Strategic Mind: Blitzkrieg — запретить нельзя разрешить

Немного об игре

Жанр компьютерных варгеймов обычно находится вне области интереса массового игрока. Это сложные и комплексные игры про различные военные конфликты — как вымышленные, так и исторические. И самый популярный период у разработчиков этих игр, конечно же, Вторая мировая война. Только за последние годы подобных варгеймов вышло минимум несколько десятков и, на первый взгляд, Strategic Mind: Blitzkrieg (далее я буду называть его кратко — SM:B) ничем особым не выделялся.

SM:B от коллег по жанру почти не отличается. Вот вам гора юнитов, вот карта, поделённая на гексы, и задания. Чем меньшее количество ходов вам потребуется, чтобы победить, — тем лучше

Студия-разработчик Starni Games уже имела опыт разработки варгеймов. Новый продукт в этом жанре сразу планировался как развитие идей предыдущих студийных игр, которые в свою очередь были развитием классики — старого доброго Panzer General. Предлагаемый этой старой игрой геймплей даже по меркам жанра достаточно простой — двигаем юниты, обозначающие крупные подразделения войск, по гексагональной карте в походовом режиме и ограниченными силами громим превосходящих противников. Количество жизней у юнита, по сути, обозначает его численность: чем он сильнее повреждён, тем хуже сражается. Между миссиями на заработанные очки нанимаем новые войска, модернизируем старые и восполняем потери. И всё это в рамках длительной исторической кампании, обычно посвящённой целому театру военных действий.

За внешней простотой скрываются достаточно сложные и глубокие внутренние механики, провоцирующие искать новые тактики и решения.

Классический Panzer General выглядит уже неказисто, но играть в него интересно даже сейчас

Клонов Panzer General до сих пор выпускается огромное множество, и причина этого ясна. Делать такие игры — не особо дорого и сложно, а любители жанра с радостью покупают всё новые и новые творения, даже если они не дотягивают по качеству до прародителя. И тут Starni Games не показали чего-то нового и необычного.

По сути SM:B — это всё те же Panzer General с не самыми значительными новшествами. Появилась популярная в наше время механика снабжения — если окружить юнит противника или захватить склады, с которых его снабжают, то он значительно теряет в боевой силе. Крупные юниты вроде кораблей имеют не общую полоску здоровья, а разделены на различные отсеки, что не даёт серьёзной разницы.

Скриншот из игры Panzer Corps 2 — одного из лучших продолжателей дела Panzer General. При более простой графике она куда лаконичнее, а главное, информативнее, чем яркое 3D от SM:B

От схожих игр SM:B отличает неплохая, но аляповатая трёхмерная графика, что обычно редкость для жанра. Перечислять другие мелкие изменения нет особого смысла — в любом случае ничего радикально нового для подобных варгеймов в Starni Games не изобрели. И тут бы разговор можно было спокойно закончить, но у игры есть ещё одно важное отличие — разработчики решили сделать ставку на сюжет. И тут-то всё и завертелось…

Если смотреть близко, то с графикой у SM:B очень хорошо, но при обычном взгляде сверху всё размывается и, самое главное, очень сложно определить, где и какой юнит находится. Пехоту в городах, например, не видно совсем

Немного о скандале

Обычно в клонах Panzer General сюжета практически нет. Игрок просто проходит ряд исторических (изредка не очень) операций, и максимум, что ему дают, — это ролик с кадрами хроники и историческую справку. Учитывая, что играть в варгеймах часто можно и за откровенно «плохие» стороны, такой подход понятен.

Игрок может вести в бой нацистов или афганских моджахедов, но ощущать принадлежность к ним не будет. Скорее он увидит перед собой интересную тактическую задачу, а не реальную историю. Но в SM:B поступили по другому.

Игрок берёт на себя роль не просто абстрактного командующего, а конкретной исторической личности — начальника Генерального штаба сухопутных войск Франца Гальдера. Между миссиями мы видим ролики, раскрывающие его взаимоотношения с руководством Третьего рейха и с подчинёнными. В ходе боёв постоянно происходят различные события, герои переговариваются друг с другом и даже с врагами.

