парусов

Внутри самой категории кораблей границы были более размытыми, но в первом приближении они выглядели так:

Самые крупные корабли с несколькими — от двух до четырёх — орудийными палубами. Их главным предназначением был артиллерийский бой с себе подобными в составе «боевой линии». Отсюда и их название в большинстве европейских языков — линейные корабли.

Строй линейных кораблей с картины И. К. Айвазовского. Три орудийных палубы у флагмана и по две у остальных

Более лёгкие считались фрегатами, хотя не везде это название стало официальным. Основным их признаком была всего одна закрытая орудийная палуба. Фрегаты идеально подходили для самостоятельных действий: охранение, разведка, крейсерская война на коммуникациях противника. Да и в боевую линию их тоже за милую душу ставили.

Русский 52-пушечный фрегат «Паллада» с картины А. П. Боголюбова. Хорошо видна единственная орудийная палуба

Самые мелкие из кораблей — с орудиями только на верхней палубе — чаще всего именовали шлюпами. Лишь в XIX веке более-менее общепринятым стало их французское название — корвет. У них тоже было много талантов: дозорная служба, связь, охрана побережья и тому подобное, да и вражеских «купцов» могли пощипать.

Датский 20-пушечный корвет «Наяден» с картины К. В. Эккерсберга. Пушечные порты находятся в фальшборте

В российском флоте фрегаты появились при Петре I, корветы — в конце того же XVIII века. Так что страдать по поводу низкопоклонства перед Западом сейчас как минимум поздновато. Особенно забавно это выглядит на фоне того, какую долю нашей морской терминологии составляют другие «вражеские» слова.

Эпоха пара

Фрегаты с корветами сохранились и в период «междуцарствия», когда на кораблях соседствовали паруса и паровые машины. Но в начале XX века военные флоты полностью перешли на механическую тягу, а роль фрегатов и корветов к тому времени уже взял на себя новый класс, названный по основной функции этих кораблей, — крейсеры.

Классификация «переходного периода» была очень своеобразной. Например, этот российский парусно-паровой корабль «Рында» постройки 1886 года официально именовался «бронепалубный крейсер корветского ранга»

Часть задач корветов легла на ещё один новый класс — выросшие из «истребителей миноносцев» эсминцы, лёгкие быстроходные корабли, сочетавшие торпедное, артиллерийское, а затем ещё и противолодочное вооружение. А сами фрегаты и корветы надолго сошли со сцены.

Возвращение

Весной 1939 года в Англии внезапно задумались: а чем они в случае чего будут защищать коммуникации от немецких подлодок? Эсминцев на это дело не напасёшься, даже с учётом «эскортных» эсминцев и шлюпов. Так что решили наштамповать ещё и маленькие противолодочные сторожевики на базе проекта китобоя. Дёшево и сердито.

Почему эту мелочь обозвали корветами — загадка.

Самыми массовыми из них стали 925-тонные корветы типа «Флауэр» с минимальным вооружением. Вместо дорогой турбины у них была паровая машина, обеспечивавшая 16 узлов скорости. Для сопровождения транспортов этого хватало, но вот гоняться за подлодками было уже проблематично.

Корвет типа «Флауэр» и фрегат типа «Ривер» в одном масштабе

Мореходность «цветочков» тоже оставляла желать лучшего, и в 1941 году британцы начали строить сторожевики покрупней — 1400-тонные корабли типа «Ривер» с выросшей вдвое дальностью. На них ставили уже две паровые машины — что подняло скорость до 20 узлов — и более серьёзное вооружение. Поначалу их без затей называли «двухвинтовыми корветами», но затем переклассифицировали — как вы уже догадались — во фрегаты.

Современность

Сейчас фрегатами называют корабли дальней морской и океанской зоны размером поменьше эсминцев. Кроме традиционных эскортных функций — противолодочной и противовоздушной обороны соединения — современные фрегаты способны и к самостоятельным действиям против надводных и береговых целей. Так что во многих флотах они фактически заняли нишу эсминцев предыдущих поколений.

Скромный немецкий головной фрегат типа «Баден-Вюртемберг». Каких-то несчастных 7200 тонн водоизмещения

К корветам же относят всё, что между катером и фрегатом и предназначено для действий в ближней зоне. И точно так же наблюдается тенденция делать их не узкоспециализированными, а многоцелевыми, сочетающими как эскортные, так и ударные возможности.

Наши фрегаты и корветы

С недавнего времени в ВМФ РФ тоже появились «официальные» фрегаты и корветы. Некоторые сочли это банальным обезьянничаньем, «переходом на классификацию НАТО». Однако такой взгляд не выдерживает критики, поскольку никто не переклассифицирует уже имеющиеся сторожевые, противолодочные, малые ракетные корабли и прочее.

Головной фрегат проекта 22350 «Адмирал флота Советского Союза Горшков»

Фрегатами у нас называют лишь корабли новой постройки типов «Адмирал Григорович» (проект 11356Р) и   «Адмирал Горшков» (проект 22350). А корветами — корабли типа «Стерегущий» и их развитие (проекты 20380, 20385 и 20386). Притом что их наши заклятые «партнёры» относят тоже к фрегатам.

Фрагмент закладной доски корвета проекта 20380 «Громкий» (фото: В. Ханов, АСЗ)

К сожалению, актуальное «Руководство по классификации кораблей и судов военно-морского флота» традиционно является секретным. Так что можно лишь предположить, что в нашем флоте введён новый класс «многоцелевой корабль» (в отличие от прежних «специализированных»), разделённый на два подкласса — «фрегат» и «корвет».

Пресловутая «спираль истории» сделала очередной оборот и вернулась к истокам. Как и положено — на новом уровне.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий