Зачем парусные корабли воевали линиями?

На боевых кораблях дистанционное оружие — сначала просто лучники, а затем и баллисты с катапультами — имелось ещё во времена Античности. Однако играло оно лишь вспомогательную роль, а основными боевыми приёмами как минимум пару тысяч лет оставались таран и абордаж.

Проламываем супостату корпус, сцепляемся с ним и превращаем морской бой в подобие обычного сухопутного рубилова остро заточенными железками.

Фантазия художника на тему сражения при Саламине в 480 г. до н. э. Тараны, абордажи — всё как мы любим

Появление в XIV веке корабельной артиллерии поначалу мало что изменило. На море продолжали «рулить» гребные суда, а на них много орудий не воткнёшь. Максимум три-пять в носу — ведь борта заняты вёслами. Так что пушки всего лишь заменили метательные машины в качестве вспомогательного оружия.

Тактика со времён Античности усовершенствовалась, но общие принципы оставались теми же. Идём носом на противника, стараемся его переманеврировать и воткнуть таран — он же штурмовой мостик — вражине в борт. Залп носовых пушек расчищает дорогу абордажникам, а дальше всё зависит от того, у кого морская пехота круче.

Последнее крупное сражение гребных флотов — битва при Лепанто в 1571 г. На носу галер появились пушки, таран переместился выше, став заодно абордажным мостиком — вот, в сущности, и все изменения со времён Саламина

Ситуация начала меняться лишь пару веков спустя, и связано это было с развитием уже чисто парусных судов. Одним из их важных преимуществ стало то, что на свободных от вёсел бортах можно было разместить гораздо больше пушек. Сначала их ставили только на верхнюю палубу, затем придумали размещать ещё и на дополнительных орудийных палубах ниже, а огонь вести через специальные окошки в бортах — орудийные пóрты.

Испанский «Нуэстра Сеньора де ла Сантисима Тринидад» 1769 г. постройки — аж четыре орудийных палубы и 140 пушек. Подобных монстров строили крайне мало, главными рабочими лошадками парусных флотов были гораздо более скромные корабли

Такое расположение артиллерии диктовало совсем другую тактику: чтобы шарахнуть из максимального количества стволов, нужно было повернуться к противнику уже не носом, а бортом. Поэтому, чтобы все корабли соединения могли работать бортовыми залпами и при этом не перекрывать друг другу цели, имелся лишь один вариант их построения — та самая «линия баталии», или «боевая линия», когда корабли идут «в затылок» друг другу.

Пример применения линейной тактики — сражение при Копенгагене, 2 апреля 1801 г. Все корабли обеих сторон могут почти без помех лупить по противнику, слева — повреждённые и вышедшие из боя британские корабли

Это решение кажется простым и очевидным, но реализовать его было достаточно сложно.

Парусник невозможно быстро разогнать или затормозить, и ещё он может плыть далеко не в любом направлении. А строй нужно держать максимально плотным, дабы противник не мог в него вклиниться. Так что линейная тактика потребовала очень серьёзной подготовки экипажей и командиров кораблей.

А ещё она требовала, чтобы составлявшие строй единицы были достаточно однородными по вооружению и ходовым качествам. В результате в XVII веке появились корабли, специально заточенные под боевую линию. Их без особых изысков назвали Ship of the line, Navire de ligne, Navío de línea, Linieschip — словом, «линейный корабль».

Линейный корабль 1-го ранга времён расцвета эпохи паруса — 100-пушечный британский «Ройал Соверен» 1786 г.

Принято считать, что линейная тактика господствовала вплоть до середины XIX века. Но в реальности судьба многих морских сражений парусной эпохи решалась в старой доброй «собачьей свалке» с абордажами. Или путём сознательного вклинивания походными колоннами в слабые участки вражеской боевой линии, но для этого нужны были военные гении уровня адмиралов Фёдора Ушакова и Горацио Нельсона.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий