itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Переиграть и проиграть: угольно-нефтяные разборки при Цусиме

Катастрофа при Цусиме стала действительно знаковым поражением русского флота и синонимом абсолютного разгрома наряду с Трафальгаром и Пёрл-Харбором. Приверженцы альт-хистори стараются раз за разом «переиграть» Цусиму и найти возможности победить. Одну из таких вполне мог предоставить переход на новый вид топлива…

/
11K
69
103
165

Катастрофа при Цусиме стала действительно знаковым поражением русского флота и синонимом абсолютного разгрома наряду с Трафальгаром и Пёрл-Харбором. Приверженцы альт-хистори стараются раз за разом «переиграть» Цусиму и найти возможности победить. Одну из таких вполне мог предоставить переход на новый вид топлива…

Уголь или нефть?

Период с начала Крымской войны и до 1912 года — это эпоха безраздельного господства угля. Уголь, сменив ветер, стал главным движителем для машин боевых кораблей. Однако в этот же период начались и первые сдвиги по добыче и использованию нефти.

В 1854 году некто Авраам Геснер подал заявку на патент для производства «нового жидкого углеводорода, который я называю керосином и который может быть использован для освещения и прочих целей». В 1860 году начался первый нефтяной бум в Пенсильвании. В 1870 году Джон Рокфеллер создал знаменитую компанию «Стандарт Ойл», которая через десять лет прибрала к рукам весь нефтяной бизнес в США, и американский керосин выплеснулся в другие страны.

В 1879 году у «Стандарт Ойл» появился серьёзный конкурент — «Товарищество братьев Нобель», которое занималось добычей нефти в Баку. Нобели одними из первых применили для транспортировки нефти… танкеры. Первый паровой танкер «Зороастр» был спущен на воду в 1878 году, и к 1882-му нефть по Каспию и Волге возило уже до 30 танкеров, 20 буксирных пароходов, 23 железные наливные баржи и 124 деревянные наливные баржи.

Главное здесь — тот факт, что «Зороастр» работал на… нефти.

То есть для привода паровой машины использовался не уголь, а именно нефть.

Переиграть и проиграть: угольно-нефтяные разборки при Цусиме

Помимо танкерного флота Нобели начали использовать вагоны-цистерны для железных дорог, а также озаботились строительством нефтепроводов; и если первый трубопровод имел диаметр трубы всего 75 мм, то в дальнейшем уже использовались стальные трубы диаметром в 254 мм.

Ну а в 1892 году Маркус Сэмьюэл основал первую танкерную компанию — «Шелл». К 1898 году «Шелл» имела самый большой в мире танкерный флот и по договорам с Ротшильдами и Нобелями заправляла свои танкеры в Батуме, а также возила нефть на Дальний и Ближний Восток.

В 1900 году «Шелл» попала в патовую ситуацию — договор с Ротшильдами и Нобелями заканчивался, месторождение в Техасе, принадлежавшее «Шелл», начало истощаться, а Рокфеллеры вообще хотели скупить британскую компанию на корню.

В Азии главную конкуренцию «Шелл» составляли голландский синдикат «Роял Датч» (занимавшийся добычей нефти на Суматре) и американский концерн «Стандарт Ойл оф Нью-Джерси».

Что касается самого Маркуса Сэмьюэла, то он был одержим перспективой использования нефти в качестве топлива для судов, сместив с пьедестала уголь. Ещё в 1901 году он гордо заявил, что его компания «может с полным основанием претендовать на звание пионера потребления жидкого топлива в открытом океане». И вот тут…

«Шелл» по концессии открыла месторождение нефти на Борнео, и нефть эта мало подходила для выделки керосина, зато её можно было использовать в неочищенном виде в качестве топлива. Из книги Дэниэла Ергина «Добыча»:

«Это свойство тяжёлой нефти с Борнео послужило причиной возникновения мнения, которого рьяно придерживался впоследствии сам Сэмьюэл, — имелась в виду та „огромная роль, которую нефть может играть в своей наиболее рациональной форме, т. е. в виде топлива“. Таким образом, ещё тогда, на рубеже двадцатого века, он высказал пророчество, подтвердившееся впоследствии, что у нефти большое будущее, но в качестве не средства освещения, а источника энергии».

Спасти «Шелл» на тот момент мог какой-нибудь крупный заказчик. В отчаянии Сэмьюэл сначала обратился в британское Адмиралтейство, а потом, наверное совсем от безнадёги, — в русский Моргенштаб. Идея Сэмьюэла была проста: а что, если русские переведут свой флот на нефть, благо у них есть месторождения этой самой нефти, а «Шелл» будет поставлять нефть на российские морские базы и использовать свои хранилища по миру и танкеры для обслуживания русских кораблей в морях и океанах?

Маркус Сэмьюэл
Маркус Сэмьюэл

В этом случае Россия получала бы готовую транспортную компанию по перевозке нефти и целый танкерный флот.

Альтернатива

Новиков-Прибой так описывает процесс угольных погрузок 2-й Тихоокеанской эскадры:

«На броненосцах типа „Орёл“ оставалось топлива по четыреста тонн. Адмирал распорядился допринять на них в Дакаре ещё по тысяче семьсот тонн. Наши угольные ямы могли вместить только тысячу сто тонн. Значит, остальной уголь требовалось рассовать по разным местам корабля, указанным в инструкции штаба. Старший офицер Сидоров, узнав об этом, ухватился в отчаянии за свою седую голову:

– Что будем делать?! Ведь это небывалый случай, чтобы так заваливать броненосец углём. Ну как я могу потом поддерживать чистоту на корабле?

Лейтенант Славинский, этот всегда уравновешенный человек, спокойно заметил на это:

– Начинается какое-то угольное помешательство. В дальнейшем, мне кажется, ещё хуже будет.

Местные французские власти сначала разрешили нам производить погрузку угля, а потом, боясь протеста со стороны японцев и англичан, запретили. Запросили телеграфом Париж. А тем временем, не дожидаясь ответа, все суда принялись за работу. Участие в ней принимал весь личный состав, разделённый на две смены. Это была первая погрузка при страшной тропической жаре. Даже ночью температура не падала ниже двадцати градусов по Реомюру (25°C). А днём жара увеличивалась настолько, что все чувствовали себя, как в печке. В особенности доставалось тем, на долю которых выпало спуститься в трюмы пришвартованного парохода или в угольные ямы броненосца. Там матросы работали голые. Чтобы не задохнуться от угольной пыли, одни держали в зубах паклю, другие обвязывали себе рот и нос ветошью. Эта мучительная пытка затянулась на полтора суток. Случалось, что некоторые не выдерживали непосильного труда и тропического зноя и валились с ног, как мёртвые. Их выносили под душ, приводили в чувство и, дав им немного отдохнуть, снова ставили на работу. Кое-кого хватили солнечные удары, но, к счастью, не смертельные».

Уголь на палубе
Уголь на палубе

Даже по плану самого адмирала Рожественского весь поход Либава-Владивосток должен был занять 150 суток, из которых 60 были бы стояночными — как раз для погрузок угля, — а всего предстояло погрузить его 250 тысяч тонн. В реальности шла эскадра гораздо дольше — 220 суток.

А теперь представим, что Моргенштаб принял в 1901 году идею Сэмьюэла о переводе русских броненосцев на нефть.

Согласитесь — качать нефть с хранилищ или танкеров гораздо удобнее и меньше утомляет экипаж, чем изнуряющие угольные погрузки.

Кроме того, нефть (мазут) просто дешевле угля. На тот момент крупные нефтехранилища «Шелл» находились на Суматре, в Калькутте, в Суэце, на Яве, в Камрани и даже в… Порт-Артуре. Отделения конкурентов «Шелл» — «Стандарт Ойл» и «Роял Датч» — были раскиданы по всей Юго-Восточной Азии, и вряд ли бы голландские или американские коммерсанты отказались продать нефть такому оптовику, каким являлась 2-я русская Тихоокеанская эскадра.

В самом Цусимском бою можно было бы обойтись не 37 кораблями всех типов, которые собрали с миру по нитке, а, скажем, новыми «бородинцами» и отрядом крейсеров, переведённых на нефть. В таком ракурсе, даже уступая противнику численно, русская эскадра имела бы возможность держать постоянную стабильно высокую скорость, не бояться за лишний расход угля, не надеяться на сверхусилия кочегаров и т. д.

При таком раскладе Цусимский бой мог бы стать совсем другим — и с другим результатом. Так почему же этого не произошло?

Крейсер Олег после Цусимского боя
Крейсер «Олег» после Цусимского боя

Суровая реальность

Прежде всего, давайте сравним особенности работы паровой машины на угле и на нефти или мазуте. Итак, как мы с вами понимаем, паровая машина в обоих случаях используются одна и та же — например, трёхколлекторные котлы Торникрофта. Для стабильной и эффективной работы котла нужно организовать ровное горение угля в топке, забрасывая его в равные промежутки времени; и желательно, чтобы уголь состоял из кусков примерно одного размера.

Но! При длительной работе прежде всего начинают уставать кочегары, потом угля у печи становится мало и его приходится подгребать из бункеров и мест, расположенных в других концах корабля. Это снижает КПД парового котла и скорость корабля падает. Зато система проста до невозможности — кочегар, лопата, заслонка, поддувало.

Позже Первый лорд британского Адмиралтейства Уинстон Черчилль писал:

«Когда на корабле заканчивался уголь, приходилось снимать всё большее количество людей, в случае острой необходимости — даже с орудийных расчётов, чтобы сгребать уголь из дальних, неудобно расположенных бункеров в бункеры, расположенные ближе к топкам, а это ослабляло боеспособность корабля иногда в самые решающие моменты битвы… Использование мазута сделало возможным повышение огненной мощи и скоростных характеристик любых типов судов при меньших размерах и меньших затратах».

В случае же нефтяного отопления котла за кочегаров всю работу делает форсунка, которая, во-первых, не устаёт, а во-вторых, работает в любое время дня и ночи. Система отопления парового котла в случае использования нефти выглядит так: цистерна, насос в цистерне, фильтр, насос расходного бачка, фильтр, подогреватель, распылитель-форсунка. То есть человек из системы исключён, но в то же время из-за большей автоматизации сама система становится более сложной.

Естественно, в русском флоте с 1890-х годов проводились опыты по переводу кораблей на нефть или на смешанное, угольно-нефтяное отопление. Как отмечали в Моргенштабе:

«Многочисленные наблюдения и опыты над нефтяным отоплением как броненосца „Ростислав“, так и других установок, дали результаты далеко не плохие, указывающие в общем, что это отопление, при разработке деталей, может принести существенную пользу как в военное, так и в мирное время, благодаря большой паропроизводительности этого топлива, экономии во времени для погрузки его и по другим нижеуказанным преимуществам».

Броненосец Ростислав
Броненосец «Ростислав»

Так почему же отказались от этого новшества?

«Дальнейшая служба броненосца показала, что устройство отопления не совершенно, хотя нельзя не отдать справедливости тому, что всё, применённое Балтийским заводом в установке механической пульверизации, несмотря на новизну и отсутствие примеров, представляется обдуманным и выполненным весьма тщательно. Только дальнейшая служба могла показать тот или другой недостаток в этом устройстве.

В плавании 1900 года чёрные тучи густого дыма из труб „Ростислава“ заволакивали весь видимый горизонт, и в дополнение к ним были такие случаи, что из-за сильного сосредоточенного жара плавился кирпич, образовывалась сильная течь дымогарных трубок, связей и швов, следствием чего было выбрасывание пламени в кочегарни; и, наконец, самое ужасное, — это перегрев листов огневых ящиков, последствием чего было образование выпучин.

Существовавшая кладка и обмазка части топок и огневых ящиков способствовали неправильному распределению жара и были причиной указанных повреждений котлов».

Главной причиной вышеописанного стала неудачная система форсунок, которые приходилось часто разбирать и чистить, а также система горелок. Приёмочная комиссия отличала следующее: «Видно было, что при этих форсунках не было возможности увеличить степень горения».

Кроме того, для «чистого» горения следовало определиться, что использовать — саму сырую нефть, или продукты из неё — бензин, керосин, мазут.

Отдельно стоит и упомянуть высокую забюрократизированность российской системы — любое дельное предложение попросту тонуло в куче бумаг и отписок.

А что же «Шелл»?

Конец этой истории был таков: «Шелл», не обнаружив нового поставщика нефти и стремительно теряя рынки сбыта (транспортируемую нефть приходилось не добывать, а покупать, причем по мировым ценам), вынужденно объединилась с голландским концерном «Роял Датч», который возглавлял Генри Детердинг. Так и появился концерн «Роял Датч/Шелл».

В 1906 году на воду спустили линейный корабль «Дредноут», чьё имя стало нарицательным. Он имел комбинированное угольно-нефтяное отопление. Ну а в 1909 году была основана «Англо-персидская нефтяная компания» — ныне «Бритиш Петролеум».

Дредноут
«Дредноут»

Инициаторами создания этой компании, ставшей эксклюзивным поставщиком нефти для британского флота, стали адмирал Джон «Джекки» Фишер и морской лорд Адмиралтейства Уинстон Черчилль. Джон Арбатнот Фишер, с лёгкой руки Маркуса Сэмьюэла вошедший в историю как «крёстный отец нефти», в 1904 году занял пост Первого морского лорда (начальника Главного морского штаба). Ещё в 1901 году Фишер писал: «Мазутное топливо произведёт настоящую революцию в военно-морской стратегии. Это дело чрезвычайной государственной важности!».

В октябре 1911 года Первым морским лордом стал Уинстон Черчилль, который был с Фишером на короткой ноге. Ергин писал:

«К тому моменту, когда Черчилль только пришёл в Адмиралтейство, были уже построены или ещё только строились 56 эскадренных миноносцев, которые должные были ходить лишь на мазуте, а также 74 подводные лодки — тоже только на мазутном ходу. Некоторое количество мазута также распылялось в угольных топках всех кораблей. Но наиболее важная часть флота — линейные корабли, крупные боевые суда, составлявшие костяк флота, — по старинке жгли уголь.

И Черчилль, и руководство военно-морского флота хотели создания нового класса линейных кораблей, которые бы имели орудия ещё большего калибра и ещё более мощное бронирование, но в то же время — ещё более высокую скорость, что было необходимо для обгона и окружения вражеского боевого порядка. „Война на море основывается на здравом смысле, — напоминал Фишер Черчиллю. — Первое, что необходимо, это скорость, чтобы иметь возможность вести бой когда ты хочешь, где ты хочешь и как ты хочешь“.

Британские линейные корабли того времени могли развивать скорость до 21 узла. Но, как заметил Черчилль, „значительное повышение скорости“ привнесёт „в войну на море нечто новое“. Согласно оценкам, полученным в ходе исследования, проведённого в военном колледже по заказу Черчилля, на скорости в 25 узлов новое „быстроходное подразделение“ сможет получить преимущество над вновь создаваемым германским флотом. Короче говоря, британскому военно-морскому флоту требовалось ещё четыре узла, и, похоже, никаких иных способов получить их не было, за исключением топлива на основе нефти».

Черчилль и Фишер
Черчилль и Фишер

В 1912 году приняли эпохальное решение — все новые линкоры Роял Неви должны были ходить исключительно на мазуте. В апреле 1912 года в военно-морской бюджет включили быстроходный дивизион, состоявший из пяти линейных кораблей типа «Куин Элизабет» на мазутном топливе. «После этого судьбоносного шага, — писал Черчилль, — самые лучшие корабли нашего военно-морского флота, от которых зависела наша жизнь, были переведены на нефтяное топливо и никаким другим топливом уже не могли больше заправляться».

Но проблема в том, что в Англии и в английских колониях нефти-то и не было.

Именно поэтому главным поставщиком британского флота выбрали «Англо-персидскую компанию», и англичане истово охраняли своё влияние в Персии.

В отличие от британцев, в России в период 1890–1905 годов были свои источники нефти, и будь русские понапористее, вполне возможно, первыми на мазутное топливо перевели бы свой флот именно они.

Но история не имеет сослагательного наклонения, и весьма симптоматично, что первым перешёл на нефть не флот страны, обладавшей большими месторождениями нефти, а флот самой технологически развитой державы.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Hoвости СМИ2
Увидеть Пентагон и умереть

Согласно распространённому мифу американцы никогда не воевали на своей территории. На самом деле — воевали, да ещё как.

35K
34
15
362
«И полилось на асфальт красное вино марки 11 сентября…»

Сегодня 11 сентября в массовом сознании — день атаки на американские башни-близнецы. Но кровавый ореол эта дата приобрела почти за 30 лет до трагических событий 2001 года.

30K
35
14
170
Как Англия и Франция захватывали Камчатку
…или о важности знания географии

Мы говорим: Крымская война, думаем, конечно: Чёрное море. А ведь англо-французская коалиция тогда покушалась и на другой полуостров империи, но чуточку дальше — Камчатку.

23K
39
13
136
Как джентльмены спалили Вашингтон
Самое учтивое и аккуратное сожжение вражеской столицы в истории

В то время, когда Великая армия Наполеона бодро маршировала на Москву, а потом с печалью брела обратно по русским снегам, на американском континенте шла своя атмосферная война.

31K
49
15
84
Ракеты для ракетного кризиса

В эти дни мир отмечает 55-летнюю годовщину событий, едва не ставших началом Третьей, уже ядерной, мировой войны — кризиса, известного в нашей стране как Карибский, а в США — как «Кубинский ракетный». Здоровой ядерной вишенкой на торте была ракетная дивизия с ракетами средней дальности (БРСД), способными поразить цели на большей части территории США.

20K
26
9
148
Загадки Мальтийского Ордена

Госпитальеры — самый древний и влиятельный из рыцарских орденов. Они продолжают существовать и по сей день под именем Суверенного иерусалимского военно-монашеского ордена госпитальеров им. Святого Иоанна, Родоса и Мальты. Каждое слово в названии Ордена — небольшая головоломка.

19K
12
6
22
Remember, remember the fifth of November!

Даже те, кто никогда не слышал имени Гая Фокса, наверняка видели его маски, ставшие популярными благодаря комиксу и фильму «V — значит вендетта». Будучи, как и положено английскому дворянину того времени, ярым монархистом, реальный Гай Фокс стал символом революционера-анархиста. И ключевой фигурой заговора против монарха.

12K
28
5
218
1917: Незнакомая революция

Грянул залп крейсера «Аврора», и красные с белыми бросились убивать друг друга… Ага, три раза. Начнём с того, что выстрел «Авроры» не был сигналом к восстанию. Захват Зимнего происходил иначе, чем его изображает политический лубок, и вообще всё было «немного не так».

34K
63
35
484
Как Фрэнсис Дрейк угробил Английскую армаду

Любой двоечник хоть что-то, да слышал об испанской «Непобедимой армаде» и её печальной судьбе. Куда менее известна другая армада с не менее тяжкой долей — английская. А ведь возглавлял её не юнга и не похмельный боцман, а Фрэнсис Дрейк собственной персоной.

24K
39
17
359
Невозможная эвакуация Ханко: как пулемёты-призраки прикрывали отход советского гарнизона

У советских войск, оборонявшихся на полуострове Ханко, не было сложной электроники. Однако они сумели превратить пулемёты в дотах и дзотах в автоматические, чтобы обмануть финнов и получить шанс на эвакуацию. Она была почти невозможной, но стала первым успехом советского флота в годы войны.

35K
138
41
1.2K
«Грейхаунд» Тома Хэнкса: развесистая клюква или новый киношедевр?

Свершилось! Нашумевшая военная драма о подводной войне — «Грейхаунд» — вышла на экраны. О том, что же приготовил зрителю новый блокбастер и оправдал ли он ожидания, — в нашем материале.

38K
92
120
1.5K
Госсекретарь США Помпео дал старт новой холодной войне

Мы долго думали, как лучше отреагировать на сенсационную речь Майка Помпео, но в итоге решили, что любые аналитики и эксперты тут бессильны — этот текст прекрасен сам по себе. WARHEAD.SU предлагает вам полный перевод речи госсекретаря Майка Помпео, в которой он объявил Китайскую Народную Республику прямым и явным врагом США и всего «свободного мира».

32K
50
314
6.2K
Пистолет-пулемёт Калашникова снова встанет в строй. Возвращение к корням?

22 июля 2020 года концерн «Калашников» объявил о появлении на свет нового образца — ППК-20, пистолета-пулемёта Калашникова образца 2020. Что это значит, и кому может пригодиться новое оружие? Мы разобрались.

28K
63
18
822
Почему арбалеты проиграли раннему огнестрелу?

Хороший мощный арбалет — дальнобойное точное оружие. Почему и как оно сдало позиции огнестрелу?

24K
80
133
1.5K
Не стрелявшие в спины: подвиг заградотрядов 16-й армии

Заградительные отряды — не расстрельные команды. И бойцы таких подразделений совершали настоящие подвиги. Как заградотрядовцы 16-й армии стали последним рубежом советской обороны на реке Жиздра в августе 1942-го — в нашем материале.

24K
119
241
1.9K
Операция «Римон-20»: советские лётчики против ВВС Израиля

МиГи против «фантомов» и «миражей». 30 июля 1970 года в небе Египта случилось, пожалуй, одно из самых знаменитых воздушных сражений в послевоенной истории. Каким его видели люди в кабинах самолётов, на советских и израильских командных пунктах, — в материале WARHEAD.SU.

23K
82
206
437
Империя, которой никогда не было: 10 фактов о Византии

История этой державы давно превратилась в легенду. Утрачены даже её имя, настоящее название столицы и герб. В нашей подборке — факты о Византии, одном из самых великих, но незаслуженно забытых государств в европейской истории.

23K
83
54
707
Туалетные войны: подводники против тыловиков

Война без туалетной бумаги — это ад. Особенно на подводной лодке. Как американские подводники «воевали» с тыловиками за право нормально ходить в гальюн — в нашем материале.

22K
91
21
583
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

84K
128
64
979
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», — гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

65K
81
78
862
10 «школьных» заблуждений о предвоенных репрессиях в Красной армии

Красную армию обезглавили перед войной. 1941 года не было бы, если бы не 1937-й. А может быть, наоборот, репрессии — это очищение? Так как же всё было на самом деле?

53K
110
378
786
«Месть за муки»: как сражались освобождённые из плена красноармейцы

Те, кто прошёл ужасы немецкого плена, рвались в бой, едва лишь выйдя на свободу. Ими двигала жажда мести, желание расплатиться с мучителями. Вновь оказавшись в строю, они показывали себя отличными, дисциплинированными солдатами. Пример тому — участие бывших пленных в форсировании Одера в составе 47-й гвардейской танковой бригады.

48K
73
88
1.7K
В лучах чужой славы: липовые ветераны

Эти люди появляются практически на каждом крупном мероприятии, посвящённом Великой Отечественной войне. Они получают свою толику славы, почёта и уважения, зачастую проникая туда, куда «простым смертным» путь оказывается заказан. Они попадают на страницы печатных изданий, в статьи, телепередачи, открытки, картины. Это — липовые ветераны.

46K
129
134
6.1K
Маниакальный ужас: топ-7 серийных убийц древности и Средневековья

Жиль де Ре, граф Дракула, кровавая графиня Батори — их вы и так прекрасно знаете. Но были и другие — те, кому не довелось попасть в учебники, хотя деяния их были едва ли не более омерзительными. Семёрка забытых убийц далёкого прошлого — в нашем сегодняшнем материале.

42K
45
14
238
Пожалуй, худшее историческое кино: сериал «Екатерина. Самозванцы»

Если вы хотите в подробностях узнать, как не надо снимать исторические сериалы, то сейчас для этого есть все шансы — на экраны страны вышел сериал «Екатерина. Самозванцы». В нём плохо абсолютно всё — от сценария до игры актёров. WARHEAD с огромным усилием начал знакомиться с новым масштабным телепроектом.

41K
50
60
844
Самый тёмный час: штурм Грозного

Штурм Грозного зимой 1994-95 годов стал крупнейшей катастрофой современной российской армии. Операция, которую планировали провести быстро и красиво, обернулась оглушительной трагедией. Как же так вышло?

41K
134
107
1.4K
Топ-5 безбашенных воинов Средневековья

Знаете, говорят про некоторых «вообще отбитый»? И при этом у «отбитого» нередко вполне получается то, за что он берётся, — то ли благодаря, то ли вопреки лихости и отчаянности. Вот о таких «отбитых» средневековых воинах, вошедших в легенды, мы и поговорим.

39K
74
17
875
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

288K
130
95
897
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

155K
41
14
81
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

140K
76
55
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

134K
102
25
869
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

110K
51
10
274
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

106K
58
34
457
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

103K
104
29
742
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

101K
12
4
276
Кто такие гренадеры: могучие великаны военной истории

Многие почему-то зовут их гренадёрами. Это ошибка, но возможно, в таком наименовании подсознательно отразилась сама суть этого рода войск. Ведь гренадеры всегда были не прочь надрать пятую точку любому противнику.

86K
47
8
358