Два стула для Голливуда: выбор между цензурой и прибылями

Кино — мощный инструмент пропаганды, оно формирует общественное мнение и создаёт картину мира у зрителей. Одновременно кино — очень прибыльный бизнес. И желание заработать нередко встаёт на пути политкорректности. Американский сенатор Тед Круз предлагает законопроект, который с типичной американской любовью к смачным аббревиатурам назван SCRIPT («сценарий»), что расшифровывается как Stopping Censorship, Restoring Integrity, and Protecting Talkies («Остановим цензуру, восстановим честность, защитим кинематограф»). Самый смак названия в том, что истине оно соответствует примерно никак, поскольку SCRIPT предлагает не отменить цензуру, а поменять «плохую и неправильную» коммунистическую цензуру Китая на хорошую, полезную и стопроцентно демократическую цензуру США.

Если точнее, законопроект предлагает лишать любой государственной поддержки те американские киностудии, которые вносят в свои фильмы изменения ради китайского рынка. А такие изменения в последние годы — практика распространённая. Китай — это огромная аудитория, которая, как и весь остальной мир, любит смотреть голливудские фильмы. И прибыль эта аудитория приносит не менее огромную — вполне пропорционально своей численности. Более того, некоторые фильмы, провалившиеся в западном прокате, «отбились» именно за счёт китайского рынка — например, «Варкрафт» (экранизация культовой компьютерной стратегии). Неудивительно, что киношники всеми силами стараются не помещать в свои произведения ничего, что могло бы дать повод запретить их в Китае. Ремейк «Красного рассвета», выпущенный в 2012 году (в нашем прокате шёл под названием «Неуловимые»), переписали, заменив китайское вторжение на северокорейское. В готовящемся продолжении культового фильма «Топ Ган» с куртки главного героя убрали флаг Тайваня — Китай не признаёт его независимости и очень не любит, когда кто-то говорит о Тайване как об отдельном государственном образовании.

Такой «прогиб» под идеологического и политического противника американским властям, естественно, не нравится. И угроза лишить киношников помощи правительства (в первую очередь министерства обороны) — не игрушки. Американские военные оказали Голливуду большую помощь в съёмках многих фильмов (всего более восьми сотен с 1917 года). Это и предоставление консультантов, и недорогая массовка для боевых сцен, и настоящая боевая техника. Без помощи Пентагона такие блокбастеры, как «Железный человек» и «Трансформеры» выглядели бы куда скромнее и обошлись бы создателям заметно дороже. Это не говоря уже о непосредственно военных фильмах — таких, как   «Падение „Чёрного ястреба“».

Пока не очень понятно, чего ожидать от назревающего противостояния. Разве что разделения голливудских студий на «патриотические» и «оппозиционные». Первые будут снимать кино про бравых американских военных, несущих свет свободы и демократии, а вторые продолжат вырезать неприятные для красной заокеанской панды моменты из своих лент. Впрочем, и те и другие всё равно будут гнуть свою линию исключительно ради повышения прибыли. Политика политикой, а бизнес есть бизнес.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий