itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Переиграть и проиграть: угольно-нефтяные разборки при Цусиме

Катастрофа при Цусиме стала действительно знаковым поражением русского флота и синонимом абсолютного разгрома наряду с Трафальгаром и Пёрл-Харбором. Приверженцы альт-хистори стараются раз за разом «переиграть» Цусиму и найти возможности победить. Одну из таких вполне мог предоставить переход на новый вид топлива…

/
12K
72
113
165

Катастрофа при Цусиме стала действительно знаковым поражением русского флота и синонимом абсолютного разгрома наряду с Трафальгаром и Пёрл-Харбором. Приверженцы альт-хистори стараются раз за разом «переиграть» Цусиму и найти возможности победить. Одну из таких вполне мог предоставить переход на новый вид топлива…

Уголь или нефть?

Период с начала Крымской войны и до 1912 года — это эпоха безраздельного господства угля. Уголь, сменив ветер, стал главным движителем для машин боевых кораблей. Однако в этот же период начались и первые сдвиги по добыче и использованию нефти.

В 1854 году некто Авраам Геснер подал заявку на патент для производства «нового жидкого углеводорода, который я называю керосином и который может быть использован для освещения и прочих целей». В 1860 году начался первый нефтяной бум в Пенсильвании. В 1870 году Джон Рокфеллер создал знаменитую компанию «Стандарт Ойл», которая через десять лет прибрала к рукам весь нефтяной бизнес в США, и американский керосин выплеснулся в другие страны.

В 1879 году у «Стандарт Ойл» появился серьёзный конкурент — «Товарищество братьев Нобель», которое занималось добычей нефти в Баку. Нобели одними из первых применили для транспортировки нефти… танкеры. Первый паровой танкер «Зороастр» был спущен на воду в 1878 году, и к 1882-му нефть по Каспию и Волге возило уже до 30 танкеров, 20 буксирных пароходов, 23 железные наливные баржи и 124 деревянные наливные баржи.

Главное здесь — тот факт, что «Зороастр» работал на… нефти.

То есть для привода паровой машины использовался не уголь, а именно нефть.

Переиграть и проиграть: угольно-нефтяные разборки при Цусиме

Помимо танкерного флота Нобели начали использовать вагоны-цистерны для железных дорог, а также озаботились строительством нефтепроводов; и если первый трубопровод имел диаметр трубы всего 75 мм, то в дальнейшем уже использовались стальные трубы диаметром в 254 мм.

Ну а в 1892 году Маркус Сэмьюэл основал первую танкерную компанию — «Шелл». К 1898 году «Шелл» имела самый большой в мире танкерный флот и по договорам с Ротшильдами и Нобелями заправляла свои танкеры в Батуме, а также возила нефть на Дальний и Ближний Восток.

В 1900 году «Шелл» попала в патовую ситуацию — договор с Ротшильдами и Нобелями заканчивался, месторождение в Техасе, принадлежавшее «Шелл», начало истощаться, а Рокфеллеры вообще хотели скупить британскую компанию на корню.

В Азии главную конкуренцию «Шелл» составляли голландский синдикат «Роял Датч» (занимавшийся добычей нефти на Суматре) и американский концерн «Стандарт Ойл оф Нью-Джерси».

Что касается самого Маркуса Сэмьюэла, то он был одержим перспективой использования нефти в качестве топлива для судов, сместив с пьедестала уголь. Ещё в 1901 году он гордо заявил, что его компания «может с полным основанием претендовать на звание пионера потребления жидкого топлива в открытом океане». И вот тут…

«Шелл» по концессии открыла месторождение нефти на Борнео, и нефть эта мало подходила для выделки керосина, зато её можно было использовать в неочищенном виде в качестве топлива. Из книги Дэниэла Ергина «Добыча»:

«Это свойство тяжёлой нефти с Борнео послужило причиной возникновения мнения, которого рьяно придерживался впоследствии сам Сэмьюэл, — имелась в виду та „огромная роль, которую нефть может играть в своей наиболее рациональной форме, т. е. в виде топлива“. Таким образом, ещё тогда, на рубеже двадцатого века, он высказал пророчество, подтвердившееся впоследствии, что у нефти большое будущее, но в качестве не средства освещения, а источника энергии».

Спасти «Шелл» на тот момент мог какой-нибудь крупный заказчик. В отчаянии Сэмьюэл сначала обратился в британское Адмиралтейство, а потом, наверное совсем от безнадёги, — в русский Моргенштаб. Идея Сэмьюэла была проста: а что, если русские переведут свой флот на нефть, благо у них есть месторождения этой самой нефти, а «Шелл» будет поставлять нефть на российские морские базы и использовать свои хранилища по миру и танкеры для обслуживания русских кораблей в морях и океанах?

Маркус Сэмьюэл
Маркус Сэмьюэл

В этом случае Россия получала бы готовую транспортную компанию по перевозке нефти и целый танкерный флот.

Альтернатива

Новиков-Прибой так описывает процесс угольных погрузок 2-й Тихоокеанской эскадры:

«На броненосцах типа „Орёл“ оставалось топлива по четыреста тонн. Адмирал распорядился допринять на них в Дакаре ещё по тысяче семьсот тонн. Наши угольные ямы могли вместить только тысячу сто тонн. Значит, остальной уголь требовалось рассовать по разным местам корабля, указанным в инструкции штаба. Старший офицер Сидоров, узнав об этом, ухватился в отчаянии за свою седую голову:

– Что будем делать?! Ведь это небывалый случай, чтобы так заваливать броненосец углём. Ну как я могу потом поддерживать чистоту на корабле?

Лейтенант Славинский, этот всегда уравновешенный человек, спокойно заметил на это:

– Начинается какое-то угольное помешательство. В дальнейшем, мне кажется, ещё хуже будет.

Местные французские власти сначала разрешили нам производить погрузку угля, а потом, боясь протеста со стороны японцев и англичан, запретили. Запросили телеграфом Париж. А тем временем, не дожидаясь ответа, все суда принялись за работу. Участие в ней принимал весь личный состав, разделённый на две смены. Это была первая погрузка при страшной тропической жаре. Даже ночью температура не падала ниже двадцати градусов по Реомюру (25°C). А днём жара увеличивалась настолько, что все чувствовали себя, как в печке. В особенности доставалось тем, на долю которых выпало спуститься в трюмы пришвартованного парохода или в угольные ямы броненосца. Там матросы работали голые. Чтобы не задохнуться от угольной пыли, одни держали в зубах паклю, другие обвязывали себе рот и нос ветошью. Эта мучительная пытка затянулась на полтора суток. Случалось, что некоторые не выдерживали непосильного труда и тропического зноя и валились с ног, как мёртвые. Их выносили под душ, приводили в чувство и, дав им немного отдохнуть, снова ставили на работу. Кое-кого хватили солнечные удары, но, к счастью, не смертельные».

Уголь на палубе
Уголь на палубе

Даже по плану самого адмирала Рожественского весь поход Либава-Владивосток должен был занять 150 суток, из которых 60 были бы стояночными — как раз для погрузок угля, — а всего предстояло погрузить его 250 тысяч тонн. В реальности шла эскадра гораздо дольше — 220 суток.

А теперь представим, что Моргенштаб принял в 1901 году идею Сэмьюэла о переводе русских броненосцев на нефть.

Согласитесь — качать нефть с хранилищ или танкеров гораздо удобнее и меньше утомляет экипаж, чем изнуряющие угольные погрузки.

Кроме того, нефть (мазут) просто дешевле угля. На тот момент крупные нефтехранилища «Шелл» находились на Суматре, в Калькутте, в Суэце, на Яве, в Камрани и даже в… Порт-Артуре. Отделения конкурентов «Шелл» — «Стандарт Ойл» и «Роял Датч» — были раскиданы по всей Юго-Восточной Азии, и вряд ли бы голландские или американские коммерсанты отказались продать нефть такому оптовику, каким являлась 2-я русская Тихоокеанская эскадра.

В самом Цусимском бою можно было бы обойтись не 37 кораблями всех типов, которые собрали с миру по нитке, а, скажем, новыми «бородинцами» и отрядом крейсеров, переведённых на нефть. В таком ракурсе, даже уступая противнику численно, русская эскадра имела бы возможность держать постоянную стабильно высокую скорость, не бояться за лишний расход угля, не надеяться на сверхусилия кочегаров и т. д.

При таком раскладе Цусимский бой мог бы стать совсем другим — и с другим результатом. Так почему же этого не произошло?

Крейсер Олег после Цусимского боя
Крейсер «Олег» после Цусимского боя

Суровая реальность

Прежде всего, давайте сравним особенности работы паровой машины на угле и на нефти или мазуте. Итак, как мы с вами понимаем, паровая машина в обоих случаях используются одна и та же — например, трёхколлекторные котлы Торникрофта. Для стабильной и эффективной работы котла нужно организовать ровное горение угля в топке, забрасывая его в равные промежутки времени; и желательно, чтобы уголь состоял из кусков примерно одного размера.

Но! При длительной работе прежде всего начинают уставать кочегары, потом угля у печи становится мало и его приходится подгребать из бункеров и мест, расположенных в других концах корабля. Это снижает КПД парового котла и скорость корабля падает. Зато система проста до невозможности — кочегар, лопата, заслонка, поддувало.

Позже Первый лорд британского Адмиралтейства Уинстон Черчилль писал:

«Когда на корабле заканчивался уголь, приходилось снимать всё большее количество людей, в случае острой необходимости — даже с орудийных расчётов, чтобы сгребать уголь из дальних, неудобно расположенных бункеров в бункеры, расположенные ближе к топкам, а это ослабляло боеспособность корабля иногда в самые решающие моменты битвы… Использование мазута сделало возможным повышение огненной мощи и скоростных характеристик любых типов судов при меньших размерах и меньших затратах».

В случае же нефтяного отопления котла за кочегаров всю работу делает форсунка, которая, во-первых, не устаёт, а во-вторых, работает в любое время дня и ночи. Система отопления парового котла в случае использования нефти выглядит так: цистерна, насос в цистерне, фильтр, насос расходного бачка, фильтр, подогреватель, распылитель-форсунка. То есть человек из системы исключён, но в то же время из-за большей автоматизации сама система становится более сложной.

Естественно, в русском флоте с 1890-х годов проводились опыты по переводу кораблей на нефть или на смешанное, угольно-нефтяное отопление. Как отмечали в Моргенштабе:

«Многочисленные наблюдения и опыты над нефтяным отоплением как броненосца „Ростислав“, так и других установок, дали результаты далеко не плохие, указывающие в общем, что это отопление, при разработке деталей, может принести существенную пользу как в военное, так и в мирное время, благодаря большой паропроизводительности этого топлива, экономии во времени для погрузки его и по другим нижеуказанным преимуществам».

Броненосец Ростислав
Броненосец «Ростислав»

Так почему же отказались от этого новшества?

«Дальнейшая служба броненосца показала, что устройство отопления не совершенно, хотя нельзя не отдать справедливости тому, что всё, применённое Балтийским заводом в установке механической пульверизации, несмотря на новизну и отсутствие примеров, представляется обдуманным и выполненным весьма тщательно. Только дальнейшая служба могла показать тот или другой недостаток в этом устройстве.

В плавании 1900 года чёрные тучи густого дыма из труб „Ростислава“ заволакивали весь видимый горизонт, и в дополнение к ним были такие случаи, что из-за сильного сосредоточенного жара плавился кирпич, образовывалась сильная течь дымогарных трубок, связей и швов, следствием чего было выбрасывание пламени в кочегарни; и, наконец, самое ужасное, — это перегрев листов огневых ящиков, последствием чего было образование выпучин.

Существовавшая кладка и обмазка части топок и огневых ящиков способствовали неправильному распределению жара и были причиной указанных повреждений котлов».

Главной причиной вышеописанного стала неудачная система форсунок, которые приходилось часто разбирать и чистить, а также система горелок. Приёмочная комиссия отличала следующее: «Видно было, что при этих форсунках не было возможности увеличить степень горения».

Кроме того, для «чистого» горения следовало определиться, что использовать — саму сырую нефть, или продукты из неё — бензин, керосин, мазут.

Отдельно стоит и упомянуть высокую забюрократизированность российской системы — любое дельное предложение попросту тонуло в куче бумаг и отписок.

А что же «Шелл»?

Конец этой истории был таков: «Шелл», не обнаружив нового поставщика нефти и стремительно теряя рынки сбыта (транспортируемую нефть приходилось не добывать, а покупать, причем по мировым ценам), вынужденно объединилась с голландским концерном «Роял Датч», который возглавлял Генри Детердинг. Так и появился концерн «Роял Датч/Шелл».

В 1906 году на воду спустили линейный корабль «Дредноут», чьё имя стало нарицательным. Он имел комбинированное угольно-нефтяное отопление. Ну а в 1909 году была основана «Англо-персидская нефтяная компания» — ныне «Бритиш Петролеум».

Дредноут
«Дредноут»

Инициаторами создания этой компании, ставшей эксклюзивным поставщиком нефти для британского флота, стали адмирал Джон «Джекки» Фишер и морской лорд Адмиралтейства Уинстон Черчилль. Джон Арбатнот Фишер, с лёгкой руки Маркуса Сэмьюэла вошедший в историю как «крёстный отец нефти», в 1904 году занял пост Первого морского лорда (начальника Главного морского штаба). Ещё в 1901 году Фишер писал: «Мазутное топливо произведёт настоящую революцию в военно-морской стратегии. Это дело чрезвычайной государственной важности!».

В октябре 1911 года Первым морским лордом стал Уинстон Черчилль, который был с Фишером на короткой ноге. Ергин писал:

«К тому моменту, когда Черчилль только пришёл в Адмиралтейство, были уже построены или ещё только строились 56 эскадренных миноносцев, которые должные были ходить лишь на мазуте, а также 74 подводные лодки — тоже только на мазутном ходу. Некоторое количество мазута также распылялось в угольных топках всех кораблей. Но наиболее важная часть флота — линейные корабли, крупные боевые суда, составлявшие костяк флота, — по старинке жгли уголь.

И Черчилль, и руководство военно-морского флота хотели создания нового класса линейных кораблей, которые бы имели орудия ещё большего калибра и ещё более мощное бронирование, но в то же время — ещё более высокую скорость, что было необходимо для обгона и окружения вражеского боевого порядка. „Война на море основывается на здравом смысле, — напоминал Фишер Черчиллю. — Первое, что необходимо, это скорость, чтобы иметь возможность вести бой когда ты хочешь, где ты хочешь и как ты хочешь“.

Британские линейные корабли того времени могли развивать скорость до 21 узла. Но, как заметил Черчилль, „значительное повышение скорости“ привнесёт „в войну на море нечто новое“. Согласно оценкам, полученным в ходе исследования, проведённого в военном колледже по заказу Черчилля, на скорости в 25 узлов новое „быстроходное подразделение“ сможет получить преимущество над вновь создаваемым германским флотом. Короче говоря, британскому военно-морскому флоту требовалось ещё четыре узла, и, похоже, никаких иных способов получить их не было, за исключением топлива на основе нефти».

Черчилль и Фишер
Черчилль и Фишер

В 1912 году приняли эпохальное решение — все новые линкоры Роял Неви должны были ходить исключительно на мазуте. В апреле 1912 года в военно-морской бюджет включили быстроходный дивизион, состоявший из пяти линейных кораблей типа «Куин Элизабет» на мазутном топливе. «После этого судьбоносного шага, — писал Черчилль, — самые лучшие корабли нашего военно-морского флота, от которых зависела наша жизнь, были переведены на нефтяное топливо и никаким другим топливом уже не могли больше заправляться».

Но проблема в том, что в Англии и в английских колониях нефти-то и не было.

Именно поэтому главным поставщиком британского флота выбрали «Англо-персидскую компанию», и англичане истово охраняли своё влияние в Персии.

В отличие от британцев, в России в период 1890–1905 годов были свои источники нефти, и будь русские понапористее, вполне возможно, первыми на мазутное топливо перевели бы свой флот именно они.

Но история не имеет сослагательного наклонения, и весьма симптоматично, что первым перешёл на нефть не флот страны, обладавшей большими месторождениями нефти, а флот самой технологически развитой державы.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Увидеть Пентагон и умереть

Согласно распространённому мифу американцы никогда не воевали на своей территории. На самом деле — воевали, да ещё как.

36K
38
15
362
«И полилось на асфальт красное вино марки 11 сентября…»

Сегодня 11 сентября в массовом сознании — день атаки на американские башни-близнецы. Но кровавый ореол эта дата приобрела почти за 30 лет до трагических событий 2001 года.

34K
42
17
170
Как Англия и Франция захватывали Камчатку
…или о важности знания географии

Мы говорим: Крымская война, думаем, конечно: Чёрное море. А ведь англо-французская коалиция тогда покушалась и на другой полуостров империи, но чуточку дальше — Камчатку.

24K
40
13
136
Как джентльмены спалили Вашингтон
Самое учтивое и аккуратное сожжение вражеской столицы в истории

В то время, когда Великая армия Наполеона бодро маршировала на Москву, а потом с печалью брела обратно по русским снегам, на американском континенте шла своя атмосферная война.

33K
51
15
84
Ракеты для ракетного кризиса

В эти дни мир отмечает 55-летнюю годовщину событий, едва не ставших началом Третьей, уже ядерной, мировой войны — кризиса, известного в нашей стране как Карибский, а в США — как «Кубинский ракетный». Здоровой ядерной вишенкой на торте была ракетная дивизия с ракетами средней дальности (БРСД), способными поразить цели на большей части территории США.

23K
29
9
148
Загадки Мальтийского Ордена

Госпитальеры — самый древний и влиятельный из рыцарских орденов. Они продолжают существовать и по сей день под именем Суверенного иерусалимского военно-монашеского ордена госпитальеров им. Святого Иоанна, Родоса и Мальты. Каждое слово в названии Ордена — небольшая головоломка.

20K
14
6
22
Remember, remember the fifth of November!

Даже те, кто никогда не слышал имени Гая Фокса, наверняка видели его маски, ставшие популярными благодаря комиксу и фильму «V — значит вендетта». Будучи, как и положено английскому дворянину того времени, ярым монархистом, реальный Гай Фокс стал символом революционера-анархиста. И ключевой фигурой заговора против монарха.

13K
28
5
218
1917: Незнакомая революция

Грянул залп крейсера «Аврора», и красные с белыми бросились убивать друг друга… Ага, три раза. Начнём с того, что выстрел «Авроры» не был сигналом к восстанию. Захват Зимнего происходил иначе, чем его изображает политический лубок, и вообще всё было «немного не так».

38K
65
35
484
Как Фрэнсис Дрейк угробил Английскую армаду

Любой двоечник хоть что-то, да слышал об испанской «Непобедимой армаде» и её печальной судьбе. Куда менее известна другая армада с не менее тяжкой долей — английская. А ведь возглавлял её не юнга и не похмельный боцман, а Фрэнсис Дрейк собственной персоной.

25K
39
17
359
Правда ли? Эсэсовцы массово воевали во французском Иностранном легионе

Французский Иностранный легион имел германский акцент с первых дней: король Луи-Филипп создал его в 1831 году из наёмных немецких и швейцарских полков. Непростое, но массовое присутствие немцев в Легионе продлилось полтора века — его не прекратили ни мировые войны, ни взаимная ненависть французов и немцев.

132K
100
20
336
Азербайджанский эксперт — о войне и мире в Нагорном Карабахе

Сегодня президент Азербайджана Ильхам Алиев написал в Твиттере о взятии под контроль города Джебраил (Мехакаван) и нескольких сел, прилегающих к Нагорному Карабаху. Армянская сторона не подтверждает это заявление и сообщает о гибели мирных жителей под обстрелами в городах Шуша и Степанакерт.

133K
49
124
132
Зенитная самоходка «Деривация»: отличная новинка — или полный провал?

В последние годы российский ВПК показал большое количество новых образцов военной техники. Многие из них вызывают критику — и часто справедливую. Но порой ругают проекты, которые этого не заслуживают. Один из подобных примеров — новая ЗСУ «Деривация». Давайте разберёмся подробно.

202K
69
90
114
Чёрные и белые мифы о ленд-лизе: в трёх соснах

Вторая мировая война — и ленд-лиз. А можно ли было вообще без него? Здесь не будет срывания покровов и погружения в нюансы, но большинство спорщиков о ленд-лизе обычно блуждают именно в этих трёх соснах.

116K
146
445
884
Спецслужбы и яды ХХ века: как КГБ и ЦРУ травили врагов

Политические отравления в обыденном сознании связаны с древностью. Борджиа и их современники по Ренессансу вовсю травили окружающих — но со временем это вышло из моды и приличий. Однако ХХ век с его научными открытиями, тайными играми разведок и жёсткими политическими противостояниями стал временем возрождения искусства отравления.

129K
75
58
530
Поездка в Тихий Холм. История одной командировки
Игра WARHEAD.SU

Странная командировка в маленький городок, который не найти даже на карте. Смутное ощущение тревоги от встречи с Тихим Холмом перерастает в настоящий ужас, когда становится понятно — этот город вовсе не то, чем кажется.

7.8K
26
27
88
Как фантаст Хайнлайн боролся с американскими военными: «последние дни США»

Мечтаете о крахе США? А вот фантаст Роберт Хайнлайн дал детальный прогноз о конце Соединённых Штатов ещё в далёком 1946 году. Что сбылось из его предсказаний, а что нет — в нашей статье.

18K
79
76
209
Тест: а что там у союзников?

Мы привычно презираем невежественных иностранцев, ничего не знающих про битву за Сталинград или Курскую дугу. Но намного ли мы сами лучше их? Конечно, никто не сомневается, что читатели хорошо знают ход войны на советско-германском фронте — а как насчёт того, что в это же время происходило у наших союзников по антигитлеровской коалиции?

58K
33
45
260
Консоль Sega Mega Drive: ежи, комиксы и вертолёты

Каждому поколению — свои игры. Те, кто родились в 80-е, всегда будут считать знаковыми для себя игрушки с консолей «Денди» и, конечно, Sega Mega Drive. Именно о последней мы сегодня и будем вспоминать.

4.2K
34
38
48
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

375K
152
100
897
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

222K
73
12
274
Правда ли? Эсэсовцы массово воевали во французском Иностранном легионе

Французский Иностранный легион имел германский акцент с первых дней: король Луи-Филипп создал его в 1831 году из наёмных немецких и швейцарских полков. Непростое, но массовое присутствие немцев в Легионе продлилось полтора века — его не прекратили ни мировые войны, ни взаимная ненависть французов и немцев.

132K
100
20
336
Азербайджанский эксперт — о войне и мире в Нагорном Карабахе

Сегодня президент Азербайджана Ильхам Алиев написал в Твиттере о взятии под контроль города Джебраил (Мехакаван) и нескольких сел, прилегающих к Нагорному Карабаху. Армянская сторона не подтверждает это заявление и сообщает о гибели мирных жителей под обстрелами в городах Шуша и Степанакерт.

133K
49
124
132
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

170K
45
14
81
Зенитная самоходка «Деривация»: отличная новинка — или полный провал?

В последние годы российский ВПК показал большое количество новых образцов военной техники. Многие из них вызывают критику — и часто справедливую. Но порой ругают проекты, которые этого не заслуживают. Один из подобных примеров — новая ЗСУ «Деривация». Давайте разберёмся подробно.

202K
69
90
114
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

145K
80
59
467
Чёрные и белые мифы о ленд-лизе: в трёх соснах

Вторая мировая война — и ленд-лиз. А можно ли было вообще без него? Здесь не будет срывания покровов и погружения в нюансы, но большинство спорщиков о ленд-лизе обычно блуждают именно в этих трёх соснах.

116K
146
445
884
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

137K
105
27
869
WARBLOGS