itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Русский богатырь, прошедший две войны. Военные успехи бомбардировщиков «Илья Муромец»

Здоровенный, многомоторный, способен летать за сотни километров и швырять сотни кило бомб. Для начального периода Первой мировой такой самолёт — на уровне фантастики. Для всех, кроме русских, — единственных, кто вступил в войну со своим большим многомоторным бомбардировщиком.

/
7.2K
67
54
148

Здоровенный, многомоторный, способен летать за сотни километров и швырять сотни кило бомб. Для начального периода Первой мировой такой самолёт — на уровне фантастики. Для всех, кроме русских, — единственных, кто вступил в войну со своим большим многомоторным бомбардировщиком.

Первый массовый гигант

Конструктор Игорь Сикорский горел идеей больших многомоторных самолётов ещё за несколько лет до войны. Ему грезился мир комфортабельных воздушных левиафанов, крейсирующих на сотни и тысячи километров.

Первым таким творением Сикорского был «Гранд» — он же «Большой Русско-Балтийский», он же «Русский Витязь». Название машины менялось, как и количество моторов, которое после всех переделок возросло до четырёх. «Гранд» мог комфортабельно возить десяток человек — и в теории сотни килограммов бомб. Но до войны не дожил. В сентябре 1913-го самолёт погиб довольно экзотической смертью — его поразил мотор, сорвавшийся с пролетавшего мимо биплана.

Сикорский воспринял катастрофу как возможность создать такой же большой, но более совершенный аппарат. Точкой приложения сил стала кабина — не отдельная, как раньше, а составившая одно целое с фюзеляжем. Так родилась классическая схема большого бомбардировщика.

Новый гигант — тот самый «Илья Муромец» — имел четыре мотора и размах крыла в 30 метров. Чуточку меньше, чем у знаменитой   «Летающей крепости». Внутри, помимо рабочего места для пилотов, имелись комнатка для проявки фотографии и отсек для инструментов, а также туалет.

Русский богатырь, прошедший две войны. Военные успехи бомбардировщиков Илья Муромец

С последним нередко были связаны забавные случаи. Однажды «Илья Муромец» уподобился столичному голубю.

Штабс-капитан Бродович начал пользоваться уборной где-то над полями, а закончил, к немалому своему удивлению, над крышами Петербурга.

О чём ему ещё долго с хохотом припоминали.

Правда, мощные (140-220 «лошадей») моторы были иностранными. Это всегда ограничивало количество доступных самолётов. Было построено всего 76 штук. Зато добраться до двигателей можно было прямо в полёте.

«Муромец» чуть не стал истребителем германских дирижаблей. Специально для этой цели Сикорский занимался опытами по оборудованию машины 37-мм пушкой. Но она получилась не особенно удобной — большой разлёт, малый боекомплект, а весило всё это изрядно.

«Так не доставайся же ты никому!»

Первый «Муромец» был продан государству в июле 1914 года. Покупателем стала не армия, а флот — к самолёту присобачили здоровенные поплавки, превратив его в гидроплан.

Русский богатырь, прошедший две войны. Военные успехи бомбардировщиков Илья Муромец

В целом моряки не разочаровали.

Уже несколько дней спустя было поставлено два рекорда: по скорости — и по нелепости потери «Ильи Муромца».

У гидроплана забарахлили двигатели, и он сел на воду в районе острова Эзель, у эстонских берегов. Затем экипаж увидел какие-то суда. Было решено, что это немецкие миноносцы, — и «Муромец» тут же сожгли.

Чуть погодя, правда, оказалось, что противником и не пахло, но менять решение было уже поздно.

Русские бомбы и французские стрелы

Из-за проволочек с моторами, производством и относительно частой аварийностью «муромцы» приступили к боевой работе только в феврале 1915 года. Самой популярной целью были узловые железнодорожные станции — хорошая неподвижная цель для самолёта.

Удачные рейды заканчивались феерически. Как, например, налёт на Пржеворск в июне 1915-го. Тогда точное попадание отправило на воздух немецкий состав, перевозивший 30 тысяч артиллерийских снарядов.

Угостить неприятеля было чем: по-разному комбинируя полезную нагрузку, на «Муромец» можно было брать 300-500 кг бомб, что для 1915 года было совсем не мало.

Размещение бомб в фюзеляже Илья Муромца
Размещение бомб в фюзеляже «Илья Муромца»

Помимо бомб, использовались стрелы — французские или отечественные копии. Средство это было отнюдь не бесполезное: контейнер на 500 штук довольно плотно засеивал пространство 100×200 метров.

Всего за войну 40 «муромцев» совершили 300 боевых вылетов и сбросили на противника чуть меньше 50 тонн бомб. Вылетов могло быть больше, но мешали две вещи — высокая аварийность при посадках и зависимость от дефицитных моторов. За последними стояли очереди из экипажей и велись грандиозные баталии под ковром.

Польские приключения

Февральский хаос отразился и на «муромцах»: рядовой и унтер-офицерский аэродромный персонал заговорил о своих правах и лётная работа окончательно встала. Это, впрочем, было только началом.

Оставаться в такой обстановке на месте дислокации в Виннице было небезопасно — или нижние чины что учудят, или противник прорвёт позиции. Поэтому некоторые улетали вглубь страны. Как, например, «богатырь» под командованием Иосифа Башко.

Перелёт стартовал в феврале 1918-го. Вначале хотели лететь в Смоленск, но из-за погоды пришлось сесть под Бобруйском. «Муромец» достался полякам, а командира зачислили в польскую авиацию.

До мая там жилось относительно неплохо, но тут поляки собрались разоружаться перед немцами. Четырёхмоторного красавца они, правда, решили уничтожить.

Этого Башко вынести не мог.

Русский богатырь, прошедший две войны. Военные успехи бомбардировщиков Илья Муромец

Подбив польский экипаж бежать в Россию, он дождался удобного случая и улетел. Правда, добраться удалось лишь до Смоленщины — отказали моторы и при посадке самолёт разбился. В каком-то смысле Башко добился своего, ведь именно сюда он и планировал лететь до того, как попал в лапы поляков. Он, кстати, выжил. Летал в Гражданскую за красных, потом уехал в Латвию, дослужился там до генерала и дожил до 1946 года.

Собачка генерала Туркула

Оставшиеся «муромцы» достались украинцам. Те так и не смогли приспособить их к какому-нибудь внятному делу. Потом «богатырей» отобрали захватившие Киев красные, которые и увезли пережившие пожары и плохое хранение машины в Москву в начале 1919 года.

Поняв, что на остатках далеко не уедешь, они возобновили достройку заложенных ранее самолётов. Вскоре у большевиков имелось небольшое, но боеспособное соединение «муромцев».

С применением, правда, были проблемы. Отлично понимая переменчивость гражданской войны, красные не спешили доверять «муромцы» кому попало. Тот же Башко, например, — отличный профессионал. Но вчера он убежал от поляков, а сегодня убежит ещё раз. Требовались надёжные лётчики-коммунисты.

Найдя таковых, красные тут же пустили «муромцев» в дело. Первый боевой вылет состоялся в августе 1919-го — самолёт пытался уничтожить белый бронепоезд. Безуспешно, — зато удалось повредить пути.

В сентябре «муромцы» активно работали против конницы Мамантова, внося лепту в борьбу с самым результативным рейдом белых за всю войну. А год спустя, в сентябре 1920-го, нашли свою самую необычную жертву — бульдога генерала Туркула по кличке Пальма, которым тот любил травить пленных комиссаров.

Русский богатырь, прошедший две войны. Военные успехи бомбардировщиков Илья Муромец

Мирное небо

Война шла к концу. Большевики уже думали о восстановлении доставшейся им страны. «Муромцам» предстояло внести свой вклад — уже в мае 1921-го один из них принялся возить пассажиров и почту.

Предприятие это, правда, было не для слабонервных: активная эксплуатация и конструкция, созданная на заре тяжёлой авиации, давали о себе знать. Почти в каждом полёте что-то ломалось — и пилотам, и пассажирам предстояло пережить немало неприятных минут. Поэтому рейсов было немного — всего чуть больше 40 штук.

Последний полёт самолёт типа «Илья Муромец» совершил над подмосковным Серпуховом в 1923 году. Пионеру тяжёлой авиации настало время освобождать небо наследникам — куда более молодым и совершенным конструкциям.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Бурная пенсия самолётов Второй мировой

Вторая мировая стала причиной мощного рывка в развитии военной техники, а «холодная война» только подстегнула перевооружение. Однако кое-кто из участников Второй мировой воевал и десятилетия спустя. Давайте вспомним этих боевых пенсионеров.

22K
28
5
221
Тест: Узнаёте ли вы самолёты Су-27?

Семейство Су-27 — пожалуй, самое удачное произведение современного российского авиапрома. Многочисленные его представители летают по всему миру, и знать их всех «в лицо» не так-то просто. WARHEAD предлагает знатокам проверить, узнают ли они все звёзды в созвездии «двадцать седьмых».

18K
0
0
171
Британские фантазии: самолёты-экранопланы и стелс-тримараны

Заглянуть в будущее — задача не самая простая. А в будущее авиации — тем более. Но в Англии на рубеже столетий появилась фирма АвПро, которая этим как раз и занималась — разрабатывала проекты перспективных самолётов будущего. Что из этого вышло — сейчас расскажем.

6.2K
15
6
45
Самолёт-шпион U-2 стал узлом для цифрового поля боя

Из шпионов — в роутеры. Знаменитый самолёт-разведчик U-2 времён холодной войны научили собирать информацию, полученную истребителями F-35, и передавать её всем участникам боя, формируя единую картину происходящего.

3.5K
26
4
40
Истребитель МиГ-31 успешно сел, несмотря на поломку шасси

Суровые уральские лётчики настолько суровы, что им даже шасси для посадки не нужны. В Пермском крае экипаж успешно и без повреждений приземлил МиГ-31, у которого разрушилось одно из колёс.

3.3K
25
13
27
Интересные судьбы списанных самолётов, или Жизнь после жизни

Судьба самолёта в современном мире достаточно проста: работа на износ, устаревание, поход по рукам и в итоге — разбор на металл. Но некоторые из летательных аппаратов умудряются выживать даже после списания, а сага об их приключениях вполне достойна экранизации.

6.1K
52
14
183
Как посадить F-15 на одном крыле, или Столкновение самолётов над пустыней Негев

В начале мая 1983 года в ходе учебного воздушного боя столкнулись «Скайхок» и F-15 ВВС Израиля. Последующие события стали одной из самых знаменитых аварийных посадок в истории военной авиации. Как это было?

8.3K
59
49
118
Российские бомбардировщики побили мировой рекорд дальности полёта

Сверхзвуковой бомбардировщик Ту-160 прибавил к внушительному списку своих рекордов ещё один. Точнее — обновил, поскольку предыдущий в этой категории принадлежал ему же. Два Ту-160 совершили перелёт самой большой дальности и продолжительности полёта для самолётов своего класса.

2.8K
32
25
277
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

29K
31
6
1
Спецслужбы и яды ХХ века: как КГБ и ЦРУ травили врагов

Политические отравления в обыденном сознании связаны с древностью. Борджиа и их современники по Ренессансу вовсю травили окружающих — но со временем это вышло из моды и приличий. Однако ХХ век с его научными открытиями, тайными играми разведок и жёсткими политическими противостояниями стал временем возрождения искусства отравления.

129K
75
58
530
Азербайджанский эксперт — о войне и мире в Нагорном Карабахе

Сегодня президент Азербайджана Ильхам Алиев написал в Твиттере о взятии под контроль города Джебраил (Мехакаван) и нескольких сел, прилегающих к Нагорному Карабаху. Армянская сторона не подтверждает это заявление и сообщает о гибели мирных жителей под обстрелами в городах Шуша и Степанакерт.

79K
48
124
132
Правда ли? Эсэсовцы массово воевали во французском Иностранном легионе

Французский Иностранный легион имел германский акцент с первых дней: король Луи-Филипп создал его в 1831 году из наёмных немецких и швейцарских полков. Непростое, но массовое присутствие немцев в Легионе продлилось полтора века — его не прекратили ни мировые войны, ни взаимная ненависть французов и немцев.

87K
99
20
336
Зенитная самоходка «Деривация»: отличная новинка — или полный провал?

В последние годы российский ВПК показал большое количество новых образцов военной техники. Многие из них вызывают критику — и часто справедливую. Но порой ругают проекты, которые этого не заслуживают. Один из подобных примеров — новая ЗСУ «Деривация». Давайте разберёмся подробно.

51K
68
90
114
Чёрные и белые мифы о ленд-лизе: в трёх соснах

Вторая мировая война — и ленд-лиз. А можно ли было вообще без него? Здесь не будет срывания покровов и погружения в нюансы, но большинство спорщиков о ленд-лизе обычно блуждают именно в этих трёх соснах.

48K
144
445
884
В лучах чужой славы: липовые ветераны

Эти люди появляются практически на каждом крупном мероприятии, посвящённом Великой Отечественной войне. Они получают свою толику славы, почёта и уважения, зачастую проникая туда, куда «простым смертным» путь оказывается заказан. Они попадают на страницы печатных изданий, в статьи, телепередачи, открытки, картины. Это — липовые ветераны.

48K
131
134
6.1K
Вагенбург против рыцарской конницы: рождение и гибель тактики

Все знают, что такое вагенбург. Все знают, что эта тактика сложилась в ходе Гуситских войн. Однако мало кто скажет, какие у этого явления были предпосылки, как развивалась тактика, кто её перенял и как же побеждали противника, засевшего в импровизированной крепости. Об этом мы и расскажем.

46K
80
69
513
«Блажен, кто воздаст тебе»: штурм Грозного 1999–2000 года

Кошмарный штурм Грозного в 1994–1995 годах не стал последним бедствием этого города. Тяжёлые бои за Грозный шли в марте 1996 года, летом 1996 российская армия снова понесла огромные потери в уличных боях — и это сражение стало финалом первой войны в Чечне. Однако злополучному городу предстояло превратиться в поле большой битвы ещё раз.

47K
161
90
896
Тяжёлый и тупой: 5 «школьных» заблуждений о европейских средневековых мечах

Мало какое оружие овеяно таким количеством мифов, как меч. Оружие рыцаря, оружие кары, оружие короля… превратилось в оружие дезинформаторов и лжецов в наше время. Обнажим же наши мечи в борьбе с заблуждениями!

42K
112
264
664
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

337K
150
100
897
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

170K
72
12
274
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

170K
45
14
81
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

145K
80
59
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

137K
105
27
869
Спецслужбы и яды ХХ века: как КГБ и ЦРУ травили врагов

Политические отравления в обыденном сознании связаны с древностью. Борджиа и их современники по Ренессансу вовсю травили окружающих — но со временем это вышло из моды и приличий. Однако ХХ век с его научными открытиями, тайными играми разведок и жёсткими политическими противостояниями стал временем возрождения искусства отравления.

129K
75
58
530
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

113K
64
34
457
Азербайджанский эксперт — о войне и мире в Нагорном Карабахе

Сегодня президент Азербайджана Ильхам Алиев написал в Твиттере о взятии под контроль города Джебраил (Мехакаван) и нескольких сел, прилегающих к Нагорному Карабаху. Армянская сторона не подтверждает это заявление и сообщает о гибели мирных жителей под обстрелами в городах Шуша и Степанакерт.

79K
48
124
132
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

105K
13
5
276
WARBLOGS