Stronghold: Warlords. Весь хмель пожрал китайский долгоносик

«В Китае все жители китайцы и сам император китаец»
Г. Х. Андерсен, «Соловей»

Удивительные дела творятся. Начавшись в 2001-м году игрой с незатейливым названием Stronghold — и столь же незатейливой сутью: «почти симулятором» жизни и войны в средневековых замках, — серия доросла до девятой части. Которая, вопреки традиции серии, повествует о Средневековье не европейском, а дальневосточном. В частности, в бесплатном демонстрационном уровне, доступном в Steam, речь пойдёт о китайцах.

При этом на загрузочно-титульном экране будут изображены чукчи монголы. Барда-а-ак!

Возможно, авторское негодование вызвано всего лишь многолетней привычкой и нежеланием расстаться с воспоминаниями юности, молодости, зрелости и прочих там периодов жизни. Шутка ли, восемь игр подряд нам рассказывали об английских, французских, немецких и других европейских рыцарях и замках.

Опять же, что лично вам, читатель, представляется, когда вы слышите слова «замок» и «Средневековье»? Вот‑вот!

А тут, понимаешь, Китай. Откуда Китай? Зачем Китай? А мода теперь такая — делать игры про китайцев и для китайцев.

Китайский рынок — велик! Кроме шуток, велик, и все стараются туда влезть. Даже большие именитые разработчики не стесняются желания занять свою нишу на рынке Поднебесной. Взгляните хоть на компанию Creative Assembly с их Total War: Three Kingdoms или на World of Tanks с их золотыми танками.

Одна беда с этими прокитайскими играми: тяжело белому европейскому игроку разбираться в этих всех Цао Цао, Чжугэ Лянах, Минь Хунь Бао и прочих Вынь Су Химах.

«Китайский цирк! Все звери на одно лицо!»

Главная претензия к Stronghold: Warlords сродни старой шутке о том, что все китайцы на одно лицо. Здесь на одно лицо — строения и юниты. И это крайне неудобно.

Фраза «как о каменную стену» — не про эту игру

Да, к концу уровня начинаешь ориентироваться, где тут у тебя казарма, где чайная плантация, а где свинская ферма. Но боже мой, серия Stronghold всегда была славна именно тем, что в ней всё было чётко и понятно — вот лучник, вот рыцарь, вот гусь… А в Warlords одного от другого не отличить. Страшно, страшно неудобно!

В противовес этому стоит отметить, что одинаковые на лицо здания выглядят весьма симпатично и детализированно. Если к этой красоте добавить различаемости, получится неплохо.

Пока же мы видим этакую Венеру Милосскую — красивую, но каменную и без рук.

Разумеется, ставить какие-либо финальные оценки игре сейчас рано — до релиза ещё четыре месяца и кое-какие огрехи сегодня вполне простительны. Недоработок в целом хватает, как в мелочах, так и в серьёзных аспектах. Из мелочей заметим, что рис на полях при сборе исчезает, а чай на плантациях — нет. Мелочь? Мелочь. Но в глаза бросается. А вот крупные недоделки…

Где-то тут была мастерская

«Повергнуть врага без сражения — вот вершина воинского искусства»

Повергнуть врага без сражения в демонстрационном уровне не просто, а очень просто. К сожалению, искусственный интеллект в этой версии — как бы это сказать — практически отсутствует. Враг просто ждёт, пока игрок придёт к нему и разрушит его укрепления. Он не нападает, а лишь приказывает вассалу, господину Коню (это традиция серии такая — именовать властителей животными), атаковать вашу крепость четырьмя всадниками.

Отметим, что система укреплений перекочевала в Warlords даже не из третьей части Stronghold, а из второй.

Это позволяет «запаковаться» оборонительными сооружениями так, что никакая армия вашу цитадель не возьмёт даже в самых влажных мечтах.

Учитывая это, подобные нападения выглядят смехотворными.

Напомним: система укреплений в Stronghold 2 отличалась одной интересной особенностью. Там можно было строить башни вплотную друг к другу, создавая из них непроницаемые стены. Благодаря этому трюку баланс игры рушился на корню и играть становилось слишком легко. Дело в том, что башни, в отличие от стен, неприступны для осадных лестниц — а значит, никакая армия не поднимется к вам и не вырежет ваших лучников. Коих, кстати, на эти стены из башен можно было загонять даже не тысячами, а десятками тысяч.

Автору до сих пор памятен момент, когда знакомый, глядя ему через плечо, спросил: «А сколько тут лучников-то?». На что автор ответил: «Тысяч двенадцать», — не покривив душой и не преувеличив. Так вот, эти два трюка всё ещё работают — большие башни под названием «бастион» можно строить вплотную друг к другу и к другим сооружениям без каких-либо ограничений. И загонять на них лучников сотнями, ТЫСЯЧАМИ!

Что, вы говорите, господин Конь послал в нашу сторону ещё четырёх всадников? Ха‑ха.

Древнее китайское искусство У Плот Няй Ся

Отсутствие работы искусственного интеллекта приводит и к тому, что победить в демоуровне можно, совершенно не применяя собственные войска. В игре появилась упрощённая, не побоимся этого слова, — рудиментарная система дипломатии. Благодаря ей можно подчинять себе окрестных мелких правителей — и даже переподчинять вассалов противника (благодаря чему в один прекрасный момент вышеупомянутый господин Конь перейдёт под ваше начало).

Окрестные правители, став вашими вассалами, могут отправлять к врагу осаждающие армии. Тут-то и кроется главная беда этой версии игры. Нам потребовалось всего четыре атаки вассальных армий, чтобы победить врага. Собственные войска при этом сидели дома, на бастионах, и травили байки.

Вот она, вершина воинского искусства — победи врага чужими руками!

Ракеты стартовали, а расчёт… Ничего, китайцев много!

«Полководец, понимающий войну, есть властитель судеб народа»

После всего вышесказанного можно было бы предположить, что в демоверсии игры всё плохо. И вы знаете… Всё не то чтобы плохо, всё просто безнадёжно устаревше.

Дело в том, что мы имеем на руках Stronghold 2, переобтянутый новой графикой и китайскими пагодами.

Хорошо ли это, плохо ли… Для 2005-го это было, безусловно, хорошо. Для 2020-го — не особо.

Да, в игре есть кое-какие приятно-весёлые моменты, но их немного, и они покажутся вам таковыми, только если вы любите играть в Warhammer 40k за орков. Все эти моменты такие… ВЗРЫВАТЕЛЬНЫЕ!

Как вам, например, китайская ракетная установка, которая выстреливает снаряд размером с пятерых воинов, разваливающий при этом пусковую телегу, убивающий оператора и наносящий цели чудовищный урон? Двух-трёх таких ракет хватает любому вражескому укреплению. А ещё они поджигают местность в месте попадания. Поистине оружие победы.

Идёт бычок, качается…

Или бык, гружёный взрывчаткой. Куда только смотрят животнозащитные организации! Этот бык при взрыве груза, натурально, превращается в кровавое облако! В общем, со взрывами в игре всё хорошо. Не хватает только горящих зажигательно-трассирующих свиней. Будем надеяться, к релизу их добавят.

Тот же бычок десять секунд спустя

Резюмируя, рекомендуем НЕ знакомиться с демоверсией Stronghold: Warlords и подождать релиза. Возможно, к тому моменту недоработки доработают, устаревшие аспекты осовременят — и вообще приведут игру к более пристойному виду. Пока же, следуя заветам Сунь Цзы, не будем вступать на эту дорогу.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий