Почему не взрывались аргентинские бомбы?

Как и любой сложный вопрос, «почему не взрывались аргентинские бомбы?» не имеет простого правильного ответа.

Простых неправильных — например, что бомбы у аргентинцев были ржавые, — можно выдать сколько угодно, но закавыка в том, что они всё-таки неправильные. Тем более что как раз бомбы у аргентинцев были вполне современные: американские осколочно-фугасные Mark-82 калибром 500 фунтов (227 кило).

Чтобы избежать тяжёлых потерь от британских истребителей и дальнобойных зенитных ракет, аргентинские пилоты прибегали к атакам на малой высоте. Боевые самолёты шли над самой водой, заставая британцев врасплох, и сбрасывали бомбы почти в упор. Потери — по сравнению с попытками атаковать на большой высоте — значительно снизились.

Но тут возникла неожиданная проблема. Используемые аргентинцами авиабомбы Mark-82 не были рассчитаны на такое применение. Они падали — и взрывались — слишком быстро. До того, как сбросивший бомбу самолёт отлетал на безопасное расстояние. А это означало, что он подвергался немаленькому риску пострадать от осколков собственной бомбы.

В принципе, для применения бомб Mark-82 с малой высоты предназначался навесной комплект Snake Eye (англ. «Змеиный Глаз»). Он представлял собой надеваемые на хвост бомбы раздвижные воздушные тормоза. После сброса Snake Eye раздвигался и замедлял падение бомбы, чтобы самолёт успел улететь. Но тут аргентинскую военную хунту подвела жадность: бомбы Mark-82 они купили, а вот комплекты Snake Eye к ним докупить жаба задушила.

Комплект Snake Eye свёрнутый/развёрнутый

Так что аргентинские пилоты были вынуждены летать на боевые задания с бомбами, которые вполне могли прикончить их самих.

Понятное дело, это никого не устраивало.

Малейший просчёт при бомбометании или сброс бомбы с чуть меньшей, чем надо, высоты, мог стать для пилота последней в жизни ошибкой.

Пытаясь решить проблему, аргентинцы не придумали ничего более умного, чем устанавливать механизм взведения взрывателей на максимальную задержку. Бомбы Mark-82 оснащались старомодным носовым взрывателем с «вертушкой» предохранителя на нем. Когда бомба сбрасывалась, вертушка раскручивалась набегающим потоком — и выкручивала предохранительный болт, тем самым взводя взрыватель.

Выставленные на максимальную задержку взрыватели позволили решить проблему безопасности. Если бомба падала слишком быстро, то взрыватель не успевал взвестись к моменту удара, и бомба не угрожала гибелью самолёту. Но… это же означало, что бомба может не успеть взвестись до попадания в цель.

Именно этот момент и стал причиной такой «невыразительной» работы аргентинских бомб при Фолклендах. Бомбы сбрасывались с предельно малой высоты, с предохранителем, выставленным на максимальную задержку. Малейшая ошибка при сбросе теперь приводила к тому, что взрыватель не успевал взвестись, поэтому бомба, даже поразив цель, не взрывалась. Неразорвавшаяся же бомба хотя и добавляла англичанам немало седых волос, особой опасности не представляла (хотя как минимум один фрегат британцы умудрились утопить, неудачно попытавшись разминировать засевшую в корпусе аргентинскую бомбу…).

В целом урок таков: жадность действительно хуже, чем холера, и погубит не только флибустьера, но и целый режим несостоявшихся Наполеонов. Будьте щедрыми, завоеватели!

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.В следующей статье серии читайте о том, почему у АК мушка на дуле >>

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий