Эволюция гульфика: от бронетрусов до кошелька

Не поворачивайся спиной

Да-да, это потом, ближе к восемнадцатому веку, когда мир из сурового начал превращаться в галантный, когда настоящие рыцари сделались паркетной дворцовой стражей, а мужчины принялись мериться изяществом костюма, а не сталью доспеха, гульфик стал носить скорее декоративную функцию.

А когда он только появился как деталь рыцарского облачения, назначение у него было абсолютно практическим.

В пятнадцатом веке рыцарь в доспехах в основном представлял собой цельнометаллическую капсулу с человеком внутри. В этой капсуле надо было как-то сражаться, защищать самое дорогое и, что немаловажно, ходить по малой нужде. Сначала гульфик выглядел как обычная выпуклость на юбке доспеха, но вскоре превратился в грозный бронированный девайс, который крепился отдельно. Выглядело это довольно грозно и неприлично… зато удобно.

(Фото: Дмитрий Садов; Wikimedia Commons)

Эдакие бронированные трусы, ещё и демонстрирующие постоянную боевую готовность их владельца.

Мол, страшись, враг, и не поворачивайся спиной…

Надо сказать, такую грозную форму рыцарские гульфики имели недолго — всё же даже для Средневековья это был некоторый перебор. Однако, приобретя более скромные очертания, гульфик остался необходимой и функциональной деталью доспеха: как ни крути, а вылезать из бронированных штанов, чтобы справить малую нужду, каждый раз не получится. Однако с развитием огнестрельного оружия, когда, собственно, и одежда воина перестала быть сплошной консервной банкой, с чресл усталых рыцарей отвалились последние гульфики.

И… перескочили на придворных.

Замецки

Ну, положим, не только рыцари их носили. Ландскнехты тоже блистали огромными гульфиками. Они были известные выпендрёжники (и чего бы не быть — жизнь коротка, проведём её с шиком), и на многих гравюрах можно наблюдать ландскнехта, грозящего не только мечом. Да и крестьяне, как живописует нам гуру Брейгель, не чурались показать миру всякое.

Может, грушу?

В мужском костюме гульфик начал проявляться примерно в том же шестнадцатом веке, как и в рыцарском доспехе. Поначалу тоже выполнял практическую роль — надо же было как-то скреплять штанины, чтобы они не разваливались. Для этого брали мешочек ткани и пристёгивали к штанинам. Однако бравые средневековые мужчины увлеклись и решили, что эта деталь одежды должна подчёркивать их мужественность просто-таки по максимуму. В результате в мужском костюме гульфик проделал ту же эволюцию, что и в рыцарском: вместо простого небольшого куска ткани он приобрёл титанические размеры и угрожающие формы.

Пармиджанино. «Пьер-Мария Росси, граф де Сан Сегундо»

Собственно, чем ближе к эпохе Возрождения — тем изощрённее становился гульфик. Некоторые затейники заказывали портному штаны с тем, чтобы означенная деталь одежды непременно гордо торчала ввысь. Гульфики расшивали золотом, драгоценными камнями, украшались изящными застёжками. В общем, теоретическая попаданка из современности Мэри Сью, попав в «эпоху гульфиков» и встретив там прекрасного кавалера, могла быть несколько смущена тем, насколько устремлена в небеса и привлекает к себе внимание определённая деталь его туалета. Как-то даже в наше время не принято уделять столько времени некоторым местам мужского костюма и организма.

Вообще, шестнадцатый век был расцветом моды на гульфики, особенно при дворе английского короля Генриха VIII. Да, любвеобильного короля природа одарила щедро, и он всячески старался это продемонстрировать. А вслед за ним изощрялись и придворные. Кстати, одарённые менее щедро не брезговали подкладывать в гульфик какой-нибудь «пуш-ап», зрительно увеличивавший его. Какой коварный обман и низость!

Генрих VIII с юным принцем Эдвардом и своей третьей женой Джейн Сеймур

Ближе к семнадцатому веку гульфик перестал быть центральным элементом мужского костюма — тем более что облегающие штаны заменили на галифе. Однако надо же было как-то демонстрировать маскулинность! В конце шестнадцатого века появился новый тренд — «стручковый дублет».

Как выражался памфлетист тех времён Филип Стаббс:

Их дублеты не менее чудовищны, чем остальная одежда, ибо по нынешней моде они свисают до середины бёдер или по меньшей мере до половых органов; они настолько жёстко прошиты и туго набиты, что мужчины не могут в них ни работать, ни играть из-за жара и тесноты, так что им приходится носить дублеты расстёгнутыми, иначе в них невозможно ни наклониться, ни пасть ниц — настолько тверда их форма. В чём красота этих дублетов, которые на животах торчат подобно мужскому гульфику или даже ещё сильнее (так, что живот кажется по объёму больше всего остального тела), пусть решают люди мудрее меня. Я же сам не вижу, какому делу они служат, кроме как показывать склонность владельца… к обжорству, чревоугодию, разгулам, пьянству и излишествам…

Впрочем, к семнадцатому веку мода на гульфики постепенно угасла, и эта выдающаяся деталь практически покинула наряды модников. А учитывая падение популярности рыцарских турниров, — и рыцарские доспехи. «Кармашек» и так продержался достаточно долго…

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий