Это шуточное неофициальное обозначение боковых ускорителей и топливных баков на ракетах «Союз» и «Протон». У «Союза» — «морковки», вытянутые и сужающиеся, как перевёрнутый корнеплод. У «Протона» — «сосиски», небольшие, одинаковые в толщину, словно завёрнутые в серебристую оболочку. Кстати, именно по этим элементам ракеты легко отличить друг от друга.
Самое интересное, что происхождение у них разное. У «Союза» это боковые ускорители, все четыре, — они составляют первую ступень и работают вместе с двигателями центрального блока. Появились они там для большей совокупной мощности на старте и более удобного одновременного зажигания всех двигателей. Эти «морковки» достались «Союзу» от ракеты-предшественницы Р-7, которая была баллистической ракетой и состояла всего из двух ступеней — в отличие от трёхступенчатого «Союза».
(Фото: NASA)
В конце второй минуты полёта, примерно на высоте 50 километров, боковые ускорители покидают ракету, — дальше «Союз» летит уже без корнеплодов.
«Сосиски» «Протона» пусть и похоже внешне, внутри совсем другие. Это не отдельные боковые ускорители, а топливные баки, заполненные несимметричным диметилгидразином (гептилом). А бак с окислителем находится в центральной части ракеты. Естественно, «сосиски» сами не отделяются, они неотъемлемая часть первой ступени.
(Фото: B. Bethge)
Появились они не случайно. Тяжёлая ракета «Протон» проектировалась, чтобы едва-едва входить в габарит при железнодорожной перевозке (диаметр 4100 миллиметров). А баки-«сосиски» добавляли уже при сборке на космодроме.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.В следующей статье серии читайте о том, зачем современному бойцу штык-нож >>