Заставки в игре ужасны. Смотреть их просто больно

На первый взгляд, это идёт игре в плюс. Вместо обычной для подобных варгеймов ситуации — «в начале боя получил задачу захватить вон тот город и весь бой её и выполнял», — в SM:B обстановка на поле боя часто меняется, приходится адаптироваться к новым условиям и необычным заданиям. Но именно ставка на сюжет и привела к блокировке игры в России.

Кампания в SM:B — только за немцев, и при этом включает в себя элементы альтернативной истории. Это не новое решение — классический Panzer General тоже имел только немецкую кампанию, которая заканчивалась высадкой в США и взятием Вашингтона. В SM:B игрок «лишь» берёт Москву и Лондон. Заставка с немецким парадом в Москве и вызвала бурю возмущений.

Сложно сказать, хотели ли разработчики специально спровоцировать, показав этот момент в трейлере, или это было сделано без злого умысла. Но именно за этот момент и последовал запрет.

Тот самый ролик, из-за которого всё началось.

Захват Москвы — это лишь завершение второй трети игры. Потом игрок в лице Гальдера успеет разочароваться в нацистских лидерах, устроить гражданскую войну в рейхе, установить демократию и закончить войну, вернув всё завоёванное владельцам.

Да, альтернативная история, но явно не пронацистская: иногда наши авторы литературы про попаданцев писали куда более провокационные сюжеты — и ничего, никто их не запрещал. И Panzer General, где рейх просто всех побеждает, без всяких разговоров о демократии и мире, никто не запрещал.

Может показаться, что в таком случае запрет SM:B совсем не обоснован. Но всё не так просто.

Немного о генерале

Итак, игрока прямо сажают в шкуру немецкого генерал-полковника Франца Гальдера. Личность это реальная, и, чтобы понять, кто он такой, надо знать реальную историю.

Франц Гальдер в игре

С 1938 года он был начальником Генерального штаба Сухопутных войск и готовил все наступательные операции Третьего рейха. Вроде бы считал политику своей страны ошибочной, при этом приказы руководства выполнял чётко и эффективно, даже при всей их сомнительности. Прекрасно знал о холокосте и подобных преступлениях, но даже не думал им как-то препятствовать.

Из-за участия в заговоре против Гитлера его уволили с действительной военной службы, что, по сути, и помогло ему избежать наказания. После войны писал об утерянных победах и плохом фюрере, поучаствовал в создании бундесвера.

Франц Гальдер

Думаете, это хоть как-то отражено в игре? Конечно же нет!

Гальдер показан как идеальный генерал без единого недостатка. Он гений войны, он дорожит словом и выступает против любых нарушений правил ведения войны, держится максимально далеко от политики. Он заботится не только о своих солдатах и подчинённых, но даже к противникам относится с уважением, стремясь сохранить больше человеческих жизней по обе стороны фронта. Он спорит с Гитлером из-за советских пленных и делает всё, чтобы закончить войну скорейшим миром.

Настоящий идеальный генерал!

И в таких тонах показан весь вермахт. Да, нацисты, которые состоят в партии, плохие, тупые и злобные. А вот простые немецкие солдаты — все как один хорошие и к зверствам отношения не имеют. Думаю, пояснять, что это полный бред, не надо. Исторический миф о невиноватом вермахте давным-давно развеян. Немецкие солдаты совершили огромное количество преступлений и делали это по своей воле. Как и их генералы, что прямо отдавали преступные приказы.

Вместо этого в игре нам непрерывно показывают такую картину: виноваты только нацисты, а все остальные даже рук не запачкали. Из-за ставки на сюжет пихают всё это открыто, не стесняясь, и по итогу игра оставляет отвратительное послевкусие.

Надо ли за это запрещать? Вопрос непростой. Моё личное мнение — всё же нет: фильмов и книг с «невиноватым» немцами у нас в стране немало, и ничего. По крайней мере, если уж и запрещать, то стоило это делать за реальные прегрешения, а не по глупой причине «они немецкий парад на Красной площади показали!».

Пока я писал эту статью, Starni Games анонсировали новую игру в серии — Strategic Mind: Spectre of Communism, в которой игрок за Советский Союз примет участие в мировой революции на фоне Второй мировой войны. И остаётся лишь гадать, какие в этой игре выльют помои на СССР…

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